Кисляк Николай Александрович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Кисляк Николай Александрович

Н.А.Кисляк

Родился 22 Октября 1916 года в Тамбове, в семье рабочего. Образование неполное среднее. Работал токарем в тресте "Ленлёгпромстрой" в Ленинграде. С 1939 года в Военно - Морском флоте. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Служил в истребительной авиации Черноморского флота.

С 22 Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По 1942 год служил в 9-м ИАП ЧФ, затем - в 32-м ИАП  ( 9-м Гвардейском ИАП )  62-й авиационной бригады ВВС ЧФ. Был лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, штурманом истребительного полка. В боях дважды ранен. Участвовал в обороне Севастополя, Кавказа, освобождении Крыма, Украины, Молдавии, защищал корабли на Чёрном море.

К Сентябрю 1944 года штурман 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 2-я Гвардейская минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота )  Гвардии капитан Н. А. Кисляк совершил 302 боевых вылета, в 50 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника.

6 Марта 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВМФ. В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1958 года Гвардии полковник Н. А. Кисляк - в запасе. Жил в Севастополе. Умер 8 Сентября 1994 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Николай Кисляк после окончания Чугуевского авиационного училища и морской стажировки в Ейске служил в 9-м истребительном авиаполку ВВС Черноморского флота. Полк базировался в Крыму и занимался непрерывной лётной практикой.

День 22 Июня 1941 года Кисляк встретил в кабине своего самолёта. С этого первого дня войны он участвовал в прикрытии неба Севастополя от налётов вражеской авиации и свой первый воздушный бой провёл уже на следующий день. Весь Июль 1941 года прошёл в боевом дежурстве, практически непрерывном барражировании над волнами Чёрного моря и встречах с самолётами противника.

В Сентябре 1941 года эскадрилья, в составе которой служил Младший лейтенант Кисляку, вошла в состав "Фрайдорфской" авиагруппы. В это время немецкие войска оккупировали всю Северную Таврию и начали штурм Перекопского перешейка. Лётчик неоднократно вылетал на штурмовку войск противника. В одном из боёв Кисляк был ранен и полмесяца лечился в Евпаторийском госпитале.

Как следует долечиться ему не пришлось - немецкие войска прорвали Ишуньские позиции и устремились к Евпатории, Симферополю и Севастополю. Прибывший в Севастополь Кисляк был эвакуирован на Кавказ на переформирование. В конце Ноября 1941 года Кисляк вернулся на аэродром Херсонес под Севастополем.

В Декабре 1941 года он участвовал в отражение второго штурма Севастополя. Летая на самолёте Як-1, делал по нескольку вылетов в день в районы Мекензиевые Горы, Камышлы, Бельбек, Верхний и Нижний Чоргунь, Черкез - Кермен и в этих боях открыл свой счёт, сбив 2 самолёта Ме-109. Часто приходилось вылетать на прикрытие штурмовиков из 18-го ШАП, а 21 Декабря участвовал в сопровождении крейсеров "Красный Крым" и "Красный Кавказ", лидера "Харьков", эсминцев "Бодрый" и "Незаможник", которые без потерь доставили в Севастополь крупное пополнение в составе 2-х бригад морской пехоты.

В конце Декабря 1941 года в Крыму наши войска провели удачные десантные операции, в результате которых были освобождены Керчь, Феодосия и весь Керченский полуостров. А 7 Января 1942 года были спланированы такие же операции в Евпаторию из Севастополя и в район Судака из Феодосии. Младший лейтенант Кисляк в этот день в составе эскадрильи прикрывал корабли и 2 десантные группы в районе Судака. И хотя обе операции оказались неудачными, врагу был нанесён немалый урон, а лётчики в групповом бою сбили 5 вражеских самолётов.

28 Февраля 1942 года Кисляк, ставший к этому времени Лейтенантом, командиром звена, участвовал в тяжёлом воздушном бою с большой группой Ju-87 и Ме-109 в районе Дуванкоя на подступах к Севастополю. Уже при возвращении на аэродром Херсонес он неожиданно был атакован парой Ме-109 и ранен. При этом Як-1 лётчика получил серьёзные повреждения и практически перестал слушаться. Превозмогая сильную боль в ноге, Кисляк сумел посадить израненный самолёт на свой аэродром, после чего в числе других раненых транспортным самолётом был отправлен в Геленджикский госпиталь на Кавказ.

В Мае 1942 года за мужество и героизм, проявленные в боях за Севастополь, Лейтенант Н. А. Кисляк был награждён орденом Красного Знамени.

Когда Кисляк вышел из госпиталя, речи о возвращении в Севастополь быть не могло - там мужественные защитники отражали третий штурм. Город, морские и воздушные подступы к нему были блокированы вражескими войсками, и лишь отдельным самолётам удавалось пробиться через эту блокаду. В Июне 1942 года Севастополь был обречён и вскоре занят немецкими войсками.

С Июня 1942 года Лейтенант Н. А. Кисляк служил в 32-м истребительном авиаполку, который базировался на аэродромах в Лазаревском и Абаше. В следующем месяце немецкие войска форсировали Дон и приступили к операции "Эдельвейс" по овладению Кавказом. Для лётчиков началась новая боевая работа по прикрытию неба Тамани, Новороссийска и Главного Кавказского хребта.

В Августе 1942 года, захватив Армавир и Майкоп, немецкий армейский корпус начал наступление на Туапсе. Горнострелковые же подразделения, продвигаясь по долинам рек, захватили практически все перевалы и даже стали спускаться в направлении Сухуми. В этой тяжёлой обстановке 32-й ИАП, а в его составе и Лейтенант Н. А. Кисляк, вёл боевые действия на Туапсинском направлении.

Противник посылал армады бомбардировщиков на наши военно - морские базы Новороссийск и Туапсе. В воздухе происходили практически ежедневные воздушные бои, в которых Кисляк умножил свой боевой счёт на 2 бомбардировщика.

В конце Октября 1942 года он участвовал в прикрытии десантной операции на Майкопский железнодорожный узел и аэродром, где наши бомбардировщики не только произвели бомбардировку, но и выбросили десантный отряд. В ходе всей операции было на земле уничтожено 12 вражеских самолётов, повреждено ещё 10, в Майкопе возникло много очагов пожаров. Из 31 десантника через горы вернулись 21, и при бомбардировке зенитным огнём был сбит один наш бомбардировщик ТБ-3. Кисляк в этой операции прикрывал наши бомбардировщики и транспортники до самой их посадки на аэродром Гудаута.

Всю осень 1942, зиму и весну 1943 года Николай Кисляк воевал на черноморском побережье Кавказа. Кроме воздушных боёв, ему пришлось участвовать в прикрытии с воздуха конвоев, перевозивших из Батуми и Поти военные грузы. А в Феврале 1943 года он прикрывал с воздуха десант на Мысхако - легендарную Малую землю. За отличия в этих боевых вылетах в Марте 1943 года Лейтенант Н. А. Кисляк был награждён орденом Красной Звезды. А в следующем месяце ему присвоили звание "Старший лейтенант".

Летом 1943 года 32-й ИАП был преобразован в 11-й Гвардейским и стал перевооружаться на американские "Аэрокобры". С этого времени Гвардии старший лейтенант Кисляк стал заместителем командира эскадрильи. Боевая страда для полка началась в Октябре 1943 года уже после освобождения Новороссийска и Тамани, когда готовилась десантная операция на Керченский полуостров. В это время Кисляк неоднократно летал на разведку. А 1 Ноября 1943 года началась Эльтигенская десантная операция. В этот и последующие дни Кисляк участвовал в прикрытии десантных мотоботов, сопровождении наших штурмовиков и бомбардировщиков, атакующих вражеские позиции. 2 Ноября он участвовал в прикрытии второй волны десанта в район Керчи, в том числе прикрывал бот с управлением 318-й стрелковой дивизии во главе с Полковником В. Ф. Гладковым. В этот день в групповом бою лётчики полка сбили 4 вражеских самолёта. А на следующий день Керченский пролив форсировали войска 56-й армии. И снова Кисляк - на прикрытии переправы...

Десантная операция прошла успешно, но овладеть Керчью нам не удалось. Немецкие войска непрерывно атаковали наши плацдармы, и на их штурмовку по нескольку раз в день вылетали наши штурмовики и истребители. Практически всю первую половину Ноября 1943 года Гвардии старший лейтенант Кисляк провёл в боевых вылетах на поддержку наших десантов в районе Эльтигена, Керчи и Еникала.

В середине Ноября 1943 года командование ВВС Черноморского флота задумало большой перелёт. В это время войска 4-го Украинского фронта освободили всю Северную Таврию вплоть до Херсона и Сиваша, и стало возможным с её аэродромов действовать по морским коммуникациям противника между Крымом, Николаевом и Одессой. Была сформирована особая авиагруппа из полка штурмовиков, полка пикирующих бомбардировщиков, полка торпедоносцев и 11-го Гвардейского ИАП, которая должна была действовать с аэродрома Скадовск. При формировании этой авиагруппы Гвардии старший лейтенант Кисляк был назначен штурманом полка и уже 20 Ноября 1943 года на своей "Аэрокобре" перелетел через Азовское море.

С конца Ноября 1943 года Кисляк стал вылетать на сопровождение штурмовиков и торпедоносцев. В эти дни были потоплены вражеский транспорт, баржа, 2 самоходных парома типа "Зибель" с танками и совершены налёты на порты Ак - Мечеть   ( Черноморское ), Одесса и Очаков. В Ак - Мечети группой, в которую входил и Кисляк, был потоплен лихтер "Еморхопулос" водоизмещением 1300 тонн. Досталось также другим кораблям и портовым сооружениям. Кроме этого действия истребителей, в том числе и Кисляка, были направлены на перехват транспортных самолётов Ju-52, курсировавших между Одессой и Крымом. В Декабре 1943 года Кисляк открыл счёт и этим "трёхмоторникам". Тогда же он участвовал в штурмовках вражеского десанта, высадившегося на Кинбурнской косе.

11 Января 1944 года Гвардии старший лейтенант Кисляк и ведомый младший лейтенант В. И. Орлов в разведывательном вылете обнаружили в порту Одессы под погрузкой 2 крупных транспорта. В этот же день они в составе 6 "Аэрокобр" вылетели на прикрытие группы Пе-2 на бомбардировку порта Одесса. В результате прямых попаданий бомб были уничтожен транспорт водоизмещением 3000 тонн, сухогрузная баржа и нанесены большие разрушения портовых сооружений. С нашей стороны был потерян один Пе-2. За успехи в боевых действиях "Скадовской авиагруппы" Гвардии старший лейтенант Кисляк был награждён вторым орденом Красного Знамени.

25 Января 1944 года Гвардии старший лейтенант Кисляк увеличил свой боевой счёт. В этот день он в паре с Гвардии лейтенантом В. А. Любимковым совершал облёт всех морских подходов к Севастополю. Враг, отрезанный с суши, получал подкрепления, боеприпасы и военное снаряжение по морю и воздуху. Наши истребители вылетали на перехват и нередко заставляли немецкие транспортные самолёты возвращаться назад, не достигнув цели. На этот раз Кисляк и его напарник обнаружили в районе мыса Тарханкут группу из 29 Ju-52. Они шли на небольшой высоте, прижимаясь к воде. Это обеспечивало им надёжную защиту. Снизу их не атакуешь - прикрывает море, а сверху тоже трудно, так как неминуемо попадёшь под сильный огонь пулемётов. Тем не менее, Кисляк отважился на атаку. Мастерски выполняя сложные манёвры, истребители атаковали врага и ухитрялись, при этом, сами уходить из-под ответного огня. Вот вспыхнул один "Юнкерс". За ним - второй, третий...

В этом бою Кисляк и его ведомый сбили 4 вражеских самолёта. Но вражескому стрелку удалось всё же поразить самолёт ведущего. Из строя вышла бензосистема. Несмотря на все трудности, лётчик сумел дотянуть до своего аэродрома. А через несколько часов после устранения неисправности Кисляк снова взмыл в воздух.

Потом он, усмехаясь, рассказывал: "Их ведь было почти 30: мишеней много, да к тому же и очень крупных. Конечно, нам было легче, чем им. Куда ни стрельнешь - обязательно в кого - то попадёшь".

В Феврале 1944 года ему было присвоено очередное вонское звание - "Гвардии капитан".

В начале Марта 1944 года Кисляк в составе 6 "Аэрокобр" участвовал в непростой операции прикрытия с воздуха 12 торпедных катеров, перебазировавшихся из Геленджика в Скадовск. Приняв их от Ил-4 в Каркинитском заливе, лётчики вступили в бой с группой FW-190 и не позволили им атаковать наши катера.

P-39Q из состава 32-го ГвИАП ЧФ.

10 Марта Кисляк участвовал в большом налёте нашей авиации на 2 вражеских аэродрома в районе города Николаев: Колюбакино и Водопой, где штурмовиками было уничтожено 8 самолётов противника, 1 зенитное орудие и 2 спецмашины. Кроме этого были повреждены 7 самолётов и 3 автомашины, взорваны 2 склада боеприпасов и подожжён бензосклад. Истребителям же пришлось вести тяжёлый воздушный бой, в котором было сбито 13 самолётов противника.

После освобождения советскими войсками города Николаева 11-й Гвардейский ИАП получил почётное наименование "Николаевского".

8 Апреля 1944 года началось освобождение Крыма. В ходе этой операции Гвардии капитан Н. А. Кисляк участвовал в прикрытии штурмовиков при налётах на вражеские позиции на Перекопском перешейке и в районе Ишуньских укреплений. А когда наши войска устремились вглубь Крыма, 11-й Гвардейский ИАП был перенацелен на Одесское направление. Но и Одессу наши войска вскоре освободили.

В Мае 1944 года с одесского аэродрома Кисляк систематически летал на разведку в районы Аккермана, Днестровского лимана и вдоль побережья до устья Дуная в целях вскрытия обороны противника и определения момента возможного отвода немецким командованием своих войск. Он придумал способ установки на "Аэрокобрах" бомбодержателей, к которым подвешивались 250-кг фугасные бомбы, и истребитель мог производить бомбометание по наземным целям, превращался в штурмовик. Кроме этого под каждой плоскостью были размещены по бомбодержателю для ФАБ-100 с тем, чтобы можно было менять варианты бомбовой нагрузки. Теперь с крутого пикирования сбрасывались ФАБ-100, для чего использовался штатный коллиматорный прицел, предназначенный для ведения огня из бортового оружия. Уменьшилось рассеивание и ФАБ-250 при сбрасывании их с помощью прицеливания по разметке. Таким способом были уничтожены несколько землечерпалок и других вражеских плавсредств в районе порта Сулина на Дунае.

В Июле 1944 года 11-й Гвардейский ИАП перебазировался в Крым на аэродром города Саки. Отсюда 19 Августа 1944 года, за день до начала Ясско - Кишинёвской операции, Гвардии капитан Кисляк участвовал в массированном налёте нашей авиации в количестве 204 самолётов на румынский порт Констанца. Истребители очищали небо от "Мессеров" и прокладывали путь нашей мощной авиации. В этом налёте порт был полностью разрушен, а Кисляк сбил один вражеский самолёт. Через день налёт на Констанцу был повторен, и уже после него Кисляк в составе полка вернулся в Одессу.

В Сентябре 1944 года войска 3-го Украинского фронта вступили на территорию Болгарии, и 11-му Гвардейскому ИАП было приказано обследовать болгарские морские порты на наличие вражеских войск. Была проведена десантная операция с воздуха и моря в районе города Бургас, в которой Гвардии капитан Кисляк также принимал участие. Но сражаться десантникам было уже не с кем... Здесь, в Болгарии, и закончился его славный боевой путь.

Н.А.Кисляк

К Сентябрю 1944 года Гвардии капитан Н. А. Кисляк совершил 302 успешных боевых вылета, провёл 50 воздушных боёв, в которых сбил лично 12 вражеских самолётов.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных и 2 групповые победы. ]  Много раз штурмовал он наземные цели противника, уничтожив большое количество живой силы и различной техники врага.

Ему довелось участвовать: в налётах на вражеские объекты в районе румынского города Констанца, в боях в Северной Таврии и на Перекопском перешейке, в обороне Севастополя - в 1941 - 1942 годах; в обороне черноморского побережья Кавказа, в боях в районе Новороссийска, Майкопа, Туапсе - в 1942 году; в десантной операции и боях над Малой землёй, в сопровождении конвоев из Батуми и Поти, в Эльтигенской десантной операции, в боях на Чёрном море в районе Скадовск - Крым - Одесса - в 1943 году; в налётах на порты Одесса, Очаков, побережье Крыма, в освобождении города Николаев, Перекопского перешейка, в налётах на порты Констанца и Сулина в Румынии, в Ясско - Кишинёвской операции, в освобождении Болгарии - в 1944 году.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 Марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и Героизм гвардии капитану Кисляку Николаю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 4035 ). Однополчане сердечно поздравили его с присвоением высокого звания.

После войны Николай Александрович Кисляк продолжил службу в ВМФ. Служил штурманом и командиром истребительного авиационного полка в ВВС Черноморского флота. В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1958 года Гвардии полковник Н. А. Кисляк - в запасе. Жил и работал в городе Севастополь, затем переехал в город Николаев  ( Украина ). Умер 8 Сентября 1994 года. Похоронен в Николаеве.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора Н. А. Кисляк:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
111.08.1941 г.1  Ме-109Мост на реке БугИ-16, Як-1,

"Аэрокобра".

217.10.1941 г.1  Ме-109Евпатория
331.10.1941 г.1  Ме-109Бахчисарай
416.05.1942 г.1  Ju-88Керченский пролив
530.06.1943 г.1  Ме-109Мефодиевская
622.09.1943 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )мыс Железный Рог
730.09.1943 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Юзкуй
803.10.1943 г.1  FW-190Геничевск
919.12.1943 г.1  Ju-88Керченский пролив
1010.01.1944 г.2  Ju-52Керченский пролив

      Всего сбитых самолётов - 9 + 2;  боевых вылетов - 302;   воздушных боёв - 50.

*     *     *

...Май 1944 года. В Одессе лётчики 11-го Гвардейского истребительного авиаполка готовятся к новым боям: постепенно вводят в строй молодых, только что прибывших пилотов, осваивают аэродром и район предстоящих боевых действий. Истребители систематически летают на разведку в районы Аккермана, Днестровского лимана и вдоль побережья до устья Дуная в целях вскрытия обороны противника и определения момента возможного отвода немецким командованием своих войск.

В результате многократных вылетов было установлено, что противник укрепляет оборону и не собирается отходить. Противодействие же в воздухе он оказывал слабое. Тогда и родилась мысль: а не установить ли на "Аэрокобрах" бомбодержатели, чтобы и лётчики - истребители могли наносить бомбовые удары по наземным и морским целям ?

Инициативу проявил штурман полка Гвардии капитан Н. А. Кисляк. Скромный по натуре, вдумчивый и авторитетный среди лётного состава, он сразу же нашёл поддержку старшего инженера полка В. Г. Попковского. Работа закипела. Они сконструировали и изготовили в мастерских специальный бомбодержатель, а для подвески 250-кг фугасной бомбы решено было использовать замок подвесного топливного бака. Правда, первое испытание, проведённое Николаем Александровичем, ожидаемого эффекта не дало. Дело в том, что крутое пикирование при бомбометании исключалось, поскольку сброшенная бомба могла попасть в область, ометаемую винтом, а для бомбометания с пологого пикирования и тем более с горизонтального полёта не было прицела.

Тогда наши умельцы сделали для сброса ФАБ-250 с пологого пикирования специальную разметку на плоскостях самолёта да ещё и разместили под каждой плоскостью по бомбодержателю для ФАБ-100, с тем чтобы можно было менять варианты бомбовой нагрузки. Теперь с крутого пикирования сбрасывались ФАБ-100, для чего использовался штатный коллиматорный прицел, предназначенный для ведения огня из бортового оружия. Уменьшилось рассеивание и ФАБ-250 при сбрасывании их с помощью прицеливания по разметке. Все специально отобранные опытные лётчики за короткий срок выполнили ряд упражнений на полигоне и были готовы к нанесению бомбовых ударов.

Обязанности штурмана истребительного авиационного полка сложны и многогранны, но Капитан Н. А. Кисляк уверенно справлялся с ними. Особую заботу он проявлял о штурманской подготовке личного состава, постоянно донимал командира полка и начальника штаба требованиями о выделении времени на занятия.

- Пару часов для такого дела всегда можно выкроить, - говорил он. - На истребителе отдельного штурмана нет, там лётчик - это весь экипаж в одном лице. А летать над морем довольно сложно - местность абсолютно безориентирная. Да и над сушей не проще - аэродромы меняются довольно часто. Обидно, когда теряешь людей и самолёты только из - за потери ориентировки...

Своего штурман, обычно, добивался и время на занятия находилось. Командование полка сработалось с Николаем Кисляком достаточно хорошо, понимали друг друга с полуслова. В 11-м Гвардейском полку он по праву считался ветераном: начал службу в нём рядовым лётчиком, потом возглавил звено, стал замистителем командира эскадрильи, штурманом полка. Был он в атаках смелым и решительным, обладал сильной волей и выдержкой. Когда в воздухе возникали сложные ситуации, Кисляк всегда находил самый верный выход из них.

( Из воспоминаний Героя Советского Союза Генерал - майора авиации К. Д. Денисова. )

Возврат

Н а з а д

Травля клопов по материалам http://profdezinfektor.ru.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz