КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Перед началом Великой Отечественной войны Алексей Головешкин служил в 170-м истребительном авиационном полку. 22 Июня 1941 года на истребителях И-16 полк вылетел в район Могилёва и сразу же принял участие в боевых действиях. Уже через месяц, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Июля 1941 года Младший лейтенант А. А. Головешкин был награждён орденом Красного Знамени. В его наградным листе сказано: "Младший лейтенант Головешкин Алексей Андреевич в боях с фашистами проявил исключительное мужество, отвагу и бесстрашие. Участник 15 воздушных боёв. Лично сбил 2 фашистских бомбардировщика и в составе звена - 1 самолёт. Постоянно рвётся в бой. За исключительное мужество и отвагу достоин награждения орденом Красного Знамени. Командир 23-й авиадивизии Полковник Нестерцев". Захотелось как можно больше узнать о боевом пути этого лётчика. Поиски привели в Центральный архив Министерства обороны СССР. В "Журнале учёта боевых действий 170-го ИАП" записано, что в составе группы Младший лейтенант Головешкин в районе Лепеля 25 Июня сбил первый вражеский самолёт, а ещё через несколько дней на аэродроме Бобруйск сжёг 2 "Юнкерса". От боя к бою крепло мастерство Алексея. 30 Июня и 1 Июля 1941 года он лично сбил 2 бомбардировщика "Хейнкель-111", а затем в составе группы под Могилёвом и Сенно ещё 2 "Юнкерса" и 1 "Хейнкель". Рукописные строчки журнала рассказывали о тяжелейших испытаниях, выпавших на долю наших лётчиков. В воздушных схватках с превосходящими силами противника они несли значительные потери, но продолжали выполнять поставленную задачу - уничтожать, в первую очередь, бомбардировщики. 6 Июля в составе пары Алексей сбил ещё один "Хейнкель-111". Дважды Герой Советского Союза К. А. Евстигнеев, на боевом счету которого 56 воздушных побед, сказал однажды: "Самолёт "Хейнкель-111" - серьёзная машина, и вооружённому пулемётами И-16 сбить её очень трудно". То, что Алексей лично сбил 3 таких бомбардировщика, говорит о его высоком лётном мастерстве. Он наверняка стрелял по ним с предельно короткой дистанции в упор, а для этого надо приблизиться к ним вплотную, несмотря на огонь воздушных стрелков. 9 Июля 1941 года после воздушного боя в районе села Мощеное Сеннинского района Витебской области командир звена 170-го истребительного авиационного полка Младший лейтенант А. А. Головешкин не вернулся с боевого задания. В его семье хранится письмо бывшего военкома полка старшего батальонного комиссара Ф. Кравченко, в котором он писал, что в этот день при отражении массированного налёта немецкой авиации на наш аэродром Алексей сбил ещё один бомбардировщик, подбил второй и продолжал его настойчиво преследовать. В памяти однополчан он так и остался атакующим... В начале Сентября 1941 года родственники получили письмо от среднего брата Саши, курсанта Серпуховской военной авиационной школы: "Слышал я, что видели его в последний раз 19 Августа - он летает, был ранен в ногу и в руку. Дрался не хуже героев, про которых печатали в газетах. Его однополчанин писал: в одном из налётов "Мессершмиттов" на наш аэродром, Лешка вогнал в землю "Мессера", пикируя за ним с 3000 метров до самой земли. А однажды, после жаркого боя, летел на изуродованной машине с отбитой плоскостью с невыпущенным шасси. Почти невозможно было посадить лашину, чтобы не разбить её окончательно и не погибнуть самому. Ему выкладывали "крест", подавали знаки, пускали ракеты, чтобы он выбрасывался на парашюте. Во он этого не сделал, машину спас..." Но родственников не покидала уверенность, что Алексей не погиб в Июле 1941 года. В Сентябре 1942 года его имя они услышали по радио: "Алексей Головешкин сражается в партизанском отряде". Возможно, подбитый в бою, он выпрыгнул с парашютом и, оказавшись на оккупированной территории, продолжал вести бой с врагами до последней возможности. В кругу семьи часто вспоминают Алексея. Его сестра, отвечая на вопрос, почему он захотел стать лётчиком, отвечает: - Время было героическое. Челюскинщы, Испания, Чкалов. И Лёша жил одной мечтой - летать ! Он и работать поступил специально на завод ЦАГИ, чтобы быть ближе к авиации. Учился в Московской аэроклубе. После окончания аэроклуба Алексей был зачислен курсантом Борисоглебской военной авиационной школы. Его инструктор, прекрасный лётчик - истребитель Старший лейтенант А. Тарасов, вырастил из него орлёнка. Ведь в учениках так много от учителей ! В 1938 году Алексей успешно окончил авиашколу и был выпущен в звании Младшего лейтенанта. До начала Великой Отечественной войны оставалось менее 3-х лет... Его родной брат Александр, после окончания авиационного училища, сражался на штурмовике Ил-2. Погиб 25 Октября 1944 года в Латвии. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |