Михаил Григорьевич Мачин - военный летчик СССР, Герой Советского Союза - Красные соколы
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Мачин Михаил Григорьевич

М.Г.Мачин

Родился 21 Сентября 1907 года в селе Летяжевка, ныне Аркадакского района Саратовской области, в семье рабочего. Окончил школу 1-й ступени по месту рождения и подготовительные курсы в высшие учебные заведения в Воронеже. В 1931 году по партийной мобилизации поступил в Энгельсскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1933 году. Служил в частях бомбардировочной авиации, в 1940 году перешёл в истребительную авиацию. Добровольцем участвовал в боях с японскими захватчиками в небе Китае  (1937 - 1938 гг.), затем - у озера Хасан в 1938 году  (командовал авиабригадой имени В. И. Ленина).

С начала Великой Отечественной войны до победы над Германией сражался на Центральном, Западном, Юго - Западном, Воронежском, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Принимал участие в оборонительных операциях первого периода войны, Курской битве, освобождении Украины, Польши, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Германии.

С Июня 1941 года командовал ВВС 40-й армии, затем был командиром 207-й истребительной авиадивизии. Участвовал в боях под Москвой. С Августа 1942 года - начальник советской миссии в США по осуществлению поставок самолётов и боевой техники для фронта. С 1944 года - командующий 5-м Гвардейским истребительным авиационным корпусом РВГК  (2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт).

Всего произвёл 127 боевых вылетов, в 40 воздушных боях лично сбил 9 и в составе группы - 11 самолётов противника.

29 Мая 1945 года за умелое руководство частями корпуса в период Берлинской наступательной операции, проявленные в годы войны мужество и отвагу, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в Вооружённых Силах. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. Занимал должности командующего воздушной армией ВВС и ПВО, командующего истребительной авиацией ПВО страны. С 1971 года Генерал - лейтенант авиации М. Г. Мачин - в отставке. Жил в Москве. Ввозглавлял секцию АЛСИБ в Российском комитете ветеранов войны. Умер 7 Февраля 1995 года, похоронен на Троекуровском кладбище.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (пять), Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени   (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды  (дважды), 8 орденами иностранных государств; медалями: "За боевые заслуги", "За оборону Москвы" и многими другими.

*     *     *

Он родился 21 сентября 1907 года на станции Летяжевка Саратовской губернии. В мае 1931 года был призван в ряды РККА и направлен на учёбу сначала в Школу переподготовки командиров запаса имени В. И. Ленина, затем в Ленинградскую военно - теоретическую военную школу лётчиков и 14-ю военную школу лётчиков. По окончании в декабре 1933 года направлен служить в 15-ю тяжёлую бомбардировочную авиаэскадрилью 4-й авиационной бригады БВО, где исполнял обязанности старшего лётчика, командира корабля, авиаотряда, с июня 1936 года - командир авиационного отряда 7-й крейсерской авиаэскадрильи этой бригады. Затем в этом же месяце переведён командиром авиационного отряда в 17-ю скоростную авиаэскадрилию 1-й авиационной армии особого назначения.

М.Г.Мачин

С сентября 1937 года командир эскадрильи штаба ВВС РККА, участвовал добровольцем в боях с японскими войсками в Китае. С мая 1938 года помощник командира 11-го авиационного полка в составе 2-й авиационной армии ОН, в составе которого в июле - августе участвовал в боях в районе озера Хасан. С августа 1938 года командир 25-й авиационной бригады 1-й Отдельной Краснознамённой армии, которая затем была преобразована в 32-ю авиационную дивизию ВВС этой армии  (с июля 1940 года - в составе Дальневосточного фронта).

С начала Великой Отечественной войны М. Г. Мачин продолжал командовать этой дивизией. С февраля 1942 года командовал ВВС 40-й армии Юго - Западного фронта, с мая - командир 207-й истребительной авиационной дивизии, которая прикрывала и поддерживала войска Брянского  (с июля 1942 года - Воронежского)  фронта. С августа 1942 года М. Г. Мачин начальник военного представительства штаба ВВС Красной Армии на Аляске   (США). Обеспечил приём и перегонку по трассе Аляска - Сибирь около 5000 самолётов, за что был награждён орденами и медалями СССР и США.

М.Г.Мачин

...Летом 1942 года в диких, нехоженных местах Чукотки и Восточной Сибири появились около 20 основных и промежуточных аэродромов, созданных в невероятно сложных условиях самоотверженным трудом десятков тысяч наших людей, в том числе и участников печально известного ГУЛАГа. Они должны были служить для перегонки через необъятные пространства бесчисленных эскадрилий ленд - лизовских истребителей, бомбардировщиков, транспортных машин.

Начиналась перегонка в Фербенксе - втором по величине городе Аляски. Сюда на базу ВВС США, ленд - лизовские самолёты через Канаду "своим ходом" прибывали с нескольких американских заводов. После основательной проверки и подготовки техники специалистами двух стран, отправлялись машины в неблизкий и опасный путь к фронту. На некогда строго секретном объекте до сих пор сохранились отдельные дома, где жили представители нашей военной миссии во главе с Полковником М. Г. Мачиным. Как и прежде, неподалёку от превосходной взлётно - посадочной полосы аэродрома Лэд - Филл стоит громадина ангара № 1.

...Летом 1942 года командира 207-й истребительной авиационной дивизии Михаила Мачина срочно вызвали в Москву. Член ГКО, нарком внешней торговли Анастас Микоян был немногословен: "На вас возлагается руководство военной миссией по приёмке на Аляске американских самолётов..."

Откуда было знать боевому лётчику, что между Председателем СНК СССР И. Сталиным и Президентом США Ф. Рузвельтом уже длительное время велась интенсивная переписка относительно возможности переброски американской авиационной техники по трассе с кратким наименованием - АЛСИБ  (Аляска - Сибирь).

Полсотни опытных авиаспециалистов во главе с Полковником М. Г. Мачиным оказались в Фербенксе.

- Помню первое общение с американцами, - рассказывал впоследствии Михаил Григорьевич. - Нас приветствовал командир аляскинской авиабазы бригадный генерал Гафни, честный, отзывчивый человек, много сделавший для чёткого функционирования перегоночной трассы.

Полковник М.Г.Мачин в кабине Р-40.

Начальник советской военной миссии в американском городе Фэрбенкс
Полковник М. Г. Мачин готовится к облёту истребителя P-40K "Киттихаук".

Рабочее напряжение воистину оказалось на пределе человеческих сил. Тот самый ангар № 1 можно без натяжки назвать ремонтным заводом. Огромное, лишённое внутренних опор помещение укрывало одновременно до 50 самолётов. По обе стороны "зала" тянулись многочисленные кабины - лаборатории, оснащённые первоклассной по тому времени контрольно - измерительной аппаратурой и ремонтным оборудованием. На втором этаже - оригинальные тренажёры для лётчиков. Из ангара уходили в аляскинское небо и "Аэрокобры" и "Бостоны", и "Дугласы".

В.Котиков, Николай-де-Толли, М.Мачин
Слева направо: В. Котиков,
Николай - де - Толли, М. Мачин.

Работали круглые сутки, посменно. Первоначально авиабаза принимала из "континентальных" Штатов до 150 самолётов в месяц, позднее - уже несколько сотен.

Первая зима в Фербенксе оказалась особенно трудной. Был лютый мороз. И на родной Чукотке мороз свирепствовал вовсю. Оттуда и из Якутии стали поступать тревожные вести: застывает гидросмесь в системе машин. Как быть ?..

Генерал Гафни немедленно связался с химиками Аляскинского университета, и те буквально в считанные дни придумали оригинальную присадку, которая значительно повысила устойчивость гидросмеси к низким температурам.

Тепло вспоминал Михаил Григорьевич о людях - и наших, и американцах. Евгений Гаврилович Радоминов - инженер, большой знаток техники. Капитан Михаил Михайлович Губин - бесценный авиаспециалист, он ещё и прилично освоил английский язык, помогал переводчикам.

Американцы - мастера своего дела. Среди них - Полковники Киллор, Кичегмен, Барделон; Капитан Николай - де - Толли, праправнук известного русского полководца Отечественной войны 1812 года, мужественный лётчик и обаятельный человек.

Среди многих наград Михаила Григорьевича Мачина есть одна редкая реликвия - Почётный диплом за подписью Президента США. В нём такие слова: "Настоящим удостоверяется, что Президент Соединённых Штатов Америки в соответствии с приказом Георга Вашингтона, изданным 7 Августа 1782 года, во исполнение акта Конгресса наградил орденом "Легиона доблестных" Полковника Вооружённых Сил СССР Михаила Мачина за беззаветную преданность и исключительно доблестное поведение при исполнении выдающейся службы".

12 Июля 1944 года Франклин Д. Рузвельт подписал этот документ, которого заслуживал буквально каждый на АЛСИБе...

С июня 1944 года М. Г. Мачин командовал 205-й истребительной авиационной дивизией  (7-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт), с августа - командир 5-го истребительного авиационного корпуса  (2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт). Корпус принимал участие в Восточно - Карпатской, Висло - Одерской стратегических наступательных операциях, в освобождении польских городов Ченстохова и Краков. В ходе боевых действий "Мачин умело организовал боевую работу частей, грамотно использовал опыт войны в выполнении боевых приказов", - отмечалось в боевой характеристике. - "Владеет хорошими организаторскими способностями и хорошо учит своих подчинённых... Лично служит образцом мужества и отваги. Как командир и лётчик заслужил авторитет среди личного состава. Дисциплинированный, культурный и требовательный генерал".

Генерал М. Г. Мачин.

М. Г. Мачин успешно командовал частями корпуса в ходе Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской, Пражской наступательных операций, благодаря этому, подчеркивалось в наградном листе, "...его части имели только хорошую оценку их боевой работы со стороны наземного командования и командования авиачастей, взаимодействующих с частями генерала. Этому свидетельствует мастерство личного состава..."

Корпус генерала Мачина на заключительном этапе войны вёл боевую работу по овладению городами Краков, Ченстохов, Оппельн и в исторической битве за Берлин. Только во время Берлинской наступательной операции лётчики корпуса произвели 5773 боевых вылета, провели 165 воздушных боёв, в ходе которых сбили 191 самолёт противника.

М.Г.Мачин

Своими замечательными успехами корпус в значительной степени был обязан своему командиру. Генерал Мачин имел высокий авторитет. Этот авторитет держался на его незаурядном лётном мастерстве, мужестве и отваге в боях, на высокой культуре в работе, личной организованности и жесткой, но всегда справедливой требовательности к подчинённым. Вот некоторые боевые операции, которыми руководил и в которых лично участвовал генерал Мачин.

Летом 1942 года немецкое командование приняло решение ударами с воздуха вывести из строя железнодорожный узел Горбачево, имевший важное значение для наших войск. В один из дней было получено сообщение, о приближении к станции 80 вражеских бомбардировщиков. Генерал Мачин поднял в воздух большую группу истребителей и лично повёл её в бой. Встреча с противником произошла над селом Чернь. Мачин со своими лётчиками дерзкими и решительными атаками нарушил строй "Юнкерсов" и "Хейнкелей" и в ожесточённом бою сбил 12 бомбардировщиков и 3 истребителя. Сбросив бомбы вне цели, остальные самолёты противника позорно бежали с поля боя. В воздушной схватке генерал Мачин лично уничтожил 2 бомбардировщика.

26 июля 1944 года истребители под командованием генерала Мачина в очень сложных метеоусловиях обеспечили большой группе наших бомбардировщиков нанесение успешного удара по скоплению противника в городе Львове. Используя удары авиации, наземные части ворвались в город и 27 июля освободили его от немецко -фашистских оккупантов.

По некоторым источникам, за годы войны М. Г. Мачин произвёл 127 боевых вылетов, в 40 воздушных боях лично сбил 9 и в группе - 11 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года за умелое руководство частями корпуса в Берлинской операции и проявленные при этом личное мужество и высокие организаторские способности генерал - майор Мачин Михаил Григорьевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 6508).

После войны до июня 1946 года М. Г. Мачин в прежней должности в ЦГВ, затем назначен командиром 11-го истребительного авиационного корпуса Прибалтийского Военного округа. С мая 1947 года помощник командующего 4-й воздушной армией СГВ. С ноября того же года учился на авиационном факультете Высшей военной академии, по окончании с августа 1950 года - заместитель командующего, а с мая 1953 года - командующий истребительной авиацией ПВО страны. С июня 1954 года заместитель командующего войсками Уральского района ПВО по истребительной авиации, затем с августа 1954 года - командующий истребительной авиацией Уральской армии ПВО.

М.Г.Мачин

С августа 1956 года командующий 42-й воздушной истребительной армией в составе Бакинского округа ПВО, с февраля 1959 года - командующий истребительной авиацией, с августа 1960 года - командующий авиацией этого же округа ПВО. С марта 1961 года заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по боевому управлению и контролю за несением боевого дежурства. С августа 1962 года представитель, а с сентября 1963 года - помощник представителя по ВВС и ПВО Главнокомандующего ОВС государств - участников Варшавского Договора в ННА ГДР. С апреля 1967 года состоял в распоряжении главкома ВВС, затем в январе 1968 года назначен генерал - инспектором 10-го главного управления Генштаба ВС СССР.

С февраля 1971 года генерал - лейтенант авиации М. Г. Мачин - в отставке. Жил в Москве. Скончался 7 февраля 1995 года. Похоронен на Троекуровском кладбище  (участок 3).


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz