Кузнецов Иван Александрович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Кузнецов Иван Александрович

Кузнецов И.А.

Родился 5 Января 1917 года в селе Репное, ныне Уваровского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и 2 курса сельскохозяйственного техникума. В 1936 - 1938 годах проходил срочную службу в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Работал инструктором в Донецком аэроклубе.

С Декабря 1942 года в действующей армии. Служил в составе 867-го ИАП  ( с 25 Августа 1943 года - 107-й Гвардейский ИАП ). Летал на "Яках".

К Маю 1945 года командир эскадрильи 107-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии cтарший лейтенант И. А. Кузнецов совершил 219 боевых вылетов. В 59 воздушных боях лично сбил 10 самолётов противника, штурмовыми ударами уничтожил много живой силы и техники врага.

27 Июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, служил в Войсках ПВО страны, командовал соединением. С 1972 года Генерал - майор авиации И. А. Кузнецов - в запасе. Последние годы жил в Астрахани, работал председателем областного комитета ДОСААФ. Участник парадов Победы в 1945 и 1990 годах. Умер 7 Ноября 2005 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды   ( дважды ), советскими и иностранными медалями. Имя Героя носил пионерский отряд школы № 19 в городе Астрахани.

*     *     *

Почётный гражданин города Астрахани Иван Александрович Кузнецов о самолётах мечтал с детства. Впервые он поднял самолёт в небо в 1936 году и летал до 1973 года. Прошёл путь от курсанта Качинской военной авиационной школы до командира авиационной дивизии, Генерал - майора авиации.

Окончив школу, он поступил в сельскохозяйственный техникум, и если бы не призыв страны "150 тысяч комсомольцев - на самолёты", неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая судьба. Но благодаря этому спецнабору со 2-го курса техникума 19-летний паренёк был зачислен в Качинское военно - авиационное училище лётчиков. Там Иван впервые увидел самолёт - учебный У-2, который показался ему истинным совершенством. Он смотрел на это чудо техники и не верил, что когда - нибудь сможет им управлять.

На фронт Иван Александрович попал в Декабре 1942 года. К этому времени он уже имел богатый лётный опыт. Работа инструктором - лётчиком в ОСОАВИАХИМе и курсы командиров звеньев помогли ему обрести необходимые навыки. К концу войны он совершил 219 успешных боевых вылетов, провёл 59 воздушных боёв. Сбил 10 вражеских самолётов лично и 1 в группе с товарищами.

Свой первый и последний воздушный бой он навсегда запомнил до мельчайших подробностей. Первый принял на Юго - Западном фронте в средней излучине Дона, под Богучаром. На 5-й день после прибытия в часть, группа истребителей совершала ознокомительный полёт над территорией врага. Иван Кузнецов вдруг заметил точку, которая стремительно приближалась. Это был немецкий самолёт, который стрелял в него короткими очередями. Когда он приблизился, "Як" сделал неожиданный маневр и оказался в хвосте у Ме-109. Первой же атакой вражеский истребитель был сбит. Командир эскадрильи поздравил его с первой победой и подсказал, что особое внимание надо обратить на изучение тактики боя, анализ своих и чужих ошибок.

- Мне тогда было чуть больше 20 лет, - вспоминал позднее Иван Александрович. - И такой у меня был порыв, что чуть ли не зазнайство. Как же, в первом же вылете сбил вражеский самолёт. Между тем тактически тогда мы были совершенно не подготовлены. Это уже потом, после того как меня 3 раза сбили, я понял, что к чему, и стал учиться воевать по - настоящему.

Боевой опыт приходил к нему быстро и уже вскоре в грозном военном небе он чувствовал себя уверенно, знал, как уберечься от зенитных снарядов, как уйти от боя, как застать врага врасплох.

Когда уже ближе к концу войны 1-й Украинский фронт окружил немецкую группировку в Юго - Восточном Берлине, 107-й Гвардейский истребительный авиаполк, в котором воевал Иван Александрович, стоял на аэродроме в нескольких десятках километрах от города. Здесь впервые советские лётчики встретились с новинкой вражеской авиационной техники - реактивным истребителем. Длинный фюзеляж с приподнятым хвостовым оперением и стреловидные крылья с двумя двигателями без воздушных винтов резко отличали его от других неприятельских самолётов, с которыми им приходилось воевать прежде. Это, как выяснилось позднее, был Ме-262.

Истребитель Ме-262

Однажды группа таких самолётов попыталась атаковать наши штурмовики Ил-2, которые ожидали над аэродромом группу прикрытия. Когда в воздух взлетело звено истребителей, немецкие лётчики, не приняв боя, стали уходить в сторону Берлина. Командир полка поставил задачу: сбить реактивный самолёт противника. В те дни на аэродроме только и говорили, что о способах и возможных приёмах боя с новинкой немецкой авиационной техники.

Время в бою относительно. Чем больше скорости полёта, дальше досягаемость оружия истребителей и чем быстрее оно может поразить противника, тем короче становятся командирские минуты и секунды, выше оказывается их цена...

Упредить противника в маневре, в применении оружия, всемерно сократить время сближения и саму атаку - значит достигнуть внезапности. Нельзя позволить противнику преждевременно обнаружить себя, допустить его на дистанцию открытия прицельного огня, дать время на подготовку к отражению атаки.

Быстрота действий... О её значимости уже достаточно сказано. Где быстрота, там и внезапность. Опоздал с обнаружением врага - не рассчитывай на успех. Это правило, являющееся производным от правила "первым увидеть", обеспечивает достижение внезапности даже в бою с технически превосходящим противником. Так было и в первые дни войны, и в последние - на подступах к Берлину, где появились немецкие реактивные Ме-262. Обладая превосходством в скорости, они, казалось, были неуязвимы. Но упомянутое правило сработало безотказно.

Разбитый Ме-262

Старший лейтенант Кузнецов вёл звено и увидел Ме-262, летевший ниже. На полных оборотах моторов со снижением, используя для маскировки тонкий слой облаков, звено внезапно сблизилось с Ме-262 до дальности 250 - 200 метров. Новая техника не спасла врага от внезапной атаки. Он слишком поздно увидел наших лётчиков, не успел произвести легко выполнимый маневр для выхода из - под удара, и участь его была решена.

Кузнецов направил машину "Мессеру" наперерез и выпустил длинную очередь из крупнокалиберного пулёмета. Правый реактивный двигатель задымил. Вражеская машина увеличила скорость и, набирая высоту, попыталась уйти в сторону.

Однако вслед за "Яком" И. А. Кузнецова, ещё 3 советских истребителя одновременно открыли огонь по реактивному "Мессершмитту". Он накренился на крыло и рухнул на землю.

И.А.Кузнецов
Таким он был
в Мае 1945 года.

К вечеру пришла телеграмма о том, что всё звено наших лётчиков, сбивших в районе Котбуса реактивный Ме-262, награждено орденами. В тот день ещё никто не знал, что этот воздушный бой станет последним, как последним оказался и вражеский самолёт, сбитый лётчиками 107-го Гвардейского Одерского ордена Александра Невского истребительного авиационного полка в годы войны.

Войну Иван Александрович закончил в звании Гвардии капитана. В одном из боёв под Харьковом получил тяжёлое ранение. Вражеский снаряд разорвался прямо в кабине его самолёта. Один осколок застрял в правом лёгком, другой повредил левое колено.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года Гвардии капитан Кузнецов Иван Александрович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После окончания войны Иван Александрович продолжал служить в авиации. До 1953 года пришлось поколесить по Европе - Германия, Чехословакия, Австрия, Венгрия. Лишь в 1953 году вернулся он в Россию. Первым делом решил получить военное образование. Окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. Потом была служба в Ханкале, Астрахани, Красноводске, опять в Астрахани. Там он был назначен сначала заместителем командира 393-го Гвардейского авиационного полка, а потом командиром дивизии ПВО. Именно здесь он получил Генеральское звание, впервые сел за штурвал сверхзвукового самолёта "Су".

Кузнецов И.А.

После выхода в отставку в 1972 году И. А. Кузнецов был избран председателем Астраханского областного комитета ДОСААФ и возглавлял его 13 лет. В 1985 году был избран председателем Астраханского областного совета ветеранов войны и труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Прослужил на этом посту до 1992 года, принимал участие в военно - патриотической работе с молодёжью города.

И. А. Кузнецов опубликовал свыше 20 работ, направленных на укрепление обороноспособности Вооружённых Сил. В 1996 году в Астрахани вышла в свет брошюра "Почётные граждане Астрахани", где И. А. Кузнецову посвящён очерк "Иваново небо".

Последние годы Иван Александрович, вместе с женой Клавдией Павловной нянчил внуков, выращивал цветы. Старые раны давали знать о себе, подводили и ноги. Поэтому без палочки он теперь уже ходить не мог. Из - за болезней он, участник парадов Победы в 1945 и 1990 годах, уже не смог побывать на параде в Москве в 2000 году. А так хотелось... 7 Ноября 2005 года Иван Александрович Кузнецов скончался.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана И. А. Кузнецова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
115.01.1943 г.1  Ме-109Ново - МарковкаЯк-1, Як-9, Як-3.
2??.01.1943 г.1  Ме-109Юго - Западный фронт
305.05.1943 г.1  Ме-109юж. Привольное
418.07.1943 г.1  Ju-88Грушеваха
5??.08.1943 г.1  FW-189Юго - Западный фронт
6??.08.1943 г.1  Ju-87Юго - Западный фронт
714.08.1943 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 4 )зап. Михайловка
814.10.1943 г.1  Ме-109сев - зап. окр. Запорожье
915.07.1944 г.1  FW-190юго - вост. Милятын
1018.04.1945 г.1  FW-190Шорбус
1130.04.1945 г.1  Ме-262юж. Форст

      Всего сбитых самолётов - 10 + 1;  боевых вылетов - 219;   воздушных боёв - 59.


Возврат

Н а з а д

Ручная лазерная сварка также читайте.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz