КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Папилов Николай Гаврилович |
Родился в 1922 году в деревне Ульхово Ярцевского района Смоленской области. Детские годы прошли в Смоленске. Незадолго до начала Великой Отечественной войны вместе с родителями переехал в Читинскую область. В Сентябре 1941 года был призван в армию. Участвовал в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны с Февраля 1943 года. Служил стрелком - радистом в 956-м штурмовом авиационном Виленском ордена Кутузова полку 311-й штурмовой авиационной дивизии. Совершил 115 успешных боевых вылетов. В 36 воздушных боях сбил 4 самолёта противника. Награждён орденами Красной Звезды, Славы 3-х степеней, медалью "За отвагу" и другими медалями. Демобилизовавшись из армии, приехал в Актюбинск (Казахстан), где проживал до выхода на пенсию. Работал старшим машинистом турбинного отделения Актюбинской ТЭЦ. Награждён орденом Октябрьской Революции, медалями "За трудовую доблесть" и "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина". 10-классники достали блокноты, вооружились шариковыми ручками - приготовились записывать. Скоро надо писать сочинение на свободную тему, и многие решили посвятить его героическим подвигам советских солдат и офицеров, совершенным в годы минувшей войны. Николай Гаврилович обвёл глазами юных слушателей, заметил дочь на задней парте. Поднялся со стула. 5 орденов и 10 медалей мелодично зазвенели на его груди. Придерживая их рукой, почувствовал холод металла. И нахлынули фронтовые воспоминания, притом с такой яркостью и свежестью, как будто это было вчера. Февраль 1943-го. У командира звена Пескова погиб стрелок - радист. На его место назначили Папилова. Лётчик недоверчиво с головы до ног осмотрел новичка. Отвернулся, болезненно сморщил лицо. Не мог забыть своего отважного помощника, много раз спасавшего его от смерти. Вместе с ним сражался в небе под Москвой, Сталинградом и Курском. - Опыта, понятно, нет ?.. Наберёшься. Надеюсь, не трус ? - Я к вам не просился. Меня назначили. А как воевать буду - жизнь покажет. - Не обижайся, брат. Сам понимаешь: на сердце тяжело. Гляжу на тебя, а вижу его. Теперь бить фашистов нам вместе. Не подкачаешь ? Папилов согласно кивнул головой. - Вот и хорошо. Приступай к делу. Привыкай к пулемёту, осваивай кабину. Постепенно служебные отношения переросли во фронтовую дружбу, крепче которой нет ничего на свете. До конца войны в одном экипаже пробыли Владимир Алексеевич Песков и Николай Гаврилович Папилов. Совершили вместе 115 боевых вылетов. Ими уничтожено и повреждено 38 автомашин, 7 цистерн с горючим, 3 склада боеприпасов, выведено из строя 5 самоходок и несколько танков противника. Стрелок - радист пулемётным огнём отразил 36 атак и сбил 4 вражеских самолёта. ...Летний день 1944 года. Грозные "Илы", или, как их называли немцы, "чёрная смерть", летели на бомбёжку позиций западнее Витебска. Внизу проплывали серебристые облака, а между ними виднелись поля, перелески, дороги, коробки разрушенных домов, обгоревшая боевая техника. Самолёт дрожит от вибрации, проваливается в воздушные колодцы. Папилов водит головой вправо и влево, ищет истребителей врага. Пока ничего нет. Спокойно. Но надолго ли ? Недалеко разорвались зенитные снаряды. Самолёт забрался выше. Прошёл над линией фронта. Шестёрка "Илов", спустившись на малую высоту, стала утюжить вражеские позиции. Рвались бомбы. Взлетали в воздух автомашины и пушки. Николай из пулемёта поливал разбегавшихся по полю врагов, не давая им укрыться в траншеях и ходах сообщения. Уже когда легли на обратный курс, Папилов заметил, что пара Ме-109, вынырнув из облаков, стремительно приближается к нашим самолётам. - Командир, с хвоста "Мессеры" ! - крикнул стрелок - радист и пустил красную ракету. Это был сигнал о том, что вражеские самолёты в воздухе. Воздушный бой скоротечен и динамичен. Николай не успел повернуть пулемёт, как "Мессер" пронёсся над штурмовиком. Но враг поспешил, промахнулся. На второй заход вражеский лётчик пошёл смелее, рассчитывая сбить "Ил". Папилов внимательно, до боли в глазах, следил за истребителем. Вот "Мессер" зашёл с хвоста и начал нагонять их самолёт. Николай подождал, когда он приблизится, и, опередив на несколько секунд, дал точную очередь. Истребитель отвалил в сторону и, оставляя за собой узкую полосу дыма, поспешил на свой аэродром... Представляя старшину Папилова к боевой награде - ордену Славы 3-й степени, командир полка писал, что он "...в бой вступает смело, решительно, в воздухе ориентируется хорошо. Неоднократно подвергался нападению истребителей противника, но благодаря отличному знанию вооружения метким огнём отгонял истребителей от самолёта. Этим самым обеспечивал отличное выполнение поставленной боевой задачи по уничтожению живой силы и подавлению огневых средств противника". Есть непреложный закон войскового товарищества: все за одного, один за всех, сам погибай, а товарища выручай. Ему были верны на фронте воины разных специальностей, в том числе и авиаторы. Однажды во время бомбёжки вражеских позиций Папилов увидел, как два "Мессера" навалились на самолёт Старшего лейтенанта Геценога. У того заклинило пулемёт, замолчали пушки: кончились снаряды. Капитан Песков бросился на выручку товарищу. Тогда вражеские истребители атаковали командирскую машину. Штурмовик сделал крутой вираж, трассы пуль и снарядов пронеслись рядом. Николай дал длинную пулемётную очередь по самолёту противника. Вражеская машина потеряла управление, вошла в штопор и грохнулась на землю. С трудом дотянул до своего аэродрома штурмовик Геценога, прикрываемый экипажем Пескова. Приземлившись на лётном поле, Старший лейтенант крепко обнял Капитана и старшину, которым был обязан своей жизнью. Штурмовик Ил-2. На такой машине воевал старшина Николай Папилов. Чем ближе подходили советские войска к Восточной Пруссии, тем ожесточённее было сопротивление противника. Но армии 3-го Белорусского фронта неудержимо продвигались вперёд. В этих условиях огромную роль играла непрерывная разведка тылов противника, ибо невозможно успешно наступать, не зная расположения вражеских частей в глубине обороны, мест дислокации и количества резервов, размещения коммуникаций противника. Наземная разведка доложила о том, что ею замечено скопление боевой техники западнее города Шталлупена. Командиру авиационного полка было приказано проверить эти данные. Первые полёты не принесли успеха. Погода испортилась: низкий туман повис над полями и рощами, и танков не обнаружили. Однако фронтовые разведчики настаивали на том, что в указанном районе сосредоточено большое количество вражеских боевых машин. Командир полка принял решение послать на разведку экипаж Пескова. В добавок к бортовому фотоаппарату старшина Папилов попросил дать ему ручной, чтобы сделать аэрофотосъемку местности. Штурмовик пролетел над лесом, домами и ничего не обнаружил. Тогда Николай попросил командира снизиться до высоты 30 метров. И тут он увидел следы гусениц, ведшие к лесу и хуторским постройкам. Сделал несколько фотоснимков и убедился в том, что именно здесь сосредоточились вражеские танки. После доклада командованию экипажу Пескова было приказано провести группу штурмовиков для уничтожения танков. 12 самолётов вылетели на выполнение боевого задания. Налёт оказался неожиданным для врага. Десятки танков были сразу же сожжены, другие попытались укрыться в оврагах, спрятаться в лесу. - Не ушли гады, - кричал в самолётно - переговорное устройство Папилов. - Смотрите, в овраг хотят улизнуть ! Штурмовик настиг машины, сбросил бомбы. Самоходка запылала и завалилась набок. Автомашина, объятая пламенем, рванулась к шоссе. К небу поднимались чёрно - красные столбы дыма. Горела вражеская техника. Истребители противника, поднятые по тревоге с ближайшего аэродрома, бросились на штурмовиков. Завязался ожесточённый воздушный бой. Откуда - то сверху на самолёт Папилова обрушился Ме-109. Николай открыл огонь и отогнал его. В течение получаса продолжалась схватка в воздухе. Потеряв несколько машин, немцы прекратили преследование штурмовиков. За эту операцию старшина Папилов получил орден Славы 2-й степени, а командир звена Капитан Песков - орден Александра Невского. В начале Февраля начались бои на подступах к Кёнигсбергу. Погода испортилась. Низкая облачность мешала штурмовикам вести прицельное бомбометание. Сопротивление врага, в том числе и его авиации, возросло. Но ничто не могло остановить решимости советских воинов разгромить фашистов. ...Группа "Илов" подходила к населённому пункту, превращённому противником в опорный узел. Неожиданно она попала в зону действия вражеских зениток. Со всех сторон вспыхивали белые барашки взрывов. Самолёт Пескова стремительно взмыл вверх и скрылся в облаках. Сделав разворот, он зашёл со стороны моря и на предельно низкой высоте пролетел над позициями зенитной батареи, сбросив бомбы и поливая врагов огнём из пулемёта. Два орудия замолкли, артиллеристы разбежались. Штурмовики бомбили огневые позиции артиллерии и миномётов, пулемётным огнем расстреливали солдат. На выручку бросилась немецкая авиация. Завязался воздушный бой. Когда один из истребителей приблизился к командирской машине, Папилов дал длинную очередь и сбил стервятника. Другие вражеские самолёты, встретив решительный отпор, повернули назад и скрылись в облаках. Через неделю, 18 Февраля 1945 года, лётчики полка вышли победителями в воздушном бою с 18 "Мессерами", сбив несколько вражеских машин. Одну из них уничтожил Николай Папилов. За мужество и отвагу, проявленные в завершающих боях на территории Восточной Пруссии, старшина Папилов был награждён орденом Красной Звезды и представлен к ордену Славы 1-й степени. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |