КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
В Северной Осетии уважением и огромной популярностью всегда пользовались покорители неба, лётчики Военно - Воздушных сил. В 1934 году в городе Владикавказе был создан аэроклуб ОСОАВИАХИМа, который стал центром подготовки лётчиков, авиатехников, планеристов, авиамоделистов. В предвоенные годы он выпустил около 4000 авиаторов. В годы Великой Отечественной войны 17 сынов Осетии, отважных лётчиков, стали Героями Советского Союза. Среди них командир 6-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса Генерал - майор авиации Ибрагим Магометович Дзусов, в частях которого служили трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин, дважды Герои Советского Союза Г. А. Речкалов, Д. Б. Глинка и другие прославленные асы. Заслуги Осетии в развитии авиации в 1930 - 1940 годы были настолько велики, что её называли "летающей республикой". В послевоенные годы уроженцы Осетии, воспитанники ОСОАВИАХИМа - ДОСААФ - РОСТО, приумножили славу фронтовиков. В 1949 году звания Героя Советского Союза был удостоен полярный лётчик Илья Котов. Отличились заслуженные лётчики - испытатели СССР: Пётр Остапенко стал Героем Советского Союза, а Виктор Васенков - Героем Российской Федерации. Почётное звание "Заслуженный военный лётчик СССР" присвоено Генерал - полковнику авиации Эльдару Цоколаеву, Полковникам Юрию Алёхину, Вячеславу Арчегову, Мурату Каргинову. Высокого звания "Заслуженный пилот СССР" удостоен Харитон Цховребов, звания "Заслуженный пилот Российской Федерации" - Борис Дауров. В "летающей республике" ответственную должность руководителя ДОСААФ - РОСТО долгие годы занимали и занимают опытные авиаторы, прошедшие школу мастерства в годы Великой Отечественной войны и при выполнении интернационального долга в послевоенные годы. Среди них Герой Советского Союза Генерал - майор авиации И. М. Дзусов, прославленный лётчик - штурмовик В. С. Зангиев, воины - интернационалисты В. А. Агузаров и Р. А. Бедоев. Об одном из них - наш рассказ. Полковник в отставке Виктор Александрович Агузаров возглавил Северо - Осетинский республиканский совет РОСТО в трудные годы перестройки и руководил им в тяжёлых условиях реформ в стране и в Вооружённых силах, в обстановке острой нехватки финансовых средств. Вся его сознательная жизнь была связана со служением Отечеству. Он родился 12 Декабря 1935 года в селе Мостиздах Дигорского района. В 1953 году после окончания 10 классов был направлен в Актарский авиационный лётный центр ДОСААФ. Несколько месяцев подготовки - и первые полёты, незабываемое чувство высоты, радости, восхищения и гордости, породнившее его с небом. В том же году Виктор поступает в Армавирское авиационное училище лётчиков - истребителей. Три года напряжённой учёбы приносили ему только отличные оценки. На новейших в те годы истребителях МиГ-15 и МиГ-17 он действовал в небе смело, уверенно, хладнокровно и грамотно. В 1955 году Виктор Агузаров с отличием окончил училище, получил воинское звание "Лейтенант" и был направлен в Бакинский округ ПВО на должность лётчика - истребителя. Шесть лет боевой службы и учёбы в войсках не прошли даром. За эти годы его трижды повышали в должности, он стал Капитаном, лётчиком 2-го класса. Но Виктор Александрович самокритично относился к своим успехам, всегда стремился к новым высотам в изучении и освоении боевой авиационной техники. В 1962 году он поступил на командный факультет Военно - Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина, которую окончил в 1966 году. Окончил с блеском, как и училище. В Южной группе войск принял под своё командование истребительную эскадрилью и через год вывел её в отличные, стал лётчиком 1-го класса, ему присвоили воинское звание "Майор". Эскадрилья Агузарова неизменно занимала первые места в авиации Южной группы войск. Об успехах его эскадрильи неоднократно писали "Красная звезда" и газета "Ленинское знамя". О нём же была выпущена в Москве листовка - плакат "Победа в небе" под девизом "И в мирное время есть место подвигам". В 1969 году Агузарова назначают заместителем командира авиаполка, год спустя как одного из лучших авиационных командиров его добровольцем направляют в спецкомандировку выполнять интернациональный долг по защите неба Египта от израильской авиации. Подготовка авиационных специалистов для выполнения интернационального долга в Египте проводилась на аэродроме Мары Туркестанского военного округа. Там в Апреле 1970 года встретились 3 земляка, 3 опытных лётчика - истребителя: Майор Виктор Агузаров, прибывший из ЮГВ, Капитан Вадим Джиоев - из ГСВГ и Старший лейтенант Хаджимусса Кастуев - из СГВ. Самолёт Ил-18 летел без посадки до Каира 8 часов. В аэропорту отрулил в дальний угол, от посторонних глаз подальше. Лётчиков встречал сам главный авиационный советник, известный военачальник, Герой Советского Союза Генерал - полковник авиации С. И. Харламов. Когда тут же на аэродроме объявили списки распределения по частям, оказалось, что Агузаров, Джиоев и Кастуев попали в 135-й истребительный авиационный полк, на аэродром Бени - Суэф. Виктор Агузаров, как заместитель командира полка, был направлен возглавить группировку авиации включающую эскадрилью полка и подразделения обеспечения на аэродроме Ком - Аушин. Эти силы и средства были ближе к противнику, чем основная часть полка, первыми обнаруживали воздушные цели и обеспечивали их поражение. Главным "дирижёром" здесь был Майор В. А. Агузаров. Военного лётчика 1-го класса Вадима Джиоева, с учётом его высокой профессиональной подготовки, назначили командиром эскадрильи. В этом же подразделении старшим лётчиком был Хаджимусса Кастуев. С первых дней наши лётчики несли боевое дежурство в дневное время, от рассвета до наступления темноты. В ночное время боевые действия не велись. В дежурное звено заступали сразу 8 лётчиков в различных степенях готовности. В готовности № 1 пара лётчиков находилась в кабинах своих истребителей по одному часу. На взлёт им отводилось 4 - 5 минут. В экстремальных климатических условиях, при жаре до +50 градусов одетому в противоперегрузочный костюм пилоту приходилось весьма нелегко. В течение светлого времени суток лётчики переводились из готовности в готовность, несколько раз звучала команда "Воздух". Во время выполнения очередного боевого вылета звено истребителей возглавил командир эскадрильи Капитан Джиоев, ведущим второй пары был Старший лейтенант Кастуев. Управление группой было передано на командный пункт аэродрома Ком - Аушин, где в это время находился Майор В. А. Агузаров. Вслушавшись в радиообмен ведущего группы с пунктом наведения, Виктор в какой - то момент уловил: случилось что - то неладное. Он схватил микрофон со стола руководителя полётов и, помня о правилах скрытого управления, на осетинском языке запросил Джиоева "Что случилось ?" Ответ на родном языке не принёс успокоения "Скажу после посадки". Как выяснилось, группа Джиоева была выведена на звено противника. В ходе воздушного боя, выполняя боевой маневр, Кастуев ударил фонарём (остекление кабины пилота) по нижней части фюзеляжа израильского истребителя, который, получив повреждение, спешно вышел из воздушного боя. От удара фонарь истребителя Кастуева рассыпался на мелкие осколки, его самого спасли заголовник бронеспинки кресла и гермошлем. Хаджимусса принял единственно правильное решение - катапультироваться. Пиропатрон выстрелил кресло с лётчиком с перегрузкой 12 единиц. Кастуев получил неизбежный в этой ситуации компрессионный перелом позвоночника. Через 15 минут после приземления рядом с лётчиком сел поисково - спасательный вертолет Ми-8, Кастуев был доставлен в госпиталь, в Каир. Друзья остро переживали за своего младшего товарища. Долгих 3 месяца Хаджимусса находился на излечении, но, к радости земляков и остальных боевых друзей, вернулся в строй крылатых витязей. До Марта 1976 года образцово выполняли свой интернациональный долг в Египте 3 лётчика - земляка. Они совершили по 150 и более боевых вылетов на прикрытие военных и других жизненно важных объектов страны. Майор Агузаров и Старший лейтенант Кастуев были награждены орденом Красной Звезды. У Виктора Агузарова полёты в африканском небе продолжились и в 1977 - 1978 годах, когда он был советником командующего ВВС Эфиопии. За образцовое выполнение правительственного задания по оказанию интернациональной помощи этой стране и личное мужество, проявленное при участии в боевых действиях, Полковник В. А. Агузаров был награждён орденом Красного Знамени. После Эфиопии Виктор Александрович проходил службу в Северо - Кавказском военном округе. Но в 1981 году вновь оказался в спецкомандировке - в Монгольской Народной Республике. В течение 5 лет он исполнял должность советника командующего ВВС Монгольской народной армии, оказал большую помощь в развитии её авиации, повышении боевой готовности, в подготовке кадров лётного состава. За умелую подготовку лётчиков, успешное выполнение интернационального долга Полковник В. А. Агузаров был награждён четырьмя медалями Монгольской Народной Республики и званием "Почётный офицер Монгольской народной армии". А 21 Мая 1985 года приказом министра обороны МНР ему было присвоено высокое звание "Почётный лётчик монгольской авиации" - для ВВС Монголии это звание приравнивалось к званию "Заслуженный лётчик СССР". В 1986 году Полковник В. А. Агузаров по выслуге лет и возрасту вышел в запас и начал работать старшим лётчиком - инспектором в Северо - Осетинском обкоме ДОСААФ. Свой большой опыт он передавал молодым авиаторам ДОСААФ Осетии, сам летал на самолётах Ан-2 и "Вилга-35", находившихся в распоряжении оборонного общества. В Апреле 1989 года его избирают председателем республиканского комитета ДОСААФ, затем, в 1991 году председателем рессовета РОСТО. За активное участие в военно - патриотическом воспитании молодёжи и миротворческой работе В. А. Агузаров был награждён медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени, высшей наградой РСО - Алания - медалью "Во славу Осетии" и высшей наградой РОСТО - медалью "Первый трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин", многими почётными грамотами местных органов власти. Прошли годы. В конце 1990 годов здоровье Виктора Александровича резко ухудшилось. Дали знать о себе тяжкие годы боёв в небе Египта и Эфиопии, многолетняя напряжённая лётная работа, полёты на новейших истребителях. Весной 1998 года он тяжело заболел, долго лечился в госпиталях и больницах, а в Октябре 1999 года перенёс сложную операцию на сердце, стал инвалидом II группы. После этого лётчик - ас запросил разрешение выполнить "посадку" - работать вполнакала не в духе воина - интернационалиста. Центральный совет РОСТО с учётом заслуг Полковника В. А. Агузарова перед ВВС и ДОСААФ - РОСТО закрепил за ним пожизненно должность советника председателя Северо - Осетинского рессовета РОСТО. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |