КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Зеленин Иван Максимович |
Родился в 1913 году. До войны проживал в городе Астрахань. С 1942 года в рядах Красной Армии. С 14 января 1943 года младший лейтенант И. М. Зеленин в действующей армии. По август 1943 года служил в составе 581-го ИАП ( 55-го Гвардейского ИАП ), летал на "Яках". 22 декабря 1942 года награждён медалью "За оборону Сталинграда". С августа 1943 года по май 1945 года служил в 54-м Гвардейском ИАП, где летал на "Аэрокобрах". Всего выполнил 106 боевых вылетов. Проведя 36 воздушных боёв, сбил 15 самолётов противника лично и 6 в группе с товарищами. Награждён орденами: Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Красной Звезды; медалями. В начале июля 1943 года в 1-ю Гвардейскую Сталинградскую ИАД и 273-ю ИАД ( 6-й ИАК, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт ) поступили для войсковых испытаний 34 новых истребителя Як-9Т. К началу испытаний в 53-м Гвардейском Сталинградском ИАП было 2 Як-9Т, в 54-м Гвардейском Керченском ИАП - 8 Як-9Т и 55-м Гвардейском Харьковском ИАП - 2 Як-9Т. Все они входили в 1-ю Гвардейскую Сталинградскую ИАД. В 273-ю ИАД входили 157-й, 163-й и 347-й ИАП. В них числилось соответственно 6 и по 8 Як-9Т. Все 34 самолёта, участвовавших в войсковых испытаниях, базировались на различных аэродромах, находившихся друг от друга на расстоянии до 100 км. В ходе испытаний самолеты нередко переходили из одного полка в другой. Основным истребителем, применявшимся противником на Центральном фронте, был тогда FW-190, количество которых в группе доходило порой до 30. Воздушные бои с ними проходили на различных высотах, как на встречных, та и на преследующих курсах. Читая отчёт о результатах войсковых испытаний Як-9Т, чаще других упоминается молодой и очень инициативный лётчик Иван Зеленин. 7 июля лейтенант Зеленин, выбивая с хвоста ведущего своей группы FW-190 с превышением 500 метров, атаковал врага на дистанции 25 метров и сбил его. Спустя месяц этот же лётчик встретился с FW-190 на встречных курсах. "Фоккер" сделал полупереворот и стал заходить в хвост "Яка". Видя это, Зеленин отвернул влево со снижением и скольжением, но пилот FW-190, сблизившись на дистанцию 50 метров, начал стрелять. Огненные трассы прошли в 15 метрах от "Яка". Зеленин разогнал свой Як-9Т со снижением, и "Фоккер" отстал. Затем наш лётчик выполнил полупереворот, но, оказавшись ниже FW-190, энергично сделал горку, набрав 500 метров высоты. Сблизившись на дистанцию около 400 метров, лётчик дал прицельную очередь из УБС, но FW-190, имея преимущество в скорости, ушёл вверх. 2 августа лейтенант Яшин на лобовой атаке сбил FW-190. В тот день группа из 4 FW-190 идя в лобовую атаку, открыла огонь на дистанции 800 - 600 метров, Яшин же, выбрав момент, открыл огонь с вдвое меньшего расстояния. Когда "Фоккеры" стали отворачивать, Яшин дал 4 очереди из 37-мм орудия по 4 - 5 снарядов, один из которых и попал в FW-190. Большинство истребителей противника были сбиты сзади: сверху и сбоку, на дистанциях 25 - 400 метров очередями по 3 - 5 снарядов. Истребители противника ходили парами или четвёрками эшелонированно на высотах от 500 до 5000 метров. В ходе боя эти группы наращивались. Излюбленными у пилотов FW-190 были атаки сверху с солнечной стороны. Проведя одну - две атаки, они уходили вверх, откуда выискивали отставших или выходивших из боя наших истребителей. Пилоты FW-190 чаще всего вели бои на вертикалях, что было невыгодно нашим лётчикам из-за меньшей скороподъёмности Як-9Т. На виражах, особенно правом, Як-9Т легко заходил врагу в хвост, а на пикировании догонял его. Лобовые атаки со стрельбой из 37-мм пушки пилоты FW-190 не выдерживали, уклоняясь от боя. Выход "Яка" из боя происходил путём разворота со скольжением. Отмечались случаи, когда преследуемые FW-190 при резком вводе в правый вираж срывались в штопор. Очень эффективны были удары Як-9Т против бомбардировщиков противника. И опять в сводках упоминается имя Зеленина: "6 июля 1943 года Гвардии лейтенант Зеленин, воспользовавшись тем, что стрелки были заняты боем с другими истребителями, зашёл в хвост самолёту Ю-87 и с дистанции 300 - 400 метров под ракурсом 0/4 с трёх снарядов сбил его... В тот же день Зеленин в группе наших истребителей на одной высоте при встречных курсах и ракурсе 0/4 атаковал ведущего 6 самолётов Ме-110 и сбил его..." Третьим самолётом, сбитым Зелениным в тот день, стал разведчик Ju-88, упавший в районе Хлебтово. 9 июля 1943 года командир 55-го Гвардейского ИАП Гвардии майор В. И. Шишкин подписал наградной лист на представление лётчика к званию Героя Советского Союза. В документе указывается: "За период c 5 по 9 июля 1943 года боевой работы на Центральном фронте Орловской операции тов. Зеленин произвёл 17 боевых вылетов, при этом провёл 15 воздушных боёв, в которых уничтожил 8 самолётов противника, из них: ФВ-190 - 2, Ме-110 - 3, Ю-88 - 2, Не-111 - 1 в паре. Тов. Зеленин в бою ведёт себя стойко и хладнокровно, своим бестрашием увлекает в бой боевых товарищей, всегда идёт на помощь и выручку своих товарищей. За проявленный героизм по уничтожению немецко - фашистских захватчиков, тов. Зеленин представляется к высшей Правительственной награде, присвоения звания ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА"." Данное представление было одобрено командиром 1-й Гвардейской ИАД. Однако командующий 16-й Воздушной армии генерал - лейтенант Руденко внёс в документ свои коррективы - наградить орденом Красного Знамени... С августа 1943 года Гвардии лейтенант И. М. Зеленин сражался в составе уже 54-го Гвардейского Керченского ИАП, летая на американской "Аэрокобре". К концу войны Гвардии старший лейтенант И. М. Зеленин выполнил 106 боевых вылетов. Проведя 36 воздушных боёв, сбил 15 самолётов противника лично и 6 в группе с товарищами. Список всех известных побед старшего
лейтенанта И. М. Зеленина:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |