Родился в 1920 году, в деревне Шевелёво Кашинского района Тверской
области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. В 16 лет поступил
в Ленинградский аэроклуб. С 1937 года на службе в Военно - Морском флоте. В 1940
году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков.
В начале Великой Отечественной войны старший лейтенант П. Г.
Сгибнев служил на Балтике ( остров Эзем и полуостров Ханко ), в составе
12-й ОИАЭ КБФ; с февраля 1942 года - в 72-м САП СФ; с марта по октябрь 1942 года
- в 78-й ИАП СФ; по май 1943 года - во 2-м Гвардейском ИАП СФ.
К сентябрю 1942 года командир эскадрильи 78-го истребительного
авиационного полка ( 6-я истребительная авиационная бригада, ВВС Северного
Флота ) старший лейтенант П. Г. Сгибнев совершил 186 боевых вылетов, в
воздушных боях сбил лично 6 самолётов противника.
23 октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с
врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
В апреле 1943 года капитан П. Г. Сгибнев стал командиром 2-го
Гвардейского истребительного авиационного полка ( ВВС Северного флота ).
3 мая 1943 года погиб в воздушном бою. Всего выполнил 319 боевых вылетов, сбил
20 самолётов противника, потопил катер.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды );
медалями. Именем Героя названа улица в городе Североморске Мурманской области,
там же - мемориальная доска. Его бюст установлен на территории Музея ВВС
Северного Флота.
* * *
В годы Великой Отечественной войны на Северном флоте выковалась
в боях группа лётчиков - асов во главе с талантливым, легендарным Борисом Сафоновым.
Входил в неё и Герой Советского Союза Пётр Георгиевич Сгибнев. Его называли
истребителем истребителей.
Удивительная биография Сгибнева свидетельствует о задатках
сильного характера. Подростком Пётр ходил под парусом, состоял членом Ленинградского
яхт-клуба. Одновременно увлекался авиамоделизмом. В 16 лет поступил в аэроклуб,
затем в военно - морское авиационное училище. Окончив его, стал лётчиком -
бомбардировщиком, потом перешёл в истребители. Накануне войны попал на Балтику
в Краснознамённую эскадрилью, где почти каждый лётчик был орденоносцем. Командовал
ею Герой Советского Союза А. А. Денисов. Пётр радовался - будет у кого поучиться.
Но грянула война...
Пылкий, стремительный, увлекающийся, Пётр забывал об осмотрительности
в бою. 12 июля 1941 года, близ полуострова Ханко, он в составе 9 самолётов
штурмовал немецкий караван. Сгибнев спикировал на сторожевой катер и серьёзно
повредил его реактивными снарядами. Вскоре катер скрылся под водой. Увлекшись
поединком, лётчик отстал от своих и был перехвачен "Мессерами". Используя
маневренность своей "Чайки", Пётр ворвался в строй врагов и одного в упор
расстрелял. Устремился ко второму. Но в это время его самолёт получил повреждения.
Подоспевшие товарищи отбили наседавших фашистов. На изрешечённом "ястребке",
истекая кровью, Пётр дотянул до своего аэродрома. А через 2 недели, едва
затянулась рана, лётчик снова поднялся в небо...
Пётр Сгибнев очень быстро проявил себя бесстрашным бойцом, но
был в нём и опасный для лётчика недостаток: в увлечении боем забывал обо всём.
Видел только врага, стремился лишь к одному - сбить... Суровые уроки, полученые
в первых боях, казалось, излечили Петра Сгибнева. Воевал он смело, но стал
осмотрительнее. Вскоре получил первую награду - орден Красного Знамени.
26 июля 1941 года - в День Военно - Морского Флота - он снова
отличился, сбив 4-ю машину врага. Наши моряки, участвовавшие в этом бою, не
видели того, что происходило в воздухе. У них не было времени смотреть наверх -
вода вокруг клокотала от разрывов. Пусть же хоть теперь, спустя много лет,
моряки узнают о подвиге Петра Сгибнева и его друзей !
...В воздухе перевес врага был не таким большим, как на воде.
Но троим драться против 6 "Мессеров" тоже нелегко. Тем более, что надо было не
обороняться, а нападать. Обязательно нападать ! Иначе не поможешь 3-м
нашим торпедным катерам, рискнувшим атаковать 26 кораблей противника.
Лобовую атаку самолёты врага не приняли, - отвернули. И тут
же снова нацелились на советские катера. Сгибнев, а следом за ним оба ведомых
кинулись наперерез немцам. Завязался бой. Невыгодный для наших лётчиков и очень
выгодный для наших моряков. Скованные боем враги не моглл помешать торпедным
атакам.
Один "Мессер" ведущий зажёг. В отместку остальные набросились
на Сгибнева, взяв его в плотное кольцо. Лётчик дрался до последнего, но "ястребок"
его был подожжён. Сгибнев не выходил из боя, он ещё резче бросал свой охваченный
пламенем истребитель из одной фигуры в другую. Это помогло сбить огонь.
А драться становилось всё тяжелей. Нарастала боль, подбитый
самолёт стал непослушным. И вот снова удар - пулемётная очередь прошила кабину.
Брызнули осколки раздробленной приборной доски, впиваясь в лицо, плеснуло горячее
масло. Неожиданно всё кругом заполнила гнетущая тишина, - замолчал мотор. Надежда
оставалась только на инерцию да небольшой запас высоты. Самолёт планировал. Сколько
продолжалось снижение, Сгибнев потом не мог вспомнить. Сильный удар потряс самолёт.
Очнувшись, Пётр не сразу сообразил, где находится. Рядом
разговаривали люди, а темнота не расступалась. Ощупал лицо - всё в повязках.
Спросил:
- Кто здесь ? Где я ?
Ответил женский голос:
- В госпитале. Уже несколько дней приводим вас в чувство.
- А почему так темно в палате ?
В памяти промелькнули последние минуты боя... "Неужели ослеп ?"
Лечащий врач заверил: зрение вернуть можно. Всё будет зависеть
от него, Петра. Он скрупулёзно выполнял предписания врачей. Сам себя подбадривал
и других поддерживал. И вот настал день, когда в большом окне госпитальной палаты
он увидел деревья в серебристой изморози, незнакомый город, утопающий в снегу,
ясное морозное небо над ним.
В госпитале Пётр впервые с начала войны увидел родных. Короткий
эпизод кинохроники: по занесённому снегом Невскому шли защитники Ленинграда.
Среди ополченцев Пётр узнал отца и младшего брата Николая...
Он всегда помнил о Ленинграде. Крепко помнил. С этим городом
была связана вся его жизнь. Здесь он вырос, закончил десятилетку. Отсюда ушёл в
авиацию. После лётного училища снова вернулся в родные края. Он служил недалеко
от Ленинграда и частенько бывал дома на Большой Колтовской. Зато с началом войны
вырваться на побывку никак не удавалось. Лишь один раз, приехав после ранения за
самолётами, Сгибнев успел заскочить домой на 10 минут. Он застал только мать,
сестру Сашу и 12-летнего брата Бориса. Отец - партийный работник и брат Николай -
токарь с "Вулкана" ушли в ополчение.
Уже потом Пётр узнал, что оба они погибли в первых же боях за
Ленинград. Это была не последняя тяжёлая весть о семье. В 1942 году не стало
сестры. Ушла в очередь за скудным блокадным пайком и не вернулась. Свалилась и
умерла, не донеся домой кусочек землисто - чёрного хлеба. В том же году умер от
голода и Борис.
Как же было Петру Сгибневу не мстить за Ленинград, ленинградцев,
за отца, братьев, сестру ! Его тянуло в Ленинград. Но что поделаешь, если
после выздоровления его направили на Северный флот.
Комэск 78-го ИАП капитан П. Г. Сгибнев у своего "Харрикейна".
Сгибнев снова рвался в бой. Прежде он летал на "Чайках" и ему
пришлось осваивать "Харрикейны". Судьба снова улыбнулась ему - наставником стал
Борис Сафонов. К тому времени Петра следовало считать уже сложившимся лётчиком:
орденоносец, 4 сбитые машины врага. Но именно со встречи с командиром 78-го
истребительного авиаполка, прославленным североморским асом Борисом Сафоновым,
начинается восхождение Петра Сгибнева, ставшего отличным воздушным бойцом,
прошедшим путь от рядового лётчика до командира 2-го Гвардейского авиаполка.
Он начал тренироваться и учиться. Учился осмотрительности,
умению распознавать слабые и сильные стороны противника, учился безукоризненно
владеть самолётом и вооружением, вовремя приходить на помощь товарищам.
Командир эскадрильи 78-го истребительного авиаполка старший лейтенант П. Г. Сгибнев ( в центре ) рассказывает своим товарищам о проведённом бое. Апрель 1942 года.
Пётр Сгибнев в совершенстве освоил английский истребитель "Харрикейн",
технику и тактику воздушного боя, а главное - научился рассудительности и спокойствию.
И если раньше его можно было назвать истребителем - одиночкой, то теперь он был
опорой для товарищей в коллективном бою. Не прошло и месяца службы в полку, как
он уже командовал эскадрильей. 22-летний комэск с первых шагов проявил себя и
как командир, и как искусный воздушный боец. Весёлый и общительный, он всюду
приносил с собой смех, песни, шутки. Виртуозно играл на мандолине и неплохо пел.
Азартно плясал под гитару своего ведомого сержанта К. К. Лопатина.
В начале апреля 1942 года Пётр Сгибнев открыл новый счёт сбитых
самолётов врага - теперь уже в небе Заполярья. Товарищи поздравляли его. Но
он-то знал, что этот успех - лишь первый шаг к настоящему мастерству. Чувствовал
- ещё не стал настоящим сафоновцем, многое ещё надо приобрести, чтобы стать им.
И последующие победы не кружили голову: каждую минуту в промежутках между боями
старался использовать для тренировок. После боев тщательно разбирал действия
лётчиков, отмечал недостатки, анализировал ошибки. На войне мужал сам и растил
подчинённых...
Пётр Сгибнев стоял в строю лётчиков 1 мая 1942 года при вручении
авиаполку Гвардейского знамени и вслед за командиром повторял слова клятвы. Потом
начался праздник, душой которого был Борис Сафонов, и, как обычно, тот попросил
Сгибнева с его ведомым - сержантом Карпом Лопатиным, знаменитым на всю северную
авиацию гитаристом, спеть.
Вблизи аэродрома появился вражеский самолёт. Пётр Сгибнев получил приказ сбить
врага. Воздушный бой длился несколько минут. Немецкий самолёт задымил и врезался
в землю. Пётр Сгибнев приземлился на аэродроме и принял поздравления с победой.
Пётр Сгибнев у своей машины. |
Они пели весь вечер, и трудно было представить, что очень скоро
сержант Лопатин бросит свою машину навстречу "Мессеру", зашедшему в хвост сгибневского
истребителя, ударит врага крылом и обе машины, разваливаясь на куски, рухнут в
сопки... Трудно было представить и то, что уже стоят на рейде, готовые к выходу
в океан транспорты конвоя PQ-16, прикрывая который погибнет Герой Советского Союза
Борис Сафонов... Что, мстя за своего командира, Пётр Сгибнев уничтожит 20 машин
врага и погибнет, пережив своего учителя и друга лишь на год. Но всё это будет
потом...
На Северном флоте за ним закрепилась репутация мастера воздушных
атак. Только в апреле - мае 1942 года Пётр Сгибнев сбил 9 вражеских самолётов.
Эскадрилья, которую водил в бой Пётр Сгибнев, сбила 34 немецких самолёта. И это
всего лишь за 3 с половиной месяца. А каждая схватка - бой не на жизнь, а на
смерть. Когда встречаются в воздухе двое, редко выходит ничья. Побеждает тот,
кто смелее, точнее, напористее, у кого больше веры в победу. Не случайно Пётр
Сгибнев трижды был удостоен ордена Красного Знамени.
1 июля 1942 года над Мурманском патрулировали 7 самолётов
"Харрикейн" из 78-го ИАП. Во время патрулирования лётчиками была замечена
серия разрывов снарядов зенитной артиллерии, которая являлась сигналом для
наведения истребителей на самолёты противника. Следуя в указанном разрывами
направлении, командир группы капитан П. Г. Сгибнев обнаружил 9 Ju-87, летящих
на высоте 3000 метров под прикрытием двух групп истребителей: первая в составе
4 Mе-109 впереди и выше своих бомбардировщиков, вторая - пара Mе-109 с небольшим
превышением за первой группой. Бомбардировщики держали курс на Мурманск.
Истребители противника, не заметив патрулирующих над Мурманском
наших истребителей, отделились от общей группы и пошли в направлении полевого
аэродрома Ваенга, имея, по-видимому, задачу блокировать аэродром, не допустив
взлёта истребителей на отражение удара бомбардировщиков по порту Мурманск.
Сгибнев решил немедленно атаковать бомбардировщиков спереди. Стремительность
атаки, отсутствие прикрывающих истребителей противника вынудили бомбардировщиков
сбросить бомбы, не долетая до цели, развернуться, нарушить строй и уйти по
одиночке на свою территорию. Преследуя противника, лётчики группы Сгибнева
сбили 7 самолётов противника, не потеряв при этом ни одного "Харрикейна".
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество,
отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками,
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года капитан Сгибнев
Пётр Георгиевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина
и медали "Золотая Звезда".
На митинге, собранном в полку для вручения ему "Золотой Звезды"
Героя и ордена Ленина, он сказал следующее:
- С большой радостью узнал я о присвоении
мне звания Героя Советского Союза. Лучшим моим ответом на эту высокую награду и
доверие будут сбитые вражеские самолёты, уничтоженные солдаты и офицеры, поднятые
на воздух дзоты, артиллерийские батареи, пулемёты и прожекторы. Даю клятву Родине,
что буду и впредь драться с врагом, не жалея ни сил, ни жизни.
Командование 2-го Гвардейского истребительного авиаполка ВВС Северного флота. Слева направо: командир полка капитан, Герой Советского Союза П. Г. Сгибнев, помощник командира полка по лётной подготовке майор А. Н. Кухаренко, комиссар Ф. П. Проняков, начальник штаба подполковник И. Ф. Антонов. 1942 год.
После гибели дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова,
Гвардии майор П. Г. Сгибнев был назначен командиром 2-го Гвардейского Краснознамённого
истребительного авиационного полка, вооружённого американскими истребителями Р-39
"Аэрокобра". Балтиец стал достойным преемником отважного североморца.
Истребитель P-39D из состава 2-го ГвИАП ВВС Северного Флота. Зима 1942 - 1943 годов.
Вспоминает Герой Советского Союза известный лётчик Захар Артёмович Сорокин:
"Невысокий, ладно сбитый, очень подвижный
и такой молодой, что если бы не твёрдый взгляд карих глаз на круглом, загорелом
лице, то показался бы совсем юнцом ! Но на синем кителе этого "юнца" сверкала
"Золотая Звезда" Героя. Он был образцом собранности и умелой организации всех дел
на земле и в воздухе..."
Десятки раз Пётр Георгиевич принимал участие в воздушных боях
вместе с Сафоновым, а затем и без него, используя его тактические приёмы. Не
обошлось без участия Сгибнева и в знаменитом воздушном бою 19 апреля 1943 года,
когда лётчиками - Гвардейцами было сбито 5 вражеских самолётов, в том числе и
известный немецкий ас Рудольф Мюллер. В этом коротком бою "истребитель истребителей"
- так называли однополчане П. Г. Сгибнева - уничтожил 2 истребителя Ме-109G.
К сожалению, не долго пришлось Петру Сгибневу командовать полком.
3 мая 1943 года этот замечательный лётчик погиб в воздушном бою.
К тому времени он совершил 319 боевых вылетов, провёл 39 воздушных
боёв, в которых лично и вместе с товарищами одержал 20 побед ( многие из
которых - на "Харрикейне" ).
* * *
Список всех известных побед Гвардии
капитана П. Г. Сгибнева: ( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы
сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя ( одержанной победы ) | Свои самолёты |
1 | 12.07.1941 г. | 1 Ме-109 ( в группе - 1 / 3 ) | Ирбенский пролив | И-153, "Харрикейн", "Киттихаук", "Аэрокобра". |
2 | 26.07.1941 г. | 1 Ме-109 ( в группе - 1 / 3 ) | остров Эзель |
3 | 10.08.1941 г. | 1 Ме-109 ( в паре - 1 / 2 ) | р-н острова Эзель |
4 | 13.08.1941 г. | 1 Ме-109 | Ирбенский пролив |
5 | 04.04.1942 г. | 1 Ме-109 | озеро Пак - Явр |
6 | 15.04.1942 г. | 1 Ме-110 | озеро Медвежье |
7 | 10.05.1942 г. | 1 Ме-109 | Малая Западная Лица |
8 | 12.05.1942 г. | 1 Ме-110 | мыс Пикшуев |
9 | 1 Ме-109 | Большая Западная Лица |
10 | 18.05.1942 г. | 1 Ju-88 | зап. Мишуково |
11 | 29.05.1942 г. | 1 Ме-109 | Мишуково |
12 | 02.06.1942 г. | 1 Ju-87 | зап. посёлка Дровяной |
13 | 23.06.1942 г. | 1 Ме-109 | озеро Пяйве - Явр |
14 | 01.07.1942 г. | 1 Ju-87 | зап. посёлка Дровяной |
15 | 1 Ju-87 | зап. Мишуково |
16 | 26.02.1943 г. | 1 Ме-109 | зап. Мишуково |
17 | 14.03.1943 г. | 1 "Шторьх" ( предположительно ) | озеро Код - Явр |
18 | 15.03.1943 г. | 1 Ме-109 | Урд - озеро |
19 | 19.04.1943 г. | 2 Ме-109 | юго - вост. озера Черногубское |
Всего сбитых самолётов - 16 + 4 [ 16 + 3 ]; ( и 1 + 0 сбито предположительно ); боевых вылетов - более 200.
|
|