КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Валентин Куляпин родился 1954 году. Служил заместителем командира эскадрильи по политической части в том же истребительном авиационном полку (34-я Воздушная армия, Закавказский военный округ, аэродром Вазиани в Грузии), что и Г. Н. Елисеев, первым в мире совершившим воздушный таран на реактивном самолёте, за что посмертно был удостоин звания Героя Советского Союза. Очень скоро и Капитану В. А. Куляпину предоставилась возможность проверить себя в деле... 18 Июля 1981 года Государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт Канадэр CL-44 аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший контрабандой партию оружия в Иран. На перехват были подняты 2 пары истребителей Су-15ТМ. Не обнаружив цели и израсходовав всё горючее, они вернулись на аэродром. Тогда на цель был наведён Валентин Куляпин. Ему была поставлена задача посадить нарушитель на нашей территории. Обнаружив самолёт - нарушитель на высоте 11000 метров, он сблизился с ним и пошёл параллельным курсом. Куляпин стал подавать нарушителю знаки следовать за собой. Тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. Тогда с КП поступила команда - "Нарушителя сбить !". Су-15ТМ (бортовой номер "37") Куляпина был вооружён ракетами дальнего радиуса действия Р-98М. Для их пуска дистанция была недостаточной, а сделать новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель приближался к границе... Тогда Куляпин решил таранить. Он сблизился с самолётом - нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в 2 км от границы. Экипаж погиб. За этот подвиг Валентин Александрович был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза, но... получил лишь орден Красного Знамени. У реактивного сверхзвукового самолёта нет разящего винта и мощных плоскостей - крыльев. Таран казался на нём технически невозможным, тем более после гибели лётчика - перехватчика Геннадия Николаевича Елисеева. И всё же через 8 лет капитан Валентин Куляпин на сверхзвуковом реактивном самолёте совершил второй таран уничтожив неизвестный самолёт, вторгшийся в воздушное пространство СССР. Он родился 9 Сентября 1954 года в городе Краснокамске Пермской области в семье служащего. Вскоре вместе с семьёй переехал в Пермь. В 1971 году окончил среднюю школу № 132. С детства мечтал поступить в лётное училище, но не прошёл медкомиссию. Пришлось делать операцию. Затем у него отказались принимать документы, так как на 1 Сентябре ему ещё не исполнилось 18 лет. Прилось отцу, ветерану войны, напрямую обратиться к начальнику училища, который разрешил Валентину сдавать вступительные экзамены. В 1975 году окончил Ставропольское военное авиационное училище лётчиков и штурманов. Служил в истребительном авиационном полку ПВО. - Я учился на третьем курсе Высшего военного лётного училища, когда услышал о таране капитана Елисеева, - рассказывает Валентин Александрович. - Мы все, 19-летние, в те дни спрашивали друг у друга: "А ты бы смог ?" Я тогда промолчал - что толку, находясь в безопасности, толковать о подвиге ? Но про себя решил: Елисеев оставил нам, молодым, завет научиться искусству тарана на реактивном самолёте. Так когда-то Нестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный приём оружием в войне с врагом, и более 600 советских лётчиков - наследников Нестерова - насчитывает сегодня история авиации. ...В тот Июльский день погода в Закавказье была дивная - безоблачное небо, яркое солнце, лёгкий освежающий ветерок... Приближалось обеденное время, и Валентин с товарищами собирался перекусить. И вдруг раздалась команда: - 733-й, взлёт ! - Эх, на голодный желудок придётся лететь ! - шутливо простился он с товарищами. - Мы тебе двойную порцию оставим, - ответили те. На сверхзвуке, на высоте 11 000 метров - в квадрат, где замечен нарушитель. Какие у него цели ? - Это был четырёхмоторный самолёт с неизвестными опознавательными знаками, без иллюминаторов, - значит, не пассажирский ! - негромко рассказывает Валентин. - На запросы "земли" он не отвечал, на сигналы - тоже. Мне очень мешал избыток скорости, ведь самолёт - нарушитель шёл на скорости всего 400 километров в час. Пришлось и мне перейти на эту мизерную скорость, хотя на сверхзвуковом с его небольшими по площади крыльями полёт на малой скорости рискован - самолёт становится плохо управляемым и может свалиться в штопор. Хорошо понимал это и лётчик - нарушитель, знал, что для атаки мне нужно удалиться на большое расстояние. Поняв безопасность своего положения, нарушитель повёл себя безбоязненно. То шёл на меня с большим креном, грозя зацепить винтами, то устремлялся ещё дальше от пограничного рубежа, будто насмехался надо мной: что ты, мол, сделать можешь ? А ничего не можешь ! И такое меня зло взяло. Что ему у нас нужно ? Наша земля под крыльями ! Положение у меня сложное - и за опасной "игрой" нарушителя следи, и на указатель скорости своего истребителя поглядывай, и прикидывай, что всё - таки сделать можно, чтобы остановить лазутчика. А "земля" по-прежнему приказывает посадить нарушителя на наш аэродром. А он не желает ! Начинает уходить к границе. И тогда я вот что придумал: если я его по стабилизатору ударю - придётся ему сесть поневоле, если подобру не желает. Но и мне нужно, как искусному ныряльщику, "поднырнуть" под стабилизатор и тут же "вынырнуть", не доходя до его носа, и при этом так рассчитать, чтобы задеть своим фюзеляжем и крылом лишь стабилизатор, а не фюзеляж или крыло нарушителя. Помню, промелькнуло в голове: как хорошо, что жена и дети далеко, отдыхают на море. Если со мной что случится, их подготовят... Но вот что любопытно: как же растянулись те секунды, что я шёл под правым стабилизатором ! Скорости почти равны - у меня с мизерным превышением, и вот иду, иду, поднырнув под серой, грязной (такой она мне показалась) плоскостью стабилизатора, а она бесконечная прямо - таки ! В этот момент "земля" как раз спрашивает: "Ваши действия ?" Отвечаю: "Вишу под целью !" Я ведь правда под ней висел ! Наконец вижу чистое небо. Значит, прошла стабилизатор моя кабина, я, по моим расчётам, должен быть в безопасности и можно взять ручку на себя... Удар ! Это фюзеляж моей машины таранит стабилизатор. Встряска... Вполне терпимо. Но сыплется стекло от фонаря - разбился. Пришлось катапультироваться. Раскрывается парашют - и первое, что делаю, осматриваю небо. А нарушителя не видно ! Помню, только в этот миг вошёл в сердце холод страха: неужто не сбил ? Ведь всё точно рассчитал ! Медленно опускаю взгляд вниз, а нарушитель кувыркается подо мной, к земле идёт. Нарушителем границы оказался транспортный самолёт типа CL-44, принадлежащий аргентинской компании и зафрахтованный для тайной перевозки оружия из Израиля в Иран. Тогда я принялся землю осматривать, где лучше приземлиться ? Пожалуй, в той ложбинке между гор - там вблизи дорога. Приземляюсь, ко мне уже бегут два парня с проезжающего грузовика, они всё видели, смотрят на меня как на бога, с почтением. Я иду к ним, прихрамывая, в одном ботинке - второй сорвало при приземлении. Смеюсь над собой, парни - тоже. За подвиг на границе замполит эскадрильи капитан Валентин Александрович Куляпин награждён орденом Красного Знамени. Потом он закончил Военно - политическую академию имени В. И. Ленина, был делегатом XIX съезда ВЛКСМ, служил в Прибалтике. В настоящее время полковник В. А. Куляпин - в запасе. Победный воздушный таран 1981 года - пока последний в героической истории авиации нашего Отечества... |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |