КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Кубышкин Алексей Георгиевич |
Известный советский лётчик - испытатель А. Г. Кубышкин родился в 1908 году. В декабре 1934 года, после окончания Оренбургской военной авиационной школы лётчиков, был направлен на работу в НИИ ВВС. Авиагарнизон института в то время представлял собой небольшой жилой городок из 5 домов, окружённых густым лесом. На аэродроме стояли знакомые и незнакомые ему истребители И-3 и И-16, разведчик - штурмовик Р-Z и другие машины. У молодого лётчика довольно быстро проявился талант испытателя. Алексей Георгиевич быстро стал непревзойдённым воздушным бойцом. На однотипных самолётах его никто не мог победить, особенно на виражах. Первой иностранной машиной, которую он испытал, стал японский истребитель "Накадзима" И-95, доставленный из Монголии на аэродром НИИ ВВС по железной дороге в конце июля 1939 года. Испытания этого самолёта были недолгими. Кубышкину понадобилось всего несколько полётов, чтобы выявить все его особенности. В августе того же года командование НИИ ВВС организовало показательный воздушный бой между новым нашим самолётом И-153 и японским И-95. Лётчиком советского самолёта назначили Кубышкина, а японского - Михаила Никитовича Вахрушева, одного из высококласных пилотов, так же освоивших И-95. На аэродроме находились Народный комиссар обороны Ворошилов и высшее командование ВВС. В жаркий августовский день "противники" поднялись в небо. Уже на 6-й минуте Алексею Кубышкину удалось зайти в хвост И-95 и "сбить" его на крутом вираже. Зрители аплодировали. Но... в последний момент Вахрушев, чтобы избежать поражения, принял роковое решение: перевёл машину на критический режим, в результате чего И-95 сорвался в штопор. А высота оказалась слишком малой. Самолёт упал в лес на краю аэродрома. Воздух потряс глухой взрыв... Ворошилов, выразив генералу Филину, начальнику НИИ ВВС, сдержанное соболезнование, приказал разобраться в случившемся и уехал. Срочно была создана комиссия для расследования причин катастрофы. Кубышкин был в отчаянии. Многих товарищей он потерял за свою жизнь, но эта более чем нелепая гибель дорогого друга вошла в его сердце неутихающей до конца жизни болью... Памятной осталась и предвоенная зима, когда в конце января 1941 года приказом НИИ ВВС его, во главе группы специалистов, направили во Львов для переучивания лётчиков строевых частей на новый истребитель МиГ-3. Эта работа продолжалась до конца марта, но уже в конце февраля снег начал таять. На аэродроме образовались лужи, в некоторых местах оттаял грунт, что сильно затрудняло работу, так как при каждом взлёте во всасывающие патрубки попадала вода. Моторы работали с перебоями, а при попадании МиГ-3 в размягший грунт создавалась опасность капотирования самолёта - он "поднимал хвост". Несмотря на всё трудности работа была закончена в срок и без происшествий. Трудно пересчитать все случае рокамболя - вынужденных посадок и других аварийных ситуаций, в которые он попадал. Самые разнообразные лётные происшествия отмеряли его жизненный путь как своеобразный метроном. Незабываем один эпизод из предвоенных лет, когда при выполнении высшего пилотажа на И-16 нарушилось крепление обшивки на правой консоли крыла - она вспухла. Аэродинамика машины нарушилась и самолёт можно было удерживать лишь в ограниченном диапазоне скоростей. При превышении скорости могло произойти дальнейшее разрушение обшивки, а при уменьшении - выход самолёта на неуправляемый режим полёта с переходом в штопор. Кубышкин с честью вышел из создавшегося положения, проявив смелость и свойственную ему аккуратность, он благополучно посадил машину. Не всегда у Кубышкина всё шло гладко. Однажды, когда он выполнял задание на истребителе ЛаГГ-3 с убирающимеся лыжами, одну из лыж встречным потоком воздуха сорвало. Удар пришёлся по хвостовому оперению. Вышел из строя руль высоты. Самолёт перешёл в пикирование, сначала в отвесное, а затем с отрицательным углом и начал разрушаться. В сложившийся обстановке должно быть одно - покинуть машину и спастись на парашюте. Алексей Георгиевич так и сделал, но удалось это ему с фантастическими усилиями. Потом - госпиталь, лечение вывиха ноги и ушибов... В начале Великой Отечественной войны, воюя в составе 401-го истребительного авиационного полка особого назначения под командованием подполковника С. П. Супруна, старший лейтенант А. Г. Кубышкин в течение первых 2-х месяцев войны 70 раз поднимал свой МиГ-3 на разведку, патрулирование или сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков. При этом он участвовал в 32 воздушных боях, в которых лично сбил 5 вражеских самолётов ( 3 Ме-109 и 2 Do-215 ), а в группе с товарищами ещё 6 ( 2 Ме-109, 2 Hs-126 и 2 Do-215 ). В кабине МиГ-3 - непревзойдённый мастер высшего пилотажа старший лейтенант А. Г. Кубышкин. Однако, прежде чем одержать эти победы, ему пришлось пережить и горечь поражения. 1 июля 1941 года звено истребителей во главе с комэском И. И. Дубовым вылетело на разведку войск противника в район Борисова. На обратном пути на них набросилось сразу 9 вражеских истребителей. За счёт скорости нашим пилотам почти удалось оторваться от них, но тут на встречном курсе появилась ещё одна девятка Ме-109... Завязался тяжёлый воздушный бой: 3 наших "МиГа" против 18 "Мессеров". Самолёт Кубышкина был повреждён пулемётной очередью и мотор заклинило. При посадке он врезался в одинокое дерево, которое оторвало у машины крыло. Упавший в болото МиГ-3 немецкие истребители решили зажечь на земле, а Алексею в момент падения зажало левую ногу педалью - он никак не мог покинуть машину. Когда же ему это удалось, и он в полном изнеможении укрылся за большим пнём, "Мессеры" улетели. После долгих мытарств, на следующий день Кубышкин добрался до своего полка. В его кожаном реглане товарищи насчитали 12 пулевых пробоин. Вскоре, в числе некоторых других лётчиков полка, Алексей Георгиевич Кубышкин был отозван с фронта для продолжения испытательской работы в НИИ ВВС. Ему было доверено право быть ведущим лётчиком на государственных испытаниях истребителей Ла-5, затем и Ла-7. Эти машины строились массовыми сериями и были одними из лучших в период Великой Отечественной войны. Кубышкин считался самым "везучим" пилотом в НИИ ВВС на пожары, они у него случались чаще всего неожиданно и не были похожи один на другой. Его последней иностранной машиной был немецкий трофейный реактивный "Арадо-234" - одноместный двухдвигательный истребитель - разведчик. К этой машине у него не лежала душа с самой первой встречи. Испытательные работы проводились на германском аэродроме близ города Рехлина. В один из февральских дней 1946 года он выполнял полёт на отработку работы двигателей, их включения и выключения. При этом в одном из моторов возник пожар и пилот направился в сторону аэродрома. Огонь удалось погасить, но он успел натворить много бед - были выведены из строя агрегаты управления выпуском и уборкой шасси, а также агрегат управления закрылками. Шасси пришлось выпускать аварийно - накачкой специального насоса вручную. При заходе на посадку надо было учесть, что закрылки не выпущены и посадка с "промазом" могла привести к выкатыванию за пределы ВПП на заснеженное поле, а перед ВПП раскинулось слегка подмёрзшее озеро. Немецкий двухмоторный реактивный самолёт Аrado Аr-234B-2. Весна 1945 года. Это был лишь 3-й полёт Кубышкина на этой машине и всего 3-я посадка... и уже с неработающим двигателем. Однако, благодаря выдержки и мастерству пилота всё обошлось благополучно. Он завёл свой "Арадо" ювелирно и остановил точно на ВПП, используя оригинальное новшество этой машины - огромный тормозной парашют. Ещё дважды Алексей Георгиевич сталкивался с пожарами в воздухе, правда на других самолётах. В одном случае он посадил машину в поле, в другом - спасся на парашюте. Кубышкин был не только прекрасным лётчиком, но и замечательным инструктором и педагогом. Он являлся воспитателем многих пилотов, ставших впоследствии известными. В 1947 году он начал освоение отечественной реактивной техники, в частности Ла-9. Это был опытный 4-пушечный истребитель с ракетными ускорителями. На нём Алексей Георгиевич 18 августа 1947 года, в день Воздушного Флота, пронёсся над праздничным Тушинским аэродромом на высоте 100 метров... За период работы в НИИ ВВС, лётчик - испытатель 1-го класса А. Г. Кубышкин освоил и испытал более 130 различных типов самолётов - отечественных, иностранных, в том числе и трофейных, совершил более 8500 полётов. Награждён орденами: Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями. Список известных побед старшего
лейтенанта А. Г. Кубышкина:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |