Для Василия Сталина 1943 год отмечался всё новыми потерями боевых
друзей. Давняя дружба - ещё по Каче - связывала его с Николаем Власовым. Он был
одним из тех, кто учил Василия летать. Лихой атакующий хватки истребитель, словно
самой природой созданный для того, чтобы властвовать в небе, Николай Власов был
далёк от тех прилипал, которые холуйски виражили вокруг сына Сталина: а вдруг
что и обломится, вдруг Вася к очередной звёздочке и лампасам путь сократит...
Преданные Василию друзья были далеко от шкурнических интересов.
10 Героев Советского Союза, бойцы 32-го Гвардейского - Котов, Луцкий, Орехов,
Гарам, Савельев, Хользунов, Фёдоров, Анискин, Шишкин, Макаров - не нуждались ни
в чьих протекциях. 184 самолёта противника, сбитых только за 1943 год - это и их
вклад в боевую работу полка.
Николай Власов. |
Одиннадцатый Герой, Николай Власов, 29 Июля на свой аэродром не
вернулся. Подробности того дня Василий узнал значительно позже. А тогда в учётную
карточку пилота записали: "При перелёте с аэродрома Плеханово в город Ленинград
пропал без вести. Исключён из списков Красной Армии".
Как потом выяснилось, его самолёт был сбит огнём зениток
противника. Лётчик сумел справиться почти с неуправляемой машиной, но при посадке
на опушке леса самолёт налетел на пень, перевернулся и развалился на части...
Очнулся Николай уже в плену. Отправили его в крепость - тюрьму
Вюрцбург, затем в лагерь смерти Маутхаузен. Там он становится одним из руководителей
подпольной организации. На 28 Января 1945 года было назначено восстание, но в
ночь на 26-е Власов и ещё около 50 узников были арестованы и вскоре расстреляны.
Узнав о казни руководителей подполья, 20-й блок лагеря восстал.
Свыше 700 человек ринулись на охрану, овладели пулемётными вышками, прорвались
через проволочное заграждение. Дальше известно: немцы уничтожили всех...
* * *
К началу 1944 года Василий Сталин, похоже, искупил свою вину с
весенней рыбалкой и 16 Января приступил к исполнению обязанностей инспектора -
лётчика по технике пилотирования в 1-м Гвардейском истребительном авиационном
корпусе. Личным указанием командующего ВВС этот корпус был передан в оперативное
подчинение 3-й Воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Гвардейцы корпуса
прикрывали наши наземные войска, обеспечивали боевые действия штурмовиков, чем
содействовали успешному завершению разгрома вражеской группировки в районе
Городка. Это было уже на подступах к Витебску.
О работе инспектора авиационного корпуса рассказывать особенно
нечего. Для Василия это был своего рода контрольный рубеж, подготовка к командованию
дивизией. Участники событий тех давних лет свидетельствуют, что Василий, как
инспектор, много помогал в комплектовании соединения лётно - техническим составом,
самолётами, горюче - смазочными материалами и даже в делах продовольственно -
вещевой службы - обмундированием, питанием.
А командир 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса Генерал
Е. М. Белецкий оценивает Полковника В. И. Сталина в те дни такой вот характеристикой:
"В должности инспектора - лётчика авиакорпуса
с Января 1944 года. За это время проявил себя весьма энергичным, подвижным и
инициативным командиром. Сразу же по прибытии в корпус включился в боевую работу
частей корпуса.
Во время проведения операций на Витебском и Полоцком направлениях
- в Январе - Феврале 1944 года - и Идрицком направлении - в Марте 1944 года -
часто находился непосредственно на ВПУ командира корпуса, руководил воздушными
боями истребителей, анализировал и разбирал бои с лётным составом частей.
Провёл большую работу по проверке техники пилотирования у лётчиков
корпуса.
Обладает отличной техникой пилотирования, лётное дело любит. По
прибытии в корпус в течение 3-х дней изучил и самостоятельно вылетел на самолёте
Ла-5, до этого летал на самолётах типа "Як".
Тактически грамотен, боевую работу авиационных полков и дивизии
может организовать хорошо. С людьми работать умеет, но иногда проявляет излишнюю
горячесть, вспыльчивость.
Принимает активное участие в партийно - политической работе,
является членом парткомиссии корпуса. Лично дисциплинирован, исполнителен, обладает
хорошими командирскими качествами. Пользуется авторитетом у личного состава корпуса.
Занимаемой должности соответствует, достоин выдвежения на должность
командира истребительной авиационной дивизии".
18 Мая 1944 года согласно приказу Главного Маршала авиации
Новикова с 12 часов 00 минут Гвардии Полковник В. И. Сталин вступил в командование
3-й Гвардейской истребительной авиационной дивизией.
Командование дивизией Василий принял в 23 года, когда у него
был налёт 3105 часов ! Он летал на всех типах истребительной авиации,
состоящей на вооружении нашей армии, на многих бомбардировщиках. А ещё на
штурмовиках, на американских и английских боевых машинах. Мало это или много -
3105 часов в воздухе ? Сравним с другими.
Например, заместитель командира авиадивизии А. Ф. Семёнов к тому
времени налетал 1960 часов. Командиры полков этой же дивизии В. А. Луцкий - 1387,
В. А. Яманов - 1115, Е. М. Горбатюк - 1106 часов. Впечатляет ?!..
Были ли у нас до этого прецеденты столь стремительного служебного
роста среди воздушных бойцов ? Конечно были.
Например А. К. Серов в 1938 году был Старшим лейтенантом, командиром
эскадрильи, а через год - уже комбриг, начальник Главной лётной инспекции ВВС РККА.
В. С. Хользунов в 1936 году Капитан, командир эскадрильи, а в 1937 - командующий
армией особого назначения. А. А. Губенко в 1936 году был Старшим лейтенантом,
командиром звена, а в 1938 - Полковник, заместитель командующего ВВС округа.
Г. Н. Захаров в 1938 году командир звена, Сарший лейтенант, а в 1939 - командующий
ВВС округа, Полковник. Г. П. Кравченко в 1937 году был Капитаном, а в 1941 уже
Генерал - Лейтенантом, тоже командующим ВВС округа. П. В. Рычагов в 1937 году
Старший лейтенант, командир звена, а в 1940 уже Генерал - Лейтенант, начальник
ВВС РККА.
А Василий Сталин, кстати, был и младшим лётчиком, и рядовым
инспектором - лётчиком, и лётчиком - инструктором. А по поводу его лампасов и
суесловить стыдно. На Генеральское звание он имел право - согласно занимаемой им
должности - рассчитывать ещё весной 1944 года ! Но прошёл год войны. Закончилась
Вторая Мировая... Под хорошее настроение победителям вручали и Золотые Звёзды
Героев, особенно много вторично, и Генеральские звания. А Василий всё в Полковниках -
как командир полка. В этом звании он прослужил больше 4-х лет и Генерал - Майором
авиации стал только после трёх представлений. Отец дал на это согласие, уступив
настойчивым ходатайствам Министра обороны Булганина. Иосиф Виссарионович спросил
у него: "Вы что, действительно считаете, что оно достоин ?" Только тогда и
было подписано соответствующее решение.
Но вернёмся - ка лучше на фронт - под скрежет танков, треск
пушечных очередей, рёв моторов, крики и команды воспалённого эфира.
...Май 1944 года. Дивизия истребителей под командованием Василия
Сталина получила пополнение из молодого лётного состава - около 100 человек. Их
предстояло вводить в строй - готовить для боевых действий. А для этого планировались
индивидуальные и групповые воздушные бои, воздушная стрельба по конусам, бомбометание.
Те, кто уже малость повоевал, тоже работали небезупречно. В Феврале, например,
на один сбитый в воздушных боях самолёт противника приходилось: в 32-м авиаполку -
950 снарядов, в 137-м полку - 645. Шутка ли, выпустить почти 1000 снарядов по
самолёту и не попасть в цель. Точно как в захудалом совхозе или на митинге: все
вроде бы и делом заняты, а проку - как от козла молока. И это в родном - то 32-м
Гвардейском, первый командир которого Иван Клещёв однажды в одном бою сразу 5
"Юнкерсов" срезал.
В заботах, больших и малых, победах и потерях, радостях и огорчениях
полетели боевые будни молодого командира дивизии. После проверки боеготовности
частей Василий ударил во все колокола по поводу самолётного парка авиационных
полков. Обновить технику во что бы то ни стало ! И чем быстрее - тем лучше.
Нельзя летать на старых гробах...
В конце Мая дивизия получила новенькие боевые машины Ла-5ФН, которые
сразу же были оценены пилотами по достоинству. Теперь уже и стрелять можно было
не за версту - легче маневрировать и самому энергично выйти из - под атаки. Затем
комдив распорядился получить новые полевые карты и приступить к изучению района
предстоящих боевых действий.
Верховным Главнокомандованием было принято решение о проведении
стратегической наступательной операции по освобождению Белоруссии под кодовым
названием "Багратион". К началу этой операции 1-й Гвардейский истребительный
авиакорпус включался для усиления в 1-ю Воздушную армию. Полки дивизии Василия
Сталина перебазировались на аэродромы Изубиево - Кваненки, и действовать им
предстояло на Оршанском, Борисовском, а затем и Минском направлениях. Боевые
задачи дивизии были самые разнообразнве - завоевание превосходства в воздухе,
прикрытие наших наземных войск, разведка аэродромов и войск противника, штурмовка
аэродромов, прикрытие боевых действий нашей авиации.
Полки 3-й Гвардейской авиационной дивизии, продвигаясь вслед
за наступающими войсками, то и дело перебазировались на передовые аэродромы.
Особенно напряжённые бои разгорелись в районе Шауляя - бои не только на земле,
но и в воздухе...
Комдив Сталин гордился своими Гвардейцами и при случае не забывал
ещё раз подчеркнуть, что они "Гвардейцы". Один пример. Готовилось сентябрьское
наступление дивизии. Лётчикам предстояло взаимодействовать с 3-м Гвардейским
механизированным корпусом. Это было уже в районе северо - западнее Бауска. И
вот перед началом боевых действий комдив подготовил такое обращение к авиаторам:
"Товарищи ! Сегодня части 1-го Прибалтийского
фронта начали генеральное наступление по окончательному освобождению советской
Прибалтики от немецких захватчиков. Уверен, что личный состав вверенной мне
дивизии в грядущих боях не посрамит Гвардейского знамени и удостоенной чести
Гвардейцев, Краснознамёнцев, Суворовцев.
Командир 3-й Гвардейской истребительной авиационной Брянской
Краснознамённой, ордена Суворова II степени дивизии. Гвардии Полковник
В. И. Сталин".
И Гвардейцы старались. К примеру, за один день, 15 Сентября 1944
года, лётчики дивизии совершили 288 боевых вылетов, провели 21 воздушный бой,
сбили 47 самолётов противника. Наши потери - 1 экипаж и 3 самолёта.
Конечно, чего проще - давить на басы: "Вперёд, ребята !
Родина вас не забудет !.." Но на одних эмоциях много не навоюешь - молодой
комдив понимал это. Да и как было не понять - то ?
31 Августа бросился он в кабину истребителя - возможность
слетать на боевое задание подвернулась, - а мотор на самолёте не запускается.
Взлетел Василий на другой машине - там тоже неполадки, да ещё и шлемофон неисправным
оказался.
Прибыли в 63-й авиаполк новенькие Ла-7 - как не проверить их
в бою ! По газам - и тут пошло... После взлёта левая нога шасси не убралась,
наддув мотора оказался неполным, а в бою как быть, если мотор не тянет ? На
"Лавочкине" и управление оказалось неотрегулированным, и на пробеге после посадки
лётчик этот утюг едва сумел остановить - пружину на тормоза поставили, словно для
трактора ЧТЗ.
Что за чёрт ! Специально, что ли, комдиву такие машины
подсовывают ?.. Решил Василий убедиться в том и попросил проверить самолёт
инспектора Красавина - и у того не всё в порядке.
А тут из - за отказа мотора на взлёте заместитель командира
эскадрильи Масленников чуть не погиб. Мотор обрезал, но лётчик был опытный -
приземлил машину в поле, да скапотировал. Хорошо что не придавило...
В своей повседневной деятельности Василий старался не наказывать
людей за различные провинности. Он искал другие пути для поддержания в полках
порядка и дисцыплины. За тот же Сентябрь 1944 года он объявил 53 поощрения и
только одно взыскание. Ходатайствовал он и о снятии судимости с вверенных ему
пилотов. Например, Гвардии Лейтенанта Урюпина Евгения Ивановича из 32-го ГвИАП,
или инспектора - лётчика Красавина Константина Алексеевича, имевшего на счету
уже более 300 успешных боевых вылетов.
Особенно комдив заботился о поощрении своих бойцов, возмущался,
когда в оценку боевой работы его подчинённых вмешивались посторонние, которым
сверху якобы виднее, кого, за что и как награждать. Да у нас сверху вообще всё
виднее - даже те дальние горизонты с молочными реками и кисельными берегами...
И всё же, пожалуй, самой высокой наградой лётчикам были не звёзды
и медали из Кремля, а нечто другое. Дороже всего воздушные бойцы ценили благодарности
наземных частей, которые они прикрывали. Высокую оценку за помощь в ликвидации
Прибалтийской группировки противника истребители 3-й ГвИАД получили от командования
механизированного корпуса, с которым они взаимодействовали. "Нужно особо отметить,
- писал в донесении командир мехкорпуса Генерал - Лейтенант Обухов, - бомбардировку
переправ на реке Западная Двина истребителями дивизии Полковника В. И. Сталина".
Благодарность его пилотам за боевые действия в районе окружённой
немецкой группировки восточнее Минска выразил и командир 1-й Смоленкской истребительной
противотанковой артиллерийской бригады РГК Полковник Пилипенко:
"Командир 3-й ГвИАД Полковник В. И. Сталин,
находясь на наблюдательном пункте, добился прекрасных результатов взаимодействия
с артиллерией по уничтожению немецких войск... Благодарность ему от личного
состава бригады за хорошую слаженность и смелость лётчиков - гвардейцев и умелое
руководство ими в бою !"
В Октябре 1944 года 1-й Прибалтийский фронт предпринял новый удар -
на Мемельском направлении. За 4 дня наши войска прорвали оборону противника на
глубину 60 - 90 км, вышли на побережье Балтийского моря и таким образом отрезали
от Восточной Пруссии основные силы группы "Север".
1944 год уходил в историю. За год 3-я Гвардейская истребительная
авиадивизия провела 19 перебазирований, пр этом покрыла свыше 2000 км, совершила
7536 боевых вылетов, провела 263 воздушных боя, сбила 364 самолёта противника !
Свои потери - 66 самолётов и 39 лётчиков. Были ещё и небоевые потери - 36 самолётов
и 6 лётчиков. Это уж как водится. Только с чувством, напоминающим застенчивость,
в нашей исторической литературе о потерях - боевых и небоевых - обычно предпочитают
помалкивать...
| ( С. В. Грибанов - "Заложники времени" ) | |
|