Родился 19 августа 1913 года в городе Михайловск (Нижнесергиевский
район Свердловской области). В 1932 году окончил школу ФЗО. Работал слесарем в
городе Первоуральске на старотрубном заводе. В 1934 году окончил Качинскую военную
авиационную школу пилотов, в 1941 году - курсы командиров звеньев.
Участник похода войск Красной Армии в Западную Украину с 17
сентября по 25 октября 1939 года в составе 9-й ТББ и Советско - Финляндской
войны с 29 ноября 1939 года по 1 марта 1940 года.
С 22 июля 1941 года капитан А. А. Ефремов в действующей армии.
По сентябрь 1941 года сражался на Юго - Западном фронте, с июля 1942 года - по
август 1942 года - на Калининском фронте, с сентября 1942 года - по февраль 1943
года - на Сталинградском фронте, с февраля по октябрь 1943 года - на Центральном
фронте, с октября 1943 года по май 1945 года - на 1-м Белорусском фронте. Имел
2 ранения и контузию.
С 22 июня по 10 октября 1941 года служил в составе 224-го СПБ и
48-го СПБ; с 10 декабря 1941 года по 8 апреля 1942 года - в 6-м БАП; с июля по
октябрь 1942 года - в 812-м ИАП; с 20 октября 1942 года по 20 марта 1945 года -
в 520-м ИАП (8 февраля 1943 года преобразован в 56-й Гвардейский ИАП);
с 20 марта по май 1945 года - в 176-м ИАП.
К концу войны Гвардии майор А. А. Ефремов выполнил 284 боевых
вылета. Проведя 78 воздушных боёв, сбил 19 самолётов противника лично и 13 - в
составе группы.
В 1945 году ушёл из армии в запас. С 1946 года по 1955 год
служил в органах МВД города Свердловска. С 1955 года работал на военном заводе
в Свердловске. Умер в апреле 1982 года.
Награждён орденами: Александра Невского, Красного Знамени
(дважды), Красной Звезды; многими медалями.
* * *
В заводском музее города Михайловска Свердловской области
хранится фотография лётчика. Он стоит у самолёта в полной готовности к вылету.
На фюзеляже в ровном ряду 17 звёздочек. Это количество самолётов противника,
сбитых бывшим слесарем Андреем Ефремовым к тому времени.
Андрюшу Ефремова хорошо помнят рабочие завода, учащиеся с ним в
Михайловской школе ФЗО в 1931 - 1932 годах. Призванный по спецнабору в ряды
Военно - Воздушных Сил, он в 1934 году окончил школу военных лётчиков, затем
курсы командиров звеньев. Участвовал в освобождении Западной Украины, воевал с
белофиннами в 1939 - 1940 годах.
Свою боевую деятельность на фронтах Великой Отечественной войны
А. А. Ефремов начал в составе 224-го СПБ, затем служил в 48-м СПБ, а позже - в
6-м БАП (в составе этого полка выполнил 15 боевых вылетов, в воздушных
боях его экипаж сбил 2 истребителя противника Ме-109).
С июля 1942 года капитан А. А. Ефремов сражался уже как лётчик -
истребитель. Летал исключительно на "Яках". Свои последние победы одержал весной
1945 года на подступах к Берлину.
Як-1 на котором летом 1943 года летал Гвардии капитан А. А. Ефремов. 56-й ГвИАП.
С. И. Руденко в своих воспоминаниях ("Крылья Победы". -
Москва, "Международные отношения", 1985 год.) пишет:
"7 июля 1944 года в район Десны вылетела
группа Ил-2 в сопровождении 5 Як-9 под командованием Гвардии капитана А. А.
Ефремова. В районе цели появилось 10 FW-190 и 10 Ме-109, имевших преимущество
в высоте. Несмотря на численное превосходство врага, наши "ястребки" вступили в
воздушный бой и, искусно маневрируя, били фашистов наповал. После двух коротких
очередей капитана Ефремова вспыхнул один "Фоккер". Гвардеец В. Г. Жилин зажёг
второй самолёт противника. Немцы не унимались, одну за другой повторяли атаки.
Вскоре пошёл к земле и третий сбитый фашистский самолёт, расстрелянный почти в
упор капитаном Ефремовым. Остальные истребители противника повернули на запад.
Штурмовики и истребители, выполнив задание, без потерь возвратились на свой
аэродром".
В один из дней звено Гвардии майора А. А. Ефремова получило задание
прикрыть с воздуха наземные войска, наводившие водные переправы с целью расширения
плацдарма на западном берегу Одера. Ефремов повёл свою четвёрку истребителей.
Выйдя к линии фронта, связался по радио с постом наведения. Оттуда сообщили:
на высоте 1200 метров с северо - запада идёт группа бомбардировщиков в
сопровождении истребителей. Отдал приказ своим истребителям завязать бой с
"Фоккерами", а сам пошёл в атаку на бомбардировщиков. Сближаясь с ними,
маневрируя, дал очередь. Один из бомбардировщиков загорелся в воздухе,
остальные 2 повернули обратно. Товарищи в это время сбили ещё 2 истребителя,
сами потерь не имели. Замысел врага был сорван, лётчики с победой возвратились
на аэродром.
В известной книге "16-я Воздушная" есть такой эпизод:
"16 апреля 1945 года, с началом наступления
войск фронта успешно развернул боевую деятельность 13-й истребительный авиационный
корпус, возглавляемый генералом Б. А. Сидневым. Лётчики корпуса за день провели
48 воздушных боёв и уничтожили 62 вражеских самолётa. Истребители 283-й истребительной
авиационной дивизии одержали 42 победы. При этом, 3 немецких самолёта сбил Герой
Советского Союза капитан Н. А. Найдёнов, по 2 самолёта - майор Чаплинский, старшие
лейтенанты В. М. Оганесов и И. Д. Ткаченко, лейтенант В. Е. Третьяков и младший
лейтенант Г. А. Чирков. По одному самолёту противника уничтожили командир 347-го
истребительного авиационного полка подполковник П. Б. Данкевич, Герой Советского
Союза майор В. А. Башкиров, майоры А. А. Ефремов и В. И. Шуин, капитан В. Н.
Коршунов и многие другие лётчики".
К концу войны на счету отважного лётчика было 284 боевых вылета.
В 78 воздушных боях сбил 19 самолётов противника лично и 13 - в группе с
товарищами. [ В аттестации 176-го ИАП от 21 июня
1945 года указанно на 14 сбитых в группе самолётов противника. ]
Он летал на У-2, Ут-2, И-16, Ла-5, СБ, ТБ-3, Як-1, Як-7, Як-9, Як-3.
Родина наградила Андрея Андреевича Ефремова орденом Александра
Невского, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и многими
медалями.
* * *
Список всех известных побед Гвардии
майора А. А. Ефремова: (Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских
соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя (одержанной победы) | Свои самолёты |
1 | 02.08.1942 г. | 1 Ме-109 (в группе - 1 / 5) | северо - восточнее Ржева | Як-1, Як-9, Як-3. |
2 | 03.08.1942 г. | 2 Ме-109 | Ново - Семёновское |
3 | 1 Ме-109 | Полунино |
4 | 30.09.1942 г. | 1 Ме-109 | севернее Кузьмичи |
5 | 02.10.1942 г. | 1 Ме-109 (в паре - 1 / 2) | Лозное |
6 | 03.10.1942 г. | 1 Ме-109 (в паре - 1 / 2) | южнее Кузьмичи |
7 | 09.10.1942 г. | 1 Ju-88 (в паре - 1 / 2) | Опытное Поле |
8 | 17.10.1942 г. | 1 Ме-109 | Старенький |
9 | 20.10.1942 г. | 1 Ме-109 (в паре - 1 / 2) | юго - западнее Кузьмичи |
10 | 21.10.1942 г. | 1 Ju-88 (в паре - 1 / 2) | Ерзовка |
11 | 24.10.1942 г. | 1 Ме-109 | северная окраина Опытное поле |
12 | 27.12.1942 г. | 1 Ju-88 | западнее Калача |
13 | 1 Ме-109 (в группе - 1 / 6) | аэродром Большая Россошка |
14 | 28.12.1942 г. | 1 Ме-109 | восточнее Кривомузчинская |
15 | 04.01.1943 г. | 1 Не-111 (в паре - 1 / 2) | Большая Россошка |
16 | 10.01.1943 г. | 1 Не-111 (в группе - 1 / 4) | южнее Средне - Царицынский |
17 | 17.01.1943 г. | 1 Ju-88 (в группе - 1 / 4) | Тимохин |
18 | 18.01.1943 г. | 1 Ju-88 (в группе - 1 / 4) | Центральный аэродром (Сталинград) |
19 | 19.01.1943 г. | 1 Ju-52 (в группе - 1 / 4) | северо - западнее аэродрома Гумрак |
20 | 1 Не-111 (в группе - 1 / 4) | аэродром Гумрак |
21 | 20.10.1943 г. | 1 FW-190 | восточнее Борщевка |
22 | 24.02.1944 г. | 1 Ме-109 | юго - восточнее Тихиничи |
23 | 07.07.1944 г. | 1 FW-190 | сев - восточнее станции Лесьна |
24 | 1 FW-190 | станция Лесьна |
25 | 11.03.1945 г. | 1 FW-190 | западнее Альт - Тухебанд |
26 | 23.03.1945 г. | 1 Не-111 | западнее Бушдорф |
27 | 27.03.1945 г. | 1 FW-190 | западнее Ратшток |
28 | 07.04.1945 г. | 1 FW-190 | Хаттенов |
29 | 16.04.1945 г. | 1 FW-190 | северо - восточнее Фридерсдорф |
30 | 18.04.1945 г. | 1 FW-190 | западнее Дидерсдорф |
31 | 20.04.1945 г. | 1 FW-190 | западнее Либерхоф |
Всего сбитых самолётов - 19 + 13; боевых вылетов - 284;
воздушных боёв - 78.
|
(Фото лётчика и часть информации прислал Юрий Анатольевич Какадий.)
|