![]() |
КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
![]() |
Липилин Александр Алексеевич |
![]() Родился 18 Января 1913 года в посёлке Рассказово, ныне город Тамбовской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в городе Каменское lipilin1(ныне город Днепродзержинск Днепропетровской области). В 1931 году переехал в Свердловск, работал на строительстве Уралмаша, затем на заводе токарем, инструктором мотоотдела общества "Спартак". В Красной Армии с 1934 по 1938 годы и с 1940 года. В 1937 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. С Июня 1941 года Лейтенант А. А. Липилин на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 41-го ИАП, отличился в период оборонительных боёв под Москвой. К Октябрю 1941 года командир звена 41-го истребительного авиационного полка (7-я смешанная авиационная дивизия, Северо - Западный фронт) Старший лейтенант А. А. Липилин совершил 112 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 9 вражеских самолётов, сжёг на земле более 30 автомашин с боеприпасами, разрушил 4 переправы. 24 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Позже занимался переброской самолётов, идущих по ленд - лизу, через Аляску в Сибирь (трасса АЛСИБ). После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава, в 1957 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С 1961 года Полковник А. А. Липилин - в запасе. Жил в Москве. До 1984 года работал инженером - конструктором на машиностроительном заводе. Умер 27 Февраля 2003 года. Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды); медалями: "За боевые заслуги", "За оборону Москвы" и многими другими. Великую Отечественную войну Александр Липилин встретил в должности командира звена 41-го истребительного авиационного полка, который, в числе других частей ПВО, отличился не только в ходе отражения налётов вражеской авиации на Москву, но и при штурмовке немецких войск, рвавшихся к столице. Лётчиками этого полка было уничтожено на аэродромах 24 самолёта, 18 танков, 22 бензоцистерны, 28 зенитных и 9 полевых орудий, склад боеприпасов, штаб одного из соединений, 3 переправы. Задачи по отражению налётов воздушного противника на Москву полк выполнял главным образом ночью. Так, во время попытки немцев прорваться к столице в ночь на 23 Октября 1941 года по тревоге поднялось в воздух 12 самолётов МиГ-3 и сбили 2 бомбардировщика Не-111. Всего же за 26 дней Октября лётчики 41-го истребительного авиаполка на подступах к Москве уничтожили 7 вражеских бомбардировщиков. При отражении воздушных налётов противника отличился и Старший лейтенант А. А. Липилин. Так, ещё 27 Июля 1941 года он "засёк" над городом на высоте 8000 метров разведчик Ju-88. Непрерывно атакуя, вынудил врага в районе станции Дорохово перейти на бреющий полёт. Затем последовала ещё одна атака - и враг врезался в землю.
Истребитель МиГ-3 Старшего лейтенанта А. А. Липилина. 41-й ИАП, 1941 год. Сам Липилин приземлился мастерски, словно его машина была только что пригнана с заводского аэродрома. А после осмотра машины механики в дефектной ведомости отметили: пробоин - 28, обе плоскости - пробиты, топливный бак - пробит, покрышки - пробиты... И что же Липилин ? Вскоре он снова полетел на боевое задание. Однажды, уже в Октябре, в глубоком тылу противника, его самолёт был подожжён огнём зенитной артиллерии. Раненый лётчик выбросился с парашютом из пылающей машины и 6 дней пробирался к своим через леса и болота. Вернувшись в родной полк, он снова успешно сражался с врагами: в первых же боях сбил ещё 2 самолёта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Февраля 1942 года отважный воздушный боец был удостоен звания Героя Советского Союза. ![]() Окончательные итоги боевой деятельности этого лётчика довольно противоречивы. Так, Н. А. Михайлов (в годы войны - 1-й секретарь ЦК ВЛКСМ) в своих воспоминаниях пишет: "В боях под Москвой Лейтенант А. А. Липилин сбил 8 самолётов врага". По данным Центрального архива министерства обороны Российской Федерации (Фонд 41-го ИАП) по состоянию на 28 Января 1942 года Старший лейтенант А. А. Липилин выполнил 128 боевых вылетов, сбил 5 самолётов лично и 3 - в составе группы. Однако многие издания, в том числе и двухтомник "Герои Советского Союза" (в электронном виде он представлен на сайте "http://ilpilot.narod.ru", указывают на 9 побед. А в одной из статей сайта "Солдаты XX-го века" можно встретить упомянание даже о 13 его победах - 4 лично и 9 в группе с товарищами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 личных и 5 групповых побед. ] В дальнейшем Капитан А. А. Липилин служил командиром эскадрильи истребителей "Аэрокобра" в 3-й перегоночном полку (Сеймчан), позднее - став уже Майором - командовал 5-м перегоночным авиационным полком, осуществляющим переброску самолётов, идущих по ленд - лизу, через Аляску в Сибирь (знаменитая трасса АЛСИБ). После окончания войны Александр Алексеевич продолжал служить в ВВС. Командовал авиационным полком в Германии и на Кавказе, авиационной дивизией на Сахалине и Камчатке. Окончил Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба. Список всех известных побед Капитана
А. А. Липилина:
* * *Секретная трасса "АЛСИБ" (Аляска - Сибирь)Летом 1942 года в диких, нехоженных местах Чукотки и Восточной Сибири появились около 20 основных и промежуточных аэродромов, созданных в невероятно сложных условиях самоотверженным трудом десятков тысяч наших людей, в том числе и участников печально известного ГУЛАГа. А кто же перегонял через эти необъятные просторы бесчисленные эскадрильи ленд - лизовских бомбардировщиков, истребителей, транспортных машин ? До Красноярска самолёты пилотировали авиаторы 1-й перегоночной авиационной дивизии. Первым командиром этого единственного в ВВС Красной Армии соединения стал известный полярный лётчик, один из первооткрывателей дальневосточной воздушной трассы Главсевморпути Герой Советского Союза Полковник И. Мазурук. Пять полков дивизии, базировавшиеся в Фербенксе, Уэлькале, Сеймчане, Якутске и Киренске, работая "эстафетным методом", перебросили свыше 7000 боевых и транспортных самолётов. Этот прилив фронт чувствовал бесперебойно. Помимо И. Мазурука, у руководства авиалинии Аляска - Сибирь в разное время стояли Полковники Н. Мельников, И. Семёнов, М. Шевелёв. Нужно вспомнить и Д. Чусова, усилиями которого на участке протяжённостью 4800 км в невероятно сложных условиях Крайнего Севера был организован труд сотен тысяч людей. Выполнив громадный объём работ по строительству и реконструкции аэродромов и различного рода сооружений, многие из них летом по рекам, а снежными зимами на санях и подводах завозили сюда массу нужных грузов - горючее, запчасти, продовольствие. Бесперебойно ! А вот ещё одна фамилия. Лётчик Лейтенант Д. Науменко, перегнал на запад 527 самолётов ! Говорят, однако, что в этом плане он не был рекордсменом... Весьма типична для того времени биография бывшего командира 5-го перегоночного авиаполка А. А. Липилина, Героя Советского Союза, после войны Полковника в отставке. В 1937 году арестовали мужа его сестры - партработника Свердловского обкома, и вскоре он был расстрелян. Липилина, родственника "врага народа", отстранили от авиации, уволили из армии. Только 3 года спустя с невероятным трудом ему вновь удалось сесть в кабину истребителя. Войну Александр встретил в первое же утро при патрулировании в небе. А к середине осени на его счету уже было 112 боевых вылетов и 9 сбитых вражеских самолётов. В конце Февраля следующего года он стал кавалером "Золотой Звезды". ![]() Потом в городе Иваново его в числе других однополчан переучили на американские "Аэрокобры" и отправили в Уэлькаль. Там боевой полк превратился в перегоночный. 22 Сентября 1942 года на полосу из брёвен и гравия вблизи яранг чукчей приземлились первые самолёты, прибывшие из США. Воздушный мост Аляска - Сибирь заработал. Вспоминает А. А. Липилин: "Что там говорить, мы, лётчики - истребители, не были как следует обучены пилотированию в "сложняке". А тут оторвёшься, бывала, от промерзшей полосы и в такую облачность угодишь, что не только белого света - крыла собственного не видишь. Оборудование же просто примитивное. Когда из Красноярска первый раз отправляли нас на Чукотку, один "Дуглас" обледенел и рухнул. Все пассажиры погибли. А это были боевые ребята, фронтовики... Приводы, радиополукомпасы, "шарики" - указатели поворота и скольжения... Разве могли эти технические "новинки" надёжно обеспечить самолётовождение в слепом полёте ? Да я сам не раз просто каким - то чудом выходил на аэродром..." Перегонка самолётов поэтапно - от полка к полку - осуществлялась с помощью "лидировщика". Бомбардировщик, обычно "Бостон", с более надёжной связью, возглавлял группу из 10 - 15 истребителей, и такой "журавлиный клин" ложился на заданный курс. После приземления и передачи машин, что называется, из рук в руки лётчикам соседнего полка перегонщики на транспортных Си-47 отправлялись восвояси. Каверзы этой трассы были хорошо известны всем, кто на ней работал. Однажды на уэлькальский аэродром группу "Аэрокобр" привёл в качестве лидера сам Мазурук. Отсюда "клин" нацелился на Сеймчан, где эстафету должны были принять авиаторы 3-го перегоночного полка. Несколько часов шли на большой высоте. Ведомым в строю идти столько времени нелегко. Липилин чувствовал, как в тесной кабине истребителя наливается тяжёлой усталостью всё тело. Только бы поскорее на посадку ! По расчётам давно пора быть Сеймчану. Вдруг ведущий, Мазурук, передаёт: "Летим на север, в Зырянку..." ![]() Зырянка - запасной аэродром. Оказалось, морозный туман и дым от жарко натопленных изб в Сеймчане наглухо закрыл ВПП. Ещё не один час ушёл на подлёт к спасительной Зырянке. Благо под брюхом истребителей висели 600-литровые бензобаки и о горючем не приходилось беспокоиться. Однако и запасной встретил неприветливо - валил густой снег. Как в такой мешанине отыщешь нужный створ ! Но так, внизу, привыкшие к причудам Севера наземные службы постарались. На занесённую снегом полосу густо набросали хвойных веток. Этот зелёный ковёр помог точно выполнить заход. В середине 1945 года по знаменитой Красноярской авиалинии прошли последние ленд - лизовские машины. Затихли некогда гулкие аэродромы, ушли отсюда перегоночные полки. Но остались скромные надгробья и обелиски - от самого Анкориджа на Аляске до сибирского городка Киренск. Более 100 лётчиков - перегонщиков не вернулись на свои базы... |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |