КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Жуков Михаил Петрович |
Родился 10 Ноября 1917 года в деревне Ружбово, ныне Череповецкого района Вологодской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, школу ФЗУ в Ярославле. Работал электромонтёром в Череповце. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Участвовал в обороне Ленинграда. 29 Июня 1941 года лётчик 158-го истребительного авиационного полка ( 39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт ) Младший лейтенант М. П. Жуков в воздушном бою над озером Псковское, исчерпав весь боезапас, таранным ударом сбил бомбардировщик противника. Совершил посадку на своём аэродроме. 8 Июля 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, в числе первых воинов этой войны, удостоен звания Героя Советского Союза. 12 Января 1943 года погиб в воздушном бою. Награждён орденами: Ленина, Отечественной войны 1-й степени. Бюст Героя установлен в Ярославле, мемориальная доска в селе Шухободь Череповецкого района Вологодской области. Его имя носит улица в городе Череповец. ...29 Июня 1941 года. Один из аэродромов Ленинградского фронта. Шла 2-я неделя Великой Отечественной войны. Младший лейтенант М. П. Жуков дежурил на аэродроме. День выдался напряжённый - уже 12 раз лётчикам пришлось побывать в воздухе, 13 фашистских самолётов сбили они в тяжёлых боях. Вдруг на горизонте показалось 12 вражеских бомбардировщиков Ju-88. В составе 8 истребителей И-16 он вылетел на перехват. Решительной атакой наши лётчики нарушили строй врагов. Те начали беспорядочно сбрасывать бомбы и разворачиваться на свою территорию. Но один "Юнкерс" решил незаметно прорваться к аэродрому и сбросить на него бомбы. Жуков устремился за ним. Немецкий стрелок открыл огонь, но несколькими очередями Михаил заставил его замолчать. Следующей очередью он поджёг немецкий бомбардировщик, который задымил и стал снижаться. Жуков догнал его, подошёл сзади на расстояние 50 метров и нажал на гашетку, но выстрелов не последовало. Тогда Жуков решил пойти на таран. Он бросил свой истребитель в пике на врага. Немецкий пилот оказался в тяжёлом положении: внизу хмурая свинцовая поверхность Псковского озера, сверху - наседающий "ястребок". Пытаясь скрыться, "Юнкерс" упал в Псковское озеро и скрылся в его пучине, а Жуков произвёл посадку на своём аэродроме. Это был его 3-й боевой вылет. 8 Июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР лётчикам 158-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиационной дивизии Ленинградского фронта Михаилу Жукову, Степану Здоровцеву, Петру Харитонову, первым совершившим тараны фашистских самолётов в Великую Отечественную войну, было присвоено звание Героя Советского Союза. Младшему из них - Михаилу Жукову, воспитаннику Ярославского аэроклуба и школы ФЗУ резинокомбината, бывшему слесарю электроцеха шинного завода, было 24 года. Вскоре ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 542. Слава о воздушных богатырях облетела всю страну. Поэт Лебедев - Кумач посвятил Героям - лётчикам такие строки: Вас обнимает вся страна. И все - от дедов и до внуков - Твердят родные имена. Пусть множатся ряды героев, Пусть в наши грозовые дни Дерутся все, как эти трое, И побеждают, как они... Однополчане поздравляют М. П. Жукова с присвоением ему звания Героя Советского Союза. Июль 1941 года. Михаил Жуков родился 10 Ноября 1917 года в деревне Ружбово, ныне Череповецкого района Вологодской области, в семье крестьянина. В 1930 году окончил начальную сельскую школу в селе Покров. Затем учился в неполной средней школе в селе Абаканово. В 1931 году поступил в Шухободскую профтехшколу, которую окончил с отличием в 1933 году. В качестве премии ему подарили весь изготовленный им во время практики инструмент. В Январе 1934 года был направлен в Ленинградскую школу строителей нового ученичества. С Сентября того же года работал слесарем в электроцехе Ярославского резинового комбината. Осенью 1936 года по комсомольской путёвке был направлен в аэроклуб. С Ноября 1938 года в рядах Красной Армии. В Октябре 1940 года окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков, где освоил самолёты Р-5, УТИ-4, И-16. Затем служил лётчиком в 3-й эскадрилье 158-го истребительного авиационного полка ПВО ( 5-я смешанная авиационная дивизия ) Ленинградского военного округа. Летал на И-16. Примечание: К 22 Июня 1941 года 158-й ИАП ПВО имел на вооружении 46 самолётов И-16 ( в том числе 3 неисправных ), а также 20 Як-1. Позднее был перевооружён истребителями МиГ-3. С Сентября 1941 года входил в состав 7-го ИАК ПВО. В Октябре 1941 года был выведен в тыл на переформирование. В Декабре 1941 года получил на вооружение истребители Р-40 "Томахаук". Приказом Наркома обороны СССР № 255 от 07 Июля 1943 года был преобразован в 103-й Гвардейский истребительный авиаполк ПВО. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Свой первый боевой вылет выполнил на 2-й день войны, а на 8-й - совершил подвиг, за который стал Героем Советского Союза. 24 Июля 1941 года Михаила Жукова приняли в ряды КПСС. "Все мои помыслы, - писал лётчик в те дни на страницах "Правды", - направлены к одной цели - бить фашистов всюду, где они попадутся, уничтожать гадов, пока последний из них не будет вышвырнут с нашей земли". Ленинградский военный журналист А. В. Буров взял интервью у героя. Он застал лётчика у его "ястребка", только что вернувшегося с боевого задания. Карие глаза, чёрные волосы, смуглое мужественное лицо. Широкоплечий, статный. Пилот рассказал: - Наша старушка - мать сейчас одна. Братья Александр и Павел - в Действующей армии. Афанасий и Иван имеют опыт гражданской войны и тоже бьются с врагом. Младшие братья, Семён с Тимофеем, конечно, не сидят дома - оба призывного возраста. Выходит, шестеро, я седьмой. А восьмая, Евдокия, - медицинская сестра. Узнав о присвоении сыну высоного звания Героя Советского Союза, 64-летняя мать лётчика, колхозница из далёкой череповецкой деревни Ружбово Анна Матвеевна Жукова писала на страницах "Красной Звезды": "...Дорогой и любимый Миша ! Даю тебе наказ: продолжай так же бесстрашно и мужественно громить фашистских псов... И другим сыновьям говорю: мои дорогие, любимые, отстаивайте каждую пядь советской земли, деритесь с проклятым врагом до последней капли крови !.." Михаил Жуков охранял небо Ленинграда, сопровождал транспортные самолёты, доставлявшие в город боеприпасы, медикаменты, продовольствие, а обратно вывозившие раненых, детей, стариков; эскортировал штурмовиков, прикрывал порты на Дороге жизни, Волховскую ГЭС, другие важные объекты, вел ожесточённые бои с вражескими самолётами. 3 Сентября 1941 года он одержал очередную победу - сбил в паре многоцелевой двухмоторный самолёт Ме-110. Однажды Жуков вступил в бой с 7 вражескими бомбардировщиками. 6 самолётов Михаил отогнал от важного объекта, который те пытались бомбить, а один уничтожил. 3 Декабря 1941 года у мыса Осиновец он сбил 2 вражеских самолёта. За отличные действия при разгроме финского десанта на Ладожском озере Жуков был награждён орденом Красного Знамени. В начале Мая 1942 года Михаилу Жукову довелось побывать в Ярославле. Он встретился с друзьями, выступил на областном собрании бойцов всевобуча. Герой призывал молодых патриотов усилить помощь фронту, овладевать военными знаниями, отдавать все силы делу победы. Вернувшись в полк, продолжил свою боевую работу. Утром 26 Июня 1942 года 56 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием 9 истребителей Ме-109 и 3 Ме-110 предприняли массированный налёт на Волховстрой, пытаясь разрушить главную энергетическую базу Ленинграда. Навстречу фашистской армаде вылетели Сергей Литаврин, Михаил Жуков, Илья Шишкань, Григорий Медведев, Юрий Головач, Пётр Шестаков, Пантелей Высоцкий, Иван Плеханов, Александр Канин, Григорий Богомазов. Они рассекли все девятки врагов, сбили 13 фашистских самолётов, сами не потеряли ни одной машины, ни одного лётчика ! Бой продолжался 1 час 10 минут ! Лётчики уже шли на посадку, когда получили новый приказ командира авиадивизии: - К Волховстрою идут 18 "Юнкерсов-88". Атакуйте их ! Боеприпасов почти не было, но лётчики выполнили и этот приказ - фашисты не прошли к ГЭС. Наши пилоты имитировали атаки, пугали врагов призраком тарана, и разогнали их !.. Утром 12 Января 1943 года, в самом начале прорыва блокады Ленинграда, командир звена того же полка ( 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт ) Старший лейтенант М. П. Жуков, в составе 4 истребителей прикрывал наступавшие наземные войска в районе Мга - Верхняя Дубровка. Над посёлком Московская Дубровка группа вступила в бой с 9 немецкими истребителями. В разгар боя в бензобак его "Киттихаука" попал вражеский снаряд. Почти сгоревший истребитель врезался в снежное поле... Это был 263-й вылет лётчика. За период своей фронтовой деятельности Михаил Жуков провёл 66 воздушных боёв, в которых сбил 9 вражеских самолётов лично и 5 - в составе группы. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 3 личные и 3 групповые победы. ] 20 Января за мужество и героизм он посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В памяти ярославцев никогда не изгладится мужественный образ Михаила Жукова. Его именем в 1948 году названа улица в Ярославле. Герой навечно занесён в список тружеников орденов Ленина и Октябрьской Революции Ярославского шинного завода и книгу Почёта завода. На здании ГПТУ-7, где учился М. П. Жуков, установлена мемориальная доcна, а в 1974 году в сквере училища поставлен бронзовый бюст героя. Бюст Героя установлен также и у школы № 3, комсомольская организация которой долгие годы носила его имя. Память о М. П. Жукове увековечена и на его родине: в селе Абаканово, селе Шухободь, в школе № 14 города Череповца, пионерская дружина которой была удостоена его имени. Бюст Героя Советского Союза Жукова Михаила Петровича в городе Ярославле,
возле ГПТУ-7, |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |