Дзусов Ибрагим Магометович - военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Дзусов Ибрагим Магометович

Дзусов Ибрагим Магометович

Родился 3 (16) марта 1905 года в селе Заманкул, ныне Правобережного района Северной Осетии, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. Учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Москве. В 1919 - 1920 годах участвовал в борьбе с басмачами. В Красной Армии с 1924 года. Окончил Краснодарскую военную кавалерийскую школу и 2 года прослужил в кавалерии, а затем, "заболев небом", в 1927 году поступил и в 1929 году окончил Оренбургскую военную школу лётчиков, в 1932 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в 1940 году - курсы при Военно - Воздушной академии. Служил штурманом, лётчиком, а с 29 апреля 1939 года командовал 45-м истребительным авиационным полком Закавказского военного округа.

С 9 января 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. В те дни 45-й ИАП, возглавляемый И. М. Дзусовым, размещавшийся близ столицы Азербайджана города Баку, был направлен в действующую армию, на Крымский фронт  (после расформирования 19 мая 1942 года его войска переданы в состав вновь созданного Северо - Кавказского фронта).

С мая 1943 года Гвардии полковник И. М. Дзусов командует 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизией  (8-я Воздушная армия, Южного фронта).

В мае 1944 года И. М. Дзусов назначается командиром 6-го Гвардейского истребительного авиакорпуса  (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт).

Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 11 мая 1944 года № 537 Гвардии полковнику И. М. Дзусову присвоено воинское звание "Генерал - майор авиации".

К маю 1945 года части и соединения под командованием Гвардии генерал - майора авиации И. М. Дзусова сбили 832 самолёта противника, в том числе в Берлинской операции - 219. На счету самого И. М. Дзусова - 6 побед.

29 мая 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1948 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1955 года Гвардии генерал - майор авиации И. М. Дзусов - в запасе, а затем в отставке. Жил в городе Орджоникидзе  (ныне Владикавказ), и до 1965 года трудился на ответственной административной и хозяйственной работе. Уйдя на заслуженный отдых, являлся наставником и воспитателем молодёжи. Скончался 28 октября 1980 года. Похоронен в пантеоне Осетинской церкви во Владикавказе.

Награждён орденами: Ленина  (трижды), Красного Знамени   (трижды), Суворова 2-й степени  (дважды); медалями, польским орденом "Крест Грюнвальда".

Имя Героя носят улицы столицы Северной Осетии - города Владикавказа и селения Заманкул, а также Гизельская средняя школа. Автор книги воспоминаний - "В семье отважных".

*     *     *

Вечер. Последние лучи заходящего солнца скользят по изогнутым плоскостям самолётов. Тишину нарушает лишь рёв взлетающих в воздух машин.

Невысокого роста коренастый человек не спеша обходит самолёты в аэропорту. Он подходит то к одному, то к другому лётчику. Глазами пробегает по маршрутным листам, следит за взлётными сигналами. Время от времени он что-то отмечает в своей записной книжке. Здесь, в аэропорту, знают, что их начальник Ибрагим Магометович Дзусов не оставит без внимания ни одной мелочи, без разбора - ни одной ошибки в технике пилотирования. Работники аэропорта привыкли к его дельным, строгим замечаниям. Они любят его рассказы о беспримерном мужестве и бесстрашии советских лётчиков. Когда он наклоняется к кому - нибудь из командиров прибывшего воздушного корабля и крепко пожимает ему руку, из-за отвернувшегося реглана над левым карманом кителя вспыхивают орденская планка и "Золотая Звезда" Героя Советского Союза - награды Редины за боевые дела.

Дзусов родился в 1905 году в селении Заманкул Северной Осетии в семье крестьянина - бедняка и рано познал нужду и нелёгкий крестьянский труд. По натуре общительный, обязательный и очень добрый, он сочетал в себе две совершенно противоположные черты характера: романтику и реалистическое восприятие окружающего мира, и это сочетание он пронёс через всю свою жизнь, учился ли он, строил аэродромы или защищал Родину. В детские и юношеские годы, находясь в поле или на пастбище, на рассвете и при закате солнца он вглядывался в небо и мечтал о стальных крыльях, о свободном парении в голубых просторах воздушного океана. Однако разгул бандитизма в стране в годы его юности заслонили небесные мечты и привели его в отряды Частей Особого Назначения, с мая 1927 года командовал взводом в 30-м кавалерийском полку Северо - Кавказского военного округа.

Но мечта о полётах не угасла. Напротив, после знакомства в Грузии с лётчиком она стала навязчивой идеей. О полётах он думал постоянно, и мечты ему казались безумными, но он твёрдо решил их осуществить. Будучи человеком страстным и смелым, мечтателем и прагматиком, он не просто воплотил желание в реальность, но и увековечил своё имя героическими подвигами.

С октября 1927 года был стажёром лётчиком - наблюдателем 13-й авиационной бригады этого же округа. С апреля 1928 года слушатель 3-й военной школы лётчиков и лётчиков - наблюдателей им. К. Е. Ворошилова, по окончании которой с октября 1929 года был летнабом 7-й авиационной бригады Украинского военного округа. С марта 1932 года слушатель 2-й военной школы лётчиков, по окончании которой с ноября того же года служил в 119-й истребительной авиаэскадрильи Закавказского военного округа, был командиром авиационного звена, штурманом эскадрильи. С октября 1936 года штурман 95-й авиационной бригады Закавказского военного округа, с апреля 1938 года - командир 45-го истребительного авиационного полка этого же округа. С апреля 1940 года - слушатель оперативного факультета Военно - Воздушной академии РККА.

В личном архиве генерала лежит солидная рукопись, которую Ибрагим Магометович так и не успел издать. Перелистывая пожелтевшие страницы, перед глазами проходят улицы, дома, люди, природа родного села, о которых так нежно пишет Ибрагим. Его воспоминания, рассуждения, описания и бытовые зарисовки создают образ хлебосольного, компанейского, бесконечно доброго, заботливого и нежного мужа, отца и друга, человека, о котором с полным основанием можно сказать - вся жизнь была плодом союза ума и сердца.

Дзусов Ибрагим Магометович

Реализовать свои потенциальные возможности в полной мере он смог только в годы Великой Отечественной войны, и об этих годах жизни Героя Советского Союза Ибрагима Магометовича Дзусова наш главный сказ.

22 июня 1941 года застало майора И. М. Дзусова на посту командира 45-го истребительного авиационного полка. Эскадрильи полка только что получили новые самолёты Як-1 и занимались переподготовкой личного состава в Закавказском военном округе.

С июля по декабрь 1941 года полк Дзусова находился в Баку. Тревожные вести с фронта волновали молодых лётчиков. Их неудержимо тянуло на фронт, в бой.

- Когда мы вылетаем ? - по нескольку раз в день обращались они к своему командиру.

И вот долгожданный день настал. 8 января 1942 года.

- Товарищи, завтра улетаем на фронт, воевать. Поучились - теперь за дело ! - объявил Дзусов.

Командир полка увидел, как загорелись глаза лётчиков, как на их лицах появилась решимость.

- В предстоящих боях все силы и всё своё умение отдадим Родине, - заверили они командира.

...Над Крымом не умолкает рокот моторов. Горячие воздушные бои разгораются в небе. Обладая численным превосходством, противник теснит наши войска. На небольшом клочке земли бои не угасают ни днём, ни ночью. Советские "Яки" и "МиГи", ТБ-3 и даже У-2 беспрерывно находятся в небе, прикрывая войска, срывая попытки вражеской авиации воздействовать на наши боевые порядки. Прикрывая Керчь, лётчики кружат и кружат над городом на своих маленьких истребителях, внимательно следя за воздухом.

Заложив руки в карманы кожаного реглана, командир полка, медленно ступая по полю аэродрома, ждёт возвращения лётчиков с боевого задания. И сейчас его опять волнует мысль: как провести полк сквозь жестокие битвы к победе, как сохранить людям жизнь, как добиться того, чтобы боевая удача сопутствовала им в воздухе. Самолёты возвращаются с боевого задания. Делают полукруг над полем и идут на посадку. Дзусов пересчитывает машины. Вернулись все. Командир облегчённо вздыхает. Внимательно выслушивает рапорт каждого лётчика.

- Вот видите, - говорит он им после очередного задания, - враг силён, но он трусит, когда сталкивается с нашей организованностью. Юн старается избегать честного и открытого боя, но зато действует коварно, выжидая на большой высоте, пока не оторвётся кто-нибудь от строя, чтобы ударить по нему. Мы должны усилить взаимодействие между отдельными парами, внимательнее следить за врагом, прикрывая друг друга в бою, сохранять за собой элемент внезапности, молниеносно обрушиваясь на врага сверху, круто пикируя, открывать точный и меткий огонь с предельно близких дистанций.

- Правильно, - поддерживают командира пилоты. - Ведение огня с ближних дистанций всегда обеспечивает попадание пуль и снарядов в наиболее уязвимые части вражеских самолётов. Нередко после нескольких выстрелов они сразу же разваливаются на части.

В огне сражений приходило умение и мастерство, вырабатывалась новая тактика боя, закалялась воля наших лётчиков.

Командир полка всё свободное время проводил среди лётчиков. Он всех знал по фамилии, знал, кто когда окончил школу, где начал воевать, сколько имеет воздушных боёв, знал, какие у кого недостатки, и старался помочь им исправиться.

За заботу лётчики отвечали Дзусову безграничной преданностью и доверием.

Глубоким уважением, любовью и гордостью были наполнены слова лётчиков о своём командире: "Вы так по земле не ходите, как он летает".

Однажды звено истребителей, возглавляемое Дзусовым, задержалось при выполнении боевого задания. Весь полк волновался, нервничал. Каждый подходящий к аэродрому самолёт встречали десятки настороженных лиц.

- Это не он ? - слышались встревоженные голоса. И едва самолёт Дзусова коснулся земли, его окружили однополчане.

- Товарищ майор, - спрашивали лётчики, - почему так долго ?   Что случилось ?

- Всё в порядке !   Боевое задание выполнено ! - растроганно докладывал своим подчинённым командир.

Дымом, пеплом был насыщен крымский воздух. Казалось, нет места на "Малой земле", где бы не рвались снаряды. Земля горела под ногами. Трудно приходилось лётчикам Дзусова. Поле аэродрома было перепахано разрывами снарядов и бомб.

Тяжело было оставлять Керчь, Севастополь, Донбасс и продвигаться в глубь Кавказа...

С 10 июля по 10 августа 1942 года полк Дзусова прошёл тяжёлый путь отступления от Луганска до реки Терек. Нередко подразделения полка вели боевую работу с аэродромов, находившихся в 6 - 8 километрах от врага, когда впереди совсем не было наших наземных частей. Не щадя жизни дрались лётчики 45-го истребительного полка на Тереке, проявляя чудеса героизма. Сержант Вазиан вёл бой с 3 Ме-109, одного он сбил, а когда закончились боеприпасы, таранил второго стервятника. Лётчик дрался насмерть и не ушёл с поля боя, пока руки сжимали штурвал.

Будущий дважды Герой Советского Союза старший лейтенант Дмитрий Глинка во время налёта на их аэродром большой группы самолётов противника лично сбил на глазах у всего личного состава 2 самолёта противника.

Младший лейтенант Труфанов неоднократно один вылетал на боевые задания, вёл разведку, дрался с превосходящими силами противника и всегда возвращался с победой.

Пехотинцы называли лётчиков Дзусова "тиграми". Свою радиостанцию Ибрагим Магометович Дзусов назвал тоже "тигром" в честь своих лётчиков. Впервые с аэродрома Орджоникидзе пронеслась радиокоманда:

- Внимание !   Я - "Тигр" !   Над вами на высоте 2000 метров летят 12 "Хейнкелей". Атакуйте их !

Это Дзусов командовал с земли самолётами.

Дзусовцы выдержали все испытания. А 1 января 1943 года началось наступление частей Советской Армии на Кавказе. За короткий срок наши части продвинулись от Терека до Кубани.

Весенняя распутица 1943 года временно задержала наступление наших войск на Кубани. Но в воздухе шли непрерывные бои гигантских размеров, в которых участвовало одновременно до 100 - 150 самолётов разных типов с обеих сторон. Шла смертельная борьба за господство в воздухе. В эти дни боевой страды как никогда нужны были опытные командные кадры. 17 мая 1943 года подполковник И. М. Дзусов получает назначение на должность командира 216-й  (с августа - 9-я Гвардейская)  истребительной авиационной дивизии, куда входил и 45-й полк. В составе 8-й Воздушной армии Южного  (с октября - 4-й Украинский)  фронта дивизия приняла участие в Донбасской и Мелитопольской наступательных операциях.

Новый командир дивизии часто с командного полевого пункта направляется в полки, чтобы побеседовать с лётчиками, поделиться опытом. Однажды Дзусов прибыл утром в 16-й Гвардейский истребительный полк, где служил прославленный лётчик rапитан А. И. Покрышкин.

Гвардейское знамя осеняло боевые дела и подвиги этого, полка ещё с весны 1942 года. Землянка Покрышкина на полевом аэродроме шутливо именовалась конструкторским бюро. Стены её были увешаны схемами и чертежами воздушных маневров.

- На Кубани, - рассказывал Дзусов собравшимся вокруг него лётчикам, - фашисты используют большие группы пикирующих бомбардировщиков, совершающих налёты на передний край нашей обороны и ближайшие тылы. Изучив пути подхода вражеских бомбардировщиков к линии фронта, мы стали строить свои маршруты барражирования над территорией противника, обманывая вражеских истребителей, искавших нас на линии фронта. Ещё до встречи с ними мы рассеивали и атаковывали бомбардировщиков на территории, занятой противником, тогда они вынуждены бывали сбрасывать бомбы на свои собственные войска.

Лётчики удовлетворённо улыбаются...

А в другом полку командир не словами, а делом учит лётчиков.

Над аэродромом появилось 3 "Юнкерса". Вмиг взлетела ракета - сигнал к вылету дежурной паре истребителей. Но в воздух поднялся только один самолёт, со вторым что-то случилось.

- Я полечу, - говорит подполковник И. М. Дзусов командиру полка.

И уже через минуту его самолёт отрывается от земли, а затем, набрав высоту, устремляется к вражеским бомбардировщикам.

Заметив наши самолёты, немцы плотнее сомкнули строй. В это время прямо на врага сверху пикирует истребитель командира дивизии. Трассирующие пули пролетают вокруг него, но самолёт идёт, не сворачивая, и, к удивлению всех, не стреляет. Когда до фашистов осталось всего 100 метров, заработала пушка истребителя, застрочили пулемёты, - строй стервятников рассыпался. Пара "Юнкерсов" спешно повернула назад, а один юркнул в облако. Истребитель Дзусова караулит врага над облаком. А когда тот выскакивает - бьёт его сверху. "Юнкерс" горит, но ещё в состоянии летать. Командир повторяет атаку. Стервятник круто идёт вниз, переворачивается через правое крыло, затем раздается мощный взрыв. А в небе совершает победный вираж истребитель Дзусова.

Всего за период Великой Отечественной войны И. М. Дзусов уничтожил лично и в групповых боях 6 самолётов противника.

1 августа 1943 года дивизия перебрасывается на Южный фронт, на реку Миус в районе Таганрога. Сопротивление фашистских войск сломлено. 10 сентября освобождён город Мариуполь. Приказом Верховного Главнокомандующего дивизии присваивается почётное наименование: "Мариупольская". А вскоре разгораются жаркие бои на подступах к Крыму.

Дивизия Дзусова прикрывает действия наших войск при форсировании Сиваша и освобождении легендарного Перекопа. В этих боях вновь прославляются известные всей стране лётчики дивизии: Покрышкин, братья Глинка, Речкалов, Клубов, Лавицкий, Вишневецкий, Голубев.

Покрышкин, вылетая далеко в море, перехватывает самолёты противника Ju-52, которые перевозят из Крыма офицеров и раненых гитлеровцев в Одессу.

Дважды Герой Советского Союза Г. А. Речкалов вылетает на свободную охоту в паре с Гвардии старшим лейтенантом И. Олиференко и добирается до глубокого тыла противника вплоть до Одессы.

После завершения операции в районе Сиваш - Перекоп дивизия отводится на отдых и пополнение.

И. М. Дзусов получает новое назначение: командиром корпуса, состояние которого было очень тяжёлым. Сложность состояла в том, что на 60% состав корпуса был пополнен молодыми, неопытными лётчиками, которых необходимо было организовать, обучить и подготовить для ведения наступательных боёв. Время не ждало, а задача была архисложной. Ведь речь шла о такой подготовке, которая бы обеспечила при минимальных потерях максимальный эффект. Перед Дзусовым стояла триединая задача: бомбить врага, прикрывая боевые порядки наших войск, защищать их; охранять переправы на реках Днепр, Друть, Березина и Шора; вести разведку в тылу врага и принимать соответствующие меры. Надо ли говорить о том, что каждая из 3-х составляющих требовала мудрости, смелости и великолепного знания стратегии и тактики не только ведения воздушного боя, но и всего того, что ему предшествовало.

В конце мая 1944 года, - записано в истории 6-го истребительного авиационного корпуса, - на аэродром Климове прибыл новый командир корпуса Гвардии генерал - майор авиации И. М. Дзусов. Многим лётчикам Гвардейских полков имя генерала было хорошо известно по жарким боям в небе Кубани летом 1943 года. Его имя с благодарностью потом вспомнит в своих книгах воспоминаний прославленный ас нашей Родины, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Для Покрышкина и его боевых товарищей Дзусов являлся подлинным отцом, воспитателем, командиром - новатором.

Приняв корпус, генерал знакомится с частями и подразделениями. Он внимательно приглядывается к каждому лётчику, проверяет их готовность к предстоящим решающим боям.

Корпус находится в тылу, вооружается новыми истребителями. И как в первые дни войны, лётчики рвутся в бой.

- Уже надоело здесь, - жалуются они Дзусову, - скорее бы дело.

- Учитесь воевать сейчас, берите всё от учебных полётов, - советует генерал, - на войне знания претворяются в жизнь, закрепляются, пополняются.

Много внимания командир корпуса уделяет выработке у лётчиков осмотрительности в полёте, требует от каждого лётчика, чтобы он всё видел от выруливания на взлёт до выключения мотора после посадки.

- Был со мной такой случай, - рассказывает он лётчикам. - Летел я однажды с боевого задания... В небе спокойно, и я на какое-то время ослабил наблюдение за пространством, отвлек внимание на приборную доску. Когда же взглянул вправо, - мурашки прошли по телу. Рядом со мной крыло в крыло летел "Мессер". Я остался жив только потому, что гитлеровец, видимо, был молодым лётчиком и принял меня за своего напарника.

Дзусов снял очки, протёр платком вспотевшие стекла и заключил:

- Вот к чему приводит ослабление внимания.

Генерал умеет ценить в людях хорошее, помогает инициативным лётчикам, но беспощаден и строг к нарушителям порядка. Его внимательность и чуткость сразу чувствуют подчинённые.

На аэродроме он встретил одного лётчика. Разговорился с ним. Оказалось, майор дерётся с фашистскими захватчиками с первого дня войны, имеет 13 сбитых самолётов, а сам не был сбит ни разу.

- Какие имеете награды, товарищ майор ?

- Две, - ответил майор, - орден Отечественной войны и Красного Знамени.

- Мало, - сказал генерал, - очень мало.

Через несколько дней майор был награждён ещё одним орденом Красного Знамени.

Советская Армия в это время на севере под Нарвой и Псковом вела наступательные бои. Войска 1-го Белорусского фронта готовились к штурму вражеских укреплений. Части корпуса 12 июня переехали в большую белорусскую деревню Малашкевичи. На новые места дислокации перелетали на низких высотах, группами по 4 - 6 самолётов, чтобы скрыть от противника перелёт.

Фронт скрытно стягивал силы в один мощный кулак. В лесах, оврагах, балках Приднепровья накапливались танки, артиллерия, пехота.

Дзусов И.М.

24 июня пошли в наступление. Со стороны Днепра слышался непрерывный гул артиллерийской канонады. С рассветом начался мелкий частый дождь, который испортил лётчикам настроение. Но вскоре послышался гул моторов Ил-2. За ними пошли истребители.

Оперативная группа штаба корпуса и его командный пункт разместились в 2-х километрах от переднего края. Командир корпуса неизменно находился на главрации "Тигр". Он лично руководил воздушными боями, ставил лётчикам боевые задачи, вызывал с аэродромов дополнительные группы истребителей для наращивания сил. Его позывные: "Тигр" твёрдо и властно звучали в воздухе.

29 июня части фронта освободили город Бобруйск, окружив и пленив большую группу вражеских войск. При освобождении Бобруйска и ликвидации вражеской группировки исключительную роль сыграла авиация фронта, в том числе и авиация 6-го истребительного авиационного корпуса, которым командовал Ибрагим Магометович. Дело в том, что вражеская группировка  (более 5 дивизий)  была охвачена лишь подвижными войсками, пехота не успела ещё подойти, враг мог вырваться из окружения и уйти. Поэтому по приказу командующего фронтом авиация наносила массированные удары по врагу. Специальная комиссия, обследовав 29 Июня район нанесения массированных ударов, установила, что враг оставил на поле боя тысячи трупов, 150 танков и самоходно - артиллерийских установок, около 1000 артиллерийских орудий, до 6000 автомашин, 300 автотягачей и до 3000 повозок с грузами, несколько взорванных и сожженных складов с боеприпасами и автогорючим. Среди пленных оказалось до 5500 раненых.

Западнее Бобруйска - фашисты опять словно в мышеловке метались с одного участка фронта на другой, вокруг них в районе Минска всё туже и туже стягивалось кольцо 3-х Белорусских фронтов.

3 июля был освобождён город Минск.

Через ожесточённые сражения по территории Белоруссии пронесли свои овеянные славой знамена войска 1-го Белорусского фронта к стенам Варшавы. В солнечное Августовское утро лётчики корпуса Дзусова увидели с воздуха столицу Польши. Небо было затянуто дымом и пеплом пожарищ. Развернулись ожесточённые воздушные бои. Противник бросил в бой большие группы "Юнкерсов" и "Фокке - Вульфов". Так как немцы летали с аэродромов, расположенных в непосредственной близости к линии фронта, то "Юнкерсы" приходили к цели бреющим полётом, сбрасывали на ходу бомбовый груз и опять бреющим полётом уходили обратно.

Нужно было срочно менять тактику. Первое, что применил командир корпуса - это снизил высоту патрулирования с 2000 - 2500 метров до 600, что позволило нашим истребителям своевременно обнаруживать подходящие группы бомбардировщиков и рассеивать их ещё за линией фронта.

В дни этих боёв командный пункт Дзусова находился на крыше полуразрушенного трёхэтажного здания в одном километре от переднего края. Рядом с домом тянулась лента железной дороги, по ней курсировал наш бронепоезд и систематически обстреливал берег Вислы. Когда фашисты открывали по бронепоезду артиллерийский огонь, люди, находившиеся на КП, невольно пригибались, только генерал продолжал стоять с микрофоном в руке, отдавая команды летавшим над передним краем истребителям.

- Я "Тигр" ! - слышал капитан Деев голос Дзусова. - Приказываю вашей группе на высоте 200 - 300 метров пройти северо - западнее Варшавы. Над железнодорожной станцией Макатув стервятники. Разгоните их.

Не доходя ещё до станции, Деев увидел 6 "Юнкерсов". Они в серой пелене дыма цепочкой ходили по кругу и сбрасывали бомбы. Старший лейтенант Николаенко с первой атаки сбил одного бомбардировщика, на другого "Юнкерса" обрушился со своим ведомым Старший лейтенант Елисеев. Фашистский самолёт вспыхнул и врезался в здание. Остальные "Юнкерсы" были сбиты Деевым и его напарником.

В воздухе снова послышались позывные командира корпуса: "Благодарю за службу !"

Ни Висла, ни Нарев, ни укреплённый Померанский вал не могли сдержать наступательный порыв советских воинов. Части 1-го Белорусского фронта освободили Варшаву, Познань, Шнайдемюль, Ной-Штеттин...

Огромные языки пламени поднимаются к небу. Рвутся боеприпасы, взлетают в воздух баки с бензином, пылают автомашины, танки. Мечется враг, зажатый в тисках. С 1 по 13 апреля весь фронт готовился к заключительному этапу - водружению знамени победы над Берлином.

Рано утром 16 апреля под развернутым знаменем на аэродромах выстроились лётчики, мотористы, оружейники, механики корпуса. В торжественной тишине взволнованно звучит голос генерала И. М. Дзусова:

- Вперёд, товарищи !   На Берлин !

День выдался безоблачный, ясный. Первыми поднялись в воздух штурмовики, за ними стали уходить "Яки", "Лавочкины", пошли на Берлин большие группы "Петляковых" и "Туполевых"...

"16 апреля, - записано в боевых отчётах корпуса, - наши лётчики провели в районе Берлина 25 групповых воздушных боёв, в которых было сбито 39 самолётов противника..."

Преодолевая упорное сопротивление противника, наземные части подходили к Берлину. Уходя на задание, истребители Дзусова подвешивали под плоскостями самолётов бомбы, чтобы вместе со штурмовиками обрушивать на позиции врага бомбово - штурмовые удары.

И вот, наконец, наступил День Победы. Утро 9 мая 1945 года.

За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года Гвардии генерал - майору авиации Дзусову Ибрагиму Магометовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 4917).

Автору данного очерка посчастливилось детально изучить наградной лист генерал - майора И. М. Дзусова, составленный в связи с представлением его к высокому званию Героя Советского Союза. Поскольку в данном документе описываются подвиги Ибрагима Магометовича, подтверждённые конкретными фактами и цифрами, проливающими свет на личность героя, мы сочли необходимым познакомить с ними читателя, так как именно они свидетельствуют о таланте и героизме заманкульского мечтателя и романтика, воплотившего свои мечты в реальность.

"В период летнего наступления 1944 года с 24 июня по 15 августа части корпуса выполняли боевую работу на Бобруйском, Минском, Барановическом, Слонимском, Брестском и Сидлецком направлениях. В этих операциях корпус прикрывал боевые порядки наземных войск и переправы на реках, штурмовал войска противника и вёл разведку. За этот период частями корпуса произведено 3674 боевых самолёто - вылета, проведено 143 воздушных боя, в ходе которых сбито 140 самолётов противника...

В операции по овладению предместьем Варшавы - Прагой и за удержание плацдармов за рекой Висла корпусом произведено 2079 боевых самолёто - вылетов, проведено 88 воздушных боёв, в которых сбит 61 самолёт противника...

Дзусов И.М.

В ходе операции по заранее разработанному плану было проведено взаимодействие корпуса с 5-й Ударной и 2-й Гвардейской танковой армиями. За период январско - февральской операции частями корпуса произведено 47 воздушных боёв, в ходе которых сбито 40 самолётов противника..."

Естественно, мы остановились только на некоторых данных, так как описать все эпизоды героической деятельности Ибрагима Магометовича в данной работе не представляется возможным. Однако итог деятельности генерала И. М. Дзусова в годы Великой Отечественной войны, подведённый командованием, столь значителен, что автор счёл своим долгом познакомить с ним читателя:

"За время участия в Отечественной войне частями и соединениями, которыми командовал товарищ Дзусов, произведено 18654 боевых самолёто - вылета, проведено 1243 воздушных боя, сбито 832 самолёта противника. В период подготовки к Берлинской операции и в ходе самой операции отлично организовал боевую работу частей корпуса, все поставленные задачи были выполнены успешно.

...За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, за умелое руководство боевой работой частей и соединений, за личные боевые заслуги и проявленное при этом мужество, отвагу и героизм достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Героя Советского Союза".

Помимо этого грудь генерала украшали орден Ленина, 3 ордена Красного Знамени и 2 ордена Суворова.

За сухим перечислением количества боевых самолёто - вылетов, воздушных боёв и сбитых самолётов мы не всегда представляем себе главное - те титанические усилия и ту мощь таланта и героизм, которые приложил Ибрагим Дзусов для того, чтобы защитить и сохранить жизни сотен тысяч бойцов, вернувшихся к своим матерям, женам и детям.

После войны И. М. Дзусов продолжал командовать корпусом. С марта 1946 года был слушателем Высшей военной академии им. К. Е. Ворошилова, по окончании которой в феврале 1948 года назначен помощником командующего по строевой части 16-й Воздушной армии в ГСОВГ. С июня 1949 года - помощник командующего по строевой части 57-й Воздушной армии, с октября 1951 года - начальник Красноярского управления ГВФ. С мая 1955 года в отставке.

(Из материалов сборника - "Осетии отважные сыны".  Орджоникидзе, 1974 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz