Коваль Дмитрий Иванович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Коваль Дмитрий Иванович

Д.И.Коваль

Родился 25 Февраля 1918 года в Москве в семье служащего. Окончил 7 классов средней школы. Перебравшись в город Ташкент  ( Республика Узбекистан ), работал учеником слесаря. С Марта 1936 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Тамбовское авиационное училище Гражданского Воздушного Флота, в 1940 году - Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С Января 1942 года Младший лейтенант Д. И. Коваль на фронтах Великой Отечественной войны. По Май 1942 года воевал в 8-м ИАП. С Июня 1942 года по Апрель 1943 года воевал в 45-м ИАП. С Апреля по Май 1943 года - в 16-м Гвардейском ИАП. Сражался на Южном, Северо - Кавказском и Закавказском фронтах.

45-й истребительный авиаполк, в котором Дмитрий Коваль провёл большую часть своей боевой деятельности, был сформирован в 1938 году. Боевые действия начал в Крыму в боях по обороне Севастополя. Большой вклад внесли его лётчики и в оборону Северного Кавказа в период с Июля по Сентябрь 1942 года.

Высокая активность противника, рвущегося к кавказской нефти, требовала максимального напряжения. И в ожесточённых воздушных боях лётчики полка сбили 34 немецких самолёта. Необычайно велик был успех полка в битве над Кубанью. За 2 месяца напряжённых боёв лётчики сбили 118 вражеских самолётов !   Отличился в этих боях и Дмитрий Коваль. В Марте 1943 года, в районе станицы Крымская   ( ныне город Крымск )  Краснодарского края, он таранил вражеский истребитель.

К Маю 1943 года старший лётчик 45-го истребительного авиационного полка  ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  Лейтенант Д. И. Коваль совершил 127 боевых вылетов, в 26 воздушных боях лично сбил 10 и в составе группы 3 самолёта противника.

8 Мая 1943 года погиб в воздушном бою в районе станицы Крымская Краснодарского края. К тому времени совершил более 130 боевых вылетов. Провёл около 30 воздушных боёв, сбил 12 самолётов лично и 3 - в группе.

24 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Бюст Героя установлен в парке станицы Калининская.

*     *     *

Листаю пожелтевшее от времени личное дело Лейтенанта Дмитрия Ивановича Коваля, и перед глазами как бы проносится жизнь крылатого Героя. Особое внимание привлекает его автобиография, написанная в Мае 1940 года. Она весьма лаконична и мало чем отличается от биографий сверстников. Родился в Москве. Здесь окончил школу - семилетку. Затем уехал к родственникам в Ташкент. Там продолжил учёбу, работал на заводе. В 1936 году по путёвке комсомола был направлен в авиашколу. Получив офицерское звание, служил в одной из частей Западного особого военного округа.

Вот, пожалуй, и все, что написал о себе в том году Младший лейтенант Дмитрий Коваль, ступая на дорогу большой жизни.

Вручая ему предписание к новому месту службы, начальник авиашколы Полковник Н. Иванов сказал:

- Ну что ж, товарищ Младший лейтенант, поздравляю вас с успешным окончанием школы и желаю больших успехов на земле и в небе. Родились и учились в Москве, трудились в Ташкенте, а служить предстоит на западной границе. А ведь в тех местах не только особый округ, но и особая служба, требующая от воинов постоянной бдительности и боевой готовности.

Вряд ли мог знать тогда молодой лётчик, что считанные месяцы отделяют его от того дня, когда он поднимется в грозное небо войны, чтобы перехватить вражеский самолёт. Однако каждый учебный день, каждый вылет Младший лейтенант использовал так, чтобы обогатить свои знания новыми тактическими приёмами, оттачивал боевое мастерство, столь необходимое при встрече с врагом.

Ранним утром 22 Мюня 1941 года не успела ещё затихнуть сирена, извещавшая о боевой тревоге, а Дмитрий Коваль в числе первых прибежал к месту сбора. Когда начальник штаба полка доложил командиру части, что личный состав по тревоге построен, в строю установилась такая тишина, что казалось, каждый слышал, как бьется сердце стоявшего рядом.

- Товарищи ! - с тревогой в голосе заговорил командир. - Фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Война !   Перед нашим полком поставлена задача не допустить фашистские бомбардировщики к Одессе. Приказываю: командирам 1-й и 2-й эскадрилий подготовить по 2 звена к вылету на перехват противника. Лётчикам 3-й эскадрильи быть в готовности № 1.

Изучив задание, уточнив действия в особых случаях полёта, истребители поднялись в воздух. Коваль шёл в группе прикрытия, с превышением над ударной группой. На высоте 2000 метров видимость начала ухудшаться, появилась дымка, заволакивавшая синеву неба. Напряжённо всматривался Дмитрий вдаль. Вскоре он одним из первых увидел надвигавшуюся армаду немецких бомбардировщиков, над которыми кружились "Мессеры". Враги шли чётким строем, выдерживая интервалы между группами.

По сигналу ведущего лётчики ударной группы стремительно бросились на "Юнкерсы". Было видно, как командир И-16 ринулся в атаку на флагманский самолёт противника. Мгновение - и фашистская машина, оставляя чёрную дымную полосу, камнем пошла к земле. Потеряв ведущего, враги пришли в некоторое замешательство. Воспользовавшись этим, наши лётчики уничтожили ещё один "Юнкерс".

Лишь после этого "Мессеры" стаей набросились на шестёрку самолётов нашей ударной группы.

- В атаку ! - немедленно распорядился командир, и лётчики группы прикрытия устремились на помощь своим товарищам. Сверху им хорошо были видны "Юнкерсы". С первого же захода они уничтожили одну вражескую машину.

Вместе с другими активно атаковал фашистов и Коваль. Однако пули и снаряды, выпущенные им, словно отскакивали от вражеского самолёта. Тогда, рискуя жизнью, Младший лейтенант решил подойти поближе к "Юнкерсу". До бомбовоза оставалось несколько метров, и он нажал на гашетки, пытаясь обрушить на противника всю мощь огня. Но выстрела не последовало. "Кончились боеприпасы", - с тревогой подумал лётчик и тут же решил идти на таран. Однако в этот момент немцы, словно разгадав замысел советского пилота, бесприцельно сбросили бомбы и повернули назад.

Успешно выполнив задание, наши лётчики без потерь вернулись на базу, записав в свой актив 3 фашистских бомбардировщика, уничтоженных во фронтовом небе.

Это была первая встреча с врагом и первая победа лётчиков - истребителей полка. С того дня подвиги крылатых бойцов все время приумножались. В полку росли мастера воздушных атак, показывавшие примеры мужества и отваги.

Но первые дни и месяцы боёв приносили нашим крылатым воинам не только победы, но часто и неудачи. Гибли лучшие лётчики, у которых учился Коваль, с которых брал пример. Сам он летал много, но вот добиться личного успеха в бою долго не удавалось. Это вызывало огорчение. Узнав об этом, опытный комэск капитан Васютин предложил как-то раз Ковалю слетать с ним на боевое задание. Дмитрий сразу не понял замысел командира, но предложение принял с благодарностью.

Тот день был особенно напряжённым. По 4 - 5 вылетов делали лётчики во главе с комэском. Нелегко пришлось воздушным бойцам вступать в неравные схватки с врагом. Однако Коваль, как он сам выразился, и на этот раз "остался при своих". Тогда же вечером у командира эскадрильи состоялась задушевная беседа с Ковалем. Нет, это были не упрёки за промахи и ошибки в воздухе. Вёлся поучительный разговор командира с подчинённым, старшего с младшим. Уединившись в учебном классе, командир терпеливо и настойчиво объяснял подчинённому, каким должен быть лётчик в воздушном бою. Отметив смелость и отвагу Коваля, его ненависть к врагу, комэск одновременно проанализировал недостатки молодого пилота. А они сводились к тому, что у Младшего лейтенанта не хватало выдержки. При атаках врага он допускал излишнюю торопливость.

Шло время. Новый, 1942 год Коваль встретил уже обстрелянным командиром. Теперь о нём говорили как о смелом, расчётливом, умелом воздушном бойце. Он одним из первых освоил новый самолёт Як-1, показывал пример в его боевом применении.

Как-то раз в середине Февраля 1942 года в полк поступило боевое распоряжение, в котором говорилось, что противник готовится к наступлению в районе Славянска. На станции производилась разгрузка живой силы и техники. Необходимо любыми средствами помешать этому. Оценив обстановку, командир решил выделить для выполнения задания наиболее подготовленных лётчиков. Фамилия Коваля была названа в числе первых.

Точно в назначенное время шестёрка "Яков" поднялась с аэродрома и взяла курс на цель. Прикрываясь то облаками, то рельефом местности, "Яки" появились в заданном районе неожиданно. По команде ведущего группы они с ходу обрушились на врага, расстреливая его живую силу и технику. От первых же очередей взвились вверх столбы огня и дыма. Горели машины, рвались боеприпасы, в панике разбегались солдаты.

При выходе из второй атаки наши лётчики заметили, что к ним приближаются Ме-109. Один из них коршуном свалился на машину ведущего "Яков". Ещё мгновение - и он мог бы расстрелять командира. Но Дмитрий Коваль был начеку. Сделав небольшой доворот, он выпустил заградительную очередь. Огненная струйка блеснула перед носом вражеской машины. "Мессер" свечой взмыл вверх. Но в это же самое время второй Ме-109 пристроился в хвост самолёта Коваля, дистанция для прицельного удара быстро сокращалась.

- Коваль, "Мессер" сзади ! - раздался голос Бориса Мухина.

Дмитрий стремительным переворотом через крыло ушёл в сторону. Пулемётная очередь, выпущенная врагом, в цель не попала.

Бой нарастал. Фашисты проводили одну атаку за другой, пытаясь отомстить советским лётчикам за дерзкий налёт на станцию. В одной из атак пара "Мессеров" попыталась зажать в клещи машину Коваля. Советский лётчик разгадал замысел врагов, которые, видимо, ждали, что он будет уходить с набором высоты в сторону, и поступил для них неожиданно - вошёл в крутое пике. Немцы на какое-то мгновение потеряли его из виду, а в это время Коваль боевым разворотом с набором высоты занял господствующее положение. Видя, что ведомый Ме-109 отстал от ведущего, советский лётчик, не теряя ни секунды, бросился в атаку. Фашист отвалил в сторону, оставив своего командира без прикрытия. Воспользовавшись этим, Коваль устремился к хвосту ведущего "Мессера". Подойдя на дистанцию прицельного огня, он выпустил длинные очереди из пушки и пулемёта. "Мессер", словно пороховая бочка, взорвался, разбрасывая горящие обломки.

- Молодец, Митя ! - не удержался от похвалы комэск. - Поздравляю с победой !

Недосчитавшись 3-х своих машин, немцы прекратили сопротивление, а наши лётчики благополучно вернулись на аэродром, успешно выполнив боевое задание.

При разборе полётов командир эскадрильи поставил действия Младшего лейтенанта Коваля в пример, подчеркнув при этом его выдержку, настойчивость и грамотное решение задачи.

Окрылённый успехом и похвалой командира, Коваль стремился делать всё, чтобы оправдать эту высокую оценку. По 3 - 4 вылета в день совершал он, наращивая удары по врагу. Только к 20 Апреля 1942 года, вылетая на прикрытие наших войск, действовавших в районе Изюма, он уничтожил лично и в группе с товарищами 3 самолёта противника: 2 "Мессершмитта" и 1 "Юнкерс".

Вскоре коммунисты полка приняли Дмитрия в свои ряды. Как одного из лучших воздушных бойцов, его повысили в должности, присвоили очередное воинское звание. 22 Мая 1942 года сослуживцы поздравили Лейтенанта Д. Коваля с первым боевым орденом, которым его наградил командующий Южным фронтом.

А впереди - новые бои и сражения. Полк, в котором воевал Коваль, за свои ратные дела получил очередную благодарность Верховного Главнокомандующего. Всё это ещё больше окрыляло Дмитрия. Он много работал с подчинёнными, тщательно готовил каждый вылет. У молодого командира звена вошло в правило обращать внимание не только на промахи и ошибки в действиях своих питомцев, но и непременно замечать отличившихся, делая их опыт достоянием всех. И это давало свои результаты. Прошло немного времени с того дня, как Коваль стал во главе звена, а о подвигах этого подразделения уже шла добрая слава не только в полку, но и в дивизии.

С наступлением весны 1943 года немецкая авиация активизировала свои действия. В район Северного Кавказа было переброшено до 1000 самолётов 4-го Воздушного флота фашистской Германии, в том числе несколько известных истребительных эскадр. Было известно, что в этих соединениях собраны лучшие лётчики. Их самолёты были разукрашены символами "непобедимости": тузами, пиковыми дамами, устрашающими драконами.

Как и прежде, перед 45-м истребительным авиаполком стояла задача уничтожения вражеских самолётов на аэродромах, а также прикрытия наших наземных войск. Памятным оказался бой 22 Марта 1943 года. В тот день в полк поступило распоряжение: выслать группу истребителей для прикрытия нашей пехоты в район Петровской. Посоветовавшись со своими заместителями, командир полка принял решение послать в тот район 2 эскадрильи. Звену Дмитрия Коваля снова предстояло лететь в группе прикрытия.

Точно в назначенное время крылатые воины были в районе цели. И тут же услышали сигнал пункта наведения о приближающихся "Юнкерсах", которых сопровождали истребители. Не теряя ни секунды, ударная группа бросилась на перехват. Выдерживая дистанцию по скорости и высоте, за ней повернуло и звено Коваля. Когда начался бой, Дмитрий со своими подчиненными сковал боем "Мессеры", дав возможность ударной группе разделаться с бомбардировщиками. Фашисты предложили бой на вертикалях. Умело маневрируя, "тузы" и "пиковые дамы" круто уходили ввысь, стараясь расстреливать краснозвёздные истребители с ходу. Дмитрий понимал, что перед ним опытные пилоты, и старался действовать чётко, выдержанно, наверняка.

В одной из атак, когда фашисты попытались зажать самолёт Коваля "в клещи", на помощь пришел ведомый. Стремительным переворотом через крыло он нырнул под "Мессер" и выпустил по нему длинную очередь. Стараясь увернуться от прицельного огня, немец сделал крен вправо и на какое-то мгновение завис в воздухе. А в это время Коваль поймал его в прицел и с короткой дистанции расстрелял. Объятый пламенем "Мессер" отвесно пошёл вниз и врезался в землю рядом с догорающим "Юнкерсом".

Не успели сослуживцы поздравить Дмитрия Коваля с очередной победой, как он снова поднялся в небо, на этот раз в район Калабадки на перехват противника. В неравной схватке он одержал ещё одну победу: от его меткой очереди сгорел корректировщик FW-189.

Удачным оказался и 3-й вылет. Прикрывая наши войска в районе станицы Черноярковской, Коваль успешно завершил свой поединок с Ме-109. Около 30 минут фашистские асы кружили возле советского лётчика. Но Коваль был начеку и в одной из атак прошил "Мессер" прицельной очередью. Густо задымив, тот потянул на свою территорию.

Три победы за день !   Этому событию была посвящена листовка - "молния", в которой подробно рассказывалось об успехах молодого командира звена.

15 Апреля 1943 года в составе 7 истребителей Лейтенант Д. И. Коваль вылетел на прикрытие боевых порядков наших наземных войск в район станицы Крымской. Подлетая к заданному району, наши лётчики заметили приближающуюся армаду фашистских бомбардировщиков: более 60 "Юнкерсов" и "Хейнкелей" под прикрытием 25 истребителей Ме-109 собирались обрушить бомбы на позиции наших наземных войск. Несмотря на численное превосходство врага, наши лётчики по команде ведущего немедленно вступили в схватку. Около 40 минут длился этот тяжёлый бой. Фашисты, потеряв 5 бомбардировщиков и 1 истребитель, повернули назад. Коваль увеличил свой боевой счёт ещё на один "Юнкерс". А всего 15 Апреля над станицей Крымской от прицельных атак Коваля рухнуло на землю 3 вражеских самолёта !

За этот подвиг командующий 4-й Воздушной армией наградил Коваля орденом Красного Знамени.

А вскоре командир 45-го авиаполка представил Лейтенанта к высшей правительственной награде. В том представлении говорится:

"За период участия на фронтах Великой Отечественной войны, Д. И. Коваль лично сбил 10 самолётов противника и 3 в группе. К выполнению боевой работы подготовлен хорошо. В воздушный бой вступает смело и решительно..."

Кто знал тогда, что ровно через 4 дня после подписания командиром этого документа, в неравном воздушном бою Лейтенант Д. И. Коваль погибнет смертью храбрых !   Немного не дожил он до того счастливого дня, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР он был удостоен высшего отличия Родины - звания Героя Советского Союза.

*     *     *

Список всех известных побед Лейтенанта Д. И. Коваля:
( Из книги М. Ю. Быкова "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
121.01.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 7 )БарвенковоЯк-1,

Р-40 "Киттихаук",

Р-39 "Аэрокобра".
219.02.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Ново - Кавказ
323.02.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )Долгенькая
409.03.1942 г.1  "Макки-200"вост. Доброполье
51  Ме-109вост. Доброполье
620.05.1942 г.1  Ме-109Студенок - Долгенькая
724.05.1942 г.1  Ме-109  ( сбит тараном )Изюм
822.03.1943 г.1  FW-189сев. Калабатка
91  Ме-109юж. Петровская
1027.03.1943 г.1  Ме-109сев. - зап. Черноерковская
1115.04.1943 г.1  Ме-109Крымская
121  Ju-88юго - зап. Крымская
131  Ju-88зап. Крымская
1416.04.1943 г.1  Ме-109Крымская
1508.05.1943 г.1  Ju-87зап. Верхнебаканская

       Всего сбитых самолётов - 12 + 3;  боевых вылетов - более 130;  воздушных боёв - около 30.


Возврат

Н а з а д

сменные ковры


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz