КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Он родился в 1920 году в деревне Сергейково (Лустошкинский район Псковской области). Перед Великой Отечественной войной окончил аэроклуб. В действующую армию под Сталинград Семён Романов прибыл из запасного авиационного полка. Его зачислили в 75-й Гвардейский штурмовой авиационный полк воздушным стрелком - радистом. Почти одновременно с ним в полк прибыл после окончания Оренбургского авиационного училища молодой лётчик Лейтенант Леонид Беда. Их назначили в один экипаж. Около месяца они готовились, изучали опыт товарищей, присматривались друг к другу и с нетерпением ждали первого боевого вылета. И вот наконец приказ - нанести удар по скоплению вражеских войск в районе Тормосина. На рассвете самолёты один за другим поднялись с аэродрома и взяли курс на запад. Фронт был совсем рядом. Сверху хорошо видны фашистские танки, автомашины, артиллерия. Рядом с самолётом десятки огненных вспышек - бьют зенитки. Штурмовик делает разворот и на бреющем полёте проносится над вражеской колонной. Романов видит, как внизу рвутся бомбы, вспыхивают машины, в панике разбегаются гитлеровцы. - Бей, чего ты ждёшь ?! - вдруг слышит он голос лётчика и, словно очнувшись, нажимает на гашетку пулемёта... Когда делали второй заход, Романову не потребовалось напоминаний. Он расчётливо выбирал цели и спокойно расстреливал их. На третьем заходе сержант увидел 2 вражеских истребителя, которые стремительно приближались. - Сзади "Мессера" ! - успел он крикнуть. Лётчик резко бросил самолёт вниз. Огненные трассы пуль пронеслись над головой. "Мессеры", сделав разворот, снова ринулись в атаку. На этот раз они заходили сверху. В какую-то долю секунды Романов увидел жёлтое брюхо вражеского самолёта и полоснул по нему короткой очередью. Истребитель, оставляя за собой чёрный шлейф дыма, пронёсся совсем близко от штурмовика и, не выходя из пике, врезался в землю. Второй истребитель резко отвалил в сторону и ушёл, отказавшись от продолжения боя. - А ты, брат, молодец, не растерялся ! - похвалил Романова командир. ...Под Мелитополем немцы, заняв заранее подготовленную оборону по господствующим высотам, остановили продвижение наших войск. Попытка прорвать оборону успеха не имела. Тогда советское командование приняло решение атаковать передний край под прикрытием дымовой завесы. Поставить её поручалось штурмовикам. Экипаж Гвардии лейтенанта Л. Беды вылетел на выполнение боевого задания. На бреющем полёте самолёт пронёсся вдоль переднего края вражеской обороны, поставил дымовую завесу и взмыл вверх. В этот момент Романов увидел приближающийся истребитель FW-190. Расстояние быстро сокращалось. Романов тщательно прицелился и открыл огонь. После 3-й очереди немецкий самолёт задымил и рухнул на землю. - Поздравляю, Сёма, чистая работа ! - похвалил Беда. - Считай, что это у тебя вторая рекомендация в партию. Через несколько дней коммунисты полка единодушно приняли С. Т. Романова в ряды Коммунистической партии. 256 боевых вылетов совершил он. 7 раз они вместе с прославленным лётчиком Леонидом Бедой садились на израненном самолёте на брюхо, 6 раз покидали горящий штурмовик и спускались на землю на парашютах. Много раз, возвращаясь с боевых заданий, не долетали, а, что называется, на нервах дотягивали до своего аэродрома. Во время боёв по освобождению Крыма был, например, такой случай. Над аэродромом Куман - Курменги их Ил-2 попал в зону зенитного огня. Осколок снаряда пробил радиатор. Вскоре вытекло всё масло, и мотор остановился. Пришлось садиться на брюхо в тылу противника. Немцы, рассчитывая на легкую добычу, спешили к советскому самолёту. Леонид Беда и Семен Романов приготовились к бою. Неизвестно, чем закончился бы их неравный поединок с автоматчиками неприятеля, если бы не славная традиция советских воинов: сам погибай, а товарища выручай. Видя тяжёлое положение товарищей, один экипаж на бреющем полёте атаковал фашистов, а в это время другой экипаж, под командованием лётчика Береснёва, приземлился рядом с подбитой машиной, взял Беду и Романова на борт своего штурмовика и благополучно доставил их на аэродром. В небе Восточной Пруссии Гвардии старшина Романов сбил ещё один вражеский самолёт. Последний боевой вылет он совершил в Курляндии. Когда самолёт возвратился с боевого задания, в нём насчитали 8 пробоин. - Мне повезло на войне, - задумчиво улыбаясь, вспоминает Семён Терентьевич. - И прежде всего в том, что командиром у меня был талантливый лётчик Леонид Беда. Мы понимали друг друга, без слов, действовали всегда согласованно. Жили, что называется, душа в душу. Наша дружба продолжалась и после войны. За боевые подвиги Леонид Беда стал дважды Героем Советского Союза, а его стрелок - радист Семён Романов - полным кавалером ордена Славы. За отвагу и мужество в Белорусской операции он был удостоен ордена Славы 3-й степени, за активное участие и проявленный героизм при освобождении Прибалтики получил орден Славы 2-й степени и за нанесение врагу больших потерь в ходе Восточно - Прусской операции, и особенно при овладении Кёнигсбергом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Мая 1945 года он награждён орденом Славы 1-й степени. Кроме того, С. Т. Романов удостоен орденов Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалей "За отвагу", "За боевые заслуги" и многих памятных медалей. После войны Семён Терентьевич проживал в Риге, работал электриком на заводе "Гидрометприбор". К армейской славе фронтовика прибавилась слава трудовая. На заводе он был одним из лучших рабочих. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |