Иванов Пётр Михеевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Иванов Пётр Михеевич

П.М.Иванов

Родился 19 Октября 1913 года в деревне Самородово  ( Новотулка )  Бежецкого  ( ныне Питерского )  района Саратовской области, в семье крестьянина. С 1930 года жил в Златоусте, где окончил 7 классов и школу ФЗУ в 1932 году. Работал токарем на заводе им. Ленина в Златоусте. С 8 Декабря 1933 года в Красной Армии. Окончил 1-ю военную авиационную школу пилотов в Севастополе в 1934 году. В звании Лейтенанта служил младшим лётчиком в 56-й истребительной авиационной бригаде Киевского военного округа.

С 20 Августа 1937 года по 25 Февраля 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом И-16. Совершил около 50 боевых вылетов на И-15  ( общий налёт 60 часов ), участвовал в нескольких воздушных боях. 9 Декабря 1937 года почти сразу после взлёта с аэродрома Бухаралос его самолёт загорелся в воздухе и пилот выпрыгнул с парашютом. Из-за полученных ожогов провёл 2 месяца в госпитале, после чего был отправлен на Родину. 2 Марта 1938 года награждён орденом Красного Знамени.

Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне.

С Июня 1941 года Капитан П. М. Иванов на фронтах Великой Отечественной войны. По Сентябрь 1941 года воевал в составе 17-го ИАП; по Октябрь 1942 года - в 23-м ИАП  ( 44-ИАД ); затем командовал 866-м ИАП.

Сражался на Юго - Западном, Сталинградском и 3-м Украинском фронтах. Принимал участие в оборонительных операциях первого периода войны, в Сталинградской битве, в освобождении Украины. Дважды был ранен.

Командир 866-го истребительного авиационного полка  ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 1-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт )  Подполковник П. М. Иванов совершил 299 боевых вылетов. Проведя 80 воздушных боёв, сбил 17 самолётов противника.

28 Ноября 1943 года погиб в воздушном бою над селом Нижняя Хортица Запорожской области. Похоронен в Запорожье.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, прявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамни  ( трижды ); медалью.

*     *     *

В 17-й Воздушной армии командира 866-го истребительного авиационного полка Петра Михеевича Иванова знали как неустрашимого лётчика, умеющего не только командовать подчинёнными, воспитывать их, но и показывать пример в бою, не уклоняться от встреч с врагом в самых сложных ситуациях. Он любил летать и летал много. Лишь за 2 года войны Подполковник П. М. Иванов 299 раз поднимался в воздух на боевые задания, сопровождал штурмовики и бомбардировщики, вылетал на штурмовку войск и аэродромов противника, на разведку, на корректировку артиллерийского огня и перехват вражеских самолётов. При этом он участвовал в 80 воздушных боях и сбил 17 самолётов противника.

Великую Отечественную войну он встретил опытным офицером, высококвалифицированным авиатором. За его плечами уже было 7 лет полётов в небе, 2 войны - в Испании и Финская. Пётр Михеевич уже знал самолёты противника и повадки их пилотов.

П.М.Иванов

Его истребительный авиаполк особенно успешно действовал летом и осенью 1943 года. В штабных документах 288-й истребительной авиационной дивизии зафиксированы такие эпизоды.

22 Августа 1943 года посты воздушного наблюдения сообщили о появлении со стороны Днепропетровска большой группы немецких бомбардировщиков. Иванов поднял в воздух все исправные машины - 22 самолёта Як-1 - и сам повёл их в бой. При подходе к линии фронта наши лётчики первыми заметили врагов. Их было много: 48 бомбардировщиков Ju-87 и 8 истребителей Ме-109 и FW-190. Они шли плотным строем, намереваясь нанести удар по нашим наступающим войскам в районе села Долгенькое Харьковской области.

Шесть "Яков" по приказу ведущего связали боем вражеские истребители, а остальные во главе с Ивановым стремительно атаковали бомбардировщиков.

Иванов шёл на головной "Юнкерс", на фюзеляже которого чёрной и белой красками была нарисована пасть дракона. Немецкий лётчик заметил опасность, но было уже поздно. Прежде чем он успел открыть огонь, Иванов выпустил прицельную очередь. Мотор "Юнкерса" вначале задымил, а затем вспыхнул ярким пламенем. После первой атаки наших истребителей враг недосчитался 4 бомбардировщиков. Строй их был нарушен.

Иванов круто взмыл вверх и, развернувшись, понёсся на врага, который занял место только что сбитого вожака. Форсируя мотор, Иванов догнал тихоходную машину и выпустил очередь, но трасса прошла мимо. Это Иванов хорошо видел. Между тем "Юнкерс" стал беспорядочно падать, оставляя за собой густой дымный след. Иванов понял, что враг хитрит, имитирует свою гибель, используя для этого дымовую шашку и известный ещё по боям в Испании приём беспорядочного падения.

Иванов ввёл свой самолёт почти в отвесное пике и погнался за "Юнкерсом". Около самой земли немецкий лётчик перевёл машину в горизонтальное положение и на бреющем полёте понёсся на запад. На предельной скорости Иванов догнал врага и с дистанции 80 - 100 метров хлестнул из пулемётов по фюзеляжу. "Юнкерс" врезался в землю...

Побросав бомбы где попало, немецкие самолёты очистили воздушное пространство над расположением советских войск. За 23 минуты жаркого боя группа Иванова уничтожила 9 бомбардировщиков и 3 истребителя. Все "Яки" вернулись на свой аэродром, за исключением одного самолёта, получившего повреждение и приземлившегося на нашей территории.

На следующий день Иванов во главе 26 истребителей над селом Бражевкой так же блестяще провёл бой с 66 бомбардировщиками и 20 истребителями противника, пытающихся нанести массированный удар по нашим наземным целям. Проявив находчивость и разумную инициативу, он сумел расстроить боевые порядки вражеских самолётов и не дал им возможность бомбить наши войска. В этом бою наши истребители сбили 14 немецких самолётов, из них 2 уничтожил командир полка.

24 Августа снова в районе Долгенькое встретились 18 "Яков" с 68 вражескими самолётами. И опять победителями вышли советские истребители, сбив 8 неприятельских машин. Так, лишь за 3 дня боёв, было уничтожено 33 самолёта противника, имея в нашем полку минимальные потери.

15 Октября 1943 года ему было присвоено звание Подполковника.

П.М.Иванов

Командир 866-го ИАП Подполковник П. М. Иванов.  1943 год.

"Отличный лётчик, прекрасный командир - организатор. Он провёл 80 воздушных боёв. Его полк был лучшим в дивизии и выполнял самые сложные задания" - так характеризовал Иванова командир дивизии Полковник Б. А. Смирнов.

Так же отважно сражались истребители Подполковника П. М. Иванова и над Днепром. Их самоотверженные действия спасли многие тысячи наших пехотинцев, артиллеристов и танкистов, которые переправлялись через реку.

Последний раз сразился с врагом Подполковник П. М. Иванов над Разумовкой и Нижней Хортицей, в небе Правобережной Украины, 28 Ноября 1943 года. Тогда на его небольшую группу истребителей неожиданно налетели 6 Ме-109 из JG 52. Сразу же 2 "Яка" вышли из строя. Командир полка в паре с Лейтенантом А. И. Колдуновым завязал воздушный бой. Внезапно его самолёт атаковала сверху - сзади подошедшая ещё одна пара "Мессеров". С большим углом его "Як" стал пикировать. Видимо, пилот пытался овладеть машиной. В 300 метрах от земли Пётр Михеевич выпрыгнул с парашютом, но парашют порвался, зацепившись за хвостовое оперение истребителя. С нераскрывшимся полностью парашютом лётчик упал на берег Днепра, и умер от ран и сильных ушибов.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, прявленные в боях с врагами, отважному лётчику посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. За боевые отличия был награждён тремя орденами Красного Знамени  ( 1938, 1941, 1943 годы )  и медалью "За оборону Сталинграда".

*     *     *

Список всех известных побед Подполковника П. М. Иванова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
112.09.1941 г.1  Ме-109ПодпильняИ-153, И-16,

ЛаГГ-3, Як-1.
210.12.1941 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )юго - вост. Славянск
330.01.1943 г.1  Ju-87юж. Макаров Яр
422.07.1943 г.1  Ju-87юго - зап. Синичино
528.07.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Голая Долина
622.08.1943 г.2  Ju-87Пашково
723.08.1943 г.1  Ме-109Сулиговка
81  Ju-88Долгенькая
924.08.1943 г.1  Ju-87юго - вост. Ново - Дмитриевка
101  Ме-109юж. Перемога
1111.10.1943 г.1  Ме-109вост. Запорожье

      Всего сбитых самолётов - 17  [ 11 + 1 ];  боевых вылетов - 299;  воздушных боёв - 80.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz