Судаков Владимир Константинович - советский военный стрелок-радист, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
 
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Судаков Владимир Константинович

Судаков Владимир Константинович

Родился 23 июля 1921 года в селе Починки, ныне Нижегородской области. Окончил 10 классов средней школы. С 1940 года в рядах Красной Армии. Окончив школу воздушных стрелков - радистов, служил в строевых частях ВВС.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 130-го бомбардировочного авиационного полка  (в сентябре 1943 года преобразован в 122-й Гвардейский БАП). Воевал на Западном, 3-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах, был ранен. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии, обороне Москвы, освобождении Белоруссии, Польши и Прибалтики. Всю войну пролетал в экипаже Героев Советского Союза - лётчика А. А. Лоханова и штурмана А. Н. Медведева.

Уже в тяжелейших условиях начального периода войны, проявил мужество и отвагу. Так, 26 июня 1941 года, возвращаясь после бомбардировки вражеской колонны близ города Берёза  (Брестская область Белоруссии), стрелок - радист В. К. Судаков отразил атаку истребителей и сбил один из них.

После окончания Высшей офицерской школы был назначен помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе.

В 1944 году комсомольцы и молодёжь Починковского района собрали деньги на постройку самолёта "Починковский комсомолец" и просили передать самолёт экипажу, в котором служил их прославленный земляк.

К марту 1945 года помощник командира 122-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе  (3-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 3-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт)  Гвардии капитан В. К. Судаков совершил 182 успешных боевых вылета на бомбардировщиках СБ и Пе-2, в 27 воздушных боях сбил лично 4 и в группе 3 самолёта противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1945 года Судаков Владимир Константинович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 6947).

Участник Советско - японской войны 1945 года.

После окончания боевых действий продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Был старшим преподавателем в этой Академии, доцент. С 1983 года Гвардии полковник В. К. Судаков - в отставке. Жил в Москве. Умер 11 января 1999 года. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве   (участок 28).

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды  (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

Аллея славы воинов Победителей Починковского района.


Экипаж трёх Героев.

Звёздную ночь и раннее утро 24 июня 1941 года экипаж Алексея Лоханова никогда не забудет. Полк СБ - скоростных бомбардировщиков - базировался тогда в Белоруссии. Экипаж уже собирался спать. Стрелок - радист Владимир Судаков, русоволосый волжанин, что - то рассказывал, энергично жестикулируя. Капитан Алексей Лоханов, лётчик, невысокого роста, худощавый, внимательно, слушал. Здесь же сидел и штурман Александр Медведев, рослый, могучий. Он что-то хотел сказать, как вдруг тревожно завыла сирена. Друзья выскочили на улицу. Неподалёку слышались мрмки людей, трескотня автоматов и пулемётов, взрывы ручных гранат...

- Taм диверсанты ! - услышали лётчики чей-то голос, - переоделись, сволочи, в нашу форму.

Выхватив пистолеты, втроём побежали на шум. Бой продолжался недолго. Кольцо вокруг диверсантов сомкнулось, оставшиеся в живых сдались в плен. Возбуждённые боем друзья не пошли в общежитие, стали помогать техникам заряжать боекомплекты, подвешивать бомбы.

...Раннее утро. Гулко ревут моторы. На старте девятка бомбардировщиков капитана Коломийченко. В её составе экипаж Алексея Лоханова. Боевое задание: нанести удар по танкам противника. Взлетают. Идут на запад. Одни, без прикрытия истребителей. Под крыльями проплывают поля, населённые пункты. Видны пожары войны, шагающей на восток. Вот и цель. Серым удавом ползёт по шоссе колонна: танки, бронемашины, тягачи с контейнерами, наполненными горючим. Зенитки встретили эскадрилью плотным огнём. Красные шары "Эрликонов" потянулись к девятке. Отдельные снаряды рвутся так близко, что экипаж Лоханова слышит разрывы даже сквозь шум моторов.

Точность удара зависит от штурмана. Цель - в перекрестье прицела. Медведев нажимает кнопку электросброса. Проходят секунды. Лоханов смотрит назад: над колонной поднимаются столбы чёрного дыма. Неожиданно умолкают зенитки. И сразу - тревожный голос стрелка - радиста:

- Истребители !..

- Сомкнуться ! - командует Капитан Коломийченко.

Девятка СБ, будто исполинский ёж, ощетинилась стволами оружия.

"Мессеры" пошли в атаку. Их было не менее 20. На глазах Судакова один из бомбардировщиков запылал. В то же мгновение Ме-109, выходя из атаки, внезапно оказался между самолётом Лоханова и соседней машиной, где вёл оборону стрелок - радист Александров. Оба стрелка одновременно открыли огонь. "Мессер" задымил, лётчик выпрыгнул с парашютом. В соседнем эвене получил повреждение самолёт капитана Дымчемко. Но лётчик из строя не вышел, экипаж продолжал отбивать атаки.

Ожесточение боя нарастало с каждой минутой. Грохотало оружие, дымные трассы впивались в тела машин, падали свои и чужие, изредка в небе вспыхивали белые облачка парашютов.

Ещё один истребитель спикировал на машину Лоханова. Судаков обстрелял его, атаку сорвал, а когда фашист, разогнав скорость, проскочил вперёд, его настиг пулемётным огнём Медведев и сбил. Но гибнут и его боевые товарищи. Упал сосед по эвену, за ним другой. Наступил момент, когда экипаж Лоханова остался в небе один. Остальные самолёты были подожжены или подбиты. Осмотревшись, Владимир увидал, что основная масса истребителей оставила поле боя, невдалеке виднелись только две пары. "Чтобы добить нас", - подумал Владимир. Ситуация не из весёлых, но анализировать её времени нет. Мгновенье могло решить судьбу всего экипажа. Главное сейчас - не прозевать. Стрелок и штурман - щит экипажа, на них вся ответственность.

Фашисты стремительно атакуют. Лоханов маневрирует, уклоняясь от огненных трасс, вот когда пригодилась наука воздушного боя, преподанная Владимиру Судакову его командиром - капитаном Дымченко, участником боёв с белофиннами. Однажды, беседуя со стрелками - радистами, капитан посоветовал им привязывать шнур к спусковому крючку люкового пулемёта и закреплять его рядом с турельным. Что это даст ?   В опасный момент, не отходя от турели, стрелок может стрелять из люковой установки. Сейчас такой момент наступил: Ме-109 заходит под хвост самолёта. Судаков потянул за шнур, огненный веер развернулся перед глазами фашиста. Будто ошпаренный, лётчик метнулся в сторону, потом снова нырнул под хвост, и снова Владимир заставил его отвалить...

Бомбардировщик СБ-2бис.

Поединок продолжался недолго. В одной из атак, когда "Мессер" проносился совсем близко от бомбардировщика, Владимир всадил в него длинную очередь. Самолёт загорелся. Напарник сбитого сразу куда - то ушёл. Осталась пара. Она выходит на параллельный курс, готовясь к атаке. И будто назло - в турельном пулемёте задержка. Но Владимир не потерял присутствия духа. Секунды, и неисправность устранена. Снова атака. Маневрируя, Лоханов бросает машину из стороны в сторону. Снова гремят пулемёты, то люковой, то турельмый, то оба сразу.

Впереди появляются серые тучи. "Тяни к облакам, Алёша !" - кричит командиру штурман. Но очередь фашистских снарядов настигает бомбардировщик. Из строя выходит правый мотор, переговорное устройство. Но самое худшее - кончаются боеприпасы. И всё - таки им удалось уйти. Лоханоа нырнул в кучевое облако, и фашисты сразу его потеряли. Неоколько минут летели в непроглядной мгле, потом вышли из неё, осмотрелись, погони не было. Теперь можно передохнуть, собраться с силами, подсчитать потери. Лётчик и штурман не знают, что со стрелком. Связи с ним нет. Может, убит, а может, ранен и нуждается в помощи. На душе тяжело у обоих.

На одном моторе ведёт Лоханов свою машину. Нелегко это, если разбиты триммеры, если нечем снять нагрузку с рулей. Изнемогавшего от усталости лётчика бодрым словом поддерживает Медведев. И вдруг слышится голос стрелка: "Командир !   Штурман !   Вы меня слышите ?". Смекалистый Судаков, знаток своего дела, сумел отремонтировать переговорное устройство. В ответ послышались возгласы: "Володя !   Живой !   Держись, дружище, скоро посадка..."

Вдали показался аэродром. Лоханов не смог выпустить перебитые шасси. Приземлился на фюзеляж на окраина аэродрома. Самолёт дымил. Судаков выскочил из кабины, вылез и командир экипажа, но Медведев не смог - его зажало в сиденье, деформированном при посадке. Командир и стрелок - радист, собравшись с силами, проломили астролюк, помогли товарищу.

В изрешечённом самолёте техники насчитали более 100 пробоин. Таково дыхание суровой войны...

Метельный январь 1942 года. Нависли хмурые облака. В густом бору у аэродрома, как в покинутом доме, царит тишина. Заиндевели деревья и самолёты. Пользуясь нелётной погодой, немцы перегруппировали и сконцентрировали несколько пехотных и мотодивизий для нового наступления. И вдруг куда-то исчезли. Командованию потребовались точные данные. Экипаж Алексея Лоханова вышел на розыски.

Первые 3 полёта результатов не дали. Хитрый враг затаился. В 4-м Медведев напал на след: отпечатки гусениц танков. Лоханов развернул машину, бреющим пошёл над деревьями, вот и колонна. Большая часть её скрывалась на лесной дороге, голова выдвинулась на открытое место. Направление - на Сухиничи. Заметив разведчик, фашисты открыли огонь. Поздно !   Лоханов низко прошёл над колонной, Медведев сфотографировал её, дал радиограмму.

Получив точные данные, наши войска двинулись в наступление. Группировка врага вскоре была разгромлена, город Сухиничи освобожден от захватчиков.

За умело проведённую разведку Медведев и Лоханов были награждены орденами Ленина, стрелок - радист Судаков орденом Красного Знамени.

Вскоре полк получил новую технику - скоростные пикирующие бомбардировщики Пе-2 с хорошим бомбовым грузом, большой огневой мощью крупнокалиберных пулемётов.

Бомбардировщик Пе-2.

...Девятка "Петляковых" под командой Лоханова, возвращаясь с боевого задания, встретила 6 "Мессеров". Разгорелся напряжённый бой. Отбивая атаки, Владимир Судаков поджёг вражеский истребитель. "Слава русскому оружию !" - крикнул стрелок - радист, видя, как сбитый им самолёт врезался в землю. Заместитель командира эскадрильи по политической части Капитан Заикин в тот же день послал от имени личного состава коллективное письмо родителям Судакова:

"Дорогие Константин Васильевич и Екатерина Августовна !   Сын Ваш, Владимир, за время войны более 100 раз вылетал громить фашистов. Много раз он участвовал в воздушных боях с противником, проявляя храбрость и героизм, лично сбил 4 вражеских истребителя. Вашим сыном гордимся мы, его товарищи по оружию. Вы воспитали замечательного патриота нашей великой Родины".

Ответное письмо родителей было прочитано на партийных и комсомольских собраниях части. Оно вызвало новый подъём в боевой работе. Слава о делах героя дошла до жителей Починковского района. Комсомольцы, земляки Владимира, решили построить самолёт "Починковский комсомолец" и вручить его экипажу Лоханова. Вскоре самолёт был построен и передан и надёжные руки.

...19 апреля 1943 года. Рассвет. Красным накалом небесного горна пламенело небо. Проснулись штицы. Потянуло прохладой. Кончался тот промежуток времени, когда земля ещё дремлет и тихо вдыхает теплоту. Лёгкие лиловые облачка застыли над горизонтом.

На аэродроме давно уже кипела напряжённая работе. Экипажи готовились к вылету - бомбить аэродром Сеща. Немецкое командование сосредоточило там большое количество самолётов и зенитной артиллерии, бомбардировщиков будут сопровождать лётчики 18-го Гвардейского истребительного полка и группа из эскадрильи "Нормандия".

В.Судаков, А.Лоханов и А.Медведев. 1943 г.
Геройский экипаж (слева направо):
В. Судаков, А. Лоханов и А.Медведев.

Взлетели. Девятка капитана А. Лоханова легла на курс. Это был его 170-й боевой вылет. Вмесе с ним летели его питомцы, молодые пилоты, совершившие всего по 2 - 3 боевых вылета, младшие лейтенанты Хиль, Матвеев, Фёдоров...

Прорвав зенитный заслон врага, девятка вышла к цели, внизу на стоянках - истребители и бомбардировщики. Сделав точный расчёт, Медведев сбросил бомбы на цель. Вслед за ним метко отбомбились другие. Медведев сфотографировал начавшийся большой пожар. Успех бомбометания был подтверждён потом и партизанами.

В массированном налёте на Сещу участвовали и другие полки 204-й дивизии, и подразделения штурмовиков Ил-2. Удар был настолько неожиданным и сокрушительным, что противник не смог поднять в воздух ни одного своего истребителя. Более 30 вражеских самолётов было уничтожено в тот весенний солнечный день.

12 сентября 1943 года полку вручили Гвардейское знамя - символ воинской чести. Гвардейская честь - невесомое, невидимое, но грозное для врага оружие.

...Сквозь пламень войны прошёл до самого Берлина самолёт "Починковский комсомолец", участвуя в многочисленных схватках с врагом. Экипаж бомбил артиллерийско - миномётные позиции, крупные укреплённые пункты Восточной Пруссии: Шталупеннен, Эйдткунен, Кёнигсберг; порты: Либаяу, Пиллау; Земландскую группировку врага.

Более 260 боевых вылетов совершил экипаж Гвардейцев. 110 из них - на разведку. B 27 воздушных боях ими сбито 10 вражеских самолётов, половина из них - Медведевым. Все трое стали Героями Советского Союза, весь экипаж !

Как же сложилась дальнейшая жизнь Героев ?   Окончив академию имени Жуковского, Гвардии полковник - инженер Владимир Судаков работал там же, преподавателем. Окончив сразу 2 академии, генерал - лейтенант авиации Александр Медведев ещё долго служил в Военно - Воздушных Силах. Гвардии майор Алексей Лоханов после войны служил не долго, в 1947 году вышел в запас. Жил и работал в Баку.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz