КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Живая легенда Мордовии |
Все жители Мордовии, независимо от национальности, гордятся своим земляком - мокшанином Михаилом Петровичем Девятаевым. Природа одарила его громадным запасом здоровья - несмотря на огромные физические и психические нагрузки, перенесённые им в жизни, несмотря на то, что в апреле у него был микроинсульт, несмотря на то, что ему уже более 80 лет, он спокойно выезжал из Казани в Саранск, чтобы присутствовать на спортивных соревнованиях. В середине ноября, ему пришлось ещё раз приехать в Торбеево - умер его 87-летний двоюродный брат Яков. Потом по просьбе Главы Республики Мордовия Николая Меркушкина, Михаил Петрович выступил перед призывниками, отправляющимися служить на атомный крейсер "Адмирал Ушаков", встречался с командиром крейсера. Всю жизнь Михаила Петровича сопровождали невероятные совпадения. Много раз он чудом оставался жив. Но когда его спрашивали, не ходил ли он в церковь или мечеть, Михаил Петрович отвечал, что он ни в бога, ни в чёрта, ни в Аллаха не верит. Судьба постоянно сводила его с татарами - Саша Мухамедзянов, первый инструктор, с кем он поднялся в небо, командир дивизии полковник Юсупов, показавший в плену пример стойкости и верности Родине, казанец Фатых, которому дали "10 дней жизни" в лагере Заксенхаузен, и который умер от побоев у него на руках. И самая главная женщина в его жизни - жена, тоже татарка. Ещё в детстве он бегал смотреть сабантуй в Сургодь, село татарского поэта Хади Такташа. Вспоминает сам Михаил Петрович Девятаев: "...В 13 лет я впервые увидел настоящий самолёт и настоящего лётчика. Мне тоже захотелось летать. Вообще для меня число 13 знаменательное - родился 13-м ребенком 13 июля 1917 года ( хотя в метрике написано, что родился 8 июля ), был сбит и пленён тоже 13 июля. В Казань я попал случайно. В августе 1934 года я и мои друзья Паша Паршин, Миша Бурмистров набрали колосков с убранного поля. А тогда за это сажали. Кто-то донёс и на нас - приходит милиция, у меня варится каша из свежей ржи. Пока вели до милиции, эту кашу я съел, чугунок только остался. Составили акт, может и не посадили бы, но раз составили акт, надо убегать. Взяли справки с места жительства и поехали в Казань. Вся наша семья Девятайкины, а мне написали в справке Девятаев. Почему ? Наш старший брат в армию пошёл в Ташкенте и чтобы не дразнили мордвином, записался русским Девятаевым. Второй брат тоже записался Девятаевым. Когда я пришёл в сельсовет, мне тоже написали справку с фамилией Девятаев, хотя я никогда не стеснялся быть мордвином. Отец и мать Девятайкины, все остальные братья тоже Девятайкины. Приехали в Казань, а на вокзале, когда мы заснули, нас обокрали - остались мы без сухарей... Пошли мы в авиационный техникум, а у нас не все документы есть, нас не приняли. Пошли смотреть на пароходы. Посмотрели, а кушать хочется, у нас ни куска хлеба. Видим - рыбаки ловят рыбу, а ершей бросают. А мы голодные, набросились на этих ершей. Один мужик увидел и что-то нам по - татарски сказал. Видит, не понимаем и говорит по - русски: "Чего это вы сырую рыбу едите, идите сюда". Покормил он нас, мне денег дал, я сбегал, принёс ему чекушечку водки. Видим, бегут ребята в форме. Рыбак говорит: "Вот их в речном техникуме готовят на этих лебедей" и показал на пароходы... Так я попал в Речной техникум. В 1936 году я познакомился с моей будущей супругой, Фаузией Хайрулловной, тогда просто Фаей. Она училась на Речном рабфаке на Петрушкином разъезде - в Речном техникуме тогда только ребята учились, а на рабфаке - в основном девчонки. А сейчас я расскажу то, что раньше никогда никому не рассказывал. Закончив аэроклуб, я вскоре стал инструктором - общественником, но Речной техникум тогда так и не закончил. Был я тогда на практике помощником у капитана Темрюкова Николая Николаевича. В 1937 году была перепись населения. Я переписывал рабочих лесозавода в Дальнем Устье. И вот как-то Николай Николаевич привёл меня к женщинам. Я ему потом говорю: "Слушай, мы с тобой молодые ребята, нам молодые девки нужны, а ты к старухе меня привёл". А с кем я был, энкаведешница оказалась. Николай Николаевич возьми и по пьянке скажи ей. Она обиделась за "старуху" и написала рапорт, дескать, я материалы переписи передал иностранной разведке. Задержали меня прямо на танцах, я с Фаей танцевал. Попросили выйти поговорить и в чёрную машину... Я в Плетеневской тюрьме сидел. Тем, кто допрашивал, говорю: "Слушайте, вы говорите, я немцам материалы переписи дал. Зачем иностранцам списки рабочих лесозавода ?" Сидел я 6 месяцев. Искали у меня документы, нигде нет документов. Когда меня выпустили, я сразу написал письмо в НКВД: "Вы фашисты, бандиты, убиваете невиновных". ...Сходил в аэроклуб. Оказывается, наша группа учлётов вся уехала в Оренбург, учиться на военных лётчиков. Я попрощался с Фаей и тоже поехал в Оренбург. Там мне повезло, встретился Михаил Комаров, инструктор по пилотированию, который у меня в Казани экзамен принимал. Он пошёл, поговорил с начальником училища и меня приняли в курсанты, зачислили в истребительную группу. Я быстро всех по учебе догнал. Это был уже 1938 год, май месяц. Учились летать и стрелять на истребителях И-5 в Благословенке, на летнем аэродроме. Нас 30 человек выпускников Казани отправили на финский фронт. Приехали, только помёрзли и всё. А Михаил Комаров погиб. Мы летали сначала на И-15, потом на И-15бис. На финском фронте истребителям было делать нечего, финны почти не летали, сбивать было некого. Я на разведку 3 раза слетал и всё. Только лицо обморозил - на земле 40 градусов, в небе 50 ! А кабина открытая, не отапливается. У меня от оспы рябь на лице была. Когда лицо обморозил, некоторые оспинки пропали. Потом, когда в 1944 году немцы меня сбили, у меня сильно лицо обгорело и рябь совсем исчезла. После Финской войны в Торжке мы на И-16 пересели. Очень строгий самолёт. Зато маневренный был, изумительно. С Торжка мы перебрались в Ригу. С Риги в Могилёв. С Могилёва меня направили на курсы командиров звеньев в Молодечно. Тут и Великая Отечественная война началась. 22 июня в 9 утра я уже участвовал в воздушном бою над Минском. Позывной мой был - "Мордвин". Я чуть не плакал - мой самолёт был весь изрешечён. Через день меня немцы сбили. Мы атаковали бомбардировщики, а они отстреливались. Стреляешь в немца, стреляешь, а он летит. Баки у них были протектированные, двухслойные, с жидкой резиной. Пуля пробивает бак, а бензин не вытекает - резина дырку закрывает, самолёт не загорается. А наши баки были простые, одна пуля пробивает бак, бензин начинает вытекать, вторая пуля поджигает самолёт и всё... По моим подсчётам, за всю войну я сбил самолётов 18 - 19, хотя официально за мной числится лишь 9 побед. В 1941 году кинофотопулемётов не было, кто будет считать. Я тогда 4 самолёта потерял. В августе 1941 года мой самолёт сбил свой же, наш советский лётчик. Вот как это было. Яша Шнеер, лётчик нашего полка, летал неважно и в бою откровенно трусил. Другой командир бы отдал его под трибунал, но наш комполка Захар Плотников был хороший человек и сказал мне: "Миша, возьми Шнеера, подучи его. Если что, у тебя кулаки крепкие, всыпь ему, как надо". А мы тогда стояли под Тулой. Полетели мы тренироваться. А мы тогда уже летали на Як-1. У меня, как у командира, была двухсторонняя радиосвязь. Мне с командного пункта поступила команда перехватить немецкий разведчик "Юнкерс-88", летящий в сторону Москвы. Перехватили мы немца, ударили двумя истребителями. Так Яша сбил свой первый самолёт. Очень радовался. Потом на одной тренировке при отработке маневра он неудачно повернул и срубил мне одно крыло. Я выпрыгнул с парашютом, приближаюсь к земле, вижу, лечу прямо на колья, у меня волосы дыбом встали. Но повезло, не напоролся. Мы летали тогда над деревней Мясное. А вот у Яши парашют не раскрылся. Он как ударился об землю, все его кости разломались. Его когда поднимали, он растягивался как резиновый. В кармане у него нашли серебряный портсигар с гравировкой "Моему учителю и другу Михаилу Девятаеву". Потерял я этот портсигар. Пятый самолёт, подбитый, я довёл до части. Но сам был сильно ранен в ногу, потерял много крови, долетел до аэродрома и, ещё колеса не коснулись земли, уже отключился. Прямо на крыле самолёта мне перелили кровь командира эскадрильи Володи Боброва. Меня отправили в тыл. Сначала в Ростов, потом в Сталинград. Я получил письмо из части, что наш полк отправлен на переформирование в Саратов. Когда наш санитарный поезд остановился в Саратове на сутки, как сказали, я добрался до аэродрома, но наших там уже не было. От поезда я отстал. В Саратовском госпитале мне сделали операцию и направили в Казань, в специальный госпиталь для лётчиков. По пути я заехал в Торбеево, к матери Акулине Дмитриевне. Потом в Рузаевке сел на поезд "500 весёлых" Рузаевка - Казань. Народу ездило на нём очень много - и в окошко лезут, и в двери - если залез, до Казани ни в туалет, никуда не сходишь, хоть под себя ходи. Мне мать самогонки в дорогу дала. Бутылку я выпил и в пустую бутылку отлил. Вот так... Вскоре, по состоянию здоровья, меня направили в санитарную авиацию и я ещё несколько раз в Казань за самолётами По-2 прилетал. Хотя я был в санитарной авиации, я вылетал и на бомбёжки. Потом одного генерала спас от немцев. Он пистолет подарил. В 1944 году наконец-то я снова стал истребителем. Случайно встретился с бывшим моим командиром Володей Бобровым, уже подполковником. Владимир теперь летал у знаменитого Покрышкина и в два счёта устроил так, что меня тоже взяли в его дивизию. Переучили меня на американский истребитель "Аэрокобра". ...Июнь 1944 года. Бои жуткие были, каждый день по 2 - 3 боя было. Мокрыми приходили, аж на губах пена коркой засыхала. В начале июля из Молдавии перелетели мы под Львов и Броды. 13 июля пошло наступление. Часов в 9 вечера, а тогда дни были длинные, мы полетели сопровождать штурмовики "Илы". Когда обратно летели, уже у линии фронта с командного пункта поступил приказ вернуться в такой - то квадрат и встретить эшелон немецких бомбардировщиков. Вскоре завязался воздушный бой, там и "Мессершмиты" были, и "Фокке - Вульфы". Из облака начал выходить вверх, почувствовал боль. Смотрю - "Фоккер" на хвосте сидит. Видимо, когда я проскакивал в разрыве облаков, он меня и подцепил. Вижу, Володя Бобров впереди на наборе высоты, а у меня самолёт пламенем охватило. Кричу: "Бобёр, наведи меня на восток". Он кричит: "Мордвин, прыгай, сейчас взорвёшься"... Я открыл дверцу, а на "Аэрокобре" дергаешь аварийную ручку и дверца падает прямо на крыло. Я то ли об крыло ударился, то ли об стабилизатор - факт, что потерял сознание. Как приземлился, не знаю. Пришёл в себя, лежу на нарах. Немцы все документы, фотографии жены, пистолет, ордена - у меня два ордена Красного Знамени и два Отечественной войны было - всё забрали. Лицо, руки обожжены, болят. В лагере под Бродами нас хотели избить перебежчики, кто добровольно к немцам уходил. Сергей Вандышев, майор, летчик - штурмовик из Рузаевки, поднялся на тюк инкубаторной стружки и говорит: "Сожгу всех, и себя, и вас". Они ушли, а так искалечили бы нас. Потом нас собрали лётчиков человек десять, чтобы везти в специальный лагерь для советских лётчиков. Мы договорились, что попытаемся захватить самолёт. Какое там захватить, нас подвезли к "Юнкерсу-52", руки связали сзади и уложили на живот. Так нас доставили в Варшаву, поселили в психиатрической больнице. Там сад такой, хороший урожай яблок был. Это был уже август. Нас начали обрабатывать. Генерал пришёл, отругал капитана из охраны, нас стали хорошо кормить, раздали ордена. Обещали при хорошем поведении выдать оружие. У меня нога была выбита, я не мог бежать, а Сергей Вандышев, Володя Аристов, сын секретаря ЦК, попытались, но не смогли. Двое других ночью побежали. За ними пустили собак, поймали их. Генерал приехал, ругался, что не оправдали его доверие. Режим охраны усилили. Потом к нам женщин пустили психически больных, голые, вытворяют такое, что и во сне не приснится. А мы чего, раненые, в крови, у меня лицо, руки обгоревшие, не до этого. Потом мы попали в Лодзь, лагерь для лётчиков. Комендантом этого лагеря был брат Гиммлера. Потом 250 раненых, покалеченных лётчиков перевели в Кляйнкенигсбергский лагерь. Там я встретился со своим одноклассником из Торбеева Василием Грачёвым, тоже лётчиком, штурмовиком. Мы сделали подкоп за колючую проволоку. Нам бы сразу бежать, но мы решили ещё подкопаться под комендатуру - оружие взять и всех освободить. Планы были наполеоновские, но нас поймали. Меня, моего друга Ивана Пацулу и Аркадия Цоуна, как организаторов подкопа, приговорили к расстрелу и отправили в лагерь смерти Заксенхаузен. Этот лагерь был построен в 1936 году недалеко от Берлина для политзаключенных немцев. Там только в "кринкеркоманде" ( кирпичной команде ) 30 тысяч рабочих было. Мы брали глину, делали шары, чтобы ни одной капли земли туда не попало. Кирпич получался очень прочный. Потом меня перевели на испытания обуви. Назывались мы "топтуны". Новейшие ботинки, груз за плечами - 15 килограмм. Целый день ходили. А потом вечером замеряли и записывали, какой износ у ботинок, чистили ваксой. Утром снова то же самое. Норма 250 грамм хлеба - 200 грамм лагерных и обувные фирмы добавляли 50 грамм. Обувь хорошая была. Коричневые, чёрные ботинки, с шипами, с подковами. Ходить надо было - земля, асфальт, песок, мраморные бесформенные плиты, потом опять песок, земля и вот целый день так по этим камням ходишь - ходишь. По асфальту ничего идёшь, а вот по камню, по плитам - тяжело. Немцы очень жестокие были. Он, может быть, и хороший немец, но за помощь нам он попадал в карцер, а карцеры для немцев были, хуже, чем для нас, так что... Мне повезло, какие-то люди мой номер заменили на другой и сказали, что отныне я украинец Никитенко Степан Григорьевич, 1921 года рождения, учитель из Дарницы, пригорода Киева. Видимо, этот Степан недавно умер и ещё не был зарегистрирован. Если бы не эти люди, я бы в печку попал и из трубы в качестве дыма бы вышел. Мне ещё раз повезло, когда немецкие антифашисты перевели меня из "топтунов" в хозяйственную обслугу - кормить свиней, убирать с огородов брюкву, лук, готовить парники к зиме, возить дрова и продукты. Вскоре, около 500 человек, в том числе и меня, отобрали для работы на острове Узедом. В Заксенхаузене внутри овчарок не было, а в лагере при аэродроме, куда нас привезли, там овчарки были такие злые, людей жрали, прямо хватали и клочья мяса отдирали. Ох и собаки злые, как они обучали их, не знаю. На этом острове с 1935 года располагался секретный ракетный полигон. Здесь были заводские корпуса, стартовые площадки, аэродром, катапульта для управляемых ракет, различные испытательные станции ВВС, сухопутных сил и много другого. Наш лагерь и весь центр назывался Пенемюнде, по названию рыбацкого посёлка. Сначала я работал на разгрузке песка, потом перешёл в "бомбен - команду". Мы после бомбёжек вытаскивали взрыватели из неразорвавшихся бомб. Наша команда была пятой, четыре предыдущих уже подорвались. Риск был большой, зато в тех домах, откуда мы вытаскивали бомбы, можно было найти продукты, наесться до отвала, прихватить тёплого белья. Мы искали оружие, но ничего не нашли, правда, иногда мы находили и золотые вещи, и драгоценные камни, которые должны были сдавать немцам. Каждую минуту ждёшь, вот сейчас тебя разорвёт на куски. Думаю, здесь я с ума сойду и самовольно пошёл работать в другую группу, "планирен - команда". Они заделывали воронки на взлётно - посадочных полосах после бомбёжек, маскировали самолёты. Понемногу сложилась группа из желающих бежать. План был такой - улететь домой. Лётчик - я. Мы присмотрели один "Хейнкель-111" - он всегда был с утра прогретый, полностью заправленный. С самолётной свалки начали таскать таблички с приборных досок, особенно "Хейнкелей". Я присматривался, запоминал, как запускают двигатели. Вот так и готовились, выжидали удобного случая. Но обстоятельства заставили нас поспешить. Дело в том, что за избиение стукача меня приговорили к "10 дням жизни". Это означало, что за 10 дней меня должны были постепенно забить насмерть. Совсем недавно моего друга Фатыха из Казани, которого перевели вместе со мной из Заксенхаузена, забили в первый же день его "10 дней жизни". Он умер у меня на руках и до утра лежал мёртвый рядом со мной. Когда мне оставалось 2 "дня жизни", мы смогли осуществить свой план - в обеденный перерыв убили конвоира, забрали его винтовку, с большими трудностями, но запустили двигатели. Я разделся по пояс, чтобы никто не видел полосатой одежды, загнал ребят в фюзеляж и попытался взлететь. Самолёт почему-то не поднимался, взлететь не удалось, в конце полосы, когда я развернул самолёт обратно, мы едва не свалились в море. Зенитчики побежали к нам, солдаты, офицеры отовсюду. Наверное, думали, что один из их лётчиков сошёл с ума, тем более, что сидит голым. Ребята кричат: "Взлетай, погибнем !" Потом приставили штык к правой лопатке. Я как разозлился, схватил за ствол винтовки, вырвал его из их рук и как пошёл чесать прикладом, согнал их всех в фюзеляж. Думаю, если под горку не взлетели, вверх тем более не поднимемся. Я погнал самолёт туда, откуда в первый раз начал разгон и начал второй взлёт. Самолёт опять не слушается. А там только сели с боевого задания "Дорнье-217", думаю, сейчас я врежусь в них, и тут меня осенило, что самолёт не взлетает из-за того, что триммеры на посадочном положении. "Ребята, - говорю - давите здесь !" Навалились, всё - таки три человека, пересилили. И только так, почти чудом, взлетели. Как взлетели, они на радостях запели "Интернационал" и отпустили штурвал, мы чуть в море не грохнулись. Потом я нашёл триммеры элеронов и руля высоты, покрутил их, усилия на штурвал стали нормальными. Летели в облаках, чтобы не сбили. На чужом самолёте, когда не разбираешь показания приборов - это очень опасно - несколько раз я допускал срывы и мы едва не врезались в море, но всё обошлось. Почему немецкие истребители нас не сбили сразу после взлёта, можно только догадки строить, ведь подлетали совсем близко. А потом, когда в облака вошли, я взял курс на северо - запад, на Норвегию. До Швеции долетели и развернулись в сторону Ленинграда, горючего было много, думаю, долетим. Но я так ослаб, что уже перестал чувствовать управление и повернул в сторону Варшавы, лишь бы до линии фронта долететь. Опять встретились немецкие истребители, они какой-то корабль сопровождали. Я вовремя качнул крыльями, чтобы они увидели жёлтое брюхо и кресты. Возле береговой линии нас сильно обстреляли. Хорошо, что мы были на низкой высоте, поэтому из-за большого углового перемещения в нас не попали. Потом над лесом к нам начал приближаться "Фокке - Вульф", я скорее снова разделся, а ребята спрятались в фюзеляж, но тут опять стали обстреливать зенитки и ему стало не до нас. Я стал машину бросать то влево, то вправо и почти совсем потерял высоту. А там через речку мост был. Смотрим, наши солдаты. А прямо по полёту в лесу полянка была. Я чудом посадил самолёт, прямо воткнул его, аж шасси обломилось. Пулемёт взяли и хотели в лес уйти, вдруг рядом немцы. А мы уж совсем из сил выбились, под снегом вода, грязь, сразу ноги промочили. Вернулись обратно. Скоро начали подбегать наши солдаты: "Фрицы, сдавайтесь !" Мы выпрыгнули из самолёта, наши, как увидели полосатых, одни кости, никакого оружия, нас сразу стали качать, понесли на руках. Это было 8 февраля. Видят, мы голодные, привели в столовую. Там кур варили, мы и набросились. Врач у меня курицу отбирала, я бы объелся, голодный - и вдруг курицу жирную, сразу нельзя, можно даже умереть. Я тогда весил меньше 39 килограмм. Одни кости... Пятеро погибли из нас - их сразу в войска послали, четверо в живых осталось. У меня ухудшилось зрение, я стал плохо видеть. От нервов, что ли. Как командование узнало, что мы прилетели с ракетного центра, меня, как лётчика, какой-то полковник повёз к генерал - лейтенанту Белякову в Ольденберг. Я начертил всё, что запомнил, всё-таки лётчик, профессиональная память не подвела. Много рассказывал о запусках ракет "Фау-1" и "Фау-2". Мне довелось даже, в сентябре уже, беседовать с будущим Генеральным конструктором советских космических кораблей Сергеем Павловичем Королёвым. Я, конечно, не знал, кто это был. Он назвал себя Сергеевым. Тогда он отправлял целый эшелон из Германии с ракетами, бумагами института немецкого ракетчика Вернера фон Брауна. Я рассказывал ему о подземном заводе в Пенемюнде, ходил с ним по цехам. Мне с ним и водку довелось пить. Потом уже мне сказали, что представление о присвоении мне звания Героя Советского Союза написал именно Королёв. Но об этом я узнал только после его смерти. А тогда, в 1945 году, когда у меня всё расспросили, отправили на сборный пункт. Потом нас пешком повели из Германии через Польшу и Белоруссию в Псковскую область, на станцию Невель. Привели к озеру. Вокруг озера лес. Ворота, над ними написано "Добро пожаловать", а кругом колючая проволока. Говорят: "Ройте себе землянки". Мы сделали землянки, сена накосили, на сене спали. В октябре уже стало холодно. Домой не отпускают, и переписываться нельзя. Ценные вещи, золото, драгоценные камни отобрали. После перелёта столько ценностей мне натаскали ребята. Помню, золотой крест был вот такой, с рубинами. В Ольденберге сейф они нашли, разбили, принесли всё. У меня столько бриллиантов было. Целая коробка. Кресты золотые были. Всё у меня украли. Я на золотые вещи и сейчас не падкий, а тогда тем более. Парни из деревни, кто с золотом имел дело ? Плевать нам на всё это было. Там, в Невеле, содержались бывшие пленные и вывезенные в Германию советские женщины. Нас грузины охраняли. Они были свободными, Сталин дал им свободу. Потом всё-таки меня в декабре отпустили с землянок в Невеле. Мне ещё повезло, не посадили. Всё-таки не все дураки, хотя дураков у нас много. В бумагах у меня какой-то писарь написал "Гаубичный истребительный артиллерийский полк"... Это он так расшифровал сокращение ГИАП - "Гвардейский истребительный авиационный полк". Приехал в Казань, пришёл в Свердловский военкомат, говорю, я лётчик, никогда не был артиллеристом. Военком заорал: "Марш отсюда !" и выгнал меня. Вот так я артиллеристом стал. Приехал я в Казань живой и здоровый, а на работу устроиться не могу - как узнают, что был в плену, сразу от ворот поворот. В феврале 1946 года поехал в Мордовию. В Саранске отказали в двух местах. Обратился на механический завод, там мой друг, земляк, солагерник Василий Грачёв работал в автопарке механиком или инженером. Мы с ним вместе 7 классов в Торбееве закончили. Такой толковый парень был. Он попросил за меня, но мне отказали, а его самого, боевого офицера - лётчика, за то, что был в плену, за измену Родине, выгнали с завода и посадили на 10 лет. Он сидел в тюрьме в Ирбите. Там он и сейчас живёт. Стал начальником цеха, потом в профсоюзах работал. Поехал в Торбеево. Там сразу обратился к своему другу детства Гордееву Александру Ивановичу, третьему секретарю райкома партии. Он очень хорошо принял, позвал к себе в гости вечером. Я рассказал, как в плену был. Он: "Миша, тебе работа будет". Утром, как договорились, прихожу. "Нет здесь для тебя работы. Здесь Волги нет, давай езжай к себе на Волгу". ...Потом всё же взяли меня в речной порт, дежурным по вокзалу. Всякое было, пленом этим мне то и дело тыкали. А с 1949 года я уже ходил капитаном на катере. Прошёл обучение на механика, сдал на отлично, а замещение должности не получил. Нас было 13 человек, все получали лишние 100 рублей за замещение должности механика и только мне не дали. Директор затона Павел Григорьевич Солдатов говорит: "Мы тебя по ошибке туда послали. Ты, - говорит, - был в плену, скажи спасибо, что мы тебя держим". После XX-го съезда КПСС, когда Хрущев развенчал Сталина, вопрос с бывшими пленными был поставлен так - изменников надо карать, а тех, кто не сам сдался, кто не сотрудничал с немцами, их нужно реабилитировать, а заслуги отметить. Журналистам дали задание - искать среди бывших пленных примечательных людей. Завотделом газеты "Советская Татария" Ян Борисович Винецкий тоже ходил по военкоматам. В нашем Свердловском райвоенкомате ему сказали, что, дескать, есть у нас артиллерист, улетел из плена на немецком самолёте, привёз 9 человек. А Ян Борисович сам был лётчиком, воевал в Испании. Он решил узнать всё подробнее... Ян Борисович Винецкий написал обо мне большую статью. В "Литературке" обещали под Новый год статью обо мне опубликовать. Однако, затем её перенесли ко Дню Красной Армии, на 23 февраля. Потом ко мне приехал полковник из журнала ДОСААФ "Патриот". Оказывается, ещё не верили... 23 марта утром я поехал на железнодорожный вокзал. Там киоскеру даю 10 рублей, беру "Литературоку" и вижу долгожданную статью. Радость какая была. Начальство сразу зауважало меня. Директор затона вызывает к себе, выражает почтение, говорит, что меня ждёт к телефону министр речного флота СССР Шашков Зосим Алексеевич. А я в то время преподавал на курсах в Аракчино. Там готовили младших специалистов - рулевых, мотористов и так далее. В этот день у меня был последний урок. И пошло, и поехало. Меня перехватил подполковник Георгий Евстигнеев из редакции "Советской авиации". Мы с ним на транспортном самолёте Ил-14 улетели в Москву, в Министерство Речного Флота. А в самолёте везли вино. Лётчики, как узнали, кого везут, сразу водку, коньяк стали таскать. В общем, когда приземлились в Москве, мы с Жорой не знаем, что делать, как в таком виде к министру идти. Выходим, спрашивают, где Девятаев. Говорю, он там, в кабине. Ловим такси и к Жоре домой. Утром я проснулся, давай голову мыть холодной водой, думаю, как же я пойду к министру с такой мордой. Министр всех собрал, рассказал им обо мне, как меня с работы выгоняли за плен и говорит: "Пусть Михаил Петрович в кабинет к любому из вас дверь ногой открывает". Где только я не был тогда в гостях. Мне деньги дали. Купил подарков, приехал домой в Казань... Когда Героя присвоили, уже в августе, после Москвы поехал в Торбеево. А в Москве я неделю жил на даче у Константина Симонова. На рыбалку ходили, за грибами. Он так долго расспрашивал. Потом мы с Володей Бобровым встретились, командиром моим. А они с Симоновым, оказывается, в Луганске жили на одной улице. Симонов устроил в мою честь банкет. Подали устрицы, Володя кольнёт устрицу и в рот, а мне неудобно, устрицы пищат, а они, дьяволы, товарищи писатели, только жрут. Банкет был дай боже какой. Думаю, дай, узнаю, сколько же заплатит Симонов за вечер. А он взял, на бумажке расписался и всё. Он на государственном счету был. ...И пошли поездки по стране, встречи с людьми. Помню, пригласили меня в 1957 году в поездку по Мордовии. Ездили мы с заместителем министра культуры Сыркиным по разным районам, выступали в Саранске. Только в Германию я ездил десятки раз, много раз ездил туда с Фаей. Один раз, в 1968 году, ездили даже всей семьёй, с детьми..." |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |