Голубин Иван Филиппович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Голубин Иван Филиппович

Голубин Иван Филиппович

Родился в 1919 году в деревне Троицкое, ныне Чернского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал шофёром на подшипниковом заводе в Москве, одновременно учился в аэроклубе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков им. Чкалова.

С июня 1941 года младший лейтенант И. Ф. Голубин в действующей армии. По май 1942 года служил в 16-м ИАП, летал на МиГ-3. С мая по август 1942 года - в 434-м ИАП, летал на Як-1; по ноябрь 1942 года - снова в 16-м ИАП.

К декабрю 1941 года заместитель командира эскадрильи 16-го истребительного авиационного полка  ( 6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны )  лейтенант И. Ф. Голубин совершил 125 успешных боевых вылетов, участвовал в 10 воздушных боях, лично сбил 7 и в составе группы - 2 самолёта противника.

4 марта 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

1 ноября 1942 года погиб в воздушном бою. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени; медалями. Его имя высечено на памятнике Героев Советского Союза в Туле. Имя Героя носила пионерская дружина Троицкой школы Чернского района.

*     *     *

В сквере у главной проходной Люблинского литейно - механического завода высится стела, сложенная из гранита  ( авторы И. Каменский и Ю. Ранимский ). Она посвящена памяти работников предприятия, павших смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны. На стеле высечены 500 имен. Среди других, начертано там и имя Героя Советского Союза Ивана Филипповича Голубина.

Иван Голубин считал Москву своим родным городом, хотя родился в деревне и школу окончил в селе Троицком Чернского района Тульской области. Некоторое время он работал в местной газете. Но больше всего его влекла техника, авиация. Ну а потом - Москва, Люблино, школа ФЗУ при Люблинском литейно - механическом заводе, работа шофёром заводской автобазы и учёба в аэроклубе, Борисоглебское военно - авиационное училище имени И. Н. Чкалова. Настоящим лётчиком - истребителем Иван Голубин стал 5 ноября 1939 года.

Незадолго до начала войны с Ваней Голубиным  ( так его называли в полку )  стряслась беда: при вынужденной посадке он получил серьёзную травму головы. Зрение резко ухудшилось и врачи категорически запретили ему летать.

Голубин был переведён на штабную должность. Он заполнял лётные книжки, а сам тосковал по небу. Словом, скучал, несмотря на свой неунывающий характер. Особенно тяжело ему стало, когда началась война и фронт, уже вскоре, приблизился к самой Москве. Его друзья сражались в небе с врагом, а он вынужден был сидеть над штабными бумагами. Он не мог примириться с таким положением, считал, что врачи поторопились со своими диагнозами, списав его на землю, и был твёрдо уверен, что докажет всем, на что он способен.

Однажды по сигналу боевой тревоги лейтенант Голубин не выдержал и сел в свободный самолёт  ( кто - то из лётчиков из - за ранения не мог летать ). Не успела зелёная ракета догореть, как он поднялся в небо. В воздухе он оказался вместе с Михаилом Бабушкиным, сыном прославленного полярного лётчика. В том бою Михаил с первой атаки сбил вражеский бомбардировщик. Иван Голубин прикрывал его действия. На земле командир полка подполковник Ф. М. Пруцков учинил Голубину разнос, грозился даже на гауптвахту посадить за самовольство. Но, не выдержав его просящего и в то же время упрямого взгляда, смягчился. Он разрешил, под свою ответственность, Голубину летать...

Свой первый "официальный" боевой вылет он совершил 24 октября 1941 года. В тот день 6 советских самолетов, которыми руководил Т. Ф. Приймук, атаковали втрое превосходящие силы врага: 8 бомбардировщиков и 12 истребителей. Одна тройка вела бой с истребителями, другая атаковала бомбардировщиков. Лейтенант И. Ф. Голубин находился в тройке, завязавшей бой с бомбардировщиками. "Когда мы осуществили первую атаку, - вспоминал лейтенант, - я сделал, боевой разворот и ушёл в облака. Выбившись из облаков, я перед самым своим носом увидел бомбардировщик Ju-87. Мгновенно открыл по нему огонь из всех пулемётов. Самолет противника задымил, а я снова ушёл в облака. Когда второй раз вышел из облаков, перед моим взором был всё тот же дымящий самолёт неприятеля. Я дал по нему длинную очередь. Со второго захода я сбил его".

Активно действовала и та тройка, которой пришлось вести бой с истребителями противника. Всего в этом бою советские лётчики уничтожили 6 неприятельских самолётов. Остальные, потеряв боевой строй, в одиночку возвращались на свой аэродром.

За первым боем последовали другие.

И.Ф.Голубин

Уже 25 октября, И. Ф. Голубин вновь принял участие в групповом воздушном бою. И снова - неравные силы. Группа вражеских самолётов, взявших курс на Москву, имела в своём боевом строю около 20 машин. Им противостояла 8 советских истребителей. Командир полка майор Ф. М. Пруцков, руководивший нашей восьмёркой, избрал в качестве своей цели головную машину. "Комполка, - рассказывал потом И. Ф. Голубин, - сделал один выстрел из пушки. Снаряд не долетел. Тогда он дал второй выстрел. Цель была поражена. Вражеский бомбардировщик загорелся и рухнул на землю". Прикрывая командира полка, одного Ме-109 сбил лейтенант И. И. Шишковский, а другого - лейтенант И. Ф. Голубин.

С каждым днём росло боевое мастерство лётчика, накапливался опыт. С уважением относились к нему не только лётчики, но и техники.

29 октября Иван Голубин значительно увеличил свой боевой счёт: в течение одного дня он уничтожил 4 неприятельских самолёта в 4-х воздушных сражениях.

Особенно мощными были штурмовые удары И. Ф. Голубина, которые он очень часто наносил по вражеским мотоколоннам в паре с лейтенантом И. И. Шишковским.

Вскоре, в неравном бою над Можайском против 9 Ме-109Ю он сбил ещё 2 вражеских самолёта, но, получив ранение, был вынужден выброситься на парашюте из горящего истребителя. Опустился он на территории, занятой противником. Лётчика нашли колхозники, укрывавшиеся в лесу. Они накормили его, оказали медицинскую помощь.

А произошло в тот декабрьский день следующее. Иван Голубин вылетел на штурмовку вражеских войск в паре с младшим лейтенантом Шишковским. Сразу же за линией фронта "МиГи" попали под плотный огонь вражеских зениток. Осколок снаряда разворотил руль высоты на машине ведомого, истребитель стал плохо слушаться пилота. Голубин приказал напарнику вернуться назад. Сам же продолжил выполнение задания, но уже в одиночку.

Ориентируясь по хорошо видимому рельефу местности, Иван вскоре вышел на шоссе. Впереди по курсу заметил длинную цепочку темневших на фоне заснеженного поля коробок. Трижды заходил на них с крутого пикирования. Хорошо видел, как машины сбивались в кучи, а некоторые сварачивали на обочину дороги и там застревали в глубоком снегу. Отстрелявшись, Голубин на бреющем прошёл над загоревшимися машинами, стремительно набрал высоту и взял курс на свой аэродром.

Вскоре он заметил группу немецких истребителей, которые крутили "карусель" неподалёку от линии фронта. "Карусель" - это хитрая уловка, когда вражеские истребители имитировали воздушный бой, чтобы втянуть наших пилотов в драку. Голубин уже хорошо знал, что такие отвлекающие "карусели" немцы применяли и при налётах на наши тыловые объекты. Он не хотел лезть в эту свалку: уж очень неравным было соотношение сил, и потому решил обойти врага стороной, но его заметили.

Девятка Ме-109 стала выходить из "карусели", готовясь к атаке. Уходить было уже поздно и Голубин сам устремился на врага, врезавшись в строй "Мессеров". На какое - то время это вызвало замешательство, немецкие лётчики не ожидали от него подобной дерзости. Завязался неравный бой...

И.Ф.Голубин

В хвост самолёта Голубина стал заходить Ме-109. Иван решил сманеврировать скоростью: он убавил газ, и вражеский истребитель оказался впереди. Оставалось лишь поймать его в прицел. Короткой очередью Голубин прошил врага. В это время второй "Мессер" стал заходить слева. Голубин повторил маневр. И вновь зимнее небо перечеркнула чёрная полоса падающего вражеского самолёта.

Обозлённые неудачей, немцы все разом набросились на одинокий МиГ-3, начали поливать его огнём. От прямого попадания снаряда остановился мотор. Заметив около видневшегося внизу леса ровную площадку, лётчик пошёл на посадку с убранными шасси. От удара о мёрзлую землю самолёт развернулся почти на 180 градусов. Голубин, не мешкая, выбрался из горящего "МиГа" и прыгнул в спасительный сугроб. Острая боль в ноге пронзила всё тело.

Превозмогая боль, Иван доковылял до леса и скрылся в чащобе. Там он вскоре встретился с жителями деревни Вертолино, которые спасались в лесу от немцев...

Его долго несли в глубь леса. Очнулся он в жарко натопленной землянке. Ивану промыли рану на ноге отваром каких - то трав, перевязали чистым полотенцем. Несколько часов назад эти люди своими глазами видели, как он вогнал в землю 2 неприятельских самолёта, видели и конец этого драматического поединка...

Когда Голубин немного окреп, его переодели в гражданскую одежду, снабдили на дорогу продуктами и в ту же ночь партизанские разведчики провели лётчика через линию фронта.

В родной полк он возвратился через 4 дня. И снова в руках Ивана Голубина штурвал истребителя, снова он сражается с врагами и вновь одерживает победы...

МиГ-3 И. Голубина.

МиГ-3 И. Голубина, зима 1941 года.  Внизу - он в кабине самолёта ждёт сигнала на взлёт.

МиГ-3 И. Голубина.

Всего же, за период с 24 октября по 15 декабря 1941 года Иван Филиппович Голубин сбил по официальным данным 10 самолётов врага  ( 7 Ме-109 и 3 Ju-87 )  лично и ещё 2 Ме-109 - в группе с товарищами.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года Голубин Иван Филиппович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

И.Голубин принимает поздравления.

К тому времени Иван Голубин служил уже в отделе истребительной авиации инспекции ВВС, который возглавлял участник боёв в Испании подполковник М. Н. Якушин.

В мае - июне он как инспектор участвовал в подготовке 434-го ИАП к боям. Вместе с полком принял участие в июле - августе 1942 года в боях под Сталинградом, во время которых лично сбил 3 самолёта противника.

После возвращения 434-го ИАП из - под Сталинграда продолжил службу в 16-м ИАП.

И.Ф.Голубин

Осенью 1942 года группа самолётов МиГ-3, в состав которой входил и капитан И. Ф. Голубин, совершала перелёт в сложных метеоусловиях и потеряла ориентировку. Горючее было на исходе, и лётчики совершили вынужденные посадки на "живот". Иван Голубин, надеясь, видимо, сохранить машину, сел на колёса, но самолёт скапотировал и лётчик погиб.

И. Ф. Голубин похоронен 28 октября 1942 года на Донском кладбище в Москве. На его счету числилось тогда около 200 выполненных боевых вылетов и 15 воздушных побед, одержанных лично и в группе с товарищами.   [ Некоторые источники указывает на 18 побед лётчика, возможно с учётом самолётов уничтоженных на земле. ]

*     *     *

Список всех известных побед капитана И. Ф. Голубина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
124.10.1941 г.1  Ju-87КаменскоеМиГ-3, Як-1.
225.10.1941 г.1  Ме-109Дятлово
31  Ме-109Машково
429.10.1941 г.1  Ме-109Башкино
51  Ju-87Комарово
61  Ме-109Котово
71  Ме-109Воробьи - Чернецкая
806.11.1941 г.1  "Xe-113"  ( в группе - 1 / 3 )Воробьи - Чернецкая
91  "Xe-113"  ( в группе - 1 / 3 )Машково - Пашино
1015.12.1941 г.2  Мe-109Воронцово
111  Ju-87Воронцово
1228.07.1942 г.1  Мe-109Калач
1329.07.1942 г.1  Ju-88Калач
1431.07.1942 г.1  Мe-109Голубинский - Каменский

       Всего сбитых самолётов - 13 + 2;  боевых вылетов - около 200.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz