Эскадрилья "Москва" - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Эскадрилья "Москва"

Вручение самолётов Як-9Л

В истории советской авиации существуют имена, утвердившиеся в сознании символами эпохи, события или явления. Чкалов, Талалихин, Покрышкин, самолёт, подаренный Головатым Ерёмину. В этом же ряду - эскадрилья "Малый театр - фроту". Но знак сам по себе может быть наполнен содержанием, а может оставаться лишь непонятным иероглифом. Так произошло в последнем случае. Все знают о том, как уважаемые и в общем - то даже в то время небедные артисты академического театра собрали деньги и подарили лётчикам отличные самолёты, на которых те громили ненавистного врага. Гораздо меньшему кругу известно, что самолёты были далеко не лучшие, пилоты не нюхали пороха, и подаренные машины они теряли и сами гибли на них чересчур быстро. Героизм и отсутствие опыта - страшное сочетание даже в конце войны. И практически занесло ветрами истории тот факт, что одновременно с "театральной" эскадрильей получили такие же "Яки", купленные на действительно последние деньги, лётчики соседнего полна. На бортах этих машин было лаконично написано "Москва". И прошли они свой путь значительно успешнее, чем их вошедшие в историю собратья. О боевых делах эскадрильи "Москва" и будет этот рассказ.

*     *     *

В ходе Великой Отечественной войны многие самолёты носили имя "Москва". Среди них были ЛаГГ-3, Ил-2, Ту-2, "Яки" разных типов. В нашем случае речь пойдёт о Як-9Л  ( "люковый", так его называли в войну, а в паши дни он больше известен, как Як-9Б ), истребителе - бомбардировщике, способном нести в фюзеляже до четырёх 100-килограммовых бомб. Для освоения и войсковых испытаний этой техники в Мае 1944 года была создана 130-я ИАД в составе 168-го ИАП, выведенного из 303-й ИАД, и не имевших боевого опыта 409-го и 909-го ИАП. Командиром дивизии стал Герой Советского Союза Полковник Ф. И. Шинкаренко, один из лучших истребителей Советско - Финляндского конфликта, неоднократно проводивший в своих частях в военные годы испытания новой техники в боевых условиях. 168-й ИАП, лётчикам которого была подарена эскадрилья "Москва", возглавлял многоопытный Подполковник Г. А. Когрушев, начавший войну командиром 11-го ИАП ПВО Москвы. Это под его началом совершал свои подвиги ставший легендой среди защитников столицы Герой Советского Союза К. Н. Титенков.

ЛаГГ-3 с надписью 'Москва'
ЛаГГ-3 с надписью "Москва", 1941 год.

Вручение самолётов произошло на лётном поле завода № 301 в Химках 13 Июня 1944 года и было организовано по первому классу: среди московских делегатов были секретарь парткома завода имени Сталина Кузнецов, ответственный секретарь Моссовета Майоров, один из первых Героев Советского Союза И. В. Доронин.

Принимавшую сторону возглавлял комдив. На аэродроме работали кинооператоры Фроленко и Цирульников, благодаря которым это событие до нас и дошло.

После митинга машины поднялись в воздух, и вероятно, в тот же или на следующий день лётчики возвратились на свой аэродром Старая Торопа. Во всяком случае боевой состав полка 15 Июня увеличился на 15 едениц. По крайней мере 12 из них имели имя "Москва". В течение следующих месяцев шло изучение и освоение новых непревычных машин. Собственно, техника сама по себе была известная - Як-9Л переделали на 301-м заводе из Як-9Д завода 153-го - и пилотирование этих самолётов мало чем отличалось. А вот боевое применение имело свои особенности. Основным для лётчиков было, конечно, бомбометание, для чего истребитель - бомбардировщик и создавался. Но о технической стороне вопроса и порождённых конструкцией проблемах будет рассказано в другой статье.

Вручение самолётов Як-9Л

Пока же лётчики 1-й эскадрильи, куда после укомплектования полка были сведены именные машины, добросовестно грызли гранит военной науки, что было им крайне необходимо - из 12 человек боевой опыт имели лишь трое: командир эскадрильи Капитан И. И. Петров, его заместитель Старший лейтенант А. Ф. Хайла и командир звена Старший лейтенант А. И. Духанин. Комэск, на счету которого было 206 боевых вылетов и 2 победы, вряд ли мог считаться блестящим истребителем в прямом смысле этого слова, но в надёжности при выполнении поставленных задач, умении воспитать подчинённых, то есть по сути сохранить им жизнь, ему не откажешь. Обучение, начатое в Старой Торопе, было продолжено в Степыгино, куда полк перелетел 16 Августа 1944 года.

Як-9Л И.И.Петрова

16 Октября самолёты 168-го ИАП вошли о боевой состав 1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта. 21 Октября они приземлились па аэродроме Калвария, откуда в последующие месяцы и летали в бой. Война началась без раскачки - первые боевые вылеты 17 Октября, а уже 22-го  ( по другим данным даже 18-го )  дивизией был сбит первый немец. FW-190 отправил на землю лётчик 1-й эскадрильи 168-го ИАП Младший лейтенант Н. А. Галицкий, награждённый за это орденом Красной Звезды. 25 Октября добавили к счёту побед эскадрильи две вражеские машины Лейтенант П. Ф. Воробьёв и Младший лейтенант Н. А. Роменский: один уничтожил Ме-109, второй - FW-190.

Як-9Л И.И.Петрова

В первые - Октябрьские - дни на фронте самолёты дивизии ещё не выполняли самостоятельных задач в своём исконном качестве истребителей - бомбардировщиков. Основным пока было сопровождение штурмовиков, что не мешало, впрочем, добавить немцам бомб и от себя. Так было и 25 Октября. В 17:30 около 10 FW-190 и шестёрка Ме-109 на высоте 1200 метров попытались атаковать "Илы", которые прикрывали "Москвичи". Освободившись от бомб, Воробьёв и Роменский вступили в бой. Подожжённые ими самолёты упали в районе селения Гольдан. В первом своём воздушном бою Николай Роменский прикрывал ведущего и, сбив врага, сам от атаки уйти не сумел. Его "тройка", у которой снарядом была перебита воздушная система и пробит козырёк фонаря, с трудом дотянула до своего аэродрома, но при посадке была разбита. Первая потеря техники в именной эскадрилье - Як-9Л с заводским № 1315327 ремонту не подлежал. Лётчик, к счастью, остался жив.

Вскоре, в ходе так называемой Первой Восточно - Прусской операции пилоты 168-го ИАП занялись тем, для чего они собственно и прилетели на фронт - бомбёжкой и полётами на "свободную охоту" в качестве бомбардировщиков. Наряду с сопровождением Ил-2 и Пе-2 эти задачи составляли по одной трети боевых вылетов. Як-9Л не имел бомбардировочных прицелов, и приходилось использовать различные метки и штырьки на капоте и крыле; пикировать на боевом курсе круче 45 градусов не позволяло вертикальное расположение бомб во внутреннем отсеке. Тем не менее, успехи приходили. 12 Декабря 1944 года пара Петров - Ляпкин, вылетев на "охоту", обнаружила на перегоне эшелон в 30 вагонов и 2 платформы с зенитками. Спикировав со стороны солнца с 1500 метров до 100, лётчики высыпали на состав запас ПТАБов. Загорелись 5 вагонов, в поезде начались взрывы. В следующих двух заходах противника расстреливали из пушек и пулемётов и, выведя из строя паровоз, благополучно ушли.

В 1945 году бомбоштурмовые удары стали основной работой эскадрильи, составив более 50% её заданий. Дополнение составляли полёты на сопровождение и разведку. Лишь однажды, 10 Апреля, удалось активно проявить себя в качестве истребителей. В этот день около 7 часов вечера в районе Кенигсберга в бою 14 "Яков" с 20 FW-190 было сбито 5 "Фоккеров" без своих потерь. Но удача не всегда сопутствовала нашим лётчикам - 18 Февраля, штурмуя аэродром, погиб от зенитного огня Лейтенант Б. А. Иванов, 15 Апреля был сбит зенитками, но вернулся в часть Хайла, трижды серьёзно поражали с земли самолёт комэска. Два раза он с трудом дотягивал "двойку" до наших аэродромов: 27 Января на ней за ночь сменили мотор, 18 Февраля сел у соседей, но 21 Февраля во время штурмовки эшелона его машина загорелась, и перелетев линию фронта, лётчик выбросился на парашюте. 16 Января под "Яком" Хальченко взорвался собственный ПТАБ - эти бомбочки высыпались "кучей" и бились друг о друга при отделении от самолёта. Вскоре их применение в дивизии было запрещено Полковником Шинкаренко. Истребитель после взрыва уцелел, чтобы быть списанным на своём аэродроме. 7 Апреля в машину Батюка на пикировании врезался Ла-7. Оба пилота погибли.

Можно привести ещё десятки эпизодов успешной деятельности лётчиков эскадрильи "Москва" и какое - то число их неудач, но это выходит за круг возможностей "модельного" журнала. Но очевидно, что сделав примерно по 90 боевых вылетов на пилота, сбив 12 самолётов, потеряв лишь одного человека от зенитного огня и ни одного от истребителей, лётный состав честно отработал подарок москвичей. Эскадрилья стала лучшей в двух полках дивизии, вооружённых Як-9Л. После окончания войны 168-й ИАП базировался на аэродромах Восточной Пруссии. В Декабре 1945 года все Як-9Л были списаны и заменены на Як-3.

Лётчики эскадрильи 'Москва'


Окраска Як-9Л эскадрильи "Москва"

Как и все советские истребители того периода, именные Як-9Л были окрашены сверху пятнами тёмно - серого АМТ-12 и сего - голубого АМТ-11 цветов, снизу - голубым АМТ-7. 22 Ноября 1944 года в дивизии было приказано отшлифовать до зеркального блеска поверхности крыльев не менее 30% хорды от передней кромки сверху и 15% - снизу. В составе эскадрильи были выпущенные Новосибирским заводом № 153 Як-9Д 12-й, 13-й и 14-й серии переоборудованные в Як-9Л заводом № 301. Между этими событиями прошло несколько долгих месяцев, которые самолёты "хранились" под открытым небом, поэтому не исключено что они были вновь окрашены в Химках.

В любом случае при всей стандартности камуфляжа на фотографиях заметно, что eго пятна на раэных машинах одинаковой формы но их границы имеют значительные сдвиги. Белая с красной "объёмной" окантовкой надпись "Москва" котолрая была только на правом борту тоже не фиксировалась в одном месте. Уже в день вручения в хвостовой части фюзеляжа самолёты несли белые номера с 1 до 12. Практически с начала пребывания в полку они были закреплены  ( номера, как впрочем, и самолёты )  за конкретными пилотами и это соответствие сохранялось почти без отступления. При потере машины на новом самолёте лётчика появлялся "его" номер, но надпись скорее всего не возобновлялась. Так, командир эскадрильи И. И. Петров всегда летал на "двойке".

Як-9Л И.И.Петрова

Петров Илья Иванович родился 2 Августа 1922 года, участник войны с 22 Июня 1941 года по 9 Мая 1945 года. Всего выполнил 315 боевых вылетов, сбил 3 самолёта лично и столько же - в группе. В 168-м ИАП служил до 16 Января 1951 года - в должности заместителя командира полка. Позже был командиром 916-го ИАП. Награждён орденами Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени. Погиб в катастрофе.

На сегодня известен вид "Яков" с №№ 1, 2, 3 и 10. К сожалению невозможно с уверенностью утверждать, что какой - то самолё виден на снимках с обоих бортов, а поскольку пятна камуфляжа не повторяют друг друга абсолютно точно, реконструкция окраски носит слегка приближённыи характер. Первоначальный вид "Яки" имели лишь до прибытия на фронт, а может быть, лишились его и раньше. Дело в том, что на них появились различные элементы окраски, обозначающие принадлежность к дивизии, полку, эскадрилье и прочее. В частности дивизионным знаком была белая полоса, нанесённая как раз на месте первоначального номера.

Разнообразие и бессистемность символов были так велики, что комдив был вынужден 15 Марта 1945 года издать специальный приказ по этому вопросу. Вновь определялась дивизионная эмблема: круговая полоса в хвосте фюзеляжа шириной 1 метр. Для 168-го ИАП - коки винтов красные, хвостовой номер - красный с чёрной окантовкой на дивизионной белой полосе. Для лётчиков, имевших победы, предлагалось по указанию командира полка нанести звёзды под сдвижной частью фонаря: за сбитые лично - красные с белой окантовкой, в групповом бою - белые с красной окантовкой. Размер звёзд - 120 мм по диаметру. В награждённом к тому времени орденом Суворова 3-й степени 168-м ИАП лучшим пилотам разрешалась нарисовать его изображение на левой стороне капота. В приказе по 168-му ИАП из 1-й эскадрильи в этот список были включены все 11 лётчиков кроме погибшего к тому времени Б. А. Иванова, во 2-й - шесть лётчиков, в 3-й - пять. Обидно, но фотоснимки самолётов в таком оформлении нам пока не известны.

Як-9Л Г.А.Когрушева

Нельзя не упомянуть ещё один самолёт 168-го ИАП - машину командира полка Подполковника Г. А. Когрушева. Она была получена в один день с эскадрильей "Москва" но надписи, судя по всему, не имела. Зато был белый бортовой № 100   ( совпадающий с последними цифрами заводского - 12153100 ), слева на капоте которого нарисован туз червей пробитый чёрной стрелой.

Як-9Л Г.А.Когрушева

Як-9Л Г.А.Когрушева

Г.А.Когрушев

Григорий Александрович Когрушев родился 20 Ноября 1909 года, в годы войны командовал 11-м, 172-м и 168-м ИАП, совершил 180 боевых вылетов, сбил 4 самолёта лично и 2 в составе группы. Полковник с 26 Октября 1944 года, уволен в запас 4 Октября 1946 года. В 1970 годах жил в Подмосковье.

Награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени и несколькими медалями.

При подготовке статьи были использованы материалы фондов 168-го ИАП и 130-й ИАД ЦАМО РФ. Опубликованные фотографии предоставлены РГАКФД. Автор выражает признательность сотрудникам упомянутых архивов за помощь в работе, а также благодарит ветерана 168-го ИАП К. И. Саломатина, поделившегося фронтовыми фотографиями.

( Автором данной статьи является Василий Вахламов )


Возврат

Н а з а д

Большой купить ковер в Москве любого цвета.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz