КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Алкидов Владимир Яковлевич |
Родился 12 августа 1920 года в селе Алкужи, ныне Моршанского района Тамбовской области, в семье рабочего. Окончив неполную среднюю школу, работал слесарем, учился в аэроклубе. С 13 января 1939 года в рядах Красной Армии, призван Керченским РВК ( Крымская АССР ). 10 февраля 1940 года окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени Мясникова. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. По август 1941 года сражался в составе 87-го ИАП, летал на И-16; по октябрь 1941 года - в 263-м ИАП, летал на МиГ-3; по апрель 1942 года - в 521-м ИАП, летал на ЛаГГ-3 и Як-1; по июнь 1943 года - в 434-м ИАП ( 32-м ГвИАП ); по ноябрь 1944 года - в 172-м ИАП, летал на Як-7; до 1945 года находился в распоряжении Управления кадров ВВС. Имел 2 лёгких и 1 тяжёлое ранения в 1942 году. К августу 1942 года командир звена 434-го истребительного авиационного полка ( 8-я Воздушная армия, Сталинградский фронт ) лейтенант В. Я. Алкидов совершил более 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил около 10 самолётов противника. 12 августа 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. В августе 1945 года командир звена 529-го ИАП ( 296-я ИАД, 10-я Воздушная армия ) Гвардии капитан В. Я. Алкидов принимал участие в Советско - Японской войне. Совершил ещё несколько боевых вылетов на штурмовку. В 1946 году Гвардии капитан В. Я. Алкидов по состоянию здоровья вышел в запас. Жил в городе Славянск-на-Кубани ( Краснодарский край ). Умер 27 ноября 1982 года. Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Красной Звезды; медалями. Владимир Алкидов родился 12 августа 1920 года в селе Алкужи Тамбовской области. Когда восстанавливали Керченский металлургический завод имени П. Л. Войкова, его семья переехала в Керчь. Там Владимир окончил неполную среднюю школу и поступил в школу ФЗУ при заводе. Учёбу и работу совмещал с занятиями в аэроклубе. Учебные аудитории аэроклуба располагались в центре города, напротив гостиницы "Керчь", а аэродром - на поле по дороге на Аджимушкай. В 1940 году он окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Великую Отечественную войну лейтенант В. Я. Алкидов встретил в составе 87-го истребительного авиационного полка ( 16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, командир генерал - майор авиации В. И. Шевченко ). В те дни полк, под командованием майора И. С. Сульдина, имея на вооружении 60 самолётов И-16 разных серий и 4 новеньких МиГ-3, стоял на аэродроме Бунач, в 60 км юго - восточнее Тарнополя. Примерно в 4 часа 50 минут с восточной части аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. На земле сочли, что для проверки готовности полка к действиям по тревоге прилетел на СБ командир соединения. Но это был немецкий Ju-88. На бреющем полёте он атаковал выстроенные в линию самолёты полка, уничтожив 7 машин. При этом погибло 2 находившихся в кабинах лётчика и 5 человек получили ранения. Спустя несколько минут в воздух было поднято дежурное звено. Старший лейтенант Мельник на И-16 догнал этот "Юнкерс" и с первой же атаки сбил. Затем для прикрытия аэродрома поднялось второе дежурное звено, возглавляемое лейтенантом В. Я. Алкидовым. Как потом выяснилось, при вражеском налёте Алкидов получил ранение в правое предплечье, но в горячке не почувствовал боли. При взлёте на его истребителе не убрались шасси - оказалось, что и самолёт повреждён осколками бомб. Несмотря на это, раненый лётчик мужественно выполнял боевую задачу и вместе с ведомыми надёжно прикрыл свой аэродром. В дальнейшем сражался в составе 263-го ИАП. С осени 1941 года по весну 1942 года, в составе уже 521-го ИАП, Владимир Алкидов участвовал в боях за Москву. Летал сначала на ЛаГГ-3, однако уже в ходе боёв полк был перевооружён на новые истребители Як-1. Вскоре после разгрома немецких войск под Москвой, 521-й ИАП под командованием майора В. Н. Вусса перебазировался на Калининский фронт, под Ржев, где противник сумел закрепиться и длительное время удерживал свои позиции. 22 марта 1942 года звено советских "Яков" сумело одержать победу в воздухе над 27 немецкими самолётами. Случай этот уникальный, вызвавший в те дни восторженную реакцию не только авиаторов Калининского фронта, но и наших наземных войск. Да и как могло быть иначе ! В тот день, выполнив боевое задание по защите важного объекта, звено лейтенанта В. Я. Алкидова возвращалось на свой аэродром. Внезапно они увидели большую группу вражеских пикировщиков Ju-87, приближающихся к позициям наших наземных войск. И тройка отважных лётчиков - Владимир Алкидов, Андрей Баклан и Семён Селищев, ринулись на врага. С первой же атаки ими было сбито 3 "Лапотника". Пикировщики моментально развернулись и стали удирать на запад. В это время подоспели и Ме-109, их было 9 против 3 наших лётчиков. Но друзья не отступили, они вертелись среди "Мессеров" юлой, выжимая из своих "Яков" всё возможное, отбивались отчаяно, дерзко, используя лобовые атаки. В результате Алкидов с Бакланом сбили ещё по одному самолёту и противник, потеряв в этом сражении 5 машин - 3 пикировщика и 2 истребителя, оставил поле битвы... Лейтенант Баклан и младший лейтенант Селищев на последних каплях горючего благополучно возвратились на свой аэродром. Командир звена Алкидов, ввиду утечки топлива через пробоину в баке, приземлился неподалёку от линии фронта, в расположении наших войск. К Владимиру бросились пехотинцы и артиллеристы, наблюдавшие за боем, стали тискать лётчика, поздравляя с победой. В тот же вечер он был в своём полку, где его ждала не менее торжественная встреча... Сразу после этих знаменательных событий командир звена 521-го ИАП лейтенант В. Я. Алкидов был представлен к званию Героя Советского Союза ( в первый раз ): Однако, награда была заменена на орден Ленина ( Указ по войскам Калининского фронта № 099 от 26 марта 1942 года ) и спустя несколько дней командующий Воздушной армией М. В. Громов, в торжественной обстановке, вручил трём отважным лётчикам новенькие ордена. Владимиру Алкидову не было тогда и 22 лет, но он быстро приобрёл боевой опыт. Вместе со своим командиром эскадрильи капитаном Иваном Киевским, Алкидов совершил более 300 боевых вылетов, участвовал в десятках воздушных боёв и сбил несколько вражеских самолётов. Назначенный командиром звена, Владимир сразу показал, какой победы можно достичь, обладая отвагой и боевым лётным мастерством. В апреле 1942 года В. Я. Алкидов ( в составе группы лётчиков ) был направлен в формирующийся особый 434-й истребительный авиационный полк, где и продолжил свою дальнейшую боевую деятельность. Впереди его ждали новые тяжёлые бои. Летом 1942 года 434-й ИАП воевал на Юго - Западном фронте, вместе с наземными войсками отступал из-под Харькова, отчаянно дрался в небе Сталинграда. 13 июня 1942 года эскадрилья, ведомая командиром 434-го ИАП Героем Советского Союза майором И. И. Клещёвым, встретив более 20 истребителей противника, вступила в бой, уничтожив 3 "Мессершмитта". Первым сбил вражеский самолёт командир полка, показав подчинённым образец инициативы, мастерства и отваги. Затем поджёг "Мессер" лейтенант В. Я. Алкидов. Во время атаки он был ранен в правый бок, ногу и лицо, но не вышел из боя, а, проявив высокое самообладание и силу воли, привёл самолёт к ближайшему аэродрому и благополучно приземлился. Третий "Мессершмитт" в этом неравном бою сбил младший лейтенант Н. Ф. Парфёнов. 26 июля в составе восьмёрки истребителей, ведомой капитаном Бабковым, лейтенант В. Я. Алкидов участвовал в воздушном бое, в котором лётчики 434-го ИАП сбили 11 самолётов противника, не потеряв ни одного своего. Один "Юнкерс" записал на свой счёт Владимир. В битве за Сталинград В. Я. Алкидов проявил чудеса мужества и храбрости. Своими умелыми действиями он неоднократно вызывал восхищение у командования и подчинённых. Он множество раз участвовал в проведении воздушных разведок, штурмовке войск и аэродромов противника. Неоднократно, несмотря на серьёзные повреждения самолёта, возвращался на свой аэродром. К августу 1942 года он совершил 335 боевых вылетов и в 40 воздушных боях сбил 10 самолётов противника. [ По данным второго наградного листа на присвоение звания Героя. ] 28 июля в бою против 14 Ме-109 самолёт старшего лейтенанта Алкидова был отсечён противником от основной группы и его "Як" был подбит. Раненый лётчик пикированием попытался выйти из боя. Вспыхнули бензобаки. Лётчик с перебитой ногой и рукой выбросился на парашюте. От потери крови, боли при ударе во время приземления он потерял сознание. Когда очнулся, Владимир Алкидов понял, что он попал в плен. Но советские патриоты помогли ему бежать из плена, спрятали, вылечили и в декабре 1942 года переправили через линию фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, лейтенанту В. Я. Алкидову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 917 ). На следующий день, 13 августа 1942 года в газете "Правда" была опубликована статья "Герои воздушных боёв на Дону", в которой говорилось: "Славная семья Героев Советского Союза пополнилась новыми 6 лётчиками, храбрейшими из храбрейших, отличившимися в боях на Дону". Первой в Указе о присвоении высшей степени отличия значилась фамилия старшего лейтенанта Алкидова. Похожая статья вышла чуть позже - к дню Авиации - в "Комсомольской правде". Интересна она тем, что боевой счёт лётчика оценивается там уже почти в 400 боевых вылетов и 39 воздушных побед: 8 личных и 31 в составе группы ! [ К этим цифрам мы ещё вернёмся, чуть позже. ] Тамбовцы по-праву гордились своим земляком. Трудящиеся Моршанского района к январю 1943 года собрали 100 000 рублей на постройку самолёта имени Героя Советского Союза В. Я. Алкидова. После долгих мытарств, лечения и проверок Владимир Алкидов в мае 1943 года вернулся в свой 32-й Гвардейский авиаполк, где ему была вручена "Золотая Звезда" Героя. Однако у Владимира после ранения неправильно срослась рука, что послужило причиной отказа от лётной работы. [ Формально он числился в списке лётного состава полка, но на боевые задания не летал. ] В июле 1943 года Гвардии капитан В. Я. Алкидов был переведён в 172-й ИАП, в котором прослужил почти 1,5 года. 18 ноября 1944 года он был откомандирован в распоряжение Управления кадров ВВС Красной Армии. Но как оказалось, война для Владимира Алкидова ещё не закончилась. В августе 1945 года, в должности командира звена 529-го ИАП, он принимал участие в Советско - Японской войне, где совершил ещё несколько боевых вылетов на штурмовку. По итогам этих боевых действий был представлен к очередной награде: 30 августа 1945 года Гвардии капитан В. Я. Алкидов был награждён орденом Красной Звезды. Внимательный читатель уже обратил внимание на общий итог боевой деятельности лётчика в период Великой Отечественной войны, указанный в этом документе: 14 самолётов сбил лично и 31 в составе группы ! Я, к примеру, очень удивился, увидев эти цифры и обратился за помощью к М. Ю. Быкову. Комментарий, присланный им, предлагается и вашему вниманию: "Конкретных побед Алкидова, найденных в документах полков, дивизий и выше - 3 личных и 8 в группе. Из них 100% достоверным может быть только результат, показанный в 434-м ИАП - 1 лично и 1 в группе. С остальными полками уже значительно тяжелее. Но всё равно 5 личных и 27 групповых побед из первого наградного листа ( на орден Ленина ) - весьма сомнительная цифра. Хотя даже если её условно брать, как достоверные - итоговые цифры в 14 личных и 31 групповые победы всё равно никак не могут оказаться верными. Судите сами: наградной лист на орден Ленина составлен уже после окончания боевой работы в 521-м ИАП. Дальше был только 434-й ИАП, то есть те самые 1 + 1 победы. Значит максимум, что может быть это 6 + 28, но никак не 8 + 31 как в газете, и уж тем более не 14 + 31, как в наградном листе на орден Красной Звезды за войну с Японией. Потому что после 32-го Гвардейского ИАП у Алкидова никаких побед не было ( возможно в 172-м ИАП он вообще летал на боевые задания, никаких следов в оперативных документах не найдено, даже просто вылетов, не говоря уже о сбитых ). С цифрой из наградного листа на орден Ленина ( 5 + 27 ) тоже не всё понятно. Откуда она взялась ?.. Все случаи, описанные там, известны из других документов - 3 групповые победы 13.02.1942 г. ( в наградном указано "11.02.1942 г.", но это просто опечатка или ошибка ) и 2 Ju-87 лично + 1 / 3 Ме-109 22.03.1942 г. Но теоретически, хотя бы с малой долей вероятности, это возможно, хотя число групповых побед явно завышено в какое-то количество раз. Победы 87-го ИАП практически не известны, кроме каких-то крошек, но вряд ли Алкидов там что-то сильно насбивал. Хотя в группе могли что-то засчитать, или 1 лично, больше вряд ли. В списке побед 521-го ИАП тоже есть пробелы, точнее неперсонифицированные победы, когда в документах пишут что сбит такой-то самолёт и где, но кем конкретно - не указывают. Их довольно много, около 20 штук, но даже если предположить, что во ВСЕХ этих победах поучаствовал Алкидов ( что само по себе маловероятно ), всё равно цифры 5 + 27 не набираются. Моё мнение таково: цифры в наградном личных побед несколько преувеличены, а групповых - преувеличены намного. Исходя из всех имеющихся данных можно сделать вывод, что итоговый счёт личных побед Алкидова теоретически может составить 6, а групповых 28, но оперативными документами это не подкрепляется ( только 3 + 8 побед), остальные цифры - 8 и 14 лично - это уже просто не реально..." Вскоре после окончания всех боевых действий, в 1946 году, Алкидов по состоянию здоровья уволился в запас. Жил в городе Славянск-на-Кубани ( Краснодарский край ). Скончался 27 ноября 1982 года. Владимир Яковлевич Алкидов не забыт на родной тамбовской земле: в Моршанском историко - художественном музее ему посвящён стенд, рассказывающий о славных подвигах лётчика - аса. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |