КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Микоян Степан Анастасович |
Родился 12 июля 1922 года в городе Тбилиси, в семье служащего. Окончил 10 классов. С 1940 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени товарища Мясникова. На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. В составе 11-го, 12-го Гвардейского, 434-го (32-го Гвардейского) истребительных авиационных полков, защищал небо Москвы и Сталинграда. К октябрю 1942 года выполнил 14 боевых вылетов. Проведя 3 воздушных боя, сбил в составе группы 6 самолётов противника. В 1951 году окончил Военно - Воздушную инжереную академию и перешёл на лётно - испытательскую работу. Освоил 102 типа самолётов. 3 апреля 1975 года за овладение новой техникой и проявленное при этом мужество старшему лётчику - испытателю генерал - майору авиации С. А. Микояну было присвоено звание Героя Советского Союза. С 1978 года - заместитель главного конструктора НПО "Молния" по лётным испытаниям. Заслуженный лётчик - испытатель СССР. Кандидат технических наук. Живёт в Москве. За годы службы награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (четырежды); многими медалями. Степан Микоян родился 12 июля 1922 года в Тифлисе (Тбилиси). Отец - Микоян Анастас Иванович (1895 - 1978), видный советский государственный и партийный деятель. Мать - Туманян Ашхен Лазаревна (1896 - 1962). Увлечение небом объединяло сотни тысяч подростков в 1930-х годах. Не был исключением и старший сын А. И. Микояна - Степан. Этому способствовал и его родной дядя - Артём Иванович Микоян, в ту пору начинающий авиационный конструктор. Вместе со своим другом Тимуром Фрунзе в Августе 1940 года Степан поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов в Крыму. Приказ об окончании училища был подписан 3 сентября 1941 года в городе Красный Кут Саратовской области. В 8-м запасном авиаполку в посёлке Багай - Барановка севернее Саратова, Степан Микоян переучился на Як-1 и получил назначение в 11-й истребительный полк 6-го ИАК ПВО, прикрывавший Москву. Он прибыл туда в середине декабря. Полк только что перестал летать на штурмовки наземных войск противника. Весь декабрь 1941 года и половину января 1942 года погода стояла крайне плохая, активных действий силы авиации не вели. С первых чисел 1942 года Степан начал участвовать на Як-1 в полётах на прикрытие наших войск в районе Волоколамска, в том числе конницы генерала Доватора, совершавшей рейд за линию фронта. Нередко наши самолёты обстреливались зенитками противника. 8 января 1942 года из - за плохих погодных условий эскадрилья вернулась с боевого задания и произвела посадку при сильном снегопаде и высоте облачности около 50 метров. Но Степану удалось сориентироваться и точно выйти на взлётно - посадочную полосу благодаря знанию прилегающих к аэродрому московских улиц (11-й ИАП стоял на Центральном аэродроме столицы). Всего, зимой 1941 - 1942 годов, Степан Микоян в составе этого полка произвёл 10 успешных боевых вылетов. 11-й боевой вылет на прикрытие Истры 16 января 1942 года едва не стал для Микояна роковым - его "Як" по ошибке сбил младший лейтенант Михаил Родионов из 562-го полка. Степану Анастасовичу удалось посадить горящую машину "на брюхо", а деревенские мальчишки дотащили обожжённого лётчика со сломанной ногой до дороги, уложили в чьи-то сани и помогли доставить в медсанбат. Провинившегося лётчика хотели было отдать под трибунал, а "степень вины Лейтенанта Микояна определить после его излечения". Однако обошлось без судов и "определений". Михаил Родионов погиб в бою 3 июня 1942 года в небе над Калугой и был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. На лечение Степана ушло около полугода... В начале августа 1942 года в подмосковные Люберцы прибыл на переформирование, уже третье по счёту, 434-й истребительный авиационный полк [ Впоследствии 32-й Гвардейский истребительный Виленский орденов Ленина и Кутузова авиационный полк. Во время войны в нём в разное время воевало 26 Героев Советского Союза. Его лётчики сбили в воздушных боях 523 самолёта - 5-й результат в Советских ВВС. ] 8-й Воздушной армии - вернее, то, что осталось от полка после боёв под Сталинградом. Полком командовал 24-летний Герой Советского Союза Иван Клещёв, а "курировал" - Василий Сталин. И Степана, и его брата Владимира сын вождя хорошо знал. Сначала в полк зачислили Владимира, а чуть позднее - и Степана. Ветераны полка вспоминали, что скромные, дисциплинированные и старательные братья быстро стали равноправными членами полковой семьи. 3 сентября 1942 года укомплектованный личным составом 434-й ИАП вылетел на транспортных самолётах в Багай - Барановку. Здесь лётчики начали осваивать только что полученные с Саратовского авиазавода истребители Як-7Б и 9 сентября перелетели на полевой аэродром, расположенный неподалёку от совхоза "Сталинградский" (в 60 км севернее города). Полк Клещёва ввели в состав 16-й Воздушной армии. Первый боевой вылет 16 сентября возглавил сам Иван Клещёв. Новички полка впервые увидели с воздуха Сталинград. "Внизу видны были многочисленные огни, вспышки, - вспоминает Степан Анастасович. - На земле шли ожесточённые бои. Сталинград весь был в огне, чёрные дымы поднимались километра на три. Сквозь них проблескивали ленты Волги и Дона. В небе - десятки, сотни самолётов, больше - немецких. Эту картину я не забуду никогда". Командир полка исповедовал принцип постепенного ввода новичков в боевой строй. Даже имеющий некоторый опыт боёв в небе Москвы, Степан Микоян поначалу летал у него ведомым. Это помогало молодёжи быстрее получить боевые навыки. Дни второй половины сентября оказались самыми тяжёлыми. За неполные 3 недели в 50 воздушных боях полк сбил 83 вражеских самолёта. Наши потери: 16 лётчиков и 25 "Яков". 18 сентября был сбит Владимир Микоян, погибли многие отважные лётчики, был тяжело ранен командир полка Клещёв. Нагрузки были колоссальными. С утра до вечера небо буквально дрожало от гула авиационных моторов, от пушечных выстрелов и пулемётных очередей, от разрывов снарядов. Об одном из боевых вылетов с участием Степана Микояна вспоминает Герой Советского Союза А. Ф. Семёнов: "18 сентября я вылетел во главе группы из 4 звеньев. Нам предстояло патрулировать над железнодорожной станцией Котлубань. Непосредственно в моё звено входили Степан Микоян, Сергей Долгушин и Владимир Луцкий... Вскоре с наземного пункта наблюдения сообщили, что в квадрате 15 находится немецкий корректировщик FW-189. Я немедленно повёл группу в указанный квадрат. Отыскали "раму" без труда и моим звеном пошли в атаку... Прицеливаясь, даю длинную очередь из всего бортового оружия. Степан Микоян тоже ведёт огонь. "Рама" вздрагивает и, свалившись на крыло, врезается в землю..." Это был один из немногих воздушных боёв Степана Микояна в небе Сталинграда. После гибели брата командование полка запретило ему подниматься в воздух. В память о Володе Микояне на некоторых самолётах была сделана надпись: "За Володю !". 3 октября 434-й истребительный авиаполк вновь вывели в тыл на отдых и пополнение. Вскоре он стал называться 32-м Гвардейским, нескольких офицеров удостоили звания Героя Советского Союза, все его лётчики получили награды. Орденами Красного Знамени наградили Степана и Владимира (посмертно) Микоянов. Когда весной 1943 года полк вернулся в Подмосковье на переформирование, Степана Микояна вновь направили в ПВО Москвы. Говорят, будто Верховный Главнокомандующий вызвал своего сына Василия, командира того самого 32-го Гвардейского авиаполка, и сказал: "Тимур Фрунзе погиб, Леонид Хрущев погиб, Владимир Микоян погиб, хоть этого побереги..." Войну Степан Анастасович закончил с двумя боевыми орденами в звании Гвардии капитана и в должности командира звена 12-го Гвардейского истребительного авиационного полка. За всю войну он провёл лишь несколько воздушных боёв с самолётами противника. Тем не менее, согласно данным из наградного листа, на боевой счёт Степана Микояна записано 6 групповых побед.
В 1945 году Микоян поступил на инженерный факультет Военно - Воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. Слушателям - лётчикам разрешили подлётывать в учебном полку академии в посёлке Белопесоцком близ Каширы, а потом троим из них удалось освоить и первые реактивные истребители в учебном центре ВВС. Дипломным проектом Микояна стал "Сверхзвуковой фронтовой истребитель". Для 1951 года это был смелый замысел, тут, видно, сыграла определённую роль информация о разработке прототипа будущего самолёта МиГ-19 в ОКБ А. И. Микояна. С 19 августа 1951 года был на лётно - испытательной работе в ГК НИИ ВВС. Там Микоян совмещал работу лётчика с работой ведущего инженера и в течение 23 лет испытывал боевые самолёты истребители ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева, в 1964 годуполучил звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР". 3 апреля 1975 года за государственные испытания перехватчика МиГ-25 стал Героем Советского Союза. Участвовал в испытаниях Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19П, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-24, Як-27Р. Освоил 102 типа летательных аппаратов, налетал около 3500 часов. С конца 1957 года был заместителем начальника 1-го отдела по лётной части. С лета 1958 года - помощником начальника института по комплексам перехвата. С мая 1959 года - начальником 1-го управления, с декабря 1964 года - заместителем начальника ГНИКИ ВВС. В сентябре 1974 года медкомиссия отстранила Микояна от полётов на боевых самолётах, дозволив работать лишь на транспортно - пассажирских машинах и вертолётах. Три года спустя, когда лётчику пошёл уже 56-й год, он понял: "обойти" следующую медкомиссию не удастся, и принял предложение перейти на работу в промышленность. С апреля 1978 года Степан Анастасович - заместитель главного конструктора московского НПО "Молния" по лётным испытаниям. Здесь под руководством Г. Е. Лозино - Лозинского создавали крылатый орбитальный корабль многоразового использования "Буран". Огромный опыт организатора лётных испытаний, накопленный Микояном за время работы в НИИ ВВС, очень пригодился, когда в рамках программы "Буран" построили атмосферный вариант корабля - так называемое "Изделие 002". Степан Анастасович руководил лётными испытаниями этого аналога, технической и стендовой подготовкой лётчиков, участвовал во всех проектных работах, связанных с деятельностью будущих экипажей. В том самом первом и последнем космическом полёте настоящего "Бурана" отвечал за управление кораблем на участке снижения и посадки. Главным увлечением С. А. Микояна была и остается авиация, причём в самом активном её аспекте - пилотировании. В 70-летнем возрасте седовласый Генерал неоднократно самостоятельно вылетал на Як-18Т. Нашёл он время и для написания мемуаров: в Великобритании издана его книга "Воспоминания лётчика - испытателя" (в 2002 году книга вышла и на русском языке), отдельная глава его воспоминаний содержится и в книге Артёма Драбкина "Я дрался на истребителе" (Издательство "ЯУЗА", "ЭКСМО", 2006 год). 90-летию ветерана посвящается !
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |