Гугнин Николай Павлович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Гугнин Николай Павлович

Гугнин Николай Павлович

Родился 29 июля 1916 года в селе Фащевка, ныне Грязинского района Липецкой области, в семье рабочего. В 1931 году окончил неполную среднюю школу в Грязях и уехал в город Воронеж. Здесь учился в школе фабрично - заводского ученичества  ( ФЗУ )  и авиационном техникуме. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Егорьевскую авиационную школу пилотов.

С сентября 1941 года сержант Н. П. Гугнин в действующей армии. По октябрь 1941 года служил в ОИАЭ 77-й САД; по май 1942 года - в 188-м ИАП; по декабрь 1942 года - в 42-м ИАП; по май 1945 года - в 122-м ИАП.

К концу войны штурман 122-го истребительного авиационного полка   ( 331-я истребительная авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  майор Н. П. Гугнин совершил 260 боевых вылетов, в 50 воздушных боях лично сбил 15 и в составе группы - 4 самолёта противника.

15 мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1962 года полковник Н. П. Гугнин - в запасе.

Последние годы жил и работал в Кременчуге  ( Полтавская область ), преподавал в училище Гражданской авиации. Умер в 1987 году.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Великую Отечественную войну сержант Гугнин встретил в должности лётчика - инструктора военной авиационной школы. В октябре 1941 года, после многочисленных рапортов он получил назначение в действующую армию. К середине февраля 1942 года совершил 27 боевых вылетов, прикрывая штурмовики и бомбардировщики. Был награждён орденом Красного Знамени.

В марте 1942 года Николай Гугнин принимает под командование звено истребителей и прикалывает в петлицы первые "кубари" младшего лейтенанта. Молодой лётчик тщательно анализирует каждый вылет. Он всякий раз обдумывает несколько вариантов своих действий в воздушном поединке, стремится понять, какой из них мог бы стать оптимальным. Приняв командование звеном, Николай не уставал проводить такие разборки и с подчинёнными.

В боевой биографии замечательного лётчика немало ярких страниц. Например, многим запомнился телефильм "Вызываем огонь на себя", рассказывающий о подвиге наших подпольщиков в годы Великой Отечественной войны. Советские и польские патриоты во главе с Аней Морозовой совершали диверсии на вражеском аэродроме рядом с посёлком Сеща на Брянщине. Затем вызвали советскую авиацию, и аэродром был уничтожен. В реальных событиях, положенных в основу фильма, участвовал и лётчик - истребитель Николай Гугнин. Громя Сещинский аэродром, он лично сжёг на земле один "Юнкерс-88".

Лето 1942 года. Западный фронт. Командир звена младший лейтенант Н. П. Гугнин получил задание прикрыть от налёта вражеской авиации наши сухопутные войска в районе города Сухиничи.

К железнодорожному узлу приближалась большая группа "Юнкерсов" в сопровождении "Мессеров". Гугнин поднял звено по тревоге и повёл его навстречу противнику. Наши истребители стремительно ворвались во вражеский строй. "Юнкерсы" в панике заметались, начали беспорядочно сбрасывать бомбы, стараясь выйти из - под огня наших истребителей.

С первой же атаки Гугнин сбил головной "Юнкерс". Видимо, очередь прошила топливные баки. Вражеский самолёт мгновенно взорвался. Николай устремился за вторым бомбардировщиком и меткой очередью поджёг его. "Юнкерс" врезался в землю. Один за другим падали вражеские самолёты, оставляя за собой чёрные шлейфы дыма. Пятый, шестой, седьмой...

Воздушный бой прекратился так же внезапно, как и начался. Отважные соколы сорвали налёт вражеских бомбардировщиков на железнодорожный узел, сбили 7 самолётов противника.

Потом были новые бои. Ещё более ожесточённые. Звену истребителей Гугнина иногда приходилось производить по 3 - 4 боевых вылета в день. Каждый лётчик твёрдо придерживался выведенного в боях закона: осмотрительность, взаимовыручка. В 1942 году, Николай в одном из воздушных боёв, рискуя собой, спас жизнь командиру - Герою Советского Союза подполковнику Фёдору Шинкаренко.

Дело было так. В хвост самолёта Шинкаренко пристроился "Мессер" и уже приготовился к атаке. Гугнин, увидев это, прибавил газ, произвёл неожиданный маневр и точной очередью сбил "Мессер" и сразу же атаковал второго. Тот попытался увернуться, но поздно - по его мотору уже хлестала раскалённая очередь. Словно споткнувшись, Ме-109 задымил и пошёл к земле. Две победы за 2 минуты так вдохновили наших лётчиков, что они, почти не имея боеприпасов, начали смело атаковать напавших на них истребителей врага. И те, несмотря на превосходство, дрогнули, смешались и ушли.

От вылета к вылету крепло боевое мастерство Николая Гугнина. Он смело водил в бой своих подчинённых. В мае 1942 года, его назначили уже заместителем командира эскадрильи. Ещё через месяц Николай Гугнин получает звание лейтенанта.

7 августа 1942 года, очередной воздушный бой. Батальонный комиссар Лысенко расстрелял весь боезапас. Немцы это сразу поняли и начали за ним охоту. Гугнин, можно сказать, собой прикрыл комиссара. Сопровождал его до приземления на аэродроме. А Ме-109, тем временем, переключились на ведомого. Гугнин делает боевой разворот и в упор одного из них сбивает. Но на хвосте у него ещё два Ме-109. Лётчик делает "горку", переворот и кидается в лобовую атаку. Приём эффективный, но требует крепкой воли и внутренней готовности к самопожертвованию. Кто первый не выдержит, у кого сдадут нервы, тот и погиб. Если оба лётчика будут идти до конца - оба и погибнут. Лобовое столкновение - вещь страшная. И обычно, зная бесстрашие советских пилотов, первыми всегда отворачивали немцы. Так случилось и в тот раз. Только противник потянул ручку на себя, тут же получил вдоль фюзеляжа смертельную очередь. Красиво от него летели во все стороны ошмётки, с огнём и дымом. Нервы сдали и у 3-го "Мессера". Он улепётывал на таком форсаже, что все, наблюдавшие это, от смеха давились...

В октябре 1942 года Николай Гугнин назначается на должность командира авиационной истребительной эскадрильи, а через месяц получает очередное воинское звание - "Старший лейтенант".

Николай Гугнин с товарищами

В начале 1943 года эскадрилья Гугнина получает почётное право первой в полку переучиваться на новую технику - истребитель Як-7. Помимо стандартных обозначений - звёзд в 6 позициях и белых бортовых тактических номеров, "Яки" 122-го ИАП несли и ярко выраженную полковую символику: "крылышки" белого цвета, нарисованные на килях истребителей и как - бы выступающие из - под хвостовой звезы, а также белые "пилотки" килей. Большинство Як-1 и Як-7Б несли стандартный чёрно - зелёный камуфляж, но некоторые машины также имели коки винтов, окрашенные в белый цвет.

Только в феврале 1943 года, быстро освоив новую технику, эскадрилья провела 29 успешных штурмовок, в которых было уничтожено 5 танков, 10 повозок с боеприпасами, 150 солдат и офицеров противника. В 9 воздушных боях Гугнин лично сбивает 3 вражеских самолёта и ещё 2 в составе группы. 3 мая ему присвоено звание капитана.

Як-7Б из 122-го ИАП

Истребитель Як-7Б из состава 122-го ИАП, весна - лето 1943 года.  Машина
оборудована АФА для перспективной съёмки, смотированным на месте задней
кабины. Объектив камеры закрыт крышкой. Кок винта мог быть и белым.

Особенно отличился Н. П. Гугнин в июле 1943 года, одержав в воздушных боях несколько побед. Однажды его группа, вылетев на сопровождение Ил-2, встретила 14 истребителей FW-190. Бой был исключительно трудным, но потерь ни истребители, ни штурмовики не понесли. Один же из "Фоккеров", сражённый его меткой очередью, упал на землю.

16 июля 1943 года Николай выполнил 7 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв и уничтожил 3 самолёта врага. Неизбежно уравновешенный и скромный Гугнин считался лучшим командиром эскадрильи в полку. Его ведомые умоло перенимали опыт и хорошо дрались в воздухе.

В конце 1943 года Николай Павлович принимает должность штурмана полка. Казалось бы, чисто штабная работа - мозг полка, его интеллект, его жесткая бухгалтерия Гугнин наполняет эту работу творческой выдумкой, рождая на штурманских картах хитроумные комбинации предстоящих боевых вылетов. В это творчество вовлекаются командиры и рядовые лётчики, их предложения тщательно просчитываются и впоследствии проверяются во время боевых вылетов. Боевой счёт полка растёт с каждым днём. Сам он - летает, как и прежде.

Як-1 из 122-го ИАП

Истребитель Як-1 из состава 122-го ИАП.  На этой машине летом
1943 года летал Капитан Н. В. Цагойко, имевший на счету 6 личных побед.

Во время наступления наших войск в районе Львова лётчики полка, ведомые Гугниным, прикрывали штурмовую авиацию. Отличная боевыя выучка, грамотные противозенитные маневры позволяли группам под его командованием избежать потерь. В своей книге "Жизнь в авиации" бывший командующий 2-й Воздушной армией Маршал авиации С. А. Красовский вспоминает:

"Зорко несли боевое дежурство в воздухе патрули 5-го авиакорпуса, которые прикрывали действия 3-й Гвардейской танковой армии.

Только за 16 июля 1944 года они провели 14 воздушных боёв, сбили 23 вражеских самолёта. В этот же день, сопровождая штурмовиков в районе Радехова, 8 наших истребителей во главе со старшим лейтенантом Н. П. Гугниным встретила воздушного противника. Немецкие лётчики прибегли к хитрости. Пара FW-190 в качестве "приманки" подошла к нашим самолётам сверху. В это время ещё 6 "Фоккеров" попытались незаметно подкрасться к штурмовикам снизу. Гугнин разгадал замысел противника. Одному звену он приказал атаковать нижнюю шестёрку с тем, чтобы сковать истребителей врага и не допустить их до штурмовиков. Второе звено атаковало верхнюю пару.

Не потеряв ни одного самолёта, наши лётчики сбили 4 истребителя противника. А штурмовики, надёжно прикрытые группой Гугнина, успешно выполнили боевую задачу".

Ноябрь 1944 года. В разгаре одна из крупнейших операций Великой Отечественной войны - Будапештская. Стремясь во что бы то ни стало не допустить подхода советских войск к юго - восточным границам Германии, противник перебросил в Венгрию большое количество пехоты, танков, авиации и другой боевой техники. Немецкие войска продолжали яростно контратаковать на земле и в воздухе. Но ничто не могло изменить развитие боевых событий.

Храбро и искусно сражался с врагом в воздухе Николай Павлович. Сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, прикрытие наземных войск, разведка в глубоком тылу противника - таков далеко не полный перечень ратных дел Николая Гугнина и его однополчан в те грозные дни.

16 ноября 1944 года четвёрка "Яков" во главе с Гугниным получила приказ сопровождать до цели и обратно шестёрку Ил-2. На маршруте наша группа встретила 22 неприятельских истребителя. Гугнин принял решение атаковать врага.

Набрав высоту, Николай на максимальной скорости атаковал ведущего и сбил его. Строй вражеских машин распался. Этим тут же воспользовались лётчики нашего звена. Их атаки были настолько внезапными и стремительными, что противник, потеряв 6 самолётов, в панике убрался восвояси. Наши истребители потерь не имели, а штурмовики отлично выполнили боевое задание - нанесли мощный удар по узлу сопротивления в районе города Сольнок.

На следующий день, 17 ноября, майор Н. П. Гугнин был ведущим четвёрки Як-1. И опять он смело вступает в бой. В ходе завязавшейся воздушной схватки лётчики его группы сбили 4 вражеские машины.

Николай Гугнин воевал на Западном, 1-м и 2-м Украинских фронтах, прошёл путь от рядового лётчика до штурмана авиаполка. Участвовал в боях под Москвой, в освобождении Орла, Брянска, Полтавы, Киева, Житомира, Винницы, Львова, Бухареста, Будапешта, Вены. Награждён многими орденами и медалями.

Последний боевой вылет отважный лётчик произвёл 8 мая 1945 года на штурмовку вражеских войск в районе Вены. Всего за годы войны Николай Гугнин совершил 260 успешных боевых вылетов, в том числе 157 - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 75 - на дальнюю разведку в глубокий тыл врага, 28 - на штурмовку противника. В 50 воздушных боях лично сбил 15 и в составе группы - 4 вражеских самолёта.

Многие из его побед были достигнуты в воздушных схватках во время вылетов на разведку в глубокий тыл, почти всегда при численном превосходстве противника, когда даже парашют не смог бы его спасти. И только высокое мастерство, хладнокровие и мужество Гугнина позволили ему даже в, казалось бы, невозможных условиях побеждать и возвращаться с разведданными, которые помогали командованию уберечь от потерь многих наших бойцов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года штурману 122-го истребительного авиационного полка  ( 331-я истребительная авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиакорпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  майору Н. П. Гугнину было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Николай Павлович длительное время продолжал службу в ВВС, передавая богатый фронтовой опыт молодой смене авиаторов. В 1951 году он окончил Военно - Воздушную академию. Получив звание Подполковник, он, как боевой лётчик, обладающий огромным практическим опытом, был назначен на должность старшего инспектора - лётчика Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. А уже через 3 года - стал старшим инспектором - лётчиком истребительной авиации при Главной инспекции Министерства обороны СССР.

В июне 1960 года полковник Н. П. Гугнин в связи со значительным сокращением Вооружённых Сил СССР увольняется в запас и переходит на работу в Гражданскую авиацию. Заочно заканчивает Украинский политехнический институт по специальности "Технология машиностроения". В 1962 года работал преподавателем в Кременчугском лётном училище гражданской авиации, позже был начальником учебно - лётного отдела училища.

Николай Павлович принимал активное участие в военно - патриотическом воспитании молодёжи, часто выступал перед курсантами, школьниками, студентами, трудящимися города, рассказывая им о славных боевых делах лётчиков - фронтовиков. В 1987 году его не стало...

В городе Кременчуге очень бережно хранят память об этом замечательном лётчике, офицере, человеке. На одной из центральных улиц города в портретной галерее знаменитых жителей Кременчуга есть и портрет Героя Советского Союза Николая Павловича Гугнина.

*     *     *

Список всех известных побед майора Н. П. Гугнина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
113.07.1942 г.1  Ме-109БобровоИ-153, И-16, ЛаГГ-3,

Як-7, Як-1, Як-9.
208.06.1943 г.2  FW-190р-н Сещи
327.04.1944 г.1  Ме-109юго - зап. Радзехув
414.07.1944 г.1  FW-190сев. Подберезье
51  FW-190Козятин
61  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Тарнувка
716.11.1944 г.1  Ме-109юж. Чани
817.11.1944 г.1  FW-190Аткар
909.04.1945 г.1  Ме-109Вальтице

      Всего сбитых самолётов - 15 + 4  [ 11 + 1 ];  боевых вылетов - 264;  воздушных боёв - 60.

*     *     *

Бой с истребителями противника при сопровождении штурмовиков.

Н.П.Гугнин

16 июля 1944 года в 11 часов дня я получил задание сопровождать группу штурмовиков, которые должны были атаковать станцию Радзехув. Группа состояла из 8 Ил-2, моя группа состояла из 8 Як-1. Мы базировались на одном аэродроме. Личным общением лётного состава обеих групп была достигнута полная договорённость по всем вопросам взаимодействия.

По маршруту и в районе цели метеообстановка была следующая: облачность 4 - 5 баллов, высота 1500 метров, видимость 510 км, дымка.

В 12:00 мы взлетели за штурмовиками и пошли на цель. Штурмовики шли двумя четвёрками в правом "пеленге". Я вёл четвёрку Як-1 непосредственного прикрытия на уровне штурмовиков, а мой заместитель капитан Кузнецов вёл сковывающую четвёрку Як-1 выше меня на 200 метров.

Линию фронта пересекли на высоте 1150 метров, к цели подошли на высоте 400 метров. Штурмовики, став в левый "круг", начали атаку цели с планирования. Как и было указано при проработке задания, капитан Кузнецов держал свою четвёрку выше на 400 метров, и со своей четвёркой ходил попарно с правым вытянутым кругом на одной высоте со штурмовиками но несколько ниже их.

Видимость была отличная, исключалась всякая возможность внезапной атаки со стороны вражеских истребителей. После 6 заходов штурмовики вышли из атаки и, построившись в правый "пеленг", взяли курс на аэродром. Истребители сопровождения соответственно заняли свои места.

На обратном пути просматривая заданную полусферу, я увидел, что ниже нашей группы и сзади, маскируясь на фоне местности, нас догоняли 6 FW-190, а выше четвёрки капитана Кузнецова заходила ей в хвост пара FW-190. Немедленно по радио оповестил всю группу и, подав команду штурмовикам становиться в круг, приказываю капитану Кузнецову произвести комбинированную атаку всей четвёркой на верхнюю пару FW-190. Капитан резко развернул свою четвёрку и атакой в лоб одной пары и снизу - вверх другой пары сбил оба FW-190.

После этого капитан Кузнецов остается наверху, а ведущему второй пары старшему лейтенанту Сергееву командует атаковать полупереворотом нижнюю группу FW-190, что тот и выполняет блестяще. Я в этот момент левым полубоевым разворотом всей своей четвёрки вхожу в лоб правой четвёрке FW-190 и демонстративной атакой срываю их атаку по штурмовикам. Штурмовики за это время успели замкнуть круг.

Левая пара FW-190 пытается уйти из-под атаки пары старшего лейтенанта Сергеева вверх, но Сергеев на "горке" расстреливает одного FW-190, а другой, зависнув в верхней точке, попадает под удар капитана Кузнецова.

Нижняя четвёрка FW-190 с резким отворотом вправо - вниз уходит под мою группу и скрывается на фоне местности. Старший лейтенант Сергеев подстраивается к Кузнецову, и четвёрка Кузнецова барражирует выше меня на 300 - 400 метров.

Я со своей четвёркой прохожу над штурмовиками, потом ниже их и, убедившись в отсутствии истребителей противника, подаю команду штурмовикам идти домой. Штурмовики из "круга" перестроились в правый "пеленг", и вся группа без потерь вернулась на аэродром.

Задание штурмовики выполнили. Истребители сопровождения обеспечили выполнение задачи, сбили в бою 2 FW-190. Только 3 самолёта Як-1 имели по нескольку пробоин.

Успеху боя способствовали: слётанность в группе, отличное владение машиной и огнём, отличная взаимная радиосвязь. Штурмовики, встав в круг, дали нам возможность провести активный наступательный бой.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )




Арифметика подвига...

Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz