Шевчук Арсений Антонович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Шевчук Арсений Антонович

Шевчук Арсений Антонович

Они были сверстниками, Арсений Шевчук и Пётр Гнидо. Оба родились в 1919 году в Одессе, учились в средней школе. А потом пошли работать: один в морской порт, другой на механический завод. Пётр мечтал стать врачом, окончил медицинский техникум. Только, наверное, ещё более сильной была та мечта, что звала в небо. В 1938 году фельдшер Гнидо и рабочий порта Шевчук по комсомольским путёвкам поступили в авиационные школы: Пётр - в Сталинградскую имени Сталинградского Краснознамённого пролетариата, Арсений - в Одесскую имени Полины Осипенко. Они успешно окончили курс лётного обучения. И иx, как лучших, оставили в школах инструкторами - лётчиками.

В первые трудные месяцы войны, когда над нашей Родиной нависла смертельная опасность, Одесская авиашкола послала в действующую армию полк авиаторов - добровольцев. Улетел на фронт и Арсений Шевчук. Летом на полевой аэродром 762-го авиаполка прибыл и 248-й авиаполк, сформированный из лётчиков - инструкторов Сталинградского училища. В нём служил Пётр Гнидо. Оба полка вошли в состав авиагруппы, которой командовал полковник Яков Гиль.

Сохранились пожелтевшие номера дивизионной газеты за ноябрь 1941 года, в которых достаточно часто упоминаются имена лётчиков Пешкина, Николаева, Шевчука, Янушкина. То они совершили дерзкий налёт на вражескую мотоколонну, двигавшуюся из района Таганрога, то атаковали группу "Юнкерсов" и сразу сбили 2 бомбардировщика, то вели неравный бой с 12 "Мессершмиттами" и снова вышли победителями.

Вот корреспонденция под заголовком: "Уничтожили 7 вражеских самолётов". В ней рассказывается о том, как наши лётчики нанесли удар по аэродрому противника. При выполнении этого боевого задания отличились авиаторы группы Сапрыкина и Ермакова. Среди них был и лётчик А. Шевчук. В другой газетной заметке - ещё рассказ о дерзком налёте на вражеский аэродром... И опять упоминаются имена командиров групп Сапрыкина и Ермакова. Подробно описаны в газетах и другие боевые эпизоды.

...Погода, хотя и улучшилась, но всё же хорошей её назвать было нельзя. Дул холодный ветер. По небу ползли тёмно - свинцовые тучи. По сигналу с КП в воздух поднялись 2 группы И-16. Взяли курс на северо - запад. Наши лётчики появились над фашистским аэродромом внезапно. Первыми атаковали цель Шевчук и Янушкин. Сразу вспыхнули 2 "Мессершмитта". Ещё заход. Один самолёт пытался подняться в воздух, но меткие очереди Шевчука сразили его на земле.

В другой раз на штурмовку вражеского аэродрома вылетела четвёрка истребителей под командованием лейтенанта Василия Пешкина. Выйдя на цель, первым устремился в атаку ведущий. Ведомые повторили маневр, спикировали на стоянки самолётов. После одного из заходов к небу взметнулось огромное пламя - взорвались бензоцистерны с горючим. Заговорили вражеские земитми - снизу, со всех сторон к пикирующим самолётам потянулись трассы. Когда Шевчук вывел машину из пикирования, он заметил, как самолёт ведущего резко качнулся, вспыхнул и камнем пошёл к земле. Воздух над аэродромом содрогнулся от взрыва. Наши лётчики обрушили весь огонь своих пушек и пулемётов на вражескую технику и ушли домой только тогда, когда кончились боеприпасы.

Командир полка майор Арбатов подробно расспросил о случившемся с Пешкиным, молча ушёл на командный пункт. Лётчики поклялись отомстить врагу за гибель Василия Пешкина. Отважный это был лётчик. Немалый имел боевой опыт, отличился в боях ещё в Советско - Финляндской войне и был удостоен ордена Красного Знамени. В заметке, опубликованной в дивизионной газете в те дни говорилось: "Мы, лётчики, отомстим за Василия Пешкина. Он был лучшим лётчиком. У него мы учились мастерству воздушного боя, его храбростью, смелостью и отвагой воодушевлялись в бою и с ним побеждали. Он совершил много подвигов во славу Родины и погиб геройски, выполнив боевое эадание..."

По нескольку раз в день поднимались лётчики во фронтовое небо. Напряжённой была боевая работа. Как-то сопровождали бомбардировщиков. В районе цели на девятку наших СБ набросились "Мессершмитты". Колесников и Шевчук поспешили на выручку боевых товарищей. Два И-16 свалились на "Мессершмиттов" и почти одновременно открыли пулемётно - пушечный огонь. Один вражеский самолёт тут же был сбит. Выходя из атаки, Арсений оглянулся и похолодел: за хвостом его машины маячил "Мессер" и строчил из пулемётов. "Всё, конец !" - мелькнуло в голове лётчика. Он резко отклонил рули и во время разворота заметил рваную дыру на правом крыле своего истребителя. От приборной доски разлетелись в стороны мелкие куски стекла. "Мессер" пронёсся мимо.

От строя наших бомбардировщиков отделился дымящийся СБ и с правым креном взял курс к Дону. На подбитый самолёт ринулся другой "Мессер". Поняв намерение врага, Арсений бросил свой истребитель вдогонку противнику. Но опоздал. Охваченный пламенем СБ вошёл в крутую спираль и упал в Таганрогский залив. У Арсения от обиды даже выступили слезы. Догнав "Мессера", он всадил в него весь оставшийся боезапас. Опомнился, когда по обшивке его самолёта забарабанили пули. Бой продолжался...

Вечером, когда лётчики шли из столовой, встретили комиссара полка Кундерова. Разговорились о прошедшем боевом дне. Лётчики рассказали о трудной воздушной схватке, о том, как помогла им взаимовыручка в бою. "Нелёгкие, друзья, будут у нас победы, но будут, - убеждённо сказал Кундеров. - А что касается умения, то оно придёт и уже приходит". Пожелав хорошего отдыха, комиссар зашагал к стоянкам самолётов.

После освобождения Ростова бои как на земле, так и в воздухе не затихали. Особо кровопролитное сражение кипело восточнее Таганрога, на Миусском рубеже. Декабрьским днём 1941 года 2 группы истребителей по соседству базировавшихся 248-го и 762-го полков вылетели на прикрытие наземных войск. Звено в составе лётчиков Колесникова, Шевчука и Янушкина под командованием капитана Старостина барражировало ближе к Таганрогскому заливу; вторая группа под командованием лейтенанта Новокщенова - севернее, вдоль реки Миусс, в районе Самбека.

В том боевом вылете лётчики звена Старостина вели трудный бой и не допустили вражеских бомбардировщиков к объекту удара. А когда вернулись на аэродром, узнали горестную весть: из соседнего полка не вернулись с боевого задания лётчики Андрей Новокщенов, Тимофей Санин, Пётр Гнидо, Семён Ботяновский. Они вели неравный бой с бомбардировщиками и истребителями противника в районе Самбека. Сбили в этом бою 3 пикировщика Ju-87 и 2 истребителя Ме-109. Но из всей группы на аэродром возвратился только Сапрыкин...

Арсений Шевчук тяжело переживал гибель боевого друга. Несколько месяцев, как они прибыли на фронт. Вылетали в бой с аэродромов, которые находились поблизости. А вот встретиться но земле и поговорить так и не удалось. Но Пётр Гнидо тогда не погиб. Значительно позже товарищи узнали о его судьбе: после ранения он вернулся в строй, успешно воевал, сбил 40 самолётов противника, стал Героем Советского Союза, дослужился до генерала.

Когда обстановка под Ростовом стабилизировалась, 74-ю авиадивизию перебросили в Донбасс. Лётчики участвовали в Изюм - Барвенковской операции.

15 февраля 1942 года на боевое задание вылетели Шевчук, Николаев и Янушкин. Истребители набрали высоту и взяли курс на юго - запад. Под крылом слева петляла занесённая, снегом речка Айдар, параллельно ей потянулись нити железной дороги. Самолёты пересекли Северный Донец. А когда стали подходить к Черкасскому, в небе запрыгали густые бутоны зенитных разрывов.

Прорвавшись сквозь заслон зениток, лётчики заметили у станции Алчевск скопление вражеской техники. Тройка истребителей спикировала на цель. Реактивные снаряды сошли с направляющих балок и понеслись вниз. В одном из заходов поражённый вражеским снарядом самолёт Шевчука загорелся. Он пытался сбить пламя и выровнять самолёт, но тщетно, и советский лётчик предпочёл геройскую смерть позорному плену. На объятой пламенем машине он врезался в скопление вражеской техники.

В листовке, посвящённой подвигу Арсения Шевчука, выпущенной в конце февраля 1942 года, говорилось: "Есть у наших героев драгоценные особенности, которые движут их на легендарные подвиги... Это бескорыстное служение Родине, народу, завоевавшему в огне жестоких битв счастливую радостную жизнь; готовность на самопожертвование во имя общего блага; небывалая сила, с которой люди решаются на всё во имя победы. Именно таким был герой нашей части Арсений Шевчук".

15 апреля 1942 года командир 74-й авиационной дивизии полковник Гиль подписал наградной документ на присвоение командиру звена 2-й авиаэскадрильи 762-го истребительного авиационного полка  (4-я Воздушная армия, Южный фронт)  младшего лейтенанта Шевчука Арсения Антоновича к званию Героя Советского Союза, посмертно.

Из наградного листа А.А.Шевчука.

Но Героем он не стал. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года был награждён орденом Красного Знамени.

Более полувека века прошло, как закончилась Великая Отечественная война. Но навечно останутся в памяти народной имена тех, кто геройски сражался с врагом за счастье родной Отчизны.

(Из воспоминаний генерал - майора авиации в запасе С. Черноусова.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz