КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Матаков Василий Николаевич |
Василий Матаков родился 31 Декабря 1918 года в городе Николаеве, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества (в 1935 году). Работал слесарем на Черноморском судостроительном заводе. С 1937 года в Красной Армии, год спустя окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Защищал Москву. Сражался на Северо - Западном фронте, впоследствии участвовал в боевых действиях на Западном фронте, а затем и на Калининском. К Февралю 1942 года заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, войска ПВО страны) Младший лейтенант В. Н. Матаков совершил 163 боевых вылета, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника. 4 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего выполнил 230 боевых вылетоа. В 16 воздушных боях сбил 2 самолёта противника лично и 6 - в составе группы. После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Высшие лётно - тактические курсы офицерского состава. С 1958 года Полковник В. Н. Матаков - в запасе. Жил в Москве, работал инженером ВНИИ стандартизации. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (дважды), медалями. Защищая Москву, мастерски сражались лётчики 27-го истребительного авиационного полка под командованием Полковника П. К. Демидова. Достойное место среди героев полка занимает имя Младшего лейтенанта В. Н. Матакова. Своё детство он провёл на берегу могучего Днепра. Окончив школу, юноша работал разметчиком на судостроительном заводе имени Андрэ Марти в Николаеве. Мечтал стать моряком, капитаном корабля. Случилось, однако, так, что он стал лётчиком. Первые навыки пилота Матаков получил в аэроклубе Осоавиахима. В большую авиацию этот невысокий, коренастый, смуглолицый весельчак пришёл после окончания Одесской авиашколы. За время Московской битвы лётчику пришлось пережить немало тяжёлых моментов. Но уравновешенность и высокое лётное мастерство всегда выручали его в бою. Он никогда не спрашивал о месте расположения врага, а сам находил его и превращал в свою боевую цель. Матаков - лётчик широких боевых возможностей. Он был не только мастером штурмовых ударов по врагу, но и хорошим воздушным стрелком. Громя фашистов на земле и в воздухе, пилот совершил в небе столицы 230 боевых вылетов. Командование полка поручало ему самые ответственные боевые задания. "Однажды, - писал в статье "Мастер штурмовок" политрук Н. Балакин, - Матаков с группой товарищей получил приказание уничтожить штаб одной из немецких частей. Истребители поднялись в воздух. За линией фронта их яростно обстреляли зенитки, но машины летели вперёд. На высоте 1000 - 1200 метров Матаков подвёл группу самолётов к цели. С пикирования лётчики сбросили бомбы. На следующий день наземная разведка донесла, что вражеский штаб разбит". Здесь же, - в этой статье, политрук поведал москвичам и жителям Подмосковья о другом боевом эпизоде лётчика. "В месте стыка двух озёр, - говорится в статье, - гитлеровцы готовили переправу. Они стали подвозить бревна, понтоны. Надо - было уничтожить переправу, сорвать планы противника. И вновь выбор пал на Матакова. Вылетел он в сумерках, когда фашисты меньше всего ожидали налёта истребителей. Штурмовка на редкость была удачной. На месте переправы подошедшие части Красной Армии насчитали потом около 200 уничтоженных немецких солдат". 17 Октября 1941 года Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о создании Калининского фронта. Его ВВС были представлены 5-ю авиационными полками, прибывшими на аэродромы базирования в последней декаде Октября. Авиация фронта сразу же начала наносить удары по основным группировкам противника на поле боя и маршрутах движения, а также уничтожать вражеские самолёты на аэродромах. Так, 18 Октября ВВС фронта блокировали аэродром в районе Калинина и комбинированными ударами вывела из строя до 40 вражеских самолётов. При выполнении этой задачи особо отличился 27-й истребительный авиаполк. В составе шестёрки МиГ-3 участвовал в нанесении ударов по врагу и В. Н. Матаков. При подходе к аэродрому он заметил пару истребителей Ме-109 и первым бросился в атаку. Один из "Мессеров" был сбит, второй скрылся в облаках. Пролетая над аэродромом, лётчики обнаружили до 80 самолётов. Зенитная артиллерия противника открыла огонь. Один из снарядов попал в плоскость самолёта Лейтенанта В. Н. Матакова и нарушил управление рулями. В этот момент вторая пара Ме-109 атаковала Матакова с двух сторон. Выбрав момент, он сделал резкий разворот и подставил врагу хвост своего "МиГа". Противник вёл яростный огонь, но Матаков остался невредим, ему спасла жизнь своевременная помощь Лейтенанта А. Ф. Ковачевича (впоследствии ставшего Героем Советского Союза) и то, что МиГ-3 имел бронеспинку, защитившую лётчика от пуль. Набрав высоту, он ушёл от преследования. Истребитель Матакова был пробит пулями и осколками снарядов от хвоста до мотора, от одной плоскости до другой. За проявленное мужество лётчик был награждён орденом Красного Знамени. Лётчик провёл в московском небе 16 воздушных боёв. Он лично сбил 2 самолёта противника. Кроме того, им было сбито 6 вражеских самолётов в групповых воздушных боях. "Особенно хороший бой, - говорил Василий Николаевич, - получился над Химками. Нас было 7 боевых экипажей. Патрулируя между Химками и Крюково, мы заметили 6 Ме-109. Это было в Ноябре. Они были выше и, очевидно, также обнаружили нас, так как сразу пошли в атаку. Произошёл встречный бой. После первой же атаки мы подожгли 2 самолёта. Они не выдержали и стали уходить. Мы свалили ещё 2-х". Это о нём писал фронтовой поэт И. Щаргородский:
В один из дней 6 самолётов полка, руководимых Капитаном В. А. Ивановым, вступили в воздушный бой над Калинином с 17 фашистскими истребителями. "Силы были неравные, - рассказывал потом в своих воспоминаниях заместитель командира эскадрильи Лейтенант А. Ф. Ковачевич, - бой был жаркий, работы нашей шестёрке хватало. Мы вели бой до тех пор, пока были горючее и боеприпасы. В этом бою я сбил одного Ме-109 и одного - В. Н. Матаков. Чувствуя, что горючее у нас на исходе, Капитан В. А. Иванов умело организовал выход из боя. Наша шестёрка без потерь вернулась на свой аэродром". Особенно мощными, как уже отмечалось, были штурмовые удары В. Н. Матакова. На штурмовку фашистских войск под Москвой он совершил 57 вылетов. При этом уничтожил 123 автомашины с войсками и боеприпасами, 87 повозок с грузами, 5 цистерн с горючим, 2 радиостанции противника. Объектами его атак были колонны пехоты, танки, автомашины, командные пункты, различные склады, железнодорожные эшелоны. Когда наши войска перешли в контрнаступление и освобождали Красную Поляну, Матаков со своими товарищами прикрывал наземные войска, наносил штурмовые удары по живой силе и технике противника. Однажды за Красной Поляной звено МиГ-3 обнаружило скопление большой массы немецких войск. При ударе по ним, противник оказал сильное противодействие. Одним из снарядов вражеской зенитки самолёт Матакова перевернуло через крыло. Машина была поражена осколками в 29 местах, заклинило элерон, пилотировать её стало крайне трудно. И только благодаря надёжной работе мотора самолёт ещё мог держаться в воздухе. Проявив высокое самообладание и мужество, Матаков сумел посадить вне аэродрома израненный истребитель МиГ-3 без шасси, "на живот". За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Марта 1942 года Матаков Василий Николаевич был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Всего за период боевой деятельности уничтожил 8 вражеских самолётов: 2 сбил лично и 6 - в группе с товарищами. После окончания войны Василий Николаевич ещё долго продолжал службу в ВВС, командовал авиационным полком. В 1949 году окончил Высшие лётно - тактические курсы офицерского состава. С 1958 года Полковник В. Н. Матаков - в запасе. Жил в Москве, работал инженером ВНИИ стандартизации. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |