Родился 21 января 1917 года в городе Кронштадт (Ленинградская
область). Морской лётчик - истребитель. Окончил 1 курс Института водного транспорта
в 1937 году, аэроклуб в 1938 году, Военное авиационное училище морских лётчиков
имени И. В. Сталина в июне 1940 года.
С 1940 года - младший лётчик, командир звена, 2-й заместитель
командира, командир 3-й авиационной эскадрильи 72-го смешанного авиационного
полка ВВС Северного Флота. К началу войны выполнил уже 328 полётов (налёт
94 часа 37 минут) на У-2, И-5 и И-15.
С 22 июня 1941 года в действующей армии. С 1942 года - командир
2-й эскадрильи 78-го истребительного авиационного полка; с 1943 года - командир
27-го истребительного авиационного полка ВВС Северного Флота (в ноябре
1944 года 27-й ИАП ВВС Северного Флота награждён орденом Красного Знамени).
В начале июня 1942 года немцы усилили бомбардировки Мурманска.
Первого числа истребительная авиация ВВС Северного Флота отразила несколько налётов
на город. Отличились лётчики эскадрильи старшего лейтенанта В. С. Адонкина, летавшие
на И-16. Они уничтожили в тот день несколько "Мессеров".
На следующий день, 2 июня, немцы предприняли 2 налёта на Мурманский
порт, пытаясь уничтожить там транспортные суда и доставленные ими грузы. В 11:20
была объявлена воздушная тревога, а через 12 минут загрохотали залпы зенитных
орудий.
Сразу после обнаружения самолётов противника с аэродрома "Ваенга-2"
взлетели 13 истребителей из состава 78-го ИАП ВВС Северного Флота: пятёрка И-16
из 3-й эскадрильи старшего лейтенанта Адонкина и восьмёрка "Харрикейнов" из 1-й
и 2-й эскадрилий во главе с командирами старшим лейтенантом П. Г. Сгибневым и
капитаном А. Я. Дижевским.
"Ишаки" группы Адонкина вступили в бой с 14 Mе-109F, прилетевшими
за 2 - 3 минуты до подхода основной ударной группы. Эти "Мессеры" имели задачу
отвлечь на себя внимание советских перехватчиков для обеспечения беспрепятственной
работы бомбардировщиков. Однако "Мессеров" самих связали боем "старички" И-16. А
"Харрикейны", тем временем, удачно атаковали группу пикировщиков Ju-87 и преследовали
её до озера Килпъявр, пока на выручку "Юнкерсам" не подоспели "Мессеры" из 6-го
отряда.
Капитан Дижевский первым атаковал Ju-87 на встречном курсе. Затем,
развернувшись, он открыл огонь по той же машине из пулемётов и пушек с дистанции
50 - 100 метров прямо в хвост. После 4-х очередей "Лаптёжник" упал возле реки
Лавна. Дижевский зашёл в хвост второму "Юнкерсу" и подбил его, но дальше преследовать
не смог из-за налетевших сзади "Мессеров".
Ещё 5 Ju-87 были атакованы старшим лейтенантом Сгибневым,
лейтенантами Бершанским, Николаевым, Коломийцем и сержантом Пилипенко. Лейтенант
Николаев с близкой дистанции точно бил по мотору "Лаптёжника" и зажёг его, а
после посадки обнаружилось, что его "Харрикейн" весь забрызган маслом с подбитого
вражеского самолёта.
Согласно оперативной сводке 78-го ИАП, разведка результатов
воздушного боя подтвердила обнаружение обломков 3-х сбитых в этот день немецких
самолётов: двух Ju-87 и одного Mе-110. Германские данные подтверждают гибель в
воздушном бою двух Ju-87R-1: № 5545 (L1+EW) и № 5485 (L1+LW)
вместе с экипажами. Потеря Mе-110 не подтверждается. Очевидно, найденный советскими
разведчиками самолёт был сбит несколько ранее.
Этот воздушный бой лётчиков 78-го ИАП считался образцовым при
отражении налёта вражеской авиации и приводился командованием в качестве примера
на будущее.
Эскадрилья А. Я. Дижевского всего за несколько недель до этого
вступила в боевой строй 78-го истребительного авиационного полка. Ядро её составляла
молодёжь, спаянная крепкой братской дружбой. В ней воевали русские Василий Дорошин
и Василий Назаров, украинцы Пётр Коломиец и Алексей Пилипенко, армянин Эмиль
Диланян, мордвин Николай Николаев.
Согласно данных лётной книжки, командир 27-го КИАП (6-я
КПИАД, ВВС Северного Флота) майор А. Я. Дижевский выполнил к декабрю 1944
года около 350 боевых вылетов (в том числе 9 - ночью). Проведя 28 воздушных
боёв, сбил 7 самолётов противника лично (3 Ju-87, 1 Ju-88, 2 Ме-109, 1 Ме-110)
и 2 (1 Ju-87 и 1 Ju-88) в группе с товарищами. Штурмовыми действиями
уничтожил на земле 5 автомашин, 4 повозки и более 500 солдат, потопил 1 шхуну.
В декабре 1944 года майор А. Я. Дижевский был переведён командиром
41-го истребительного авиационного полка на Дальний Восток, где участвовал в войне
с Японией и довёл число боевых вылетов до 500.
Вскоре его лётная работа закончилась: после тяжёлой черепно -
мозговой операции врачи запретили ему летать, пришлось перейти на штабную
работу. В 1948 году подполковник А. Я. Дижевский окончил Командное отделение
Высших офицерских курсов при Академии Военно - Морских Сил, после чего исполнял
обязанности начальника штаба 24-го истребительного авиационного полка ВВС
Тихоокеанского Флота; с 1950 года - начальник штаба 18-го истребительного
авиационного полка (остров Саарема) 738-й истребительной
авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Балтийского Флота; с 1954 года полковник
А. Я. Дижевский был начальником штаба 738-й ИАД.
С 1957 года полковник А. Я. Дижевский - в запасе. Умер в 1978
году.
Награждён орденами: Красного Знамени (1942, 1942, 1943 гг.), Ушакова
2-й степени (1944 год), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями:
"За отвагу", "За боевые заслуги" и другими.
* * *
Список всех известных побед майора
А. Я. Дижевского (из лётной книжки):
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя (одержанной победы) | Свои самолёты |
1 | 04.04.1942 г. | 1 Ме-110 | озеро Пак - Явр | "Харрикейн", "Киттихаук", "Аэрокобра". |
2 | 28.05.1942 г. | 1 Ме-109 | озеро Кядел - Явр |
3 | 02.06.1942 г. | 2 Ju-87 | гора Мишукова |
4 | 13.06.1942 г. | 1 Ме-109 | озеро Кядел - Явр |
5 | 01.07.1942 г. | 1 Ju-87 | квадрат 5294 |
6 | 12.11.1942 г. | 1 Ju-88 | квадрат 9036 |
Всего сбитых самолётов - 7 + 2 [ 7 + 0 ]; боевых вылетов
- около 500; воздушных боёв - 28.
|
(Основную часть информации прислала дочь лётчика А. Я. Дижевского - Смирнова Галина Алексеевна.)
* * *
Лётчики ВВС Северного флота: А. И. Нефёдов, А. Я. Дижевский, В. С. Адонкин. 1943 год.
Алексей Дижевский с товарищем (возможно, Василий Адонкин).
Лётчики А. И. Нефёдов и А. Я. Дижевский.
Группа лётчиков ВВС Северного Флота на острове Кильдин, лето 1943 года.
Статья о майоре А. Я. Дижевском, в газете "Сталинский лётчик". Написана осенью 1945 года, уже после окончания Советско - Японской войны. |
|
|
|