Достоин выдвижения - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

"ДОСТОИН ВЫДВИЖЕНИЯ..."

Для Василия Сталина 1943 год отмечался всё новыми потерями боевых друзей. Давняя дружба - ещё по Каче - связывала его с Николаем Власовым. Он был одним из тех, кто учил Василия летать. Лихой атакующий хватки истребитель, словно самой природой созданный для того, чтобы властвовать в небе, Николай Власов был далёк от тех прилипал, которые холуйски виражили вокруг сына Сталина: а вдруг что и обломится, вдруг Вася к очередной звёздочке и лампасам путь сократит...

Преданные Василию друзья были далеко от шкурнических интересов. 10 Героев Советского Союза, бойцы 32-го Гвардейского - Котов, Луцкий, Орехов, Гарам, Савельев, Хользунов, Фёдоров, Анискин, Шишкин, Макаров - не нуждались ни в чьих протекциях. 184 самолёта противника, сбитых только за 1943 год - это и их вклад в боевую работу полка.

Н.И.Власов
Николай Власов.

Одиннадцатый Герой, Николай Власов, 29 Июля на свой аэродром не вернулся. Подробности того дня Василий узнал значительно позже. А тогда в учётную карточку пилота записали: "При перелёте с аэродрома Плеханово в город Ленинград пропал без вести. Исключён из списков Красной Армии".

Как потом выяснилось, его самолёт был сбит огнём зениток противника. Лётчик сумел справиться почти с неуправляемой машиной, но при посадке на опушке леса самолёт налетел на пень, перевернулся и развалился на части...

Очнулся Николай уже в плену. Отправили его в крепость - тюрьму Вюрцбург, затем в лагерь смерти Маутхаузен. Там он становится одним из руководителей подпольной организации. На 28 Января 1945 года было назначено восстание, но в ночь на 26-е Власов и ещё около 50 узников были арестованы и вскоре расстреляны.

Узнав о казни руководителей подполья, 20-й блок лагеря восстал. Свыше 700 человек ринулись на охрану, овладели пулемётными вышками, прорвались через проволочное заграждение. Дальше известно: немцы уничтожили всех...

*   *   *

К началу 1944 года Василий Сталин, похоже, искупил свою вину с весенней рыбалкой и 16 Января приступил к исполнению обязанностей инспектора - лётчика по технике пилотирования в 1-м Гвардейском истребительном авиационном корпусе. Личным указанием командующего ВВС этот корпус был передан в оперативное подчинение 3-й Воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Гвардейцы корпуса прикрывали наши наземные войска, обеспечивали боевые действия штурмовиков, чем содействовали успешному завершению разгрома вражеской группировки в районе Городка. Это было уже на подступах к Витебску.

О работе инспектора авиационного корпуса рассказывать особенно нечего. Для Василия это был своего рода контрольный рубеж, подготовка к командованию дивизией. Участники событий тех давних лет свидетельствуют, что Василий, как инспектор, много помогал в комплектовании соединения лётно - техническим составом, самолётами, горюче - смазочными материалами и даже в делах продовольственно - вещевой службы - обмундированием, питанием.

А командир 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса Генерал Е. М. Белецкий оценивает Полковника В. И. Сталина в те дни такой вот характеристикой:

"В должности инспектора - лётчика авиакорпуса с Января 1944 года. За это время проявил себя весьма энергичным, подвижным и инициативным командиром. Сразу же по прибытии в корпус включился в боевую работу частей корпуса.

Во время проведения операций на Витебском и Полоцком направлениях - в Январе - Феврале 1944 года - и Идрицком направлении - в Марте 1944 года - часто находился непосредственно на ВПУ командира корпуса, руководил воздушными боями истребителей, анализировал и разбирал бои с лётным составом частей.

Провёл большую работу по проверке техники пилотирования у лётчиков корпуса.

Обладает отличной техникой пилотирования, лётное дело любит. По прибытии в корпус в течение 3-х дней изучил и самостоятельно вылетел на самолёте Ла-5, до этого летал на самолётах типа "Як".

Тактически грамотен, боевую работу авиационных полков и дивизии может организовать хорошо. С людьми работать умеет, но иногда проявляет излишнюю горячесть, вспыльчивость.

Принимает активное участие в партийно - политической работе, является членом парткомиссии корпуса. Лично дисциплинирован, исполнителен, обладает хорошими командирскими качествами. Пользуется авторитетом у личного состава корпуса.

Занимаемой должности соответствует, достоин выдвежения на должность командира истребительной авиационной дивизии".

18 Мая 1944 года согласно приказу Главного Маршала авиации Новикова с 12 часов 00 минут Гвардии Полковник В. И. Сталин вступил в командование 3-й Гвардейской истребительной авиационной дивизией.

Командование дивизией Василий принял в 23 года, когда у него был налёт 3105 часов !  Он летал на всех типах истребительной авиации, состоящей на вооружении нашей армии, на многих бомбардировщиках. А ещё на штурмовиках, на американских и английских боевых машинах. Мало это или много - 3105 часов в воздухе ?  Сравним с другими.

Например, заместитель командира авиадивизии А. Ф. Семёнов к тому времени налетал 1960 часов. Командиры полков этой же дивизии В. А. Луцкий - 1387, В. А. Яманов - 1115, Е. М. Горбатюк - 1106 часов. Впечатляет ?!..

Были ли у нас до этого прецеденты столь стремительного служебного роста среди воздушных бойцов ?  Конечно были.

Например А. К. Серов в 1938 году был Старшим лейтенантом, командиром эскадрильи, а через год - уже комбриг, начальник Главной лётной инспекции ВВС РККА. В. С. Хользунов в 1936 году Капитан, командир эскадрильи, а в 1937 - командующий армией особого назначения. А. А. Губенко в 1936 году был Старшим лейтенантом, командиром звена, а в 1938 - Полковник, заместитель командующего ВВС округа. Г. Н. Захаров в 1938 году командир звена, Сарший лейтенант, а в 1939 - командующий ВВС округа, Полковник. Г. П. Кравченко в 1937 году был Капитаном, а в 1941 уже Генерал - Лейтенантом, тоже командующим ВВС округа. П. В. Рычагов в 1937 году Старший лейтенант, командир звена, а в 1940 уже Генерал - Лейтенант, начальник ВВС РККА.

А Василий Сталин, кстати, был и младшим лётчиком, и рядовым инспектором - лётчиком, и лётчиком - инструктором. А по поводу его лампасов и суесловить стыдно. На Генеральское звание он имел право - согласно занимаемой им должности - рассчитывать ещё весной 1944 года !  Но прошёл год войны. Закончилась Вторая Мировая... Под хорошее настроение победителям вручали и Золотые Звёзды Героев, особенно много вторично, и Генеральские звания. А Василий всё в Полковниках - как командир полка. В этом звании он прослужил больше 4-х лет и Генерал - Майором авиации стал только после трёх представлений. Отец дал на это согласие, уступив настойчивым ходатайствам Министра обороны Булганина. Иосиф Виссарионович спросил у него: "Вы что, действительно считаете, что оно достоин ?"  Только тогда и было подписано соответствующее решение.

Но вернёмся - ка лучше на фронт - под скрежет танков, треск пушечных очередей, рёв моторов, крики и команды воспалённого эфира.

...Май 1944 года. Дивизия истребителей под командованием Василия Сталина получила пополнение из молодого лётного состава - около 100 человек. Их предстояло вводить в строй - готовить для боевых действий. А для этого планировались индивидуальные и групповые воздушные бои, воздушная стрельба по конусам, бомбометание. Те, кто уже малость повоевал, тоже работали небезупречно. В Феврале, например, на один сбитый в воздушных боях самолёт противника приходилось: в 32-м авиаполку - 950 снарядов, в 137-м полку - 645. Шутка ли, выпустить почти 1000 снарядов по самолёту и не попасть в цель. Точно как в захудалом совхозе или на митинге: все вроде бы и делом заняты, а проку - как от козла молока. И это в родном - то 32-м Гвардейском, первый командир которого Иван Клещёв однажды в одном бою сразу 5 "Юнкерсов" срезал.

В заботах, больших и малых, победах и потерях, радостях и огорчениях полетели боевые будни молодого командира дивизии. После проверки боеготовности частей Василий ударил во все колокола по поводу самолётного парка авиационных полков. Обновить технику во что бы то ни стало !  И чем быстрее - тем лучше. Нельзя летать на старых гробах...

В конце Мая дивизия получила новенькие боевые машины Ла-5ФН, которые сразу же были оценены пилотами по достоинству. Теперь уже и стрелять можно было не за версту - легче маневрировать и самому энергично выйти из - под атаки. Затем комдив распорядился получить новые полевые карты и приступить к изучению района предстоящих боевых действий.

Верховным Главнокомандованием было принято решение о проведении стратегической наступательной операции по освобождению Белоруссии под кодовым названием "Багратион". К началу этой операции 1-й Гвардейский истребительный авиакорпус включался для усиления в 1-ю Воздушную армию. Полки дивизии Василия Сталина перебазировались на аэродромы Изубиево - Кваненки, и действовать им предстояло на Оршанском, Борисовском, а затем и Минском направлениях. Боевые задачи дивизии были самые разнообразнве - завоевание превосходства в воздухе, прикрытие наших наземных войск, разведка аэродромов и войск противника, штурмовка аэродромов, прикрытие боевых действий нашей авиации.

Полки 3-й Гвардейской авиационной дивизии, продвигаясь вслед за наступающими войсками, то и дело перебазировались на передовые аэродромы. Особенно напряжённые бои разгорелись в районе Шауляя - бои не только на земле, но и в воздухе...

Комдив Сталин гордился своими Гвардейцами и при случае не забывал ещё раз подчеркнуть, что они "Гвардейцы". Один пример. Готовилось сентябрьское наступление дивизии. Лётчикам предстояло взаимодействовать с 3-м Гвардейским механизированным корпусом. Это было уже в районе северо - западнее Бауска. И вот перед началом боевых действий комдив подготовил такое обращение к авиаторам:

"Товарищи !  Сегодня части 1-го Прибалтийского фронта начали генеральное наступление по окончательному освобождению советской Прибалтики от немецких захватчиков. Уверен, что личный состав вверенной мне дивизии в грядущих боях не посрамит Гвардейского знамени и удостоенной чести Гвардейцев, Краснознамёнцев, Суворовцев.

Командир 3-й Гвардейской истребительной авиационной Брянской Краснознамённой, ордена Суворова II степени дивизии.  Гвардии Полковник В. И. Сталин".

И Гвардейцы старались. К примеру, за один день, 15 Сентября 1944 года, лётчики дивизии совершили 288 боевых вылетов, провели 21 воздушный бой, сбили 47 самолётов противника. Наши потери - 1 экипаж и 3 самолёта.

Конечно, чего проще - давить на басы: "Вперёд, ребята !   Родина вас не забудет !.."  Но на одних эмоциях много не навоюешь - молодой комдив понимал это. Да и как было не понять - то ?

31 Августа бросился он в кабину истребителя - возможность слетать на боевое задание подвернулась, - а мотор на самолёте не запускается. Взлетел Василий на другой машине - там тоже неполадки, да ещё и шлемофон неисправным оказался.

Прибыли в 63-й авиаполк новенькие Ла-7 - как не проверить их в бою !  По газам - и тут пошло... После взлёта левая нога шасси не убралась, наддув мотора оказался неполным, а в бою как быть, если мотор не тянет ?  На "Лавочкине" и управление оказалось неотрегулированным, и на пробеге после посадки лётчик этот утюг едва сумел остановить - пружину на тормоза поставили, словно для трактора ЧТЗ.

Что за чёрт !  Специально, что ли, комдиву такие машины подсовывают ?.. Решил Василий убедиться в том и попросил проверить самолёт инспектора Красавина - и у того не всё в порядке.

А тут из - за отказа мотора на взлёте заместитель командира эскадрильи Масленников чуть не погиб. Мотор обрезал, но лётчик был опытный - приземлил машину в поле, да скапотировал. Хорошо что не придавило...

В своей повседневной деятельности Василий старался не наказывать людей за различные провинности. Он искал другие пути для поддержания в полках порядка и дисцыплины. За тот же Сентябрь 1944 года он объявил 53 поощрения и только одно взыскание. Ходатайствовал он и о снятии судимости с вверенных ему пилотов. Например, Гвардии Лейтенанта Урюпина Евгения Ивановича из 32-го ГвИАП, или инспектора - лётчика Красавина Константина Алексеевича, имевшего на счету уже более 300 успешных боевых вылетов.

Особенно комдив заботился о поощрении своих бойцов, возмущался, когда в оценку боевой работы его подчинённых вмешивались посторонние, которым сверху якобы виднее, кого, за что и как награждать. Да у нас сверху вообще всё виднее - даже те дальние горизонты с молочными реками и кисельными берегами...

И всё же, пожалуй, самой высокой наградой лётчикам были не звёзды и медали из Кремля, а нечто другое. Дороже всего воздушные бойцы ценили благодарности наземных частей, которые они прикрывали. Высокую оценку за помощь в ликвидации Прибалтийской группировки противника истребители 3-й ГвИАД получили от командования механизированного корпуса, с которым они взаимодействовали. "Нужно особо отметить, - писал в донесении командир мехкорпуса Генерал - Лейтенант Обухов, - бомбардировку переправ на реке Западная Двина истребителями дивизии Полковника В. И. Сталина".

Благодарность его пилотам за боевые действия в районе окружённой немецкой группировки восточнее Минска выразил и командир 1-й Смоленкской истребительной противотанковой артиллерийской бригады РГК Полковник Пилипенко:

"Командир 3-й ГвИАД Полковник В. И. Сталин, находясь на наблюдательном пункте, добился прекрасных результатов взаимодействия с артиллерией по уничтожению немецких войск... Благодарность ему от личного состава бригады за хорошую слаженность и смелость лётчиков - гвардейцев и умелое руководство ими в бою !"

В Октябре 1944 года 1-й Прибалтийский фронт предпринял новый удар - на Мемельском направлении. За 4 дня наши войска прорвали оборону противника на глубину 60 - 90 км, вышли на побережье Балтийского моря и таким образом отрезали от Восточной Пруссии основные силы группы "Север".

1944 год уходил в историю. За год 3-я Гвардейская истребительная авиадивизия провела 19 перебазирований, пр этом покрыла свыше 2000 км, совершила 7536 боевых вылетов, провела 263 воздушных боя, сбила 364 самолёта противника !   Свои потери - 66 самолётов и 39 лётчиков. Были ещё и небоевые потери - 36 самолётов и 6 лётчиков. Это уж как водится. Только с чувством, напоминающим застенчивость, в нашей исторической литературе о потерях - боевых и небоевых - обычно предпочитают помалкивать...

НазадЛиния

( С. В. Грибанов - "Заложники времени" )
Вперед

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz