КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Летая в годы войны на самолёте МиГ-3, Юрий Антипов поначалу, как и другие лётчики, тоже считал, что хотя по скорости, особенно на больших высотах, эта машина вне конкуренции, но маневренность у неё не то чтобы очень... Очень скоро ему пришлось проверить свою точку зрения на практике. В одном из первых же боёв с противником Антипова крепко зажали - он оказался в одиночку против 5 Ме-109. Это было то самое соотношение сил, при котором немецкие лётчики весьма охотно вступали в бой с нашими лётчиками. Первое, что он обнаружил, вступив в неравную схватку, был ... отказ пулемётов. Всех 3-х - одного за другим. Лётчик нажимал на гашетки, а пулемёты молчали. Антипов попробовал перезарядку: один раз, другой, третий - не помогло. Чтобы выйти из под удара, хочешь не хочешь, надо маневрировать, причём, как можно более энергично. Через много лет после этого боя он рассказывал: - Чуствую, что ещё секунда - и по мне дадут. Потянул ручку на себя: ничего, крутится "МиГ", дрожит весь, но не сваливается. Только краешком глаз вижу, что мне в концы крыльев упираются сзади какие - то полосы. Первое, что подумалось: трассы ! Но тут же усомнился: не могут же они так точно попадать именно по консолям, а главное, так устойчиво держаться - без перерыва и всё по одному и тому же месту. Повернул голову: батюшки, оказывается, это жгуты срывные. Вот тебе и маломаневренная машина ! Виражит со струями с консолей, как тебе какой - нибудь И-15, и в ус себе не дует !.. С тех пор взгляд на маневренность "МиГа" у Антипова и его однополчан существенно изменился к лучшему. Не скоростью единой жив был этот самолёт - маневренные свойства МиГ-3 оказались для многих наших лётчиков сюрпризом. Причём на этот раз приятным - неприятных и без того хватало. И всё же, долго крутить карусель против 5 "Мессеров" было невозможно. Оставалось одно: любыми средствами выходить из боя. Выбрав удобный момент, Антипов с полным газом, с полупереворота устремился к земле и, отрвавшись таким образом от Ме-109 метров на 800, пустился домой. Если бы дело происходило где - нибудь повыше, МиГ-3 свободно ушёл бы от любого немецкого истребителя, но у самой земли это не получилось. А противник, как на грех, попался упорный - 3 "Мессера" остались патрулировать в районе боя, а остальные смело пошли вслед за "МиГом" в глубь нашей территории. Антипов тянул к своему аэродрому - за добрых 60 - 70 км от места, где начался бой. "Мессера", дымя работающими на полном газу моторами, медленно сокращали дистанцию. Вот наконец и аэродром. Сейчас оттуда поднимутся наши истребители, и зарвавшимся немцам достанется... Но не тут то было ! Никто не поднялся, и никому не досталось. Дома не ждали возвращения Антипова со столь необычным эскортом. Ни одна машина не взлетела на помощь ему. Пришлось обходиться своими силами. Легко сказать - своими силами ! Единственное, чего удалось ему добиться, так сказать, для наращивания означенных сил, был один пулемёт: упорно повторяя по дороге к аэродрому попытки наладить бортовое оружие, Антипов хоть на треть, но оживил его. Трудно представить себе более тяжёлые условия: двукратное превосходство противника в количестве самолётов и, наверное, десятикратное в огневой мощи, крайне неблагоприятные для "МиГа" высота, невыгодное исходное положение - вражеские истребители за хвостом... Всё плохо ! Но выхода нет - надо давать бой. Антипов, неожиданно для противника, ввёл свою машину в энергичный, предельно крутой разворот (нет, что ни говори, маневр у "МиГа" есть !), успел выйти "Мессерам" в лоб и, прицелившись в ведущего, нажал гашетку. Сухо щёлкнула короткая - патрона на 4 - очередь, и... пулемёт снова смолк. Всего 4 выстрела ! Какой толк от них, когда счёт огня в воздушном бою идёт на сотни и тысячи пуль и снарядов в минуту ! Но, оказывается, толк был. "Мессер" горкой с разворотом отвернул на запад и пустился восвояси, оставляя за собой тонкую серовато - белую струйку, ту же испарявшуюся в воздухе. Второй немецкий истребитель, как и положено дисциплинированному ведомому, последовал за ним. Через несколько километров первый "Мессер" прешёл на снижение и, не выпуская шасси, приземлился на фюзеляж в лесную просеку. Немецкий лётчик (которого, кстати, взяли в плен только через 2 дня у самой линии фронта - он двинулся пешком на запад и едва не ушёл), когда дело дошло до допроса, сказал: "Мне просто не повезло !" Ему действительно не повезло или, если угодно, крупно повезло Антипову: единственная (одна - единственная !) пуля попала точно в маслянный радиатор Ме-109. Масло, конечно, сразу же выбило - это оно светлой струйкой тянулось за подбитой машиной, - и мотор заклинило. Опять то же слово - повезло. Нет ! Не только повезло ! Чтобы попасть одной короткой очередью за несколько сот метров в жизненно уязвимую часть вражеской машины, кроме везения, нужно очень здорово стрелять. Плохому стрелку так повезти не может. Везёт только умелому. Этот случай, как и многие другие, ему подобные, наталкивает на ещё одну истину. Оказывается, при всём первостепенном значении лётно - технических данных самолёта, воюет всё же не он, не самолёт, а человек сидящий в нём ! |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |