Родился 19 Ноября 1919 года в Чернигове, в семье рабочего.
Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище в
Москве. Работал слесарем на автозаводе, закончил аэроклуб. С 1937 года в Красной
Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
С Мая 1942 года Лейтенант Б. М. Ривкин в действующей армии. По
1944 год сражался в составе 237-го ИАП ( 54-го Гвардейского ИАП ); затем -
в Управлении 1-й Гвардейской ИАД. Летал на Як-1 и "Аэрокобре". Отличился в боях
за Крым, под Сталинградом и на Курской Дуге.
К Июню 1943 года командир эскадрильи 54-го Гвардейского истребительного
авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия,
16-я Воздушная армия, Центральный фронт ) Гвардии капитан Б. М. Ривкин
совершил 176 успешных боевых вылетов. В 95 воздушных боях сбил 12 самолётов
противника лично и 7 в группе с товарищами.
24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях
с врагами во время Курской битвы, удостоен звания Героя Советского Союза.
К Маю 1945 года Гвардии майор Б. М. Ривкин совершил 212 боевых
вылетов, провёл 100 воздушных боёв.
После войны продолжил службу в ВВС. В 1954 году окончил
авиационные курсы усовершенствования офицерского состава, в 1960 году окончил
Военно - Воздушную академию. С 1975 года Генерал - майор авиации Б. М. Ривкин -
в запасе. Жил в городе Ростов-на-Дону. Умер 2 Октября 2004 года.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ),
Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной
Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.
* * *
На заводе имени Лихачёва митинг. К скрытому покрывалом обелиску
идут и идут колонны автозаводцев. Несут букеты цветов, транспаранты: "Верны
традициям отцов", "Слава героям - автозаводцам !". Выстраиваются в ряд венки,
увитые алыми лентами.
И вот торжественная минута. К высокой пирамиде подходят директор
завода, другие руководители предприятия. Бесшумно спадает покрывало с обелиска.
Оркестр играет государственный гимн. Звучит ружейный салют. Взору собравшихся
открывается монумент с надписью: "16 000 автозаводцев по призыву партии и по
велению сердца ушли на фронт. Половина из них не вернулась. За ратные подвиги
тысячи воинов награждены орденами и медалями. 16 человек удостоены звания Героя
Советского Союза. Слава героям, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины !".
Среди этих 16-ти Героев - имя Бориса Мироновича Ривкина.
...В 1935 году 16-летним пареньком пришёл Борис в ФЗУ завода,
чтобы стать рабочим, пополнить ряды автомобилестроителей. Сердце молодого парня
горело желанием как можно скорее слиться с трудовым коллективом, охваченным
энтузиазмом первых пятилеток. И кадры действительно нужны были. Завод рос,
претворялся в жизнь генеральный план его реконструкции. Борис поступил в ФЗУ
учеником слесаря - модельщика, затем работал слесарем в штампомеханическом цехе,
помощником инструктора в ФЗУ.
Самоотверженно трудясь на производстве, автозаводцы отдавали
немало времени и сил военной подготовке. Ещё в 1934 году среди молодёжи зародилось
патриотическое стремление научиться летать. ЦК комсомола обратился тогда с призывом
подготовить для страны 150 000 лётчиков. Многотиражная газета автозавода опубликовала
открытое письмо с предложением организовать свой аэроклуб. Герой Советского Союза
Н. Каманин и группа других военных лётчиков в Декабре 1936 года взяли шефство над
коллективом предприятия в деле организации аэроклуба и подготовки лётчиков без
отрыва от производства.
Желающих обучиться лётному делу было много. В комитет комсомола
поступило свыше 700 заявлений. Отбор был очень тщательным. Выбирали самых сильных,
здоровых, лучших производственников. Среди них оказался и Борис Ривкин.
Аэроклуб имени В. П. Чкалова он окончил успешно. Сначала испытал
счастье полёта на планере, потом на знаменитом учебном самолёте У-2. Автозаводцы
проводили Ривкина в Борисоглебскую школу военных лётчиков. За 10 месяцев учёбы
он овладел новым в ту пору боевым самолётом И-16 и был направлен в строевую часть.
В 1940 году из числа лётчиков строевых частей отобрали лучших методистов и направили
во вновь сформированную лётную школу.
Когда началась Великая Отечественная война, Ривкин был уже
командиром авиазвена в этой школе.
- Многие мои товарищи, в том числе и я, - рассказывает Борис
Миронович, - стремились участвовать в боях с врагами Родины, но лишь в Марте
1942 года мне это удалось - был направлен на фронт в действующую армию. Боевое
крещение получил в Крыму.
Полк базировался на Северном Кавказе. Летали главным образом на
прикрытие наземных войск. В один из дней была поставлена боевая задача: прикрыть
наземные войска, оборонявшие Керчь. В воздух поднялось звено Бориса Ривкина.
"Яки" стремительно набрали заданную высоту, и вот уже под самолётами
водная гладь Керченского пролива, рассечённая чёрным клином косы. Впереди по курсу -
фронтовой город, в котором многочисленные пожары, пороховой чад.
Уже на подступах к Керчи Ривкин заметил вражеский самолёт.
Характерная форма двухфюзеляжной машины свидетельствовала о том, что над нашими
войсками кружит разведчик FW-189, прозванный лётчиками "рамой".
Ривкин покачал крыльями своего "Яка", давая понять ведомым, что
цель видит и принял решение её атаковать. На его машине были установлены 6 реактивных
снарядов. Увеличив скорость, Борис начал стремительно сближаться с целью. Когда
"рама" вползла в кольцо прицела и до цели было расчётное расстояние, выпустил
сразу все снаряды. Над вражеским самолётом вспыхнуло багровое пламя, от него
отвалилась часть крыла, и машина рухнула на землю... Это была его первая победа,
за которой последовали новые.
В сражениях за Крым командир звена 237-го истребительного
авиаполка Младший лейтенант Борис Ривкин водил самолёты на подавление огневых
средств врага, громил его пехоту, сопровождал бомбардировщики и штурмовики.
Как - то в небе Севастополя машина его ведомого была подбита, а
немецкий истребитель продолжали преследование. Ривкин сумел отвлечь на себя внимание
врага. Тот прекратил преследование подбитой машины и решил легко разделаться ещё
с одной. Вот тут - то Борис и показал своё незаурядное мастерство. Он пошёл в лобовую
атаку, а когда нервы немецкого пилота не выдержали и он резко взмыл вверх, Ривкин
нажал на гашетку. "Мессер" потянул за собой чёрный шлейф дыма, а Борис уже атаковал
второй самолёт врага. За это время наш подбитый истребитель успел скрыться и
благополучно возвратился на свой аэродром.
За короткое время пребывания на фронте Борис снискал себе славу
и уважение однополчан. Начав боевую работу в должности командира звена, он через
3 месяца становится командиром эскадрильи. Защищая Крым и Керченский пролив от
налётов вражеской авиации, во время одного боевого вылета в ожесточённой схватке
с немецкими пилотами он сбивает 2 вражеские машины. В последующих боях, совершенствуя
свою боевую выучку, Ривкин увеличивает счёт сбитых самолётов противника и выдвигается
в ряды лётчиков, не знающих поражения в схватках с врагами.
После переформирования полк, в котором служил Ривкин, был направлен
под Сталинград. За успехи, достигнутые в боях, Бориса назначили на должность
командира эскадрильи. Летать пришлось много. На боевые задания ходили по 4 - 5
раз в день. Отбивали самые яростные атаки неприятельской авиации.
Однажды Ривкин отсёк от боевого порядка врагов "Мессер" и так
крепко сидел у него на хвосте, что лишил врага возможности выйти из - под атаки.
Пытаясь как - то уйти от "Яка", немецкий лётчик выполнил переворот через крыло,
но не рассчитал высоту и врезался в землю. Так была одержана ещё одна победа,
причём без единого выстрела.
Истребитель Як-1. На такой машине Б. М. Ривкин сражался под Сталинградом.
В Октябре 1942 года части 16-й Воздушной армии обеспечивали
частные операции и контрудары общевойсковых армий. Нужно было измотать врага и
отвлечь его силы от главных направлений. Одна из таких частных операций под
кодовым названием "Дон" проводилась ударной группой Донского фронта в середине
Октября. 16-я Воздушная армия в этой операции выполняла следующие задачи: вела
борьбу с авиацией противника, уничтожала вражеские войска перед фронтом,
содействовала войскам 24-й и 66-й армий в прорыве обороны противника, вела
воздушную разведку и разрушала переправы через Дон.
Об успешной борьбе с вражеской авиацией свидетельствуют воздушные
бои 16 Октября, когда истребители одной лишь 220-й ИАД сбили 9 и подбили 4 немецких
самолёта. Победителями этих боёв были Лейтенант В. И. Иванов ( сбил 2 Ме-109 ),
сержант Логачев, батальонный комиссар И. М. Мамыкин, Капитаны И. П. Моторный и
З. В. Семенюк, Старшие лейтенанты В. Н. Макаров и П. П. Ратников, Младшие лейтенанты
Мартынов и Б. М. Ривкин.
В сражениях на Сталинградском фронте, когда Ривкин защищал город
на Волге и великую водную магистраль от налётов вражеской авиации, с каждым новым
боем росло его мастерство не только как отважного воздушного бойца, но и как умелого
организатора согласованных действий лётчиков эскадрильи. Он успешно овладевал
искусством расстановки сил в бою, научился навязывать врагу свою волю.
Как - то раз в Сталинградском небе Ривкин повёл группу полка на
прикрытие наземных войск. Боевой порядок состоял из двух четвёрок. Первую,
летевшую ниже, вёл И. Ф. Балюк ( ставший впоследствии Героем Советского
Союза ). Вторую, находившуюся выше, возглавил сам Ривкин. Когда наши истребители
встретились с вражескими бомбардировщиками, Балюк развернул свою четвёрку и
повёл её наперерез врагам. Охранявшие бомбардировщиков "Мессеры" бросились на
четвёрку Балюка. А в это время Ривкин со своими ведомыми, ещё не обнаруженный
противником, буквально свалился с высоты и с ходу ударил по врагу. Борис с
короткой дистанции один за другим сбил 2 Ме-109. Отличились Балюк и другие
лётчики. Всего было уничтожено 8 вражеских самолётов и 1 повреждён. Наша группа
потеряла 1 самолёт.
Молодые лётчики с завистью смотрели на своего командира, на звёзды
побед, нарисованные на борту его самолёта. Как - то после трудных полётов, лёжа
на нарах в землянке, сержант Чумбарёв обратился к Ривкину:
- Вон у вас сколько звёзд на самолёте, а я всё не добьюсь хотя бы
одной.
- Добьёшься, Илья, - ободрил его Борис. - У тебя уже есть успехи.
Сегодня я заметил, что ты правильно выбираешь место в бою.
- Действовал, как учили. А сам себя ещё не испытал по - настоящему.
Вот если придётся пойти на таран, не знаю, сумею ли... По теории вроде всё ясно,
а на практике...
Утром 14 Сентября 1942 года эскадрилья вновь вылетела на боевое
задание. Лётчики действовали парами, звеньями на разных участках фронта. Когда
Ривкин после удачного боя возвратился на свой аэродром, к его самолёту подошёл
Илья Чумбарёв - голова перевязана, на глазах слёзы.
- Товарищ командир, - доложил он срывающимся голосом. - Я таранил
"раму". - Молодец. Вот видишь, я говорил тебе, что получится, - Ривкин положил
руку на плечо лётчика. - А слёзы отчего ? Болит рана ?
И. М. Чумбарёв. |
- Я не ранен, товарищ командир, так, царапина. А слёзы от радости.
И Чумбарёв рассказал, как гнался за маневрирующей "рамой", которая
пыталась скрыться в облаках и увезти с собой разведданные. Илья, не раздумывая,
врезался своим самолётом между балок фюзеляжа "рамы". Самолёт - разведчик развалился
на части, и из него вывалились с парашютами 3 члена экипажа. На земле они были
взяты в плен.
Этот бой происходил недалеко от штаба фронта, где находился
представитель Ставки Верховного Главнокомандования Г. К. Жуков. Он наблюдал
смелые действия воздушного бойца. В тот же день лётчику было присвоено звание
Лейтенанта и вручён орден Красного Знамени.
Так же храбро и самоотверженно, как Илья Чумбарёв, дрались с
врагами и другие воспитанники Б. М. Ривкина: Лимаренко, Поляков, Маркевич,
Слесарёв, Ткаченко и другие.
Со временем все лётчики эскадрильи Ривкина значительно окрепли,
стали настоящими мастерами воздушного боя, приобрели хороший боевой опыт. Появилось
много нового в тактике действий звеньев и эскадрильи в целом. Окрепла вера в свои
силы, ещё более возрос моральный дух авиаторов. Боевые заслуги отважного комэска
были удостоены правительственных наград: ордена Красного Знамени в Октябре 1942
года, Отечественной войны 1-й степени и медали "За оборону Сталинграда" в Декабре
того же года.
После окружения 330-тысячной группировки противника под Сталинградом,
Гвардии старший лейтенант Б. М. Ривкин участвовал в борьбе с транспортной авиацией
врага, пытавшейся снабжать эту группировку по воздуху. Здесь в группе с товарищами он
сбил 2 транспортных самолета.
Летом 1943 года Борис Ривкин участвовал в воздушных боях на Курском
направлении. Вспоминает известный лётчик - истребитель Герой Советского Союза Яков
Данилович Михайлик:
"Младший лейтенант Борис Ривкин прибыл в наш
полк в Апреле 1942 года на должность командира звена. Репутация у него была, как
говорят, отнюдь не безупречной, поэтому на первых порах однополчане относились к
нему сдержанно. Однако Борис в очень короткое время заставил своих новых друзей
переменить мнение о нём. Этому способствовали высокая дисциплина и организованность
в звене, грамотная эксплуатация материальной части на земле и в воздухе, прекрасное
знание тактики боя с вражескими истребителями и бомбардировщиками. В период боевых
действий полка в районе Керчи Младший лейтенант Ривкин сбил 3 самолёта противника.
С тех пор Борис, что называется, пошёл в гору. Молодой, стройный,
подтянутый, он вызывал уважение всего личного состава полка. Его повысили в звании,
а когда полк перешёл на трёхэскадрильный состав, Ривкина назначили командиром
2-й эскадрильи.
Чтобы не возвращаться к вопросу о его боевых успехах, скажу, что
за время боёв под Сталинградом и на Курской Дуге Борис Миронович Ривкин одержал
над врагом 9 блестящих побед в воздухе. Учитывая боевые заслуги авиатора, командование
наградило его двумя орденами..."
"Сражался в Крыму, на Сталинградском,
Центральном фронтах, не зная усталости и страха в боях. Проявил себя подлинным
патриотом нашей Родины. Своими боевыми подвигами прославил силу и мощь советского
оружия. Воспитывает у подчинённых чувство ненависти к фашистским захватчикам,
упорство и отвагу. Под его командованием лётчики эскадрильи совершили 800 боевых
вылетов, в воздушных боях сбили 33 самолёта противника. Сам он сбил 12 самолётов
и 7 - вместе с товарищами, штурмовыми действиями уничтожил 12 автомашин с грузами,
10 подвод, 2 автоцистерны с горючим, подавил много огневых точек на поле боя..."
Эти строки - из наградного листа, подписанного известными командирами
и военачальниками: Гвардии подполковником Мельниковым, Генерал - майором авиации Утиным,
Генерал - лейтенантом авиации С. И. Руденко, Генерал - лейтенантом М. С. Малининым,
Генералом армии К. К. Рокоссовским в Июне 1943 года. У всех у них было единодушное
мнение: "Достоин присвоения звания Героя Советского Союза".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года
командиру эскадрильи 54-го Гвардейского Керченского истребительного авиационного
полка Гвардии капитану Ривкину Борису Мироновичу за мужество, доблесть и воинское
мастерство, проявленные в боях с врагами было присвоено это высокое звание.
Так же храбро сражался Б. М. Ривкин и на других фронтах Великой
Отечественной войны. Весь дальнейший боевой путь Бориса Мироновича вплоть до
Берлина связан с совершенствованием его командирского мастерства. Он постоянно
стремился выявить и развить в подчинённых настоящие бойцовские качества. И не
случайно девиз "Делай, как я" был и остался у Бориса Мироновича железным правилом
до самых последних дней лётной службы. К ордену Ленина и "Золотой Звезде" Героя
Советского Союза у Ривкина прибавилось 3 ордена Красного Знамени, ордена Красной
Звезды, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, "За службу Родине
в Вооружённых Силах" 3-й степени.
Методические и боевые навыки, полученные Борисом Мироновичем
в годы Великой Отечественной, пригодились ему в послевоенное время. Командование
ВВС сочло возможным поручить ему руководство одним из авиационных училищ. Это
было время, когда наша авиация осваивала новые, реактивные, а затем и сверхзвуковые
самолёты. Действия боевой авиации, оснащённой такими машинами и мощным ракетным
оружием, приобрели исключительно маневренный характер. Для истребителей и бомбардировщиков
стало возможным выполнение разнообразных задач небольшими группами, звеньями,
парами и одиночными самолётами, осуществляющими полёт преимущественно на малых
высотах и применяющими сложные виды маневра. Произошли заметные изменения и в
военно - авиационной теории, которая должна своевременно заглядывать вперёд и
научно обосновывать способы применения новой техники.
Генерал - майор авиации, заслуженный военный лётчик СССР Борис
Миронович Ривкин успешно справился со всеми этими задачами. Насколько позволили
ему возраст и здоровье, он внёс достойный вклад в развитие советских ВВС, в
подготовку опытных кадров лётного состава.
Заметка о Б. М. Ривкине. |
И никогда Ривкин не забывал своего второго дома, каким был для
него Московский автозавод имени Лихачёва, своих товарищей - комсомольцев. В
одном из писем на завод он писал: "Я горжусь тем, что являюсь автозаводцем.
Много хорошего в моей жизни связано с именем коллектива нашего предприятия.
О нём всегда была добрая слава, а сейчас она гремит на весь мир. От всей души
радуюсь вашим успехам".
После войны на "ЗИЛе" открылся музей трудовой и боевой славы
автозаводцев. Молодое поколение рабочих с гордостью произносит имена ветеранов
войны и труда. Имя Бориса Мироновича Ривкина навечно вписано в историю московского
индустриального гиганта.
* * *
Список всех известных побед
Гвардии майора Б. М. Ривкина: ( Из книги М. Ю. Быкова -
"Победы сталинских соколов". Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя ( одержанной победы ) | Свои самолёты |
1 | 30.08.1942 г. | 1 Ме-109 | Спартак | Як-1, "Аэрокобра". |
2 | 19.09.1942 г. | 1 Ме-109 | юж. ст. Котлубань |
3 | 1 Ju-87 | зап. Грачи |
4 | 20.10.1942 г. | 1 Не-111 | Сталинград |
5 | 21.10.1942 г. | 1 Ju-87 | зап. Желтухин |
6 | 1 Ju-87 | сев. Желтухин |
7 | 24.10.1942 г. | 1 Ме-109 | Сталинград |
8 | 11.12.1942 г. | 1 Ju-52 | аэр. Питомник |
9 | 18.12.1942 г. | 1 Ме-109 | сев. Алексеевка |
10 | 22.12.1942 г. | 1 Не-111 ( в паре - 1 / 2 ) | выс. 133 ( Сталинград ) |
11 | 04.01.1943 г. | 1 Не-111 ( в группе - 1 / ? ) | юго - вост. Новоалексеевский |
12 | 14.01.1943 г. | 1 Ju-88 ( в группе - 1 / ? ) | Верхне - Чирская |
Всего сбитых самолётов - 12 + 7 [ 9 + 3 ]; боевых
вылетов - 212; воздушных боёв - 100.
|
* * *
Правнучка Б. М. Ривкина прислала несколько
фотографий, представленных ниже:
|