Титоренко Дмитрий Степанович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Титоренко Дмитрий Степанович

Титоренко Дмитрий Степанович

Родился в 1914 году. В рядах Красной Армии с 1935 года, место призыва: город Киев  (Украинская ССР). Окончив военную авиационную школу лётчиков, служил в строевых частях ВВС.

Свою боевую деятельность лейтенант Д. С. Титоренко начал в 1939 году, участвуя в походе Советских войск в Западную Украину и Белоруссию. С 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года участвовал в Советско - Финляндской войне. Выполнил 79 боевых вылетов. 7 апреля 1940 года награждён орденом Красного Знамени.

С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался под Ленинградом в составе 19-го Краснознамённого истребительного авиационного полка. Летал на самолёте МиГ-3 и ЛаГГ-3. Первым из лётчиков 7-го ИАП ПВО уничтожил в воздушном бою вражеский самолёт - разведчик.

Согласно "Журналу учёта сбитых самолётов противника лётчиками 7-го ИАК ПВО", первые 2 победы корпус одержал 6 июля 1941 года. В 12 часов 41 минуту над Ленинградом на высоте 6000 метров старший лейтенант С. В. Тютюнников из 19-го ИАП перехватил и атаковал самолёт "Бленхейм", преследовал его до озера Лубенское, где у самолёта противника, по донесению советского лётчика, отвалилась плоскость и он упал.  [ Командир истребительной группы ПВО полковник С. П. Данилов засчитал старшему лейтенанту победу, полагая, что место падения самолёта болотистое и труднодоступное... ]

В действительности же повреждённый финский самолёт, принадлежавший 4-му LeR  (бомбардировочно - разведывательному полку), вернулся на свой аэродром. Таким образом, реально эта победа не состоялась.

Blenheim Mk.IV из состава ВВС Финляндии.

В 18 часов 58 минут лейтенант Д. С. Титоренко, вылетевший с аэродрома Горелово, в районе посёлка Беззаботное произвёл 2 атаки по летевшему на высоте 4500 метров "Юнкерсу"; у немецкого разведчика отвалилась консоль левой плоскости, он перешёл в спираль и, разламываясь в воздухе, упал. Три члена экипажа выпрыгнули с парашютами, но у стрелка купол зацепился за стабилизатор, и он разбился вместе с самолётом, в то время как лётчик и наблюдатель благополучно приземлились.

Когда С. П. Данилову с земли подтвердили факт уничтожения неприятельского разведчика, доложили о пленении двух лейтенантов германских ВВС, он приказал представить Д. С. Титаренко к награждению орденом Красного Знамени. Вскоре в штаб истребительной группы доставили уцелевшую в самолёте немецкую карту, на которой синим карандашом были проставлены треугольники возле наших действующих аэродромов Керстово, Котлы, Комендантский, Горская, Касимово и других. Командование сделало вывод о проведении разведки противником аэродромной сети в районе Ленинграда, что подтвердили и допросы немецких авиаторов.

Командир экипажа сбитого самолёта лейтенант Д. Виллмс  [ D. Willms ]  не только благополучно приземлился с парашютом, но пережил войну, а после её завершения вернулся в ГДР. Впоследствии он вспоминал, как повлиял на его судьбу случай, произошедший в 1935 году. Тогда 17-летний Дитрих спас у острова Боркум 3-х тонущих в Северном море детей. Их отец, доктор Шмидт, занимал важный пост советника МИДа Германии и в знак благодарности помог юноше устроить дальнейшую судьбу, способствовал поступлению в авиакомпанию "Люфтганза". После обучения и прохождения практики в Темпельгофе его, рослого и толкового парня, призвали в Люфтваффе, вскоре определив служить во 2-й отряд стратегических разведчиков главного командования из так называемой "команды Ровеля".

На самолёте Do-215 без опознавательных знаков он летал в качестве наблюдателя и командира экипажа на больших высотах над Францией, Великобританией, Югославией, Советским Союзом. О готовящемся нападении на СССР узнал 12 июня 1941 года, когда вместе с командиром своего отряда майором Ф. Прагером  [ F. Prager ]  принял участие в секретном совещании, состоявшемся в штабе 1-го Воздушного флота. Присутствовавшие командиры были проинформированы о задачах на "День икс", состоянии противовоздушной обороны будущего противника, лучших советских истребителях И-16, маневренных, но вооружённых только пулемётами и не способных развивать скорость более 440 км/час.

Немецкий самолёт Do-215B-4.

Сообщение о будущей войне Виллмс встретил с оптимизмом, поскольку оно легализовало его положение. Теперь, если бы их сбили в неприятельском тылу, они становились не шпионами и диверсантами, а военнослужащими, участвующими в боевых действиях. Как полагал Виллмс, сбить его могли лишь случайно. Накануне экипаж прошёл переучивание на современный разведчик Ju-88, не уступавший в скорости лучшим истребителям русских, - в этом лейтенант не сомневался. О последнем вылете с аэродрома Инстербурга, когда он сам находился за штурвалом, Виллмс вспоминал так:

"На высоте 8000 метров самолёт подлетал к городу на Неве. Стояли белые ночи, и воздушная разведка велась по 18 часов в сутки. Когда слева появилась Кронштадтская бухта, спереди - извилистая лента Невы и сотни домов трёхмиллионного города, наш L2+OS снизился и "раскрыл глаза" своих фотокамер.

- Сзади - истребитель, - доложил наблюдатель лейтенант К. Неелмайер   [ К. Neelmaier ].

- Вот как ?!   Это поистине ужасно ! - насмешливо ответил я.

- Он поднимается нам навстречу, господин лейтенант ! - крикнул кто-то за спиной. - Это совсем не "рата".  [ "Ратой" немцы ещё во время войны в Испании называли истребитель И-16. ]

Едва механик и наблюдатель успели занять места у пулемётов, как советский самолёт ринулся в атаку со стороны солнца. Это был истребитель Як-1 последней модификации. Первая же очередь из скорострельной пушки попала в цель, со свистом разлетелись вдребезги кислородные баллоны, машину охватило пламя.   [ В действительности Виллмса атаковал не Як-1, а МиГ-3, вооружённый 3-мя пулеметами, один из которых - крупнокалиберный. ]

- Прыгайте ! - изо всех сил ору я.

Все четверо были ранены, лишь двое смогли благополучно вырваться на свободу. Я дёрнул за кольцо парашюта, раздался резкий толчок, шелестя, распахнулся шёлковый купол. Теперь он медленно опускался на вражеский город; ветер, раскачивая, нёс его к Неве. Были ясно видны большие мосты, перекинутые через реку. Казалось, толпы людей поджидали там, внизу, тысячи глаз устремлены на спускавшегося лётчика. Мной овладел страх, появилось желание застрелиться, пока не поздно. Вспомнил о пистолете, который торчал из голенища правого сапога. Но обоих сапог нет: от резкого толчка при раскрытии парашюта они слетели с ног. Теперь уж точно я попаду живым в руки врага, который не знает пощады".

Немецкий самолёт Ju-88D.

Д.С.Титоренко. 6.07.1941 г.

В тот день лейтенант Д. И. Титоренко сбил Ju-88D  (заводской № 0852)  из 2-го отряда разведчиков Верховного командования Люфтваффе. Фото, приведённое ниже, опубликовано в книге известного фронтового журналиста, автора многих книг о военных лётчиках, А. В. Бурова - "Огненное небо". Под фотографией помещена следующая надпись:

"Первую победу на ближних подступах к Ленинграду одержал 6 июля 1941 года лётчик 7-го авиационного корпуса ПВО Дмитрий Титоренко. Об успешном выполнении боевого задания он докладывает военкому корпуса бригадному комиссару Ф. Ф. Верову".

Следует отметить, что этот же эпизод приведён и в известной книге - "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов":

"6 июля 1941 года лётчик 19-го ИАП лейтенант Д. С. Титаренко сбил на подступах к Ленинграду бомбардировщик Ju-88, а свой получивший повреждения самолёт благополучно посадил на аэродром".

Д.С.Титоренко. 6.07.1941 г.

Большинство частей, вынесших на себе основную тяжесть обороны Ленинграда, к концу сентября 1941 года пришлось вывести в тыл на отдых и пополнение. В документах отмечалась отличная лётная подготовка, храбрость, преданность Родине, выносливость многих лётчиков 19-го Краснознамённого ИАП, совершавших по 4 - 5 вылетов в день. С 22 июня по 29 сентября 1941 года они выполнили 3145 самолёто - вылетов, из них 2826 на прикрытие Ленинграда. Охраняя город от вражеских налётов, лётчики части вместе с приданной группой 7-го ИАП сбили 63 самолёта; 51 авиатора представили к государственным наградам. Наиболее отличились старший лейтенант С. В. Тютюнников, лейтенанты Д. С. Титоренко, В. П. Клыков и Кузнецов. Но и собственные потери оказались значительными: погибли 44 самолёта и 17 лётчиков, а 13 экипажей не вернулись с боевых заданий  (пропали). Передав оставшиеся 9 МиГ-3 и часть техсостава 124-му ИАП, полк 29 сентября убыл в Череповец.

10 июля 1941 года, по указанию Командующего Ленинградским фронтом, заместитель командира эскадрильи 19-го КИАП лейтенант Д. С. Титоренко был представлен командованием полка к награде. К тому времени лётчик выполнил 14 боевых вылетов на больших высотах по охране Ленинграда и уничтожил один самолёт противника   (Ju-88, сбитый 6 июля). Вскоре лётчику вручили орден Красного Знамени.

Истребитель МиГ-3.

27 января 1942 года командир 2-й эскадрильи 19-го КИАП капитан Д. С. Титоренко был представлен командованием полка к новой награде. В документе указывалось:

"За период с 22 июня 1941 года по 17 апреля 1942 года выполнил 120 боевых вылетов и сбил 1 бомбардировщик Ju-88. Лётчики его эскадрильи произвели 1470 боевых вылетов и сбили 27 самолётов противника.

С 28 декабря 1941 года участвует по разгрому немецких фашистов в составе 2-й Воздушной армии Воронежского фронта. За этот период эскадрилья произвела 160 боевых вылетов, из них: на штурмовку - 9, на разведку - 25, на сопровождение штурмовиков и прикрытие своих войск - 126 вылетов. Эскадрильей сбито 3 самолёта противника: 1 - Ю-88, 1 Ме-109Ф и 1 Хш-126.

Во время прикрытия штурмовиков последние без потерь производили штурмовые действия.

В результате штурмовых действий эскадрилья уничтожила до батальона солдат и офицеров противника. Личто сам Титоренко произвёл 54 боевых вылета, штурмовыми действиями уничтожил до роты противника, сбил 1 самолёт Ю-88".

Приказом по 2-й Воздушной армии № 09-н от 9 февраля 1942 года капитан Д. С. Титоренко был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Затем Дмитрий Степанович участвовал в боях за Сталинград. В 1943 году, получив новые самолёты Ла-5, полк сражался на Воронежском фронте. В июле участвовал в боях под Курском. Летом 1944 года полк находился уже на 3-м Белорусском фронте, затем был переведён на 1-й Белорусский фронт. Там некоторое время Титоренко летал ведомым у известного аса, командира 19-го КИАП, подполковника Льва Шестакова, был награждён орденом Александра Невского.

В начале сентября 1944 года полк стал 176-м Гвардейским и был перевооружён самолётами Ла-7. Во время Белорусской наступательной операции Титоренко летал в паре с командиром полка П. Ф. Чупиковым. В одном из боёв был сбит, выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился.

В конце войны лётчики полка сражались на 1-м Украинском фронте, приняв участие в наступлении на Берлин. В те дни Дмитрий Титоренко часто летал в паре с И. Н. Кожедубом. В своих воспоминаниях Иван Никитович пишет:

"Дмитрий был очень скромным по натуре человеком. Он не любил рассказывать о своих победах, зато часами мог вести разговоры о боевых друзьях. У него был весёлый, спокойный характер. Прекрасный товарищ".

Свои последние победы Дмитрий Титоренко одерживал весной 1945 года в небе Германии. Несколько строк, посвящённых ему, можно найти в известной книге "16-я Воздушная", например:

"В августе 1944 года при ведении "свободной охоты" отличились лётчики - истребители майоры Герой Советского Союза А. Я. Баклан и Д. С. Титоренко...

В воздушных боях 17 и 18 февраля 1945 года отличились: ... в 176-м Гвардейском ИАП - майор Д. С. Титоренко и другие лётчики.

22 марта 1945 года 2 пары Ла-7 из 176-го Гвардейского ИАП, возглавляемые дважды Героем Советского Союза майором И. Н. Кожедубом и Героем Советского Союза майором А. С. Куманичкиным, вылетели на "свободную охоту". В районе Зеелова они встретили до 30 FW-190, летящих 2-мя эшелонами. Кожедуб зашёл со стороны солнца в тыл верхней группе из 4-х "Фокке - Вульфов" и с дистанции 100 - 50 метров сбил один из них. Его напарник майор Д. С. Титоренко одновременно сбил второго фашиста. Выйдя из атаки боевым разворотом, Кожедуб приблизился ко второй четвёрке FW-190 и в молниеносной атаке зажёг 3-й вражеский самолёт. Гвардеец А. С. Куманичкин, заметив ниже себя до 20 FW-190, атаковал замыкающую пару и с дистанции 100 - 150 метров сбил один истребитель, который упал западнее Зеелова. Его ведомый В. А. Громаковский атаковал второй "Фокке - Вульф" и также сбил его. Вражеский лётчик покинул самолёт с парашютом. Так 2 пары Гвардейцев вышли победителями над численно превосходящим воздушным противником.

17 апреля 1945 года победы в воздухе одержали майор И. Н. Кожедуб, а также его товарищи по 176-му Гвардейскому полку майоры Д. С. Титоренко и А. С. Куманичкин, капитан Н. И. Савин и лейтенант С. В. Крамаренко, каждый из которых уничтожил по одному "Фокке - Вульфу".

Войну Дмитрий Титоренко закончил в звании Гвардии майора, начальником воздушно - стрелковой службы 176-го Гвардейского ИАП, имея на счету 7 личных побед и около 400 успешных боевых вылетов  (с учётом похода с Западную Украину и Белоруссию, а также Советско - Финляндскую войну).

22 июня 1945 года командир 176-го Гвардейского ИАП Гвардии полковник Чупиков подписал последний наградной лист на Гвардии майора Д. С. Титоренко. В этом документе прослеживается весь боевой путь лётчика:

"В Отечественной войне участвовал с 22 июня по 29 сентября 1941 года на Ленинградском фронте, где произвёл 120 боевых вылетов. В воздушных боях на подступах к Ленинграду первым сбил самолёт Ю-88, за что был награждён в 1941 году орденом Красного Знамени.

С 22 июня по 17 апреля 1942 года сражался на Волховском фронте, а с 27 декабря 1942 года по 20 марта 1943 года на Воронежском фронте. За это время произвёл 54 боевых вылета, в воздушных боях сбил 1 самолёт противника, за что был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

С 20 января по 18 августа 1944 года участвовал в боях на 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. За это время произвёл 40 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта противника, надёжным прикрытием обеспечил успех своему ведущему, который лично сбил 5 самолётов противника, за что награждён орденом Александра Невского.

С момента последнего награждения - с 18 августа 1944 года по 9 мая 1945 года на 1-м Белорусском фронте произвёл 60 боевых вылетов на свободную охоту, в воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника: 1 Ме-109 и 2 ФВ-190. Летая ведомым у командира полка и его заместителя, своим надёжным прикрытием обеспечил ведущим успех в бою, которые сбили 7 самолётов противника.

В воздушных боях проявил исключительное мужество и храбрость, как правило в проведённых воздушных боях дрался с превосходящими силами противника. В результате грамотно проведённых воздушных боёв и хитрости, одержал победу над врагом".

Приказом по 16-й Воздушной армии № 266-н от 31 июля 1945 года Гвардии майор Д. С. Титоренко был награждён третьим орденом Красного Знамени.

С апреля 1951 года по февраль 1952 года на самолётах МиГ-15 лётчики 176-го Гвардейского ИАП воевали в Северной Корее, входя в состав 324-й истребительной авиационной дивизии, которой командовал Иван Никитович Кожедуб, и за 10 месяцев боевой работы одержали 107 побед. В то время Дмитрий Степанович был уже начальником воздушно - стрелковой службы этой дивизии. В конце 1952 года Гвардии полковник Д. С. Титоренко погиб во время ночных полётов на самолёте МиГ-15 над аэродромом Орешково под Калугой, столкнувшись в воздухе с УТИ МиГ-15   (экипаж "спарки" - Гвардии подполковник Шеберстов и Гвардии майор Лазукин так же погибли).

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора Д. С. Титоренко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
106.07.1941 г.1  Ju-88БеззаботнаяМиГ-3, ЛаГГ-3,

Ла-5, Ла-7.

213.03.1944 г.1  Ju-87Шпиченцы
324.09.1944 г.1  Ju-88Малпил
422.03.1945 г.1  FW-190зап. Гузов
517.04.1945 г.1  FW-190Врицен

      Всего сбитых самолётов - 7 + 0  [ 5 + 0 ].


Возврат

Н а з а д

Купить с доставкой анкер забивной м14 стальной для бетона по самым лучшим ценам


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz