КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
В последние месяцы войны, во время боёв в Восточной Пруссии, где была окружена и разгромлена фашистская группировка, воздушный стрелок Н. И. Маликов совершил 85 боевых вылетов. За проявленные при этом героизм и мужество Николай Иванович был награждён орденом Славы 1-й степени. Орден Славы - особый знак воинской доблести. Это исключительно солдатский орден (лишь для Младших лейтенантов авиации сделано исключение). Солдату или сержанту далеко не всякий успех в бою давал право на эту награду. Орденом Славы награждались только за личный героизм, личную отвагу. Причём орденом высшей, 1-й степени, имел право наградить по представлению Военного совета фронта только Президиум Верховного Совета СССР. Николай Иванович Маликов родился в 1915 году в деревне Филимоново Прозоровской волости (ныне Филимоновский сельсовет Брейтовского района Ярославской области) в семье безземельного крестьянина Ивана Маликова. Детство было трудным. Мать, Евдокия Дмитриевна, умерла, когда Николаю не исполнилось и 7 лет. Отец женился 2-й раз, появилось ещё двое детей, и все трудности по воспитанию малышей легли на старшего сына. Николай упросил свою бабушку отвезти его в Ленинград, где жила тётка Соловьева, сестра матери. Но здесь, в семье тётки, он оказался лишним. В 14 лет, начитавшись приключенческих книг, Николай сбежал от Соловьевых. Долго странствовал по стране. Исколесил Черноморское побережье Кавказа, побывал в Крыму, Молдавии, на Украине, пока не прибился к семье хорошего человека, железнодорожника Калло, грека по национальности. Калло убедил Николая вернуться в Ленинград. Там Николай поступил на завод "Электроаппарат", работал слесарем. Через некоторое время перешёл на прославленный Балтийский завод. Отсюда в 1935 году был призван на военную службу. С этого времени Николай Маликов связал свою жизнь с авиацией. 7 месяцев учёбы в школе младших авиационных специалистов, служба в эскадрильи в должности моториста, вновь учёба в школе, освоение второй авиационной специальности - радиста. В Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов Н. И. Маликов участвовал с первого до последнего дня. Сделал 57 боевых вылетов, был награждён медалью "За боевые заслуги". Великую Отечественную Николай встретил в экипаже с майором Каськовым и лейтенантом Костыркиным. Летали в тылы врага, бомбили там коммуникации, аэродромы, другие военные объекты. Часто бомбометание совмещали с разведкой. 8 Июля 1941 года экипаж майора Каськова вступил в неравный бой. Атаку первого Ме-109 Маликов отбил плотным заградительным огнём, задымил от метких выстрелов стрелка второй фашистский истребитель. Каськов тем временем перевёл машину на бреющий полёт. Но "Мессеры" повторили атаку, и им удалось поджечь советский бомбардировщик. Попытки сбить пламя не имели успеха, тогда командир приказал покинуть самолёт. Во время прыжка Маликов почувствовал удар в голову (это взорвалась машина) и потерял сознание. А внизу была уже своя территория. 5 дней сознание не возвращалось. Госпиталь, сначала полевой, потом Ленинградский. Больше 2-х месяцев лечения. Наконец, молодой организм пошёл на поправку. В Сентябре 1941 года Маликов находился уже в команде выздоравливающих. А немногим позже вернулся в родной полк. И вновь боевые вылеты в тылы врага, бомбометание, разведка. Тяжёлые это были рейсы ! В каких только переплётах не пришлось побывать ! В Апреле 1942 года, участвуя в групповом воздушном бою, Маликов лично сбил истребитель противника, за что был награждён орденом Красной Звезды. А в Июле над Волховым уже самому воздушному стрелку пришлось покидать горящую машину. Тогда лишь он один уцелел из экипажа. В 1943 году Николай Маликов летает в экипаже лейтенанта А. К. Оцабрика. На Северо - Кавказском фронте экипаж успешно выполнил 19 боевых вылетов, уничтожая боевую технику и живую силу противника в опорных пунктах. Летом за отвагу и находчивость, проявленные в боях на Курской дуге, Н. Маликов награждается вторым орденом Красной Звезды. 1944 год. Николай Маликов принимает участие в 14 воздушных боях на 3-м Белорусском фронте. Здесь он сбил ещё 2 вражеских истребителя лично и 3 - в группе с товарищами получил свой первый орден Славы 3-й степени. Было это так. Советские самолёты после бомбардировки возвращались на аэродром. Неожиданно их атаковали фашистские истребители. На самолёт Маликова пошли в атаку сразу 2 машины. Воздушный стрелок подпустил их на дистанцию прицельного огня и выпустил очередь по бакам с горючим. Первый истребитель вспыхнул сразу, второй неохотно, но ушёл в сторону. Отбились и другие наши бомбардировщики. Ордена Славы 2-й степени Николай Иванович был удостоен в том же, 1944 году, сражаясь на 1-м Прибалтийском фронте. В воздушных боях под Ригой Маликов увеличил свой боевой счёт ещё на 2 вражеских самолёта. 140 с лишним боевых вылетов сделал Н. И. Маликов за время Великой Отечественной войны. И хотя летал на бомбардировщиках, в воздушных боях уничтожил лично и в группе 8 фашистских самолётов. И так уж случилось, что очень часто ему приходилось быть в наиболее горячих точках фронта, протянувшегося от Баренцева до Чёрного морей. В запас Николай Иванович уволился в Сентябре 1945 года. Скромно и честно трудился, заведовал слесарной мастерской на железной дороге. Но небо, авиация, продолжали тянуть к себе. И Маликов, после некоторых раздумий, вновь поступает на службу в армию. Он - начальник связи авиаэскадрильи, ему присвоено звание Младший лейтенант. Последние годы Н. И. Маликов жил в Ленинграде. Умер после тяжёлой болезни в 1968 году. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |