КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Антилевский Бронислав Романович |
Родился в деревне Марковцы Озерского уезда, ныне Дзержинского района Республики Беларусь. В 1937 году окончил Минский техникум народно - хозяйственного учёта по гражданской специальности - экономист. С 3 Октября 1937 года в рядах Красной Армии. С Ноября 1937 года по Июль 1938 года - курсант Монинского училища авиации особого назначения. С Июля 1938 года - младший командир, стрелок - радист 1-й эскадрильи 21-го ДБАП. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, Герой Советского Союза ( 7.04.1940 ). В 1942 году окончил Качинское Краснознамённое военно - авиационное училище. С Апреля 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Лётчик - истребитель, командир звена, заместитель командира эскадрильи 20-го ИАП ( 303-я ИАД, 1-я Воздушная армия ), затем в 203-м ИАП. Награждён орденом Красного Знамени. В Августе 1943 года сбит над территорией противника и попал в плен. Запятнал своё имя сотрудничеством с врагом. В 1946 году военным трибуналом Московского округа приговорён к Высшей мере наказания. Звания Героя Советского Союза и орденов лишён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 Июля 1950 года. Во время Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов 21-й дальнебомбардировочный авиаполк ( 21-й ДБАП ) в составе ВВС Северо - Западного фронта базировался на аэродроме Едрово, затем - городе Пушкин. На вооружении полка состояли бомбардировщики ДБ-3. За этот период лётный состав полка произвёл 837 боевых вылетов и сбросил 561,3 тонны бомб на вражеские укрепления, базы снабжения и промышленные районы Финляндии. В воздушных боях стрелками было сбито 11 истребителей противника. Из них - 2 записано на счёт стрелка - радиста Бронислава Антилевского, который в одном из боёв был ранен. За время боевых действий полк потерял 5 машин. 120 человек личного состава полка за отличия были награждены орденами и медалями. К высшему отличию страны в полку представили только одного - Бронислава Антилевского. Он воевал в экипаже, где штурманом летал только что окончивший училище Гали Мазитов, совершивший за это время 29 боевых вылетов и награждённый медалью "За боевые заслуги". Вероятно, что столько же вылетов совершил и Антилевский. 28 Апреля 1940 года в Кремле ему была вручена "Золотая Звезда" Героя Советского Союза за № 304, орден Ленина № 5801, Грамота Героя № 435 и орденская книжка за № 201. После вручения наград группу Героев сфотографировали на фоне Кремля. На следующий день снимок был опубликован в газетах. В Мае того же года Антилевский получил кратковременный отпуск и навестил свою мать, которая работала в колхозе им. Ленина Кайковского сельского совета Минского района. Затем он приехал в город Минск, где 30 Мая в техникуме Нархозучета состоялась его встреча со студентами и преподавателями. Выступая, Бронислав заявил о своей готовности к новым боям. Также он посетил редакцию газеты "Советская Белоруссия", центрального органа ЦК КПБ. Через несколько дней на страницах газеты появилась его фотография. В Сентябре того же года его фото красовалось в газете среди самых знатных комсомольцев Белоруссии. Б. Антилевский продолжил службу стрелком - радистом в 42-м ДБАП Особого Западного военного округа. В том же году стрелкам - радистам, в том числе и тем, которые отличились во время Финской кампании, разрешили переучиться на лётчиков. В Сентябре 1940 года Антилевский стал курсантом "особой группы" военных в Качинском Краснознамённом военно - авиационном училище им. А. Мясникова. 5 Февраля 1941 года ему было присвоено воинское звание старший сержант. По окончании училища 8 Апреля 1942 года в звании Младшего лейтенанта он убыл на Западный фронт. Продолжил свою службу пилотом в 20-м истребительном авиаполку 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й Воздушной армии, затем в 203-м истребительном авиаполку командиром авиазвена ( с 15.12.1942 ), штурманом и заместителем командира авиаэскадрильи ( с 15.04.1943 ). Летом 1943 года в газетах был опубликован Указ о награждении Старшего лейтенанта Б. Р. Антилевского орденом Красного Знамени ( 3.08.1943 ). Вскоре после награждения он снова отличился во время сопровождения группы наших бомбардировщиков Пе-2. В воздухе неожиданно появились 12 "Фоккеров". Антилевский, будучи ведущим группы прикрытия, своевременно заметил, как 4 вражеских истребителя, отколовшись от группы, развернулись и пошли ниже наших бомбардировщиков, намереваясь атаковать их. Не успели немцы опомниться, как Антилевский удачным броском сверху атаковал первую пару "Фоккеров". Один из FW-190, сражённый меткой очередью, сразу же пошёл к земле. Вторую пару атаковал Младший лейтенант Кутняков, который также сбил один самолёт противника. В результате наши истребители благополучно привели бомбардировщики на свой аэродром. Всего в Августовских боях Антилевский за 3 дня лично и в группе с товарищами сбил 3 самолёта противника. 28 Августа 1943 года Антилевский был сбит в воздушном бою. Он покинул самолёт на парашюте и приземлился на территории, оккупированной противником. Приказом Главного управления кадров НКО СССР № 01866 лётчик был исключён из списков РККА как пропавший без вести. С Сентября 1943 года Б. Антилевский находился в плену. При этом на допросе он сообщил противнику известные ему сведения о расположении частей своей авиадивизии и марках самолётов, состоявших на вооружении части. Сначала содержался в лагере в районе Сувалок ( северо - восток Польши ). До сих пор не ясны мотивы, толкнувшие лётчика - Героя на путь предательства. Пленные советские лётчики подвергались умелой психологической обработке. Можно лишь предположить, что кто-то из его родственников был репрессирован. На этом, а также на том, что за сдачу в плен его неминуемо ждёт в Советском Союзе расстрел, видимо, и сыграл завербовавший его бывший Полковник РККА В. И. Мальцев. В конце 1943 года Бронислав дал свое согласие войти в состав авиагруппы Холтерса - Мальцева. С Февраля 1944 года Б. Антилевский участвовал в перегонах самолётов с авиазаводов Германии на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в чине Поручика РОА принимал участие в боевых операциях русской авиагруппы Холтерса - Мальцева против партизан в районе Двинска ( до Июня 1944 года ). Группой было совершено около 100 самолёто - вылетов, при этом 3 пилота погибло, 9 получили ранение, 3 машины были сбиты. После расформирования группы в Сентябре 1944 года Б. Антилевский прибыл в Эгер ( Чехия ). Здесь он принял активное участие в формировании 1-го авиаполка. 19 Декабря того же года он был назначен командиром 2-й эскадрильи бомбардировщиков, включавшей в себя 12 пикировщиков Ju-87. 28 Марта 1945 года эта эскадрилья была переименована в 8-ю эскадрилью ночных бомбардировщиков. Приказом Генерала А. Власова от 4 Февраля 1945 года Б. Антилевский за заслуги был награждён боевым орденом, а на следующий день произведён в чин Капитана ВВС КОНР. 13 Апреля 1945 года со своей эскадрильей Антилевский участвовал в поддержке наступления 1-й пехотной дивизии Вооружённых сил КОНР на плацдарме "Эрленгоф" ( полоса 119-го советского УРа 33-й армии ). 20 Апреля в составе авиации КОНР эскадрилья передислоцировалась из Мариенбада на Ноерн. 12 Июня 1945 года при попытке пробраться на территорию СССР Антилевский был арестован сотрудниками НКВД. При себе он имел документы на имя Б. Березовского, участника антифашистского движения. Как выяснило следствие, находясь после капитуляции Германии на территории Чехословакии, Антилевский вступил в лжепартизанский отряд "Красная искра", созданный бывшими власовцами. По "расформировании" отряда он и разжился новыми документами. Поэтому легко прошёл первую проверку, но при повторном обыске у него в каблуке нашли его "Золотую Звезду" Героя. Теперь его участь была предрешена. 25 Июля 1946 года военный трибунал Московского военного округа бывшего Героя, запятнавшего своё имя сотрудничеством с врагом, приговорил к расстрелу. В отношении судьбы Б. Антилевского существует одна весьма любопытная версия. 27 Апреля 1945 года главком ВВС КОНР В. И. Мальцев, выйдя на связь с А. А. Власовым, предложил ему перелететь в нейтральную страну - Испанию или Португалию, где тот мог бы укрыться. К вылету был подготовлен самолёт связи Fiselier Fi-156 с пилотом Капитаном Б. Антилевским. Власов не захотел или не успел воспользоваться этой возможностью, а вот Антилевскому якобы удалось улететь и добраться до Испании. Его судили и приговорили к смертной казни лишь "заочно". По донесению компетентных органов в 1970-х годах он был замечен в Испании. Однако, эта версия материалами уголовного дела не подтверждается, хотя в нём и нет отметки об исполнении приговора. Дело Б. Антилевского в 2001 году было пересмотрено Главной военной прокуратурой в порядке исполнения Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 года. В заключении было отмечено, что Антилевский осуждён законно и реабилитации не подлежит. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |