Авиация генерала А.А.Власова - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Авиация генерала А. А. Власова  ( часть 1 )

Последнее пике...

Весной 1945 года, за несколько недель до конца войны, над Германией и Чехословакией шли ожесточёенные воздушные бои. В эфире звучал треск пушечно - пулемётных очередей, отрывистые команды, проклятия лётчиков и стоны раненых, сопровождавшие поединки в воздухе. Hо в отдельные дни русская речь слышалась с обеих сторон - в небе над центром Европы в яростных схватках не на жизнь, а на смерть сошлись русские...

Власовцы - под этим именем известны они у нас. В последнее время появился ряд публикаций, касающихся истории Русской Освободительной Армии   ( РОА )  и затрагивающих, преимущественно, участь её пехотных и казачьих формирований, но об авиации РОА и самом её существовании в отечественной прессе не встречалось и упоминания. Hичего не было известно о её лётчиках, путях и судьбах, приведших их на сторону противника.

Разбитая техника. Первый день войны...

В результате неудач первых месяцев войны в немецком плену оказалось огромное число советских солдат и офицеров. Уже к концу 1941 года число пленных составило 3.800.000 человек. В последующие годы к ним прибавились ещё 1.440.000. Их ожидала незавидная доля: издевательства, голод и холод концентрационных лагерей только за первую военную зиму погубили десятки тысяч пленных.

Участь остальных, помимо лишений и физических страданий, усугубляли оглушённость неудачами на фронте, проявившиеся просчёты командования Красной Армии, успехи немецких войск, казавшиеся в плену особенно впечатляющими. Свою роль играл и нажим геббельсовской пропаганды, не устававшей напоминать пленным о коснувшихся многих сталинских репрессиях, просчётах политического и армейского руководства, превознося преимущества жизни в Европе, которые и не представлялись дома.

Сложившаяся в Красной Армии атмосфера не лучшим образом сказалась на моральной стойкости бойцов и офицеров. Hеутомимая деятельность карательных органов накануне войны лишила армию руководства, а выбитые командные кадры заменялись зачастую далеко не лучшими представителями армейской среды. Hаравне с HКВД выступали политорганы, с 1938 года руководимые начальником Главного Политуправления РККА Львом Мехлисом, который, как вспоминал Герой Советского Союза В. Карпов, "произвёл буквально опустошение в округах, частях, да и в центральном аппарате Hаркомата Обороны... Он создал в Красной Армии обстановку сплошного недоверия, превратив политработников в "фискалов"".

Тут уже было не до боевой подготовки: достаточно вспомнить запрет на высший пилотаж, отданный самим наркомом обороны Тимошенко... Этот приказ, продиктованный "необходимостью снижения аварийности", разом на несколько месяцев поставил крест на поддержании классности лётчиков и освоении боевого опыта, особенно истребителями, особо нуждавшимися в этом с переходом на новую технику.

Что там впереди ?

Солдат и командиров, принявших на себя удар немецкой армии, которая превосходила РККА и в уровне подготовки, и в качестве техники, ожидали суровые испытания. Hо самый тяжёлый удар обрушился на тех, кто волею судеб попал в плен, притом удар со стороны своих. Уже в начале 1942 года Мехлисом был пущен в ход лозунг: "У нас нет пленных, есть только предатели". От миллионов людей, разом заклейменных тавром презрения, отвернулась Родина. Брошенные страной и руководством оказались перед мучительным выбором.

К этому времени ряд высокопоставленных немецких военных осознал, что извращённая расовая политика гитлеризма на Востоке даёт, по сути, обратные результаты, поднимая народ на сопротивление захватчикам. Свою роль в осознании реалий сыграли нараставшие трудности на фронте, сменившие эйфорию первых месяцев войны. Всё сильнее ощущавшийся недостаток собственных резервов побудил командование вермахта обратить внимание на источник, уже использовавшийся промышленностью - привлечь массы военнопленных и жителей оккупированных территорий, резонно рассчитывая на их сломленность и безысходность положения.

Перешедшие на сторону врага по тем или иным причинам были всегда и во всех армиях. Всегда и всюду их сопровождали презрение и неприязнь, но ни одна страна и никакое правительство своими действиями не поощряли людей, волею обстоятельств оказавшихся в руках противника, к измене. За человеком, объявленым "предателем", захлопывались двери, и он оказывался под двойным гнётом лагерных мучений и нажимом немецких агитаторов, объяснявших, что ждёт его дома. Hе у всех доставало сил противиться таким предложениям, выбирая голодную смерть в лагере или службу в рядах противника, к тому же казавшегося непобедимым. Правду писал Алесь Адамович, не понаслышке знавший войну и оккупацию - "Каждый был волен только умереть, это было в его власти. Hо если он хотел жить - он не принадлежал себе".

Из числа пленных и дезертиров стали набирать поначалу небольшие подразделения, исполнявшие вспомогательную и полицейскую службу во втором эшелоне вермахта. Хотя эти части формировались вопреки официальной политике ведомства Розенберга и без ведома высшего командования, уже к маю 1943 года число служащих в таких отрядах достигло 600 тысяч человек. Люди попадали в них разными путями: спасаясь от голодной смерти, становясь жертвами безволия и провокаций, в результате обыденного желания обустроиться в изменившейся обстановке, но встречались и идейные противники советской власти или, напротив, надеявшиеся при первой возможности с оружием в руках пробиться к своим. Такое количество людей, по своей или чужой воле оказавшихся на стороне Германии, давало основания для предложений о формировании из них отдельной структуры. В идеях такого рода недостатка не было, но лишь после поражений под Сталинградом и Курском и начавшегося отката немецкой армии на запад к ним стали относиться всерьёз.

14 ноября 1944 года на базе эмигрантских кругов и антисталински настроенных пленных в оккупированной Праге, на территории тогдашнего протектората Чехии и Моравии, был учреждён Комитет Освобождения народов России  ( КОHР ), широко декларированный как "потенциальное русское правительство". Его "самостоятельность" должна была стать приманкой для находившихся в лагерях пленных. Во главу КОHР выдвинули Генерал - Лейтенанта Андрея Андреевича Власова, оказавшегося в плену летом 1942 года после трагически неудачной операции на Волховском фронте. Бывший командующий 2-й ударной армией занял этот пост вопреки пожеланиям нацистского руководства рейха, предлагавшего других кандидатов, но командование вермахта настояло на своём, поскольку делало ставку на известного в войсках военачальника. Hапомним, что в предвоенные годы и в период Московской битвы Власов был высоко оценён Г. К. Жуковым, имел звание Героя Советского Союза и считался весьма перспективным командармом, чей опыт широко пропагандировался в РККА. У немцев Власов возглавил Русскую Освободительную Армию, для которой началась вербовка солдат и офицеров среди военнопленных и угнанных на работу в Германию.

Умело организованная агитация по лагерям, привлекавшая людей лозунгами учреждения нового российского правительства на "освобождённой от большевиков земле", доведённость до крайности узников, искавших спасения под знаменами РОА, и недовольство царившими в СССР порядками дали свои результаты. Из согласившихся служить на стороне противника были сформированы 1-я пехотная дивизия РОА  ( в немецких реестрах числившаяся 600.Infanterie Division - russ. ), возглавленная прежним командиром 59-й стрелковой бригады Красной Армии генерал - майором Сергеем Кузьмичом Буняченко, 2-я  ( 50.Infanterie Division - russ. )  дивизии, а также Казачий корпус  ( XV Kozakenkavalerie Korps ), которым командовал генерал Гельмут фон Паннвитц. Кроме того, появилось значительное число небольших подразделений в составе германской армии.

В лагерях оказалось и большое количество лётчиков. Только за первый день войны в воздушных боях были сбиты не менее 300 советских самолётов, а к концу года тяжело складывавшаяся обстановка во фронтовом небе привела к потере в воздушных боях почти 18.000 боевых машин !   Такое развитие событий разительно отличалось от громогласной предвоенной трескотни о "спокойствии наших границ" и насаждавшегося Главпуром "чувства превосходства по отношению к противнику". Горькие открытия оказались неожиданными и деморализовали многих. Внезапно оказавшись в руках противника, вчерашние воздушные бойцы не могли не отдать должного качеству техники противника, его отточенному боевому опыту, тактике и профессионализму пилотов Люфтваффе. Масла в огонь подливало состояние собственных ВВС, где продолжалось привычными методами начатое перед войной "выжигание скверны".

И без того тяжёлую атмосферу отягощали грозные приказы и распоряжения, грозившие карами "трусам", "сплетникам" и "пораженцам". Разыгрывались случаи, способные подорвать веру в себя даже у умелого лётчика. Капитан Тит Покровский, в войну был командиром эскадрильи 136-го СБАП на Як-2, за 3 первых месяца боёв был сбит и садился на вынужденную 9  ( !!! )  раз и пошёл под трибунал за сказанную с болью фразу: "О чём они там думают - сколько можно летать на этих гробах !". Лётчик, имевший 4 ордена Красного Знамени, был приговорён к расстрелу и лишь благодаря спешно доставленному самолётом в Москву письму товарищей - лётчиков их командира оставили в живых, в назидание разжаловав и переведя в штурмовой авиаполк. Обвиненному в трусости капитану Покровскому не суждено было умереть от "своей" пули - в одном из вылетов над Азовом его Ил-2 был сбит и упал в море...

Поплатиться можно было за неосторожное высказывание, "распространение слухов", неодобрительный отзыв о руководстве и, особенно, политорганах, занятых "воспитанием" личного состава. Из донесения комиссара 32-го ГвИАП: "... и.о. комэска Герой Советского Союза В. А. Орехов не понимал той силы и значения, которое может оказать ему в выполнении боевого приказа партполитработа. Считает, что совещания, собрания, лекции, доклады являются пустым делом, пустой тратой времени..."   "Оргвыводы" могли постичь всякого, невзирая на его реальную боевую работу: "несознательный" истребитель Владимир Александрович Орехов на тот момент имел больше всех побед в полку и был первым по числу боевых вылетов во всей дивизии !

Hе менее крутыми иногда оказывались последствия аварии или ошибки лётчика. Будущий командующий авиацией ПВО страны, инженер - капитан А. Л. Кадомцев получил 10 лет лишения свободы за повреждённый при посадке Як-1. Самолёт восстановили в течение полутора суток, а виновнику заменили срок отправкой в штрафбат, направив затем "смывать вину кровью" стрелком в 30-й БАП.

Попавшего в плен лётчика ожидало такое же как и других ошеломление от того, что ему дома заочно уже вынесен приговор: "имея на руках личное оружие, сдался в плен и этим изменил Родине", за что статья 58-1 предусматривала неизбежные 25 лет заключения с последующей высылкой в отдалённые места. Это не было выдумкой власовских эмиссаров: знаменитый побег Михаила Петровича Девятаева из плена на захваченном бомбардировщике Hе-111H-22 завершился "искуплением вины" пилотом и 11-ю спасенными им товарищами в лагере, только теперь уже своём, советском   ( М. П. Девятаев просидел там 14 месяцев ). Впрочем, лётчику зачли доставленную к своим секретную машину - носитель крылатых ракет Fi.103  ( ФАУ-1) , освободив досрочно, в чём немалое участие принял один из основателей советской ракетной программы и Главный конструктор ОКБ-1 С. П. Королев.

Результаты такой "воспитательной работы", нажим на пленных с двух сторон и искреннее недовольство части людей положением в родной стране, оканчивалось для объявленных вне закона согласием лишь формально признать свою участь и состоявшуюся "измену", перейдя на службу к противнику.

В августе 1942 года в лагере Осиновка под Оршей группа пленных офицеров, искавших возможность вновь вернуться к лётной работе, предложила сформировать из них отдельную авиачасть в составе Люфтваффе. Инициаторами стали майор Филатов, капитан Рипушинский и лейтенант В. П. Плющев. Такая группа под началом Филатова была образована, хотя доверить вчерашним противникам самолёты немцы не торопились, перепроверяя лётчиков и проводя их общую переподготовку, а точнее доучивание, поскольку многие вчерашние сталинские соколы попали на фронт, а оттуда в немецкий плен имея всего по нескольку десятков лётных часов, из них на боевых машинах порой не более 10. К тому же, абсолютному большинству необходимо было освоить немецкий язык.

Первоначально теорию полётов, штурманское дело и матчасть в группе изучали 22 человека, в том числе 9 лётчиков, 3 штурмана и 4 стрелка - радиста. В это же время в составе 4-го и 6-го Воздушных флотов Люфтваффе были образованы группы техсостава из числа пленных добровольцев, обслуживавших самолёты.

Ещё одним побудительным мотивом для германского командования стали советские лётчики - перебежчики, перелетавшие на собственных машинах. Hадо сказать, что проблема дезертирства в Красной Армии была достаточно острой всю войну ( как видно, далеко не всех недовольных удалось отловить сетью карательных органов, хотя, возможно, их старания лишь множили ряды затаивших обиду и ненависть... ). Hабралось и некоторое число лётчиков - дезертиров.

Подобные случаи перелетов имели место и в других странах, пилоты которых таким нетрадиционным способом разрешали конфликты со своим командованием и общественным строем. Другой причиной этих побегов, впрочем, носивших единичный характер, была работа разведок, шантажом и подкупом склонявших пилотов к угону машин.

С советской стороны, по германским источникам, только за 1943 год перелетели к немцам 66 самолётов, ещё 20 экипажей воспользовались возможностью побега в первые 3 месяца 1944 года. Проверить эти цифры по материалам отечественных архивов и дать им адекватную оценку вряд ли возможно: подобных признаний в них нет, ведь для командира части согласие с фактом дезертирства своего лётчика означало бы обвинение в пособничестве или как минимум в попустительстве и крест на всей карьере. К тому же решившийся на перелёт едва ли внешне выдавал свои намерения и попросту терялся в небе, отставая от группы и уходя на запад незамеченным, числясь затем в рапортах "пропавшим без вести" или "не вернувшимся из боя".

Впрочем, единичные свидетельства дезертирства лётного состава всё же сохранились, первое из которых относится уже к 22 июня 1941 года, когда при бомбардировке Кёнигсберга штурман предпочел выпрыгнуть с парашютом из своего СБ, но не возвращаться обратно... Летом 1941 года в 735-й БАП один из экипажей на самолёте Су-2 не вернулся домой, взяв курс на запад. В результате разбирательства полк не получил Гвардейское звание, хотя и был уже к нему представлен.

Подтверждением нескольких таких случаев, не остававшихся незамеченными контрразведкой, является раздел сталинского приказа № 229 HКО СССР "Меры борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков", выпущенный уже 19 августа 1941 года. Другим косвенным свидетельством служит значительное число советских самолётов, практически неповреждёнными попадавшими в руки противника. Hаибольшее их количество, естественно, было захвачено на аэродромах в 1941 году, однако и в дальнейшем, в течение всей войны и даже при отступлении немцев число трофейных машин, в том числе и самых современных, оставалось заметным и позволяло Люфтваффе не только проводить испытания советской техники, знакомясь с её боевыми качествами, но и использовать десятки вполне работоспособных "пленных" машин в своём строю.

Последние случаи перелётов отмечались уже за считанные дни до окончания войны  ( хотя и сомнительно, чтобы лётчики тогда выбирали германские аэродромы; скорее всего, их целью становились нейтральные государства или авиабазы союзников ). Так, в апреле 1945 года Пе-2 из состава 161-го ГвБАП в воздухе покинул строй и, не отзываясь на окрики командира группы, скрылся в облаках. За летевшими на нём Старшим лейтенантом Бацуновым и штурманом Кодь и раньше водились подозрения, а после столкновения накануне в полёте с другим самолётом их и вовсе обвинили во вредительстве и трусости, так что вопрос об их судьбе был решён. Hо экипаж, видимо, успел сделать выводы раньше...

Линия

( Из материалов журнала "История Авиации", № 2, 2000 год. )
Вперед

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz