КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Жмаев Николай Романович |
Родился 8 мая 1916 года в посёлке Миасс, ныне город Челябинской области, в семье крестьянина. После школы работал столяром - модельщиком напилочного завода. В 1937 году окончил школу ФЗУ при Миасском напилочном заводе и там же работал столяром - модельщиком. После учёбы в Златоустовском механическом техникуме был слесарем. В 1937 году призван в ряды Красной Армии. В 1938 году окончил школу младших авиационных специалистов служил стрелком - радистом. Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халхин - Гол в 1939 году. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Летал стрелком - радистом на самолётах СБ и Пе-2. Участвовал в боях на Западном, Брянском, Северо - Западном, 1-м Украинском фронтах. К апрелю 1945 года начальник связи эскадрильи 36-го Гвардейского Берлинского орденов Суворова и Кутузова авиационного полка (202-я бомбардировочная Средне - Донская Краснознамённая ордена Суворова авиационная дивизия имени Верховного Совета Татарской АССР, 4-й бомбардировочный Львовский Краснознамённый ордена Суворова авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии старшина Н. Р. Жмаев совершил 300 боевых вылетов на бомбардировку скоплений живой силы и техники противника. В воздушных боях сбил лично 3 и в группе - 5 самолётов противника, ещё 12 сжёг на аэродромах. Последний боевой вылет совершил в небе Берлина. Участник легендарного Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. 27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны Н. Р. Жмаев был демобилизован. Вернулся в родной город. Работал в горкоме партии, директором обувной фабрики. Затем, до выхода на пенсию в 1977 году, директором завода "Уралрезина". Жил в городе Миасс Челябинской области. Умер 12 декабря 2000 года. Похоронен в Миассе. Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени; медалями. Почётный гражданин города Миасс (с 1985 года). Имя Н. Р. Жмаева начертано на обелиске в честь освобождения Киева. После окончания ФЗУ Николай Жмаев поступил столяром - модельщиком на напилочный завод. Вскоре он закончил Златоустовский механический техникум, а в 1937 году его призвали в армию. В 1938 году прошёл обучение в школе младших авиационных специалистов. Но спокойно закончить службу ему не удается, так как начались боевые действия с японцами в районе реки Халхин - Гол. И он стал участником этих боёв. Ночью 21 июня 1941 года прозвучал сигнал боевой тревоги. Экипажи получили приказ - идти на запасной аэродром. Там состоялся митинг. Боевое знамя части вынес ветеран полка старший сержант Жмаев. Говорили взволнованно. Единодушно приняли резолюцию: лётчики бомбардировочного полка будут беспощадно громить фашистов до полной победы. ...В экипаже их было трое: командир эскадрильи - старший лейтенант В. П. Морозов, штурман корабля, он же штурман эскадрильи А. Б. Вербицкий и стрелок - радист, он же начальник связи эскадрильи, старший сержант Н. Р. Жмаев. Группа получила боевую задачу - нанести бомбовый удар по танковой колонне, наступающей на Минск. Вылет предстоял трудный: шли без истребителей. Комэск решил обмануть противника. Девятка бомбардировщики сначала углубилась на территорию, занятую врагом, а затем развернулась и вышла с тыла. Фашисты приняли советские самолёты за свои: открыли люки, вылезли из танков, махали шлемами. Тут-то бомбардировщики и накрыли их. Сбросили на колонну все бомбы, а затем обстреляли из пулемётов. Жмаев видел, как метались в панике фашисты, как нагоняли их меткие очереди пулёметов. Успех первого боя радовал. Но вот появились вражеские истребители. Единоборство было неравным. На аэродром вернулись только 3 машины. И в последующих вылетах бомбардировщикам приходилось идти без сопровождения истребителей. И тем не менее экипаж бомбардировщика, где стрелком - радистом был Жмаев, успешно сражался с фашистами с июня 1941 года по июнь 1944 года, совершив 200 боевых вылетов. Воздушные бои часто приходилось вести в самой сложной обстановке. Вылетали на бомбёжку живой силы и техники, уничтожение узлов связи, на срыв железнодорожных перевозок, подавление зенитных точек и батарей полевой артиллерии, на выброску десанта, ликвидацию переправ. Было уничтожено много живой силы и боевой техники врага. Сбито 3 самолёта лично Жмаевым и 5 самолётов в группе с товарищами. Чем же был обеспечен успех экипажа ? - Все знали в совершенстве своё дело, - вспоминает Н. Р. Жмаев. - У нас было полное взаимопонимание. Достаточно было кивка, жеста или слова, и мы - одно действие. Решительность, смелость до дерзости - без этого невозможен боевой успех в наших условиях, без сопровождения истребителей. И всех нас объединяла любовь к Родине. ...17 июля 1941 года эскадрилья Морозова получила задание - нанести бомбовый удар по танковой колонне в районе Слуцка. Девятка бомбардировщиков устремилась к цели. Жмаев зорко следил за небом. Его рация настроена на волну штабной рации. Вдруг он услышал свои позывные. - Командир, - доложил он по внутренней связи. - Приказано перенацеливаться: нанести удар по эшелонам на железнодорожной станции Молодово. Самолёты выполнили задание. Но группу атаковали 10 истребителей. Жмаев отлично организовал огонь стрелков, было сбито 2 "Мессера". Основная огневая мощь самолёта - 2 пулемёта ШКАС - находилась в распоряжении стрелка - радиста. Он работал на радиостанции, но в его обязанности входила и борьба с вражескими самолётами. Поэтому судьба экипажа при встрече с противником во многом зависела от мастерства стрелка - радиста. В наградном листе на Жмаева Николая Романовича говорится: "Как бы ни была сложна обстановка, какая бы смертельная опасность ни угрожала экипажу, товарищ Жмаев исключительно держит связь, метко поражает наземные цели, предупреждает товарищей об опасности и отражает атаки истребителей противника. Отличное знание материальной части радиостанции, а также стрелкового вооружения, мастерское владение оружием, вверенным ему Родиной, отличает Жмаева. Свои знания и богатый боевой опыт он передает подчинённым, словом и личным примером воспитывает стрелков - радистов эскадрильи". Из 300 успешных вылетов Н. Р. Жмаева 104 он совершил на самолёте Пе-2 с командиром эскадрильи Гвардии капитаном И. А. Малютой и штурманом Гвардии старшим лейтенантом В. И. Иванниковым. 9 марта 1944 года эскадрилья бомбила аэродром противника близ Проскурова. В воздух поднялись до полутора десятков фашистских истребителей. Не теряя самообладания, Жмаев зорко следил за обстановкой, помогал лётчику в противозенитном маневре, руководил огнём стрелков - радистов и поражал из своего пулемёта самолёты на земле. Группа отлично выполнила задание и возвратилась на свой аэродром без потерь. Однажды механик, встречавший на аэродроме экипаж, удивлённо сказал Николаю Жмаеву: - На тебя что, свора собак налетела ? На комбинезоне лётчика, унтах и шлемофоне зияли рваные дыры. Когда подсчитали, то оказалось 12 пулевых пробоин. А тело не задето ! ...За годы войны много было и радостных побед, и горьких поражений, и невосполнимых потерь. Но твёрдость характера, мужество, сила воли помогали Жмаеву всегда быть готовым выполнить приказ командования. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1945 года Гвардии старшина Жмаев Николай Романович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7698). В 1945 году Н. Р. Жмаев демобилизовался и вернулся в родной Миасс. Свой послевоенный трудовой путь он начинал с горкома партии, затем работал директором обувной фабрики. Потом его избирают директором завода "Уралрезина", где он отработал более 20 лет, бал награждён медалью "За доблестный труд". В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина". В процессе своей производственной деятельности он постоянно избирался депутатом Миасского городского Совета, членом Пленума городского комитета КПСС, членом областного комитета защиты Мира. Решение исполкома № 8 от 3 января 1985 года Николай Романович Жмаев стал почётным гражданином города Миасса. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |