Терёхин Николай Васильевич - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Терёхин Николай Васильевич

Терёхин Николай Васильевич

20 июля 1942 года командующий ВВС 52-й армии послал в Москву представление на майора Терёхина Николая Васильевича:

"В Отечественной войне участвует с первых дней. 10 июля 1941 года в одном из воздушных боёв пулемётным огнём сбил самолёт противника "Хейнкель-111". И, израсходовав все боеприпасы, тараном сбил второй "Хейнкель-111". И уже повреждённой своей машиной, вторым тараном сбил третий "Хейнкель-111". За геройство и умение воздушного боя с превосходящим противником тов. Терёхин награждён орденом Ленина. 27 июля 1941 года на исходе воздушного боя, не имея боеприпасов, умелым маневром вогнал в землю самолёт противника "Дорнье-17".

На 30 мая 1942 года имеет лично сбитых самолётов противника 15 штук. В сложной боевой обстановке находчив. Не теряя самообладания, всегда готов на выручку и помощь. Имеет 150 боевых вылетов, из них 30 на штурмовку войск противника, которые провёл успешно.

Вывод: За личную храбрость, умение ведения воздушного боя, за сбитых лично 15 самолётов противника в соответствии с приказом НКО № 0299 - 1941 года майор Н. В. Терёхин достоин высшей правительственной награды: звания "Героя Советского Союза" и, в соответствии с указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 20 мая 1942 года, ордена "Отечественной войны 1-й степени".

Но майор Н. В. Терехин не получил звания Героя ни летом 1942 года, ни после своей гибели в воздушном бою 30 декабря 1942 года...

*     *     *

В сонной тиши архивов притаились давно минувшие годы. Драмы и трагедии военных лет, подвиги и боль утрат зафиксированы на пожелтевших листках, спресованных в толстых папках. Вот лишь одно личное дело - майора Николая Васильевича Терёхина, хранящееся под номером № 430656 в Центральном архиве Министерства Обороны России.

В день совершения подвига, 10 июля 1941 года, он был старшим лейтенантом, командовал звеном в 161-м истребительном авиационном полку   ( 43-я истребительная авиационная дивизия, Западный фронт ). Наградной лист скупо сообщает, что Николай Терёхин сбил тогда в воздушном бою сразу 3 вражеских самолёта, один из них - таранным ударом. За этот бой он был награждён орденом Ленина. Вспоминает один из непосредственных свидетелей этого подвига, Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев:

"В то июльское раннее утро произошёл памятный неравный бой над Могилёвом, участником которого оказался и я.

Когда накатилась волна бомбардировщиков, на аэродроме было лишь 3 звена. Шестёрка истребителей поднялась сразу и вступила в бой с вражескими истребителями прикрытия. Последнее звено, только что вернувшееся из боя, заканчивало заправку горючим и боезапасом и взлетело тогда, когда бомбардировщики находились уже над самым аэродромом. Командир звена старший лейтенант Терёхин повёл своих ведомых прямо на головное звено бомбардировщиков. Накануне он уже сбил "Юнкерс". Сейчас ему не везло: ближайший к нему бомбёр, который Терёхин поливал огнём своих пулемётов, не горел. Растратив боезапас, лётчик решил таранить врага, не дать ему уйти. Он подошёл к "Юнкерсу" вплотную и винтом своего И-16 рубанул ему хвостовое оперение. Немецкий бомбардировщик перешёл в неуправляемое падение.

Вот тут - то и случилось то, что можно увидеть раз в жизни. "Юнкерсы" шли в очень плотном строю. Протараненный Николаем Терёхиным бомбардировщик ударил крылом своего ведущего. Тот резко отвернул влево и столкнулся с левым ведомым. Так на моих глазах всё головное звено Ju-88 и рухнуло на землю...

И-16 161-го ИАП

И-16 тип 28 из состава 161-го ИАП.   Минск, осень 1941 года.

Бой Николая Терёхина на этом не закончился. Он спускался на парашюте в окружении сбитых им немецких лётчиков, которые также приземлялись на парашютах. Экипаж одного из "Юнкерсов" стрелял в нашего лётчика из пистолетов. Терёхин отстреливался. Приземлились они на поле, в нескольких километрах от аэродрома. К месту приземления подоспели колхозники. Они обезоружили немцев и связали всех одной верёвкой, конец которой дали в руки Терёхину. Так он и появился на КП дивизии - с пистолетом в одной руке и с верёвкой, которой были связаны пленные немцы, - в другой".

Терёхин Николай Васильевич

Николай Терёхин родился в 1916 году в селе Чердынь Лопатинского района Пензенской области. Окончил семилетку, поступил в Саратовский автодорожный техникум, где был избран секретарём комсомольской организации. Потом был зачислен в Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Вспоминает Василий Хованов, учившийся вместе с ним, впоследствии - комиссар 177-го истребительного авиационного полка:

"Терёхин принадлежал к числу тех людей, кто сразу к себе располагает. Мы быстро сошлись и подружились, нас назначили старшинами учебных отделений, между которыми развернулось соревнование. Над приёмами пилотирования он работал, как говорится, до 7-го пота и доводил их до автоматизма. Своим трудолюбием поражал и заражал других курсантов. И результатов добивался неплохих. Помню, Николай совершил меньше половины положенного числа так называемых "вывозных" полётов, а инструктор уже доложил руководству школы о готовности курсанта Терёхина к самостоятельному пилотированию. Усомнившийся было командир отряда убедился в этом, сделав с Терёхиным пробный полёт на "спарке".

Мы с Николаем были оставлены в школе для освоения нового по тем временам истребителя И-16. А затем нас распределили в Бобруйскую истребительную авиабригаду. Николай и там выделялся своими успехами: среди первых освоил полёты в ночных условиях и на большой высоте, блестяще проводил стрельбы, получил отличную штурманскую подготовку. Потом наши дороги разошлись, меня отправили на учёбу в Военно - Политическую академию.

Помню, дней через 20 после начала войны, я узнал о подвиге Терёхина и воспринял это известие как должное, другого от него и не ждал. Ещё в школе военлётов, имея в виду профессию лётчика - истребителя, Николай любил ссылаться на восточную мудрость: "Идущий в горы не должен бояться обрывов".

...Вскоре после того воздушного боя, случившегося 10 июля, в полку побывал Константин Симонов. В результате беседы с отважным лётчиком в блокноте писателя появилась следующая запись:

"Старший лейтенант Терёхин. Сначала сбил одного "Юнкерса". Вышли все патроны. Таранил второго "Юнкерса" плоскостью по хвосту. Поломал только консоль. Третьего "Юнкерса" ударил мотором в хвост. У него, когда выбрасывался с парашютом, рваная рана на ноге, разбито сильно лицо... Ему не давали летать. Семь дней отдыхал, и в первый же день после болезни, отлежавшись на аэродроме, сбил ещё один немецкий бомбардировщик".

Не ограничившись этой краткой рабочей записью  ( которая, кстати говоря, не совпадает с описанием боя, приведённым М. П. Девятаевым ), Симонов выразил своё восхищение мужеством пилота в балладе "Секрет победы", своеобразном поэтическом описании воздушного тарана.

Упомянутый Симоновым немецкий бомбардировщик, который Терёхин сбил, "отлежавшись на аэродроме", тоже был уничтожен в результате воздушного тарана. Это произошло 18 июля 1941 года на подступах к Ленинграду. Оказавшись на исходе боя без боеприпасов, Николай смелым маневром и умелым ударом вогнал в землю немецкий самолёт Do-17.

Dornier Do-17Z

Бомбардировщик Do-17Z.  Такую машину Н. В. Терёхин уничтожил угрозой тарана.

С августа 1941 года Терёхин командовал уже 10-м истребительным авиационным полком, который сражался в составе ВВС Калининского, Волховского и Северо - Западного фронтов. К июню 1942 года на его личном счету числилось уже 15 лично сбитых самолётов противника, в начале декабря он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. А вскоре...

Впрочем, обратимся вновь к документам. В отчёте 10-го полка о боевых действиях сказано, что 30 декабря 1942 года 7 самолётов Р-40 "Киттихаук" под командованием майора Н. В. Терёхина обнаружили в районе станции Пола группу вражеских истребителей Ме-109. В завязавшемся бою самолёт командира был сбит и упал в 4 - 5 км северо - западнее озера Вершинское. В книге учёта безвозвратных потерь 239-й авиационной дивизии отмечено, что Н. В. Терёхин похоронен на кладбище села Добывалово Валдайского района.

К моменту гибели на счету майора Н. В. Терёхина числилось около 250 выполненных боевых вылетов и 17 сбитых самолётов противника...

*     *     *

Список всех известных побед майора Н. В. Терёхина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
110.07.1941 г.2  Ju-88  ( один сбит тараном ) *район МогилёваИ-16, "Харрикейн",

Р-40 "Киттихаук".
218.07.1941 г.1  "самолёт"  ( сбит тараном ) *район Ленинграда
321.03.1942 г.1  Ме-110Мясной Бор
41  Ме-109  ( в группе - 1 / 9 )Мясной Бор
522.03.1942 г.1  "Ме-115"оз. Замошьенское - Любцы
628.05.1942 г.1  Ju-88сев. Новгород
71  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Вяжище

      Всего сбитых самолётов - 17  [ 6 + 2 ];  боевых вылетов - 250;

[ * Информация взята из открытой печати, архивными документами не подтверждается. ]
*     *     *

Т О В А Р И Щ     М О Й

Н.В.Терёхин

"Недавно я прочитал в нашей районной газете корреспонденцию "Наш Терёхин". И отчётливо вспомнилось былое: далёкие, незабываемые 1930-е годы, величавая речная гладь Волги, шумная студенческая жизнь. Вошёл в неё в сентябре 1932 года и Николай Терёхин - уроженец земли пензенской. Он стал студентом 1-го курса Саратовского автодорожно - строительного техникума.

Вместе с Колей Терёхиным и несколькими однокурсниками мы поселились в одной из комнат студенческого общежития. Жили своеобразной коммуной, кладя в "общий котёл" наши скромные сбережения. Стипендия была небольшая, поэтому мы часто выходили на берег Волги, помогали разгружать пароходы.

Николай Терёхин учился блестяще. Особенно любил физику и математику, охотно помогал отстающим. Небольшого роста, подвижный, он заражал окружающих своёй энергией и неистощимой выдумкой. И неслучайно поэтому Николая Терёхина избрали секретарём комсомольской ячейки техникума. На этой работе формировались черты его характера: настойчивость, инициативность, способность принимать быстрое и правильное решение. Как раз те качества, которые помогли стать ему вскоре военным лётчиком - истребителем.

А об авиации Николай Терёхин мечтал дни и ночи напролёт. Ему грезились краснозвёздные самолёты, бездонная голубизна неба, жаркие бои с врагом. И однажды - это произошло в начале прохождения 2-го курса - Николай Терёхин с сияющим лицом объявил нам: "Я принят в авиационное училище !"

Ребята, все преподаватели просили остаться его в техникуме. В ответ на наши уговоры Коля лишь счастливо улыбался - сбылась его давняя мечта.

Н.В.Терёхин

Николай Терёхин уехал на учёбу в город Энгельс. Сколько было радости, когда он приходил к нам в гости. Отдавая все силы овладению новой профессии, Николай Терёхин взял себе за правило регулярно навещать наше студенческое общежитие. А в начале 1933 года мы с Колей отправились в город, чтобы сфотографироваться на память о нашей дружбе. А когда пришли за снимками, то фотограф смущённо объявил: "Ваш военный товарищ не вышел". Пришлось перефотографироваться всей группой, но уже без Николая.

В 1936 году Николай Васильевич Терёхин закончил авиационное училище. Он тепло попрощался с нами. С тех пор я его не видел, но часто слышал о бесстрашном соколе. Во время войны Всесоюзное радио, центральные газеты часто упоминали имя лётчика - истребителя Н. В. Терёхина, беспощадно громившего отборных фашистских асов. А вскоре пришло горестное известие: Николай Васильевич погиб смертью храбрых во время выполнения боевого задания. Но память о нём жива в сердцах тех, кто его близко знал.

И. Цитеров, главный инженер - строитель управления сельского хозяйства".

( Данная информация предоставлена Екатериной Саламатиной. )



Дополнительная информация о В. Н. Терёхине.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz