КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Гомолко Борис МефодиевичСталинградская битва - одно из самых масштабных и кровопролитных сражений Второй мировой войны. Двести дней и ночей напряжённых боёв. Пять разбитых армий противника. Только благодаря самоотверженности каждого солдата и офицера, их ежедневному героизму и стойкости стала возможна победа в Сталинградской битве. Один из бессмертных героев Сталинграда - лётчик Борис Гомолко. Борис Мефодиевич Гомолко родился на Украине в 1922 году в городе Богодухов Харьковской области. После окончания седьмого класса Борис работал на Будянской фаянсовой фабрике. В начале 1930-х годов все Харьковские газеты наперебой рассказывали об открытии первого Всеукраинского аэроклуба. Воздушный транспорт на заре становления советского государства мог стать неоценимым помощником в освоении огромных земельных пространств, в налаживании сообщений с удалёнными, труднодоступными регионами; без авиации невозможно было успешное развитие народного хозяйства, и конечно, военной отрасли. Агитационная работа велась по всей стране с присущим Советскому Союзу размахом. Новое поколение должно было вывести страну в лидеры и на земле, и в небе. Вероятно, именно тогда под влиянием призыва: "Комсомолец на самолёт!" Борис и решил стать лётчиком. Занятия в Харьковском аэроклубе помогли ему при поступлении в Армавирскую военную авиационную школу лётчиков. 21 июля 1942 года старший сержант Гомолко получает назначение в 520-й истребительный авиационный полк под командованием майоpa Чирвы Степана Никитовича. Полк с мая, после убытия с Волховского фронта, базировался в посёлке Баланда Саратовской области, где проходило доукомплектование и переучивание лётного состава с истребителей ЛаГГ-3 на Як-1. 5 сентября 1942 года 520-й ИАП направляется под Сталинград, чтобы войти в недавно созданную 16-ю Воздушную Армию, которая в составе Сталинградского фронта должна была оборонять подступы к городу. Главная задача, поставленная Верховным Главнокомандующим, всеми силами удержать Сталинград и не допустить продвижения противника в сторону Камышина, не дать ему выйти к Волге. Для сопровождения полка из Саратовской области на аэродром Вихлянцево прибыли 2 самолёта-лидера Пе-2 из 3-й запасной авиационной бригады. Перелетали двумя группами: одну эскадрилью из 10 самолётов вёл майор С. Н. Чирва, вторую - штурман полка майор Д. И. Родин. Из 20 истребителей на аэродроме приземлилось 18: младший лейтенант Е. П. Гурочкин отстал из-за неисправности машины, а командир второй эскадрильи старший лейтенант Г. И. Кныш по причине острого приступа аппендицита пошёл на вынужденную посадку на аэродроме города Энгельс. В Вихлянцево полк вместе с 431-м ИАП и прибывшим 6 сентября 563-м ИАП вошёл в состав 283-й ИАД. Командир дивизии полковник В. А. Китаев отдал приказ в течение двух дней прикрывать парами Камышин. За это время воздушным транспортом подтягивался технический состав, а лётчики могли познакомиться с районом боевых действий и провести тренировочные полёты. 7 сентября поступило указание перебазироваться на аэродром Алтухово, находившийся в 7 км от командного пункта 16-й ВА. Штаб командования на тот период располагался в центральной усадьбе совхоза "Сталинградский" (ныне посёлок Октябрьский Ольховского района Волгоградской области). День 8 сентября 1942 года доподлинно сохранился в описаниях очевидцев и самих участников событий. В 11 часов утра майор Чирва вылетел с первой группой самолётов. Доведя их до аэродрома, он без посадки ушёл за вторым подразделением. "В 11:45 при подходе к аэродрому, - вспоминал С.Н. Чирва - я давал по радио лётному составу, какие имеются характерные признаки около нашей точки посадки, после чего перешёл на приём. Как только перешёл на приём, я услышал о приближении самолётов противника. Я невольно посмотрел вверх и увидел над собой группу бомбардировщиков, шедших нам навстречу. Они были на высоте 2000 - 2500 метров, всего десять Хе-111. Моя группа находилась на высоте 800 метров". Бомбардировщики шли бомбить важный железнодорожный узел и город Камышин. В начале сентября 1942 года немецкие лётчики ещё чувствовали своё превосходство в воздухе, вели себя нагло и уверенно. Советским авиачастям не хватало самолётов, а молодым лётчикам боевого опыта. Пополнение из выпускников авиационных школ и училищ приходилось со всей осторожностью вводить в строй по ходу выполнения боевых задач. Отработка техники пилотирования, воздушный бой, групповая слётанность и штурманская подготовка - всё обучение происходило непосредственно на передовых аэродромах. "Необлётанных", несмотря на нехватку людей, командование старалось не выпускать на задание. Неожиданное столкновение с противником требовало молниеносного решения. В составе группы было только 3 опытных пилота: сам командир, штурман Д. И. Родин и заместитель командира эскадрильи лейтенант И. А. Бондарев. Остальные лётчики не имели боевого опыта. Но, видя расстановку сил и полагаясь на своих ребят, майор подал команду "правым разворотом с набором высоты" начать преследовать противника. Через пять минут, находясь на высоте 3000 метров, группа по команде начала атаку. Первый "Хейнкель" сбил майор Чирва. Немецкие бомбардировщики не выдержали смелого натиска и, потеряв боевой порядок, разбрелись по одному. Благодаря степной местности и чистому небу, когда вся округа хорошо просматривается на много километров, за воздушным боем следили все, включая командование 16-й ВА. Не дойдя до Камышина, противник повернул на юго-запад, пытаясь спрятаться в разорванной облачности. Манёвр оказался не особо удачным. Сбитый старшим сержантом Гомолко Хе-111 рухнул на землю в районе села Таловка. Израсходовав в последующих атаках боеприпасы, Борис пошёл на таран. Винтом своего самолёта (заводской номер 4690) он отрубил хвостовое оперение второму бомбардировщику, упавшему в 5 - 6 км северо-западнее Таловки, после чего покинул неуправляемый истребитель. Немцы из протараненного самолёта тоже выпрыгнули, воспользовались парашютами. Но Борису удалось раньше приземлиться, отстегнуть парашют и взять их в плен. (Из донесения от 08.09.1942 г. за подписью майора Захарова из 512-го ИАП: "Состояние протараненного экипажа: один разбился вместе с самолётом, второй застрелен ст. сержантом Гомолко, третий взят в плен, четвёртый - скрылся в неизвестном направлении". Однако далеко скрыться немецкому лётчику не удалось.) Ещё одна интересная деталь: Гвардии майор авиации А. А. Какадий в те годы старший сержант, служивший вместе с Гомолко во второй эскадрильи, уже после войны в своих воспоминаниях о боевом пути 283-й ИАД запишет: "Самолёт, после того, как его покинул сержант Гомолко, не разбился, а тихо и плавно спланировал в степь. После посадки эскадрильи оказалась пустой стоянка пилота Б. М. Гомолко. А перед вечером видим такую картину: едет автомобиль ЗИС-5, хвостом к кабине, в его кузове, привязан самолёт Як-1, а впереди машины идёт сержант Гомолко и ведёт пленных немецких лётчиков". В штабе авиаполка немцев допросили. Фронтовой корреспондент газеты "Красная Звезда" Н. Н. Денисов в книге "1418 дней фронтового корреспондента" вспоминает: "Мы присутствовали на допросе одного из этих лётчиков - лейтенанта. Эскадра, в которой он служил, понесла более чем 300 процентов потерь - её состав за последнее время трижды обновлялся самолётами и экипажами. Из других пленных гитлеровцев запомнился обер-лейтенант... рыжий детина с мясистым лицом и бегающими водянистыми глазами. Он сказал: "Мы не думали, что русские будут так упорны". И было чему удивляться! За 20 минут воздушного боя из 10 вражеских бомбардировщиков 2 сбил Гомолко, по одному майор С. Н. Чирва и майор Д. И. Родин, ещё один в паре сбили лейтенант Н. В. Харитонов с сержантом В. П. Вусиковым. Итого 5 самолетов и несколько пленных лётчиков. Наши истребители потерь не имели. Тем же вечером в полк приехали представители командования 16-й ВА. Отличившимся лётчикам вручали правительственные награды и, по воспоминаниям А. Какадия, именное огнестрельное оружие. Старшему сержанту Б. М. Гомолко "за храбрость, стойкость, мужество и героизм", Приказом № 247 от 10.09.1942 г. за подписью генерал-лейтенанта авиации А. А. Новикова присвоили внеочередное звание лейтенант. Сообщения о подвиге Гомолко появились в ряде печатных источников по всей стране, в том числе во фронтовой газете была напечатана баллада, описывающая как "разил смертельной строчкой молодой советский лётчик растерявшихся врагов". Через несколько дней приказом по войскам Сталинградского фронта № 24/н от 13.09.1942 г. Гомолко был награждён орденом Ленина. Надо отметить, что командование полка и дивизии представляли Бориса к званию Героя Советского Союза, но командующий 16-й ВА генерал-майор П. С. Степанов в заключение написал представление к правительственной награде ордену Ленина. Скорее всего, такое решение объясняется тем, что право награждать орденом Ленина во время боевых действий было предоставлено военным советам, а позже и командирам дивизий. Для присвоения звания Героя Советского Союза требовалось решение Президиума Верховного Совета СССР, и до вручения награды мог пройти не один месяц, тогда как воздушная победа в небе над Алтухово и награждение Гомолко имели большое значение для всей 16-й ВА. По словам командира 520-го ИАП С. Н. Чирвы: "Эта первая награда полка на Сталинградском фронте за первый бой подняла дух уверенности, стремления каждого подражать героическим поступкам товарища, идя на любой риск, презирая смерть. Это легло в основу всей нашей боевой работы на Сталинградском фронте". Подвиг молодого лётчика заставил поверить в свои силы других бойцов. Дух победителей остался в сознании каждого пилота, он на опыте понял свою силу. Подтвердились и слова старших командиров: "Держись боевого порядка, не отрывайся, атакуй врага дерзко, нахально и дружно". Это воля к победе, сознание своей силы поддерживались системой партийно-политической работы и командирами всех степеней. Полные решимостью разгромить противника, лётчики 520-го ИАП за первые 10 дней боёв под Сталинградом сбили 21 вражеский самолёт, потеряв 3 своих. После своего первого и столь удачного боя Борис Гомолко несколько дней провёл в лазарете, видимо, сказались последствия тарана. На службу он заступил уже в новой должности командира звена. Успешные боевые вылеты продолжались. Из донесения лейтенанта Н. В. Харитонова: "21.09.1942 г. самолёт противника Me-109 в 9:00 в районе 5 км юго-западнее Котлубань сбит лётчиками 520-го ИАП лейтенантами Гомолко и Харитоновым". Спустя 2 дня 23 сентября в 11 часов 45 минут в районе слияния рек Дон и Иловля Гомолко в группе с 3-мя лётчиками 512-го ИАП в воздушном бою сбили ещё один вражеский самолёт Хе-111. В некоторых источниках происходит путаница с датой гибели Бориса Гомолко и его однофамильца Александра Гомолко, тоже лётчика, погибшего 12 июля 1943 года на Курской дуге. В действительности жизненный путь молодого лейтенанта оборвался под Сталинградом 24 сентября 1942 года. Выполняя боевое задание совместно с лётчиками 563-го ИАП, Борис столкнулся с отрядом из 20 немецких истребителей Ме-109. В воздушном сражении Гомолко был тяжело ранен, но сумел посадить свой самолёт (заводской номер 2195) в степи в районе села Александровка. К месту приземления была послана машина, и лётчика привезли в госпиталь ещё живым, но спасти его не удалось. Похоронили Бориса Гомолко в Алтухово у дома, где располагалась санитарная часть. По воспоминаниям сослуживцев на похороны приезжали родители Бориса, жившие в эвакуации в Свердловске. В этом же бою погиб сержант Седнев Пётр Корнеевич. Получил ранения лётчик Родин Семён Сергеевич, самолёт его был подбит и при вынужденной посадке скапотировал. После короткого лечения Родин вновь воевал, но 9 октября погиб в воздушном бою. В 1975 году местный краевед Василий Дмитриевич Белоусов отыскал захоронения бойцов Сталинградской битвы. Белоусов переписывался и неоднократно встречался с лётчиками 520-го ИАП. Он много сделал для восстановления имён и памяти героев, ему удалось собрать уникальные сведения, составленные из рассказов непосредственных участников войны. Нашёл он и могилу Бориса Гомолко. От хутора Алтухово к тому времени почти ничего не осталось. Поиски осложнялись и тем, что в период войны в районе базировалось несколько аэродромов и более 20 эвакогоспиталей. После раскопок останки лётчика вместе с другими бойцами были торжественно перезахоронены в братской могиле у памятника погибшим советским воинам в посёлке Октябрьский Ольховского района Волгоградской области. Всего за период Сталинградской битвы 520-й ИАП потерял 22 лётчика; было проведено 125 воздушных боёв, сбито 95 фашистских самолётов и ещё 15 уничтожено на аэродромах. За отличное выполнение боевых заданий 520-й ИАП Приказом НКО СССР № 63 от 08.02.1943 г. был преобразован в 56-й Гвардейский и получил почётное наименование "Алтуховский". Именно аэродром базирования в хуторе Алтухово дал это почётное название полку. Полевой аэродром отличался достаточно ровной взлётно-посадочной полосой и хорошим оснащением: имел укрытия для самолётов (капониры) - подковообразные земляные насыпи, предохраняющие от бомб и обстрелов противника, сухие оборудованные землянки, а также много вырытых окопов, траншей и щелей. Интересно, что во всей области для защиты лётных баз была создана система из 32 ложных аэродромов, куда упало в 10 раз больше бомб, чем на аэродромы действующие. Командира полка майора О. Н. Чирву командование наградило орденом Красного Знамени и выдвинуло на должность командира 283-й авиационной дивизии. В период Сталинградской битвы получил звание Героя Советского Союза лейтенант Н. В. Харитонов, лучшими воздушными бойцами полка стали майор Д. И. Родин, старшина В. Ф. Виноградов (у них было по 8 - 9 побед в воздухе), капитан А. А. Ефремов (12 сбитых вражеских самолётов) и многие другие. А подвиг Бориса Гомолко навсегда стал образцом мужества и бесстрашия, открыв череду славных побед 520-го полка, и приблизив общую Победу. Материал подготовила Елена Коток. Перезахоронение останков лётчика в посёлке Октябрьский Ольховского района Волгоградской области. Группа лётчиков из состава 520-го исребительного авиационного полка.
Документы из музея Сталинградской битвы (город Волгоград).
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |