Калабушкин Иван Николаевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Калабушкин Иван Николаевич

И.Н.Калабушкин.

Родился 23 января 1915 года в деревне Спудни, ныне Гусь - Хрустального района Владимирской области, в крестьянской семье. Окончил начальную школу, в 1932 году - школу ФЗУ в городе Рошаль Московской области, в 1935 году - 3 курса рабфака. Работал слесарем, экспедитором на хлебозаводе в городе Гусь - Хрустальный. С 1936 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

В первый же день Великой Отечественной войны командир звена 123-го истребительного авиационного полка ПВО Лейтенант И. Н. Калабушкин в первый день войны в районе города Бреста  ( Белоруссия ), в 3-х воздушных боях, сбил лично 5 вражеских самолётов.

Продолжив службу командиром эскадрильи 562-го истребительного авиационного полка  ( 6-й истребительный авиационный корпус ПВО, Московский фронт ПВО )  Старший лейтенант И. Н. Калабушкин к концу 1941 года в воздушных боях сбил 8 самолётов противника.

К Февралю 1942 года И. Н. Калабушкин имел на своём боевом счету 8 сбитых самолётов противника лично и 6 - в составе группы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Марта 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Старшему лейтенанту Калабушкину Ивану Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 667 ).

С 1944 года Майор И. Н. Калабушкин летал на самолёте, построенном на средства, собранные односельчанами, с надписью: "Земляку от колхоза "Красный плуг".

К концу войны совершил 361 боевой вылет и сбил 16 вражеских самолётов.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию, а в 1958 году - Военную академию Генерального штаба. С 1964 года Генерал - майор авиации И. Н. Калабушкин - в запасе, а затем в отставке. Жил в Ленинграде. Работал техником, инженером. Умер 12 Апреля 1985 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   ( дважды ); медалями.

В комнате боевой славы средней школы села Демидово Гусь - Хрустального района Владимирской области есть экспозиция, посвящённая Герою Советского Союза И. Н. Калабушкину.

*     *     *

По судьбе Генерал - майора авиации Героя Советского Союза И. Н. Калабушкина можно проследить историю Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. В небе под Брестом 22 Июня 1941 года он сбил несколько вражеских самолётов.

- А начался, - вспоминает Иван Николаевич, - этот первый воздушный бой на рассвете. - В ту душную, самую короткую звездную нoчь в казарме приграничного аэродрома, недалеко от Бреста, авиаторы улеглись не сразу. Ночной разговор шёл о последних полетах, о том, что неплохо было бы конструкторам прибавить скорости нашим "Чайкам". Разбирались качества "Хейнкелей", "Мессеров" и "Юнкерсов". В кустарниках над речкой пели соловьи. Заснули лишь после того, как на запад прошумел длинный товарный поезд.

Предутреннюю тишину разорвал резкий вой сирены: "Подъём !", "Тревога !"   А несколько минут спустя к стоянкам самолётов бежали лётчики, техники, механики. Из штаба, запыхавшись, прибежал командир эскадрильи капитан Котлинский.

- Война, товарищи, - сдавленным от волнения голосом сказал он. - Фашистская авиация бомбит советские города, аэродромы. Наша задача - перехватывать воздушного противника, уничтожать его беспощадно. Взлёт - немедленно. По самолётам !

Звено Калабушкина взмыло и воздух. Ведущий внимательно осматривает небо. Высветленное первыми лучами солнца, оно пока чисто. Но вот на западе обозначились еле заметные точки. Они быстро увеличивались в размерах, приобретали характерные черты самолётов. Немецкие бомбардировщики Ju-88 шли стаями. Уверенные в своём численном превосходстве, они даже не думали о прикрытии. "Идут как на параде", - подумал Лейтенант. И это особенно разозлило Калабушкина. Покачав крыльями - "Делай как я" - он стал набирать высоту. И когда немецкие самолёты оказались внизу, звено "Чаек" пошло в атаку на головную группу "Юнкерсов".

Воздушный бой стремителен и краток. Подчас здесь всё решают даже не секунды, а их доли. Вот Калабушкии ловит в сетку прицела чёрный силуэт ведущего. Ближе, ещё ближе. Пора. Нажата гашетка. Следует длинная очередь пулемётов - и самолёт врага, судорожно выбрасывая шлейф грязного дыма, пошёл к земле. Первая победа в первый час войны.

Но радоваться рано. Вражеские бомбардировщики продолжают свой путь на восток. Снова следует гигантская восьмёрка, и второй "Юнкерс" врезался в землю.

Рядом с Калабушкиным отважно дрались и другие лётчики эскадрильи. Уже несколько вражеских машин догорало на земле. Строй бомбардировщиков распался. Невпопад бросив бомбы, они обратились в бегство. Но преследовать их наши лётчики не могли: кончились боеприпасы, на нуле - бензин.

Второй воздушный бой последовал вскоре за первьш. Моторы, испытывая невероятное напряжение, захлёбывались. Каждый из лётчиков, выходя из очередного круга, стремился оказаться в хвосте у противника, чтобы послать вдогонку пулемётную очередь. И вновь враг повернул вспять. А на боевом счету командира звена появился ещё один сбитый самолёт.

Третий раз Калабушкин поднялся в воздух у вечеру. Недалеко в дыму пожаров - Брест. Болью в сердце лётчика отозвались виды пожарищ. И тут он увидел несколько истребителей Ме-109. Этот бой Калабушкина описан в журнала "Авиация и Космонавтика" за 1974 год:

"Не мешкая, отважный истребитель пошёл, в лобовую атаку. Проскочив сквозь плотную паутину огненных трасс, он сделал разворот с предельной перегрузкой и оказался в хвосте "Мессера". Такого оборота фашисты не ожидали, а когда бросились на выручку своему лётчику, было поздно - снайперским пулемётным залпом Калабушкин изрешетил машину врага.

Поединок И-153 и Ме-109.

Пара самолётов И-153 "Чайка" ведёт бой с "Мессершмиттами".

Снова маневр с громадной перегрузкой. Но иначе нельзя. Только на предельных режимах можно выиграть бой со скоростными вражескими истребителями. Расчёт лётчика оказался точным - "Чайка" вышла в заднюю полусферу "Мессера" на дистанцию действительного огня. Очередь, другая - Ме-109, словно споткнувшись, неуклюже клюнул носом и взорвался. Это был 5-й вражеский самолёт, сбитый Калабушкипым в первый день войны !".

Противник не простил советскому асу гибель 2-х "Мессеров". Раскусив, с кем имеют дело, фашисты перестроились в воздухе и пошли в атаку. Вдруг сильный удар - и острая боль резанула по ногам Калабушкина. Лобовое стекло покрылось сетью морщинок, приборная доска раскололась. На мгновенье в глазах потемнело.

Но вот сознание вернулось, и, к счастью, управление самолётом сохранилось. "Мессеры" заходили на очередную атаку. Надо было немедленно оторваться от них. Лётчик бросает свой самолёт в переворот, маневрирует на пикировании, выводит машину на малой высоте. И вот он уже на аэродроме. Посадить "Чайку" сумел, а вылезти из неё уже не смог.

Позднее, в госпитале, врачи и сестры удивлялись терпению и мужеству Лейтенанта. Он лежал на столе, а врач - хирург со звоном кидал в таз один за другим осколки. Их, наверное, хватило бы на несколько человек, а достались ему одному.

Ещё не затянулись как следует раны, а Калабушкии рвётся на фронт, в родной полк, к боевым товарищам. Вскоре он разыскал свою часть, добился разрешения вместе с другими лётчиками приступить к переучиванию на истребитель Як-1. И хотя раны ещё давали о себе знать, он был доволен. Снова летает на истребителе, а ощущение скорости самолёта давало возможности забыть про боль. Хотелось как можно быстрее освоить новую машинй и без пощады бить фашистов.

Моросящий дождь почти незаметен. Над аэродромом застыл гул работающих моторов. Полк вылетел на боевое задание. Для прикрытия с воздуха лётной площадки остался Лейтенант Калабушкин и его ведомый Младший лейтенант Фунтосов. Кажется, ничего не предвещало беды, и вдруг команда: "Паре прикрытия - на взлёт !"

К аэродрому приближалась большая группа немецких бомбардировщиком. Набрав высоту, пара кинулась в бой. В прицеле у Калабушкина ведущий группы. "Что же, гад, нас теперь так просто не возьмёшь", - зло крикнул Лейтенант и с короткой дистанции ударил по врагу. Фашист задымил и отвернул в сторону.

Калабушкин устремился в очередную атаку и вдруг понял, что подожжён. От дыма, заполнившего кабину, дышать стало трудно. Сбить пламя скольжением не удалось. Пришлось, превозмогая боль, прыгать с парашютом. Раненый и обожжённый, лётчик вновь оказался в госпитале.

Осенью 1941 года немцы решили любой ценой захватить Москву. Советские воины мужественно встретили удар врага.

И спустя много лет Иван Николаевич отчётливо помнил серый осенний день 11 Октября 1941 года.

- В тот день моё звено, - вспоминает Калабушкин, - вылетело в район Юхнова на штурм механизированной колонны врага. Преодолев плотную завесу зенитного огня, успешно сделали первый заход, второй. На земле уже яркими факелами горело несколько вражеских машин. Когда же пошли на третий, зенитный снаряд врага угодил в масляный бак. Масло забрызгало стекло фонаря. В любую минуту мог заклинить мотор. Пришлось выходить из атаки и искать площадку для посадки. Прыгать с парашютом было бессмысленно. Немцы расстреляли бы в воздухе. Тяну на восток. Мотор заглох. Решил садиться на "живот".

Самолёт снижался, почти задевая за верхушки деревьев. Но вот впереди показалось болотце - единственное мало-мальски чистое место. Добрал ручку, и машина приземлилась на фюзеляж. От резкого торможения ударился головой о прицел и потерял сознание. Когда очнулся, то услышал треск немецких мотоциклов. Меня искали. Быстро выбрался из кабины и спрятался в лесу.

Из тыла врага Калабушкин пробирался к своим 4 суток. Товарищи считали лётчика погибшим, а он пришёл в гражданской потрёпанной одежде. Во вражеском тылу советские патриоты, мать с дочерью, приютили советского воина на ночь, а утром снарядили, дали одежду, продуктов и вывели на дорогу.

14 Ноября 1941 года, накануне второго генерального наступления фашистов на Москву, звено Калабушкина в воздушных боях сбило 5 самолётов противника.

Наш народ не забудет имена героев великой битвы под Москвой. Особо отличившиеся воины награждены орденами и медалями, а 110 человек получили звание Героя Советского Союза. В Указе Президиума Верховного Совета СССР говорится:

"За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Старшему лейтенанту Калабушкину Ивану Николаевичу".

Указ Президиума Верховного Совета СССР был датирован 4 Марта 1942 года и опубликован в "Правде" на следующий день. Здесь же, на первой странице, были помещены снимки 6 Героев, в том числе и И. Н. Калабушкина.

Он родился 23 Января 1915 года в деревне Спудни Гусь - Хрустального района Владимирской области. Его родители - Николай Дмитриевич и Евдокия Алексеевна - были крестьянами. Иван был 3-м по счёту сыном в семье Калабушкиных.

Ваня рос и жил той же жизнью, которой жили и его сверстники. Летом работа в поле, на сенокосе. Осенью и зимой - школа. Вначале учился в Спудневской 2-классной школе, затем за 2 километра стал бегать в Палищинскую, 4-классную. После окончания сельской школы крестьянствовал на земле, скупее и беднее которой не было, наверное, в губернии. Потом з ФЗУ он получил специальность слесаря, трудился на одном из предприятий Гусь - Хрустального.

- В те годы, - вспоминает Иван Николаевич, - ребята грезили авиацией, как нынешние мальчишки космосом. Набирали в лётеые школы по специальному комсомольскому набору. В Августе 1936 года комсомольские путёвки вручили 40 гусевским парном, а отобрали из них только 8.

После окончания лётного училища в Ворошиловграде получил направление для прохождения дальнейшей службы в Белорусском особом военном округе. Службу начал Младшим лейтенантом, затем получил повышение, стал Лейтенантом, командиром звена, и вдруг - война...

Весть о том, что Калабушкин стал Героем, быстро пришла в Спудни. В правлении колхоза собрался и стар, и мал. Газета "Правда" переходила из рук в руки. Началось общее колхозное собрание. Естественно, протокол его за давностью лет не сохранился. А вот районная газета "Большевистский путь" опубликовала тогда письмо колхозников. В нём говорилось:

"Уважаемый Иван Николаевич !   Мы, колхозники колхоза "Красный плуг", от всего сердца поздравляем тебя с высокой наградой, присвоением звания Героя Советского Союза. Мы восхищены твоими доблестными делами в борьбе с немецкими разбойниками... Заверяем тебя в том, что наш колхоз, где ты работал, мы сделаем передовым в районе..."

А вот ещё одна газета "Большевистский путь", датированная 30 Декабря 1942 года. Здесь было опубликовано выступление председателя колхоза А. И. Шумиловой. В нём говорится:

"Мы решили колхозом построить боевой самолёт и вносим на него 125 тысяч рублей !   Будем просить, чтобы самолёт, построенный на наши колхозные сродства, был передан нашему односельчанину, лётчику Герою Советского Союза И. Н. Калабушкину. Пусть он на родном самолёте громит гитлеровских мерзавцев, посягнувших на счастье любимой Родины".

Об инициативе земляков Калабушкин узнал от командира чисти. Его вызвали в штаб и вместе с предписанием вручили наряд на один из волжских заводов на получение нового самолёта.

И, конечно, никак не предполагал лётчик, какой сюрприз ожидал его на родном аэродроме иод Москвой, когда привёл он туда новый истребитель. Встретил его весь личный состав полка, выстроенный поэскадрильно. Из землянки выносят Боевое знамя. Командир полка подал команду: "Полк, под знамя, смирно, равнение направо !"   Начинается митинг. И вдруг кто-то подошёл к нему сзади, обнял:

- Здравствуй, сынок !

- Отец !   Вот не ожидал. Как мама ?

Оказалось, колхозники уполномочили Николая Дмитриевича вместе с членом правления Н. И. Куликовым вручить самолёт, купленный на их личные средства, своему сыну.

На митинге Капитан И. Н. Калабушкин сказал: "Я обещаю не посрамить то первоклассное боевое оружие, которое мне сегодня вручают. Вот оно, стальное неразрывное единство народа и армии, тыла и фронта ! Горжусь вами, дорогие земляки. Я клянусь вам, отцы и матери, братья и сёстры, на новом истребителе бить врага так же беспощадно, как бил его до сих пор..."

Як-9 из состава 562-го ИАП.

К тому времени началось контрнаступление наших войск, усилилась боевая деятельность всей авиации, в том числе и полков ПВО. Эскадрилья под командованием Калабушкина всё активнее переключалась на новые боевые действия. Она внезапно атаковала вражеские аэродромы, наносила удары по войскам и технике противника на дорогах и в оперативных тылах. А главное - бдительно охраняла московское небо от попыток фашистов бомбить столицу.

О самоотверженной преданности отважного лётчика своей Родине, свидетельствуют боевые награды И. Н. Калабушкина. Кроме ордена Ленина и Золотой Звезды он награждён 2-мя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2-мя орденами Красной Звезды и многими медалями. Рассказать обо всех его подвигах - это значит написать целую книгу. Ведь за годы Великой Отечественной войны он совершил свыше 350 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 вражеских самолётов.

В Апреле 1945 года, когда наши танковые армии устремились к Берлину, заместителя командира полка Гвардии майора И. Н. Калабушкина вызвали в штаб армии ПВО.

- Командование, - сказали там, - направляет Вас на учёбу в Военно - Воздушную академию.

- А как же фашисты ?

- Скоро им конец. А нам очень нужны командные кадры с большим фронтовым опытом.

Знания, полученные в академии, большой опыт воздушных боёв пригодились Ивану Николаевичу для обучения и воспитания молодых авиаторов. Послевоенная авиация стала качественно новой - реактивной, сверхзвуковой. Освоив реактивную технику, он учил других и учился сам. В повседневных полётах овладевал современной боевой техникой, настойчиво отрабатывал эффективные технические приёмы. А ведь ничто не оказывает такого влияния на подчинённых, как личные качества и профессиональное мастерство командира - лётное, методическое, педагогическое. Немало воспитал И. Н. Калабушкин первоклассных воздушных бойцов, ставших впоследствии хорошими командирами и наставниками.

Новое повышение в должности. А вот уже И. Н. Калабушкин слушатель второго высшего учебного заведения - Академии Генерального штаба. После её окончания Генерал - майор авиации И. Н. Калабушкин служил на ответственных постах. Командовал дивизией, армией.

Однако раны, полученные в годы Отечественной войны, не прошли бесследно. Генерал - майору пришлось уйти в запас. Но не почил на лаврах Герой войны. Продолжал трудиться в одном из учреждений Министерства обороны, вёл большую военно - патриотическую работу в Ленинграде.

( Из материалов сборника - "Сыны земли Владимирской".  Ярославль, 1981 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz