Бондарь Александр Алексеевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя

Бондарь Александр Алексеевич

А.А.Бондарь.

Родился 2 Сентября 1922 года в станице Змейская, ныне Кировского района Северо - Осетинской автономной республики, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. С 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Краснодарскую военную авиационную школу лётчиков и вскоре был направлен в действующую армию.

С Января 1943 года сержант А. А. Бондарь на фронтах Великой Отечественной войны.

К Июню 1944 года штурман 866-го истребительного авиационного полка  ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт )  Старший лейтенант А. А. Бондарь совершил 252 боевых вылета, участвуя в 48 воздушных боях, лично сбил 15 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К концу войны, летая на "Яках", выполнил 328 успешных боевых вылетов. В 70 воздушных боях лично сбил 18 самолётов противника.

После войны Александр Алексеевич продолжил службу в ВВС. С 1958 года Полковник А. А. Бондарь - в запасе. Жил в городе Армавир  ( Краснодарский край ), работал машинистом тепловоза. Умер 14 Мая 1992 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( трижды ); медалями. Его имя носит школа в станице Змейская.

*     *     *

Любой воздушный бой требует от лётчика отваги и мастерства. Но для боя с численно превосходящим противником ему ещё необходимы молниеносный расчёт и исключительное самообладание, необыкновенная храбрость, дерзость и готовность на самопожертвование.

Летом 1941 года этого ещё не знал 18-летний Саша Бондарь из станицы Змейской. В самом начале войны он вместе с отцом и 2-мя братьями пришёл в Кировский райвоенкомат. Он тогда хотел лишь летать, биться с врагом в воздухе. И его желание удовлетворили. За год упорной учебы он взял всё, что могла дать ему лётная школа.

В действующую армию Александр Бондарь попал в последних числах Октября 1942 года, когда отборные немецкие войска рвались к великой русской реке Волге в районе Сталинграда и к жизненным центрам Кавказа. Он был назначен лётчиком в 866-й истребительный авиационный полк, действовавший на Юго - Западном фронте. Войска фронта в то время сосредоточили свои усилия против фашистов, вклинившихся в нашу оборону севернее Сталинграда.

Враг был ещё силён, он рвался вперёд. Советские войска должны были в оборонительных боях нанести максимальные потери наступавшему противнику, обескровить его, выиграть время для сосредоточения резервов и создания необходимых условий для перехода в контрнаступление.

Лётчик - истребитель Александр Бондарь тогда выполнял самые разнообразные боевые задания - сопровождал штурмовики, которые наносили удары по немецкой пехоте и их танкам, прикрывал бомбардировщики, громившие органы управления, резервы и аэродромы врага, перехватывал вражеские самолёты, прикрывал районы сосредоточения наших резервов, вылетал на разведку, вёл наблюдение за действиями вражеских войск.

Во время исторического контрнаступления советских войск, с берегов Волги Александр показал себя уже опытным лётчиком. Он неоднократно назначался ведущим пары, звена, эскадрильи.

15 Апреля 1943 года Лейтенант А. А. Бондарь получил задачу вести 6 истребителей на прикрытие бомбардировщиков. В районе Старобельска наши самолёты встретили 6 Ме-109 и 4 FW-190. Завязался бой. Группа Александра Бондаря благодаря грамотно организованному взаимодействию и товарищеской взаимной выручке сбила 3 вражеских самолета. Остальные машины поспешили скрыться. Сам А. А. Бондарь сбил в этом бою один неприятельский самолёт. Советские истребители вернулись на свою базу без потерь.

В Августе того же года, когда после разгрома немецких войск под Курском войска Юго - Западного фронта перешли в наступление и, форсировав Северный Донец в районе Изюма, устремились на запад, разведка донесла, что навстречу нашим наступавшим войскам подходят 18 немецких бомбардировщиков под прикрытием Ме-109. Звено Старшего лейтенанта А. А. Бондаря вместе с другими истребителями патрулировало в прифронтовом районе. Противник не был допущен к цели. Советские лётчики в этой схватке сбили 5 вражеских самолётов. Сам командир звена уничтожил одного "Юнкерса".

Через 2 дня после этого боя Александр Бондарь снова повёл 8 "Яков" на прикрытие наземных войск. В районе Изюма "ястребки" встретили несколько десятков "Юнкерсов", которые под прикрытием истребителей намеревались бомбить наши наступавшие соединения. Времени на размышление не было. И Старший лейтенант А. А. Бондарь принимает смелое решение. По его команде 2 пары завязали бой с вражескими истребителями, а остальные 2 пары напали на бомбардировщиков, оставшихся без прикрытия. Бой с численно превосходящим противником длился 50 минут. Он был организован настолько удачно и грамотно, что наблюдавший за ним командующий 17-й Воздушной армией генерал Судец лично поздравил Бондаря с блестящей победой. В самом деле, 8 советских истребителей сбили 5 самолётов противника, из них 2 были занесены в актив командира. Планы врага были сорваны. Наши самолёты без потерь вернулись на свой аэродром.

А.А.Бондарь.

Перечень подвигов Александра Алексеевича Бондаря можно было бы продолжить. Но, думается, достаточно сказать, что он участвовал в боях за Запорожье и Никополь, в районе Кривого Рога и Одессы, под Григорополем и Кишинёвом. И всюду командование восхищалось его "умелым почерком".

До середины 1944 года Капитан А. А. Бондарь участвовал в 48 воздушных боях и всегда выходил победителем. Нет, это не было просто везением. Он никогда не шёл в бой очертя голову, хотя жгучая ненависть к врагу и не давала ему покоя. На это у него были веские основания. К тому времени он уже знал, что его отец и брат погибли в борьбе с фашистами, знал он и о том, что его родная станица Змейская была оккупирована и разграблена гитлеровцами.

Перед каждым боем Александр Алексеевич разумно сопоставлял все плюсы и минусы, учитывал особенности погоды, прекрасно знал уязвимые места всех типов вражеских самолётов. В каждом конкретном бою он применял наивыгоднейший приём боя.

В Мае 1944 года, когда советские войска, захватив плацдарм на западном берегу Днестра, вели тяжёлые бои по его удержанию и расширению, враг прилагал все усилия, чтобы ликвидировать этот плацдарм, сбросить наши войска в Днестр. Сухопутные войска противника обеспечивались массированными налётами авиации. В тот день, 10 Мая, над позициями наших частей неожиданно появились 30 FW-190 и 6 Ме-109. В воздухе барражировала группа истребителей под командованием Капитана А. А. Бондаря. Ему последовал немедленный приказ по радио: не подпустить вражескую авиацию к нашим наземным войскам.

Капитан Бондарь должен был принять молниеносное решение. Он быстро направил одну пару истребителей для демонстрации фронтальной атаки, а сам с остальными 6 истребителями, набрав высоту, из-за облаков неожиданно напал на врага с фланга. В завязавшейся схватке было сбито 3 вражеских самолёта. При этом лично сам командир уничтожил одну фашистскую машину. Потеря 3-х самолётов в одно мгновение настолько расстроила боевые порядки врага, что его самолёты кинулись врассыпную. Задача была выполнена.

Перед боями над Молдавией А. Бондарь уже был награждён орденом Красного Знамени, орденом Александра Невского, тремя орденами Красной Звезды и несколькими медалями.

Командование авиационного полка, ходатайствуя о присвоении ему звания Героя Советского Союза, указывало:

"Капитан Бондарь Александр Алексеевич за период с 30 Октября 1942 года по 20 Мая 1944 года произвёл 252 боевых вылета с налётом 265 часов, из них: на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 88 боевых вылетов, на прикрытие наземных войск - 122 боевых вылета, на разведку войск противника - 20 вылетов, на перехват вражеских самолётов - 22 боевых вылета. Он участвовал в 48 воздушных боях, в которых лично сбил 15 самолётов противника, в том числе: 4 бомбардировщика типа "Хш-129", "Ю-88", "Ю-87" и 11 истребителей типа "Ме-109" и "ФВ-190".

А.А.Бондарь.

Александр Бондарь одинаково уверенно летал на самолётах Як-1 и Як-9, в воздушных боях вёл себя хладнокровно и смело. Летая на боевые задания ведущим группы, своим личным примером показывал образцы смелости и находчивости, проявлял в боях разумную инициативу, являясь всегда примером для своих подчинённых.

В Июне 1944 года командующий войсками 3-го Украинского фронта Генерал армии Ф. И. Толбухин поддержал ходатайство о присвоении Капитану Александру Алексеевичу Бондарю звания Героя Советского Союза, а 19 Августа 1944 года Президиум Верховного Совета Союза ССР присвоил ему это почётное звание.

Александр Алексеевич Бондарь после исторической победы в Великой Отечественной войне продолжал служить в Советской Армии на Дальнем Востоке.

В 1958 году, в звании Подполковника, уволился в запас.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана А. А. Бондаря:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
117.01.1943 г.1  Ме-109сев - вост. ЛихойЯк-7, Як-1,

Як-9, Як-3.
215.06.1943 г.1  Ме-109юж. Шульжинка
316.07.1943 г.1  Hs-126юж. Толоконное
420.07.1943 г.1  FW-190сев. Верхополье
522.08.1943 г.1  Ju-87Пашково
624.08.1943 г.1  Ме-109юж. Лисички
725.08.1943 г.1  Ju-88юж. Краснополье-2
810.10.1943 г.1  Ме-109вост. Грибовка
912.10.1943 г.1  Ме-109Мокрая
1014.10.1943 г.1  Ме-109сев. Запорожье
1130.11.1943 г.1  Ju-88юж. Марьевка
1231.03.1944 г.1  Ме-109юж. Берцовка
1310.05.1944 г.1  Ме-109сев - зап. Шерпены
1417.05.1944 г.1  Ме-109юж. Финтиница
1519.02.1945 г.1  FW-190вост. Либад
1619.03.1945 г.1  Ме-109юго - зап. Надашдладань
1721.03.1945 г.1  Ме-109Шиофок
1803.04.1945 г.1  FW-190сев - зап. Брук

      Всего сбитых самолётов - 18 + 0;  боевых вылетов - 326;   воздушных боёв - 70.


Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz