Даргис Павел Никодимович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Даргис Павел Никодимович

Даргис Павел Никодимович

Родился 17 марта 1913 года в городе Каунасе  (Литва). Окончил сельскую школу в городе Шклове  (Белоруссия), профтехшколу. Работал электромонтёром. С 25 июля 1932 года в рядах Красной Армии. Служил красноармейцем в Гомеле. Затем поступил в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. Служил пилотом в 116-м и 47-м ИАП, инструктором - лётчиком в 163-м РАП, лётчиком 7-го ИАП.

С июня 1941 года лейтенант П. Н. Даргис на фронтах Великой Отечественной войны. По июль 1941 года служил в составе 7-го ИАП; по октябрь 1941 года - в 19-м ИАП; по февраль 1942 года - в 428-м ИАП; по август 1942 года - в 565-м ИАП; по май 1945 года - в 28-м ИАП. Воевал на Ленинградском фронте, Московском и Северном фронтах ПВО. Был заместителем командира эскадрильи, штурманом и командиром полка.

13 августа 1941 года командир звена 19-го ИАП лейтенант П. Н. Даргис в воздушном бою в районе Молосковца под Ленинградом плоскостью своего МиГ-3 таранил вражеский бомбардировщик.

К концу войны командир 28-го ИАП подполковник П. Н. Даргис совершил около 200 боевых вылетов, в 45 воздушных боях сбил 7 вражеских самолётов лично и 6 в группе с товарищами  (по другим источникам - 5 лично и 9 в составе группы).

После войны продолжал служить в ВВС. В запас вышел в звании полковника.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Он родился 17 марта 1913 года в городе Каунасе, в семье рабочего. Окончив профтехшколу, работал электромонтёром на писчебумажной фабрике "Спартак". В 1930 году вступил в комсомол. 25 июля 1932 года призван в ряды Красной Армии. Служил красноармейцем в Гомеле. Через год поступил в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. Служил пилотом в 116-м и 47-м истребительных авиационных полках, инструктором - лётчиком в 163-м резервном авиационном полку, лётчиком 7-го истребительного авиационного полка.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. В одном из боёв сбил вражеский истребитель Mе-109, но сам был ранен и потерял сознание. Его неуправляемый самолёт начал снижаться. В это время на него набросилась пара Ме-109, пытаясь добить. Вражеская очередь разбила стекло, осколки посекли лицо и грудь. От боли Даргис очнулся, взял управление, набрал высоту и сбил второй "Мессер". После этого вернулся на аэродром, где его уже посчитали погибшим.

После неудачных налётов на Ленинград в первые дни войны к городу пытались прорваться лишь мелкие группы или одиночные самолёты противника с целью разведки. Но они успешно отражались совместными усилиями лётчиков - истребителей и зенитчиков. Со второй половины июля авиация противника меняет тактику: она переходит к массированным налётам на Ленинград.

20 июля в 3 часа 40 минут немецкие самолёты пытались проникнуть к городу, но наша зенитная артиллерия не допустила их. В 9 часов 44 минуты посты ВНОС обнаружили в районе Луги на высоте 3000 метров 9 самолётов Ju-88 и 12 Ме-110, летевших курсом на Ленинград. По приказу командира 7-го истребительного авиакорпуса ПВО Героя Советского Союза полковника С. П. Данилова на перехват вылетело 20 истребителей. После их стремительной атаки враг начал беспорядочно бросать бомбы и уходить в юго - западном направлении. Советские лётчики преследовали их до озера Самро. Фашисты недосчитались 12 самолётов. 7-й истребительный авиакорпус потерял 2 машины, но оба лётчика спаслись на парашютах. В бою по одному самолёту сбили А. Н. Чемоданов, К. Н. Мурга, И. К. Пахомов, М. Г. Антонов, П. Н. Даргис, В. Н. Никитин, И. И. Овчаренко, А. В. Петрин, А. М. Зинченко, Л. М. Головин. Молодой лётчик лейтенант В. П. Клыков уничтожил 2 Ме-110, одного из них таранным ударом.

Массированные налёты вражеской авиации на Ленинград продолжались до конца месяца. Но благодаря смелым и решительным действиям лётчиков - истребителей, зенитчиков и всех воинов ПВО налёты фашистской авиации на Ленинград были отбиты. Из 904 самолётов, пытавшихся в июле пройти к городу, удалось прорваться лишь 9 самолётам. Но они не смогли причинить ущерба городу. Враг же понёс большие потери. Только с 20 по 30 июля наши лётчики и зенитчики сбили 41 самолёт.

Нужно признать, 7-й истребительный авиаполк был достаточно сильным подразделением. Его лётчики успешно боролись даже с очень опытными немецкими пилотами - асами. Так, 30 июля 1941 года не вернулся на свой аэродром командир III-й Группы известной эскадры JG 54 "Grunherz" хауптман Арнольд Лигниц   (имевший 25 побед), ставший жертвой собственного любопытства и неосмотрительности.

МЕ-109F-2 из состава JG 54

Немецкий истребитель Messershmitt Me-109F-2 из состава JG 54 "Grunherz".  1941 год.

Когда Ленинград оказался в радиусе действий Ме-109, лётчики "Grunherz", видевшие с воздуха многие города Европы, не могли удержаться от искушения. В тот день хауптман Лигниц и его ведомый лейтенант Эрвин Лейкауф в инициативном порядке взлетели и, миновав линию фронта, направились к центру Ленинграда. Hад Невой ведущий начал разворот и в этот момент пара "МиГов", незаметных в лучах солнца, обрушилась на "Мессершмитты" сзади. Лейтенант Лейкауф, прозванный "змеёй" за манеру пилотирования, скольжением уклонился от трассы и, выполняя переворот через крыло, увидел, что истребитель командира сбит и падает, вращаясь по спирали. Лигниц покинул подбитый истребитель и спасся на парашюте, однако, упал на крышу дома, а с неё - на мостовую. Через 2 дня он скончался в Военно - Морском госпитале.

13 августа 1941 года отличился и командир звена 7-го истребительного авиационного полка  (5-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 23-й армии, Северный фронт)  лейтенант П. Н. Даргис. В тот день он вылетел в составе эскадрильи МиГ-3 на отражение налёта вражеской авиации на железнодорожную станцию Молосковец под Ленинградом. На подступах к станции наши лётчики обнаружили до 20 немецких бомбардировщиков. С первой атаки удалось сбить головной Ju-88. Остальные повернули в сторону. Строй бомбардировщиков нарушился. 6 "Юнкерсов", сделав круг, вновь попытались прорваться к станции. В это время Даргис заметил, как с другой стороны к станции приближается ещё 4 "Юнкерса". Между двумя крайними вражескими самолётами было значительное расстояние. Даргис нажал на гашетку, но пулемёт, выпустив короткую очередь, замолчал. Тогда Даргис решил таранить. Он направил свой истребитель в просвет между бомбардировщиками и плоскостью срезал хвост одного их них. Тот, потеряв управление, рухнул на землю. Это была уже 5-я победа Даргиса.

МиГ-3 из 7-го ИАП

Затем он воевал на Ленинградском, Московском и Северном фронтах ПВО. Был заместителем командира эскадрильи 428-го истребительного авиационного полка, штурманом 565-го истребительного авиационного полка, командиром 28-го истребительного авиационного полка.

Всего совершил 196 успешных боевых вылетов на МиГ-3 и "Аэрокобре", в 45 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 6 самолётов противника  (некоторые источники указывают на 5 личных и 9 групповых побед лётчика), 7 раз летал на штурмовку.

Р-39 из 28-го ИАП.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. После увольнения в запас  (в звании полковника), жил в городе Сочи.

*     *     *

Список всех известных побед подполковника П. Н. Даргиса:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
112.07.1941 г.1  Не-111  (в паре - 1 / 2)ДомовкаМиГ-3, "Аэрокобра".
220.07.1941 г.1  Ме-110Молосковицы
320.07.1941 г.1  Do-215  (в группе - 1 / 3)Кингисепп
421.07.1941 г.1  Ме-110  (в паре - 1 / 2)Кингисепп
522.07.1941 г.1  Ме-110Горелово - Кингисепп
622.07.1941 г.1  Ме-110  (в группе - 1 / 6)Юркино
723.07.1941 г.1  Ju-88озеро Красногорское
813.08.1941 г.1  Ме-110  (в паре - 1 / 2)Кингисепп
913.08.1941 г.1  Ju-88южнее станции Молосковицы
1013.08.1941 г.1  Ju-88  (в результате столкновения)станция Молосковицы
1122.10.1941 г.1  Ju-88Наро - Фоминск
1206.11.1941 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 3)Подмосковье
1302.12.1941 г.1  "Ме-115"Крюково

      Всего сбитых самолётов - 7 + 6;  боевых вылетов - 196;   воздушных боёв - 45.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz