КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Балашов Георгий Сергеевич |
Георгий Балашов родился 1 Марта 1914 года в столице Черноземья - городе Воронеже. Отец его был рабочим на одном из местных предприятий. В Воронеже юноша закончил начальную школу, а затем поступил в школу ФЗУ ( фабрично - заводского ученичества ). После неё молодой выпускник отправился работать на завод - слесарем. "Правильное" по тем временам, пролетарское происхождение и рабочая специальность обещали ему вполне достойное существование, будущее членство в комсомоле и партии большевиков, множество других привилегий. Однако судьба воронежского слесаря Георгия Сергеевича Балашова сложилась иначе. Именно благодаря этому наша Родина получила ещё одного настоящего Героя, верой и правдой отстаивавшего её свободу "с оружием в руках". Поворотным в судьбе Георгия оказался 1936 год. Молодой человек оказался в рядах Вооружённых сил Советского Союза. Модное в 1930-х годах в СССР увлечение авиацией захватило и Балашова - он оказывается в Качинской военной авиационной школе летчиков. Данное учебное заведение находилось в Крыму. В 1939 году Балашов стал, наконец, дипломированным пилотом, отправившись проходить службу в одну из лётных частей Красной Армии. Великая Отечественная война застала его в рядах Вооружённых Сил, однако долгое время лётчик не принимал участие в боевых действиях. А начало войны было поистине прискорбной эпохой для страны... В те дни огромное количество машин и личного состава оказалось попросту уничтожено на аэродромах, ни разу не приняв участие в воздушном бою. Если же это всё-таки доводилось сделать, советские машины часто терпели жестокие поражения и в воздухе. Здесь сыграли роль сразу несколько факторов. Во-первых, как правило, многие боевые самолёты СССР проигрывали технике Люфтваффе чисто технически. Во-вторых, боевая выучка немецких лётчиков, как правило, превосходила подготовку пилотов Красной Армии. В-третьих, играла роль внезапность нападения, вызывавшая стихийные, неорганизованные действия Военно - Воздушных ( впрочем, как и всех остальных ) Сил СССР. Однако, впоследствии в воздухе соотношения сил между нашей страной и Германией стало выравниваться. Сказалась производственная база, давшая СССР новые образцы самолётов, переход к советскому командованию стратегической инициативы, подготовка на ускоренных курсах огромного количества новых пилотов. Именно такими "новобранцами" пришлось руководить Георгию Балашову. Его участие в войне относится только к её середине. Боевое крещение старшего лейтенана Балашова состоялось весной 1943 года, когда он совершил первый свой боевой вылет. С 7 апреля по 5 июня 1943 года сражался на Северо - Кавказском фронте, с 1 сентября 1943 года - на Южном фронте, позже - на 4-м Украинском фронте. Георгий Балашов воевал в должности командира эскадрильи практически всю войну. Однако, прославился не столько как грамотный руководитель и тактик, сколько как непревзойдённый "охотник" за вражескими самолётами. 2 мая 1943 года, при сопровождении 9 самолётов Пе-2 четвёркой Як-1, 5 истребителей противника Ме-109 пытались атаковать наших бомбардировщиков. Балашов стремительной атакой зашёл в хвост одному из Ме-109 и после первой же его очереди "Мессер" горящим факелом пошёл вниз. Отбив атаки ещё 2-х Ме-109, атакой в лоб подбил ещё один Ме-109, который с пламенем ушёл на свою территорию. В этом же бою лётчики его группы сбили ещё 2 самолёта, тем самым обеспечив возможность нашим бомбардировщикам успешно выполнить своё задание. Все наши самолёты вернулись на свои аэродромы. 18 сентября 1943 года, будучи ведущей группы двух Як-9Т и двух Як-1Б, в районе Гуляй Поле встретил 6 бомбардировщиков противника Не-111 в сопровождении 4 истребителей Ме-109. Отдав команду по радио тройке своих товарищей атаковать "Мессеров", Балашов ринулся на бомбардировщиков, подойдя вплотную открыл огонь и первыми же очередями сбил 2 бомбардировщика, оба "Хейнкеля" горящими рухнули на землю. В это же время его товарищи сбили 2-х Ме-109. Особое упорство и мужество Балашов проявил в боях за город Мелитополь, летая днём и ночью и в сложных метеоусловиях. Однажды ночью со своей группой Балашов устроил засаду вражеским бомбардтровщикам, при этом своей группой сбил 3 и подбил 4 бомбардировщика, заставив противника сбросить бомбы не дойдя до цели. К январю 1944 года командир эскадрильи 402-го истребительного авиационного полка ( 265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт ) капитан Г. С. Балашов совершил 103 боевых вылета, провёл 37 воздушных боев, в которых лично сбил 15 самолётов противника. Именно тогда, за эти и другие заслуги лётчика, было принято решение удостоить высшей награды СССР - звания Героя Советского Союза. 31 декабря 1943 года командир 402-го ИАП майор Ерёмин подписал наградной лист в котором есть такие строки: "В боевых действиях на Кубани с 20 апреля по 3 июля 1943 года совершил 34 боевых вылета, провёл 23 воздушных боя, в которых лично сбил 6 и подбил 2 самолёта противника за что приказом 8-й Воздушной армии № 62н от 11 декабря 1943 года награждён орденом Красного Знамени и приказом 3-го ИАК № 05н от 15 мая 1943 года награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. На Южном фронте с 1 сентября по 25 декабря 1943 года совершил 69 боевых вылетов ( в том числе 7 ночью ) из них: на прикрытие своих войск - 53, на штурмовку - 8 и на разведку - 8. Проведя 14 воздушных боёв, сбил лично 9 самолётов противника. Всего в боях на Кубани и Южном фронте выполнил 103 успешных боевых вылета, провёл 37 воздушных боёв, в которых лично сбил 15 ( 4 Не-111, 1 Ju-87, 2 FW-189, 1 Mе-110, 1 Hs-129, 6 Mе-109 ) и подбил 2 ( 1 Не-111 и Ме-109 ) самолёта противника. Эскадрилья, под командованием Балашова, за период боевых действий на Кубани и Южном фронте произвела 652 боевых вылета, проведено 232 воздушных боя, в результате которых сбито 45 самолётов противника. Свои потери составили 8 лётчиков и 12 самолётов. Тов. Балашов в воздушных боях, в большинстве с превосходящими силами противника, не считаясь с опасностью дерётся до последнего патрона благодаря своей самоотверженности и преданности советскому народу всегда выходит победителем. Тов. Балашов как командир подразделения подготовил и сколотил свою эскадрилью на выполнение боевого долга перед Родиной из молодых не имеющих боевого опыта лётчиков, вырастил и воспитал советских "асов" из которых некоторые имеют по 10 и более сбитых самолётов противника. 36 человек личного состава эскадрильи удостоены правитильственных наград из которых 2 награждены трижды и 6 человек дважды. Весь личный состав эскадрильи видит в нём командира и товарища, заботящегося о них и вдохновляющего на новые подвиги". В первых числах февраля 1944 пара лётчиков из 402-го истребительного авиаполка во главе с младшим лейтенантом Ш. М. Абдрашитовым обнаружила на одном из аэродромов скопление до 200 транспортных самолётов противника. Для штурмовки были посланы 2 группы истребителей, которые возглавили командир эскадрильи лейтенант В. А. Егорович и его заместитель старший лейтенант О. П. Макаров. В завязавшемся воздушном бою на подступах к аэродрому наши лётчики сбили 2 Ме-109, а затем подожгли несколько самолётов на земле. По 2 "Юнкерса" уничтожили лейтенанты Ш. М. Абдрашитов, С. В. Иванов и по одному майор А. У. Ерёмин, капитан Г. С. Балашов, лейтенанты А. И. Волчков, Н. Д. Дугин, В. А. Егорович и М. Е. Пивоваров. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Балашов Георгий Сергеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Отважный воздушный боец до самого конца Великой Отечественной Войны оставался в строю, продолжая увеличивать количество сбитых самолётов противника. Ко Дню Победы Георгий Балашов выполнил 219 успешных боевых вылетов, доведя счёт личных побед до 19. Немалое число техники противника было уничтожено и лётчиками возглавляемой им эскадрильи. После окончания войны майор Г. С. Балашов остался на службе в ВВС, был инструктором - лётчиком истребительной авиационной дивизии. Умер 21 июля 1947 года. За период службы награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени; медалями. Список всех известных побед майора
Г. С. Балашова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |