Витковский Иван Петрович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Витковский Иван Петрович

И.П.Витковский

Родился 9 Октября 1914 года в селе Боровка, ныне Могилёв - Подольского района Винницкой области, в семье рабочего. Окончил среднюю школу, 3 курса механико - технологического техникума и рабфак. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Одесское военное авиационное училище лётчиков.

С Февраля 1943 года Лейтенант И. П. Витковский в действующей армии. Летал на Як-7Б, Як-9, Як-3. В составе 875-го  ( 66-го Гвардейского )  истребительного авиационного полка сражался на Северо - Западном, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 1-м и 3-м Белорусских фронтах.

К Сентябрю 1944 года командир эскадрильи 66-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт )  Гвардии майор И. П. Витковский совершил 112 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника.

23 Февраля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 357 боевых вылетов, в 148 воздушных боях сбил 22 самолёта.

До 1950 года Гвардии подполковник И. П. Витковский продолжал службу в ВВС. В 1959 году окончил Киевский государственный университет. Последние годы жил в Киеве, работал директором средней школы. Умер 23 Сентября 1996 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Иван Петрович Витковский - один из лучших воздушных бойцов 1-го Гвардейского Минского Краснознамённого истребительного авиационного корпуса, начав войну командиром звена закончил её командиром полка, имея на своём счету 22 воздушные победы. Вот лишь некоторые боевые эпизоды с его участием.

Летом 1943 года, в ходе ожесточённых боев за город Болхов, активно действовала советская авиация. Несмотря на сложные метеорологические условия, соединения 1-й и 15-й Воздушных армий подавляли артиллерийско - минометные батареи на огневых позициях, уничтожали живую силу, танки и различную технику противника на направлениях главного удара наших войск. Только 26 Июля штурмовики и бомбардировщики 1-й Воздушной армии произвели около 400 самолёто - вылетов и уничтожили и повредили 25 танков, 5 артиллерийских батарей и много автомашин врага.

Советские истребители вели напряжённые бои с авиацией противника, надёжно прикрывая главные группировки наших войск от ударов вражеских бомбардировщиков. При выполнении этой задачи наши лётчики показали высокое умение и мастерство. 22 Июля 1943 года группа истребителей в составе 4 Як-7Б ( ведущий Старший лейтенант И. П. Витковский ) вылетела на прикрытие войск в районе Золотарево - Черемисово. Заметив большую группу вражеских бомбардировщиков, наши лётчики внезапно, со стороны солнца, атаковали их и сбили два Ju-87. В это время со станции наведения было приказано группе Витковского следовать в район Карпово и атаковать бомбардировщики противника, наносившие удары по нашим войскам. Врезавшись в группу вражеских самолётов, советские истребители сбили ещё 3 машины ( 2 Ju-88 и 1 Ju-87 ), не потеряв ни одного своего самолёта.

Осенью 1943 года, закончив переформирование своих частей, 1-й истребительный авиакорпус приступил к выполнению боевой задачи по прикрытию наземных войск и штурмовой авиации, ведению воздушной разведки.

10 Ноября 1943 года лётчики 66-го Гвардейского истребительного авиаполка произвели первый вылет на прикрытие своих наступающих войск, провели первый воздушный бой и открыли счёт сбитым немецким самолётам на 2-м Прибалтийском фронте.

В тот день восьмёрка истребителей Як-9, ведомая командиром эскадрильи Гвардии старшим лейтенантом И. А. Ильченко, прикрывая войска, патрулировала над полем боя на 200 метров ниже облаков. В это же время в район патрулирования пришла и шестёрка FW-190. Вражеские истребители, маскируясь, шли под самой кромкой облаков. Заметив нашу группу, враг немедленно использовал своё тактическое преимущество и атаковал парами с разных направлений звено Гвардии старшего лейтенанта Ильченко.

Командир эскадрильи разгадал замысел противника. Он попарно развернул свою группу навстречу врагу и пошёл в лобовую атаку. Немцы отвернули в разные сторны и повторили атаку на звено Гвардии старшего лейтенанта И. П. Витковского. Завязался воздушный бой. Ведущий второй пары этого звена Гвардии младший лейтенант В. Г. Шмагайло в паре с ведомым атаковал двух FW-190 и, зайдя одному из них в хвост, с короткой дистанции сбил его.

Як-9
Як-9 Гвардейского авиационного полка.

Увлекшись атакой, Шмагайло и его ведомый вовремя не заметили, как вторая пара FW-190 атаковала их самих. Самолёт Шмагайло получил повреждения, лётчик вынужден был выйти из боя. Остальные пилоты этого звена продолжали бой. Гвардии старший лейтенант Витковский сбил одного "Фоккера", но и сам был подбит и произвёл вынужденную посадку на своей территории.

Первый воздушный бой, проведённый лётчиками после некоторого перерыва, был организован не лучшим образом. Но, несмотря на это, в итоге боя наши лётчики сбили два FW-190. С этого боевого задания не вернулся Гвардии младший лейтенант Г. А. Орехов, и два наших самолёта были повреждены.

29 Июля 1944 года командир эскадрильи 66-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии майор И. П. Витковский в воздушном бою в лобовой атаке совершил таран. Ударом крыла уничтожил неприятельский самолёт, а свой повреждённый истребитель сумел приземлить на аэродром.

Отличился Витковский и в период осенних боёв 1944 года на Рижском направлении. В те дни фронтовая печать широко освещала боевую работу наших лётчиков. Вот, например, что писала газета "Вперёд, на врага" 23 Сентября 1944 года:

"В течение одного дня истребители - гвардейцы провели 32 воздушных боя. Беспрерывно патрулируя над нашими наземными войсками, они смело навязывали противнику бой, очищали небо над полем сражения от врага. В этот день особенно отличились группы, возглавляемые Гвардии майором А. В. Пашкевичем и И. П. Витковским. Группа Пашкевича только в одном бою сбила 11 самолётов FW-190, а группа Витковского - 7".

Но не все воздушные бои заканчивались в пользу наших лётчиков. На войне каждая сторона стремится нанести как можно больше потерь своему противнику, поэтому и успехи были переменными. Так, 10 Октября 1944 года 66-й Гвардейский авиаполк постигла неудача - не вернулся с боевого задания штурман полка Гвардии майор Иван Константинович Головатюк, имевший к тому времени 15 воздушных побед.

В тот день группа из шести Як-3, ведомая Гвардии майором И. П. Витковским, прикрывая войска в районе Горджа - Давилен, на высоте 4000 метров встретила шестёрку FW-190. Витковский, находясь со своей группой выше "Фоккеров", атаковал их сзади сверху. С первой же атаки он сбил один FW-190. Головатюк почему - то вёл бой на пониженной скорости. "Фоккеры" использовали это и атаковали его. Головатюк не смог вовремя произвести нужный маневр, и его самолёт был подбит, после чего свалился в штопор.

И.П.Витковский

Лётчики видели, как пилот вскоре вывел машину из штопора и повёл на свою территорию со снижением. Враг попытался добить повреждённый "Як", но Гвардии лейтенант В. Г. Шмагайло атаковал FW-190 и сбил его. Что случилось потом со штурманом полка, никто из группы не видел. На аэродром Головатюк не вернулся. Так и осталась неизвестной судьба этого прекрасного лётчика, отважного воздушного бойца.

В середине Апреля 1945 года дивизии 1-го ГвИАК перебазировались на передовые аэродромы. При этом перелёте неожиданно погиб командир 66-го Гвардейского Виленского Краснознамённого, ордена Суворова 3-й степени истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Г. А. Пустовойт. Полк возглавил бывший штурман этого полка Герой Советского Союза Гвардии майор И. П. Витковский.

К концу войны Иван Петрович произвёл 357 успешных боевых вылетов, в 148 воздушных боях сбил 22 вражеских самолёта.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 21 личную победу. ]

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора И. П. Витковского:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
113.07.1943 г.1  FW-190Архангельское - СетухаЯк-7, Як-9, Як-3.
220.07.1943 г.1  FW-190р-н Малоархангельска
322.07.1943 г.1  Ju-88Подчерное - Хитрово
404.08.1943 г.1  FW-190Беднота - Нарышкино
510.11.1943 г.2  FW-190Жидки - Апанаеенки - Смольно
610.03.1944 г.1  Ме-109Магерово
71  Ме-109Погодица - Кострица
829.06.1944 г.2  Ju-87Погодица
91  Ме-109Погодица - Кострица
1018.08.1944 г.1  FW-190зап. Жагаре
1123.08.1944 г.1  FW-190зап. Жагаре
121  FW-190Джуксте
1325.08.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Ауце
1428.08.1944 г.1  FW-190зап. Ауце
1515.09.1944 г.1  FW-190сев. - вост. Иецава
161  FW-190Юрды
1724.09.1944 г.1  FW-190Слампе
1810.10.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Давилен
1930.10.1944 г.1  FW-190Сэтоне - Бача

       Всего сбитых самолётов - 21 + 0;  боевых вылетов - 357;   воздушных боёв - 148.


Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz