КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Амелин Алексей Степанович |
Алексей Амелин родился 12 Марта 1921 года в деревне Астапово, ныне Луховицкого района Московской области, в семье крестьян. Учился в Московском авиационном техникуме. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Мелитопольскую военную авиационную школу штурманов, а на следующий год - Чугуевскую военную школу лётчиков. До Ноября 1942 года сержант А. С. Амелин работал там же лётчиком - инструктором. Затем, в составе группы пилотов ( вместе с Иваном Кожедубом ) был отправлен в запасной авиаполк для переучивания на самолёт Ла-5. Осенью 1942 года лётчики - инструкторы вошли в состав 240-го авиаполка, однако боевое крещение они получили только в Марте 1943 года, а "университеты" войны проходили уже над Курской Дугой. О победе Амелина, одержанной 27 Апреля 1943 года, достаточно подробно написал в своих воспоминаниях трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб: "Получен приказ: срочно перелететь в район Танеевки, севернее Обояни, - ближе к северному фасу Курского выступа. Изучая карту боевых действий, я часто невольно переводил взгляд на родные места. Вот наш областной центр Сумы, вторично захваченный немцами, вот Шостка. Вступить бы там в воздушный бой... В Танеевку перебазировались вечером, а на восходе солнца я уже вылетел по приказу командира в штаб соседнего авиасоединения. Одновременно со мной поднялся в воздух и Лёня Амелин. Он прикрывал аэродром в паре со своим комэском - лётчиком Ямановым: барражировать в воздухе нам приходилось непрерывно. В низинах ещё лежал туман, в воздухе было спокойно. Я благополучно вернулся и застал весь аэродром в волнении. Оказалось, приземлился лётчик Яманов и рассказал, что Амелин атаковал "Юнкерса", погнался за ним и исчез из виду. Тревога на аэродроме росла. Но вот мы ещё издали заметили самолёт. Он приближался. Сомнений нет - это Лёня ! Техники волновались: ведь они с земли замечали, если с самолётом что - нибудь случалось. - Да у него с мотором неладно ! И скорость небольшая. Амелин начал заходить на посадку с убранными шасси. С КП ему передавали, чтобы он шёл на второй круг и выпустил шасси. Но ответа не было. Самолёт коснулся земли "брюхом". Мы бросились к месту приземления. Из кабины вылез улыбающийся, хоть и бледный, Амелин. - Что с тобой случилось ? - Да гонялся за фрицем. Опытный, матёрый волк мне попался. Он снял шлем, вытер взмокший лоб. Смотрю на него и глазам не верю. - Лёня, да ты поседел ! На висках моего сверстника появилась седина. Сколько он пережил, передумал за несколько минут воздушного боя ! Идя на КП докладывать, Лёня рассказывает нам обо всем случившемся. ...В воздухе было спокойно. И вдруг на земле появилась тень от самолёта. Лёня осмотрелся. Чуть в стороне, южнее аэродрома, с курсом на Орёл летел "Юнкерс-88". Лёня передал но радио ведущему: - Разведчик ! Атакую ! И, чтобы не упустить "Юнкерс", бросился в атаку. Это произошло так быстро, что ведущий опоздал и потерял Лёню из виду. Немецкий лётчик начал искусно маневрировать и уклоняться от атак. Стрелок открыл бешеный огонь. Амелин не отступил - зашёл в хвост самолёта. Противник сбросил бомбы с замедлением, очевидно рассчитывая, что машина Амелина попадёт в зону действия взрывной волны. В самом деле, взрывная волна встряхнула самолёт, отбросила в сторону. Амелин с трудом выровнял машину и ещё напористее стал преследовать врага. Противник пошёл на другую хитрость: направил свой самолёт на ветряную мельницу, очевидно надеясь, что Амелин сгоряча не заметит её и врежется. Но Лёня разгадал новую уловку врага. Он молниеносно рассчитал расстояние, и проскочил в стороне, осыпая "Юнкерс" огненными трассами. Вражеский стрелок замолчал: наверно, был убит. Немецкий самолёт направился к широкому и глубокому оврагу. Лёня погнался за ним. Истребитель Ла-5. На такой машине воевал Алексей Амелин весной - летом 1943 года. Впереди стеной возвышался противоположный край оврага. Казалось, "Юнкерс" вот - вот в него врежется. Но лётчик неожиданно резко вывел самолёт из оврага - пролетел "впритирку" к противоположному краю. Лёня успел дать по нему ещё очередь. И вдруг услышал треск, приглушённый шумом мотора. Сердце у него сжалось: что - то произошло с машиной. Самолет начал терять скорость. Мотор сильно трясло. Лёня понял: он винтом задел край оврага. "Юнкерс" исчез из виду. Амелину пришлось возвращаться на аэродром. Обидно было после такого напряжённого поединка упустить врага. Впрочем, Лёня был уверен, что улетит он недалеко и где - нибудь упадёт. - Я бы ему не дал уйти, да со мной беда случилась. Думал, в овраге себе могилу найду, когда зацепил винтом за край. Пришлось с землёй поцеловаться. Машину жаль... Он даже не договорил от огорчения. Но техники стали его успокаивать, обещая быстро ввести самолёт в строй. ...А в это время на КП пришло донесение, что "Юнкерс" упал, пролетев 8 километров на бреющем над оврагами. Экипаж взят в плен. Оказывается, немцы намеревались доставить в район Орла важные документы о взаимодействии немецких авиационных группировок. Попутно они выполняли разведку. Мы горячо поздравляли Амелина с победой". С конца 1943 года полк действовал на 2-м Украинском фронте, где Амелин командовал 1-й эскадрильей. Участвовал в тяжелейших боях за Днепр. К Июню 1944 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка ( 302-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Старший лейтенант А. С. Амелин совершил 216 боевых вылетов, провёл 70 воздушных боёв, в которых лично сбил 15 самолётов противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". С Ноября 1944 года сражался в составе 179-го Гвардейского истребительного авиационного полка. К концу войны Гвардии капитан Алексей Амелин совершил 298 боевых вылетов. Участвуя в 83 воздушных боях, уничтожил лично 17 вражеских самолётов. После окончания войны, до 1960 года, Полковник А. С. Амелин продолжал служить в ВВС. Затем, уволившись в запас, жил в Москве. Работал старшим диспетчером Внуковского аэропорта. Умер 24 Декабря 1981 года. За период службы награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( трижды ); медалями. Список известных побед Гвардии капитана
А. С. Амелина:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |