КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Тотмин Николай Яковлевич |
25 Апреля 1967 года исполком Красноярского городского Совета депутатов трудящихся принял решение № 194 "О присвоении наименования улицам в Северо - Западном районе города". В связи с вводом в эксплуатацию вновь выстроенных домов в 1-м микрорайоне Северо - Западного района города Красноярска было решено присвоить наименования улицам в честь красноярцев - героев Великой Отечественной войны. Одна из улиц была названа именем Героя Советского Союза Тотмина Николая Яковлевича. Многие годы точное место гибели Тотмина никто не знал. В преддверии 50-летия Победы активизировали работу поисковые отряды. Огромная работа, проведённая поисковыми отрядами, позволила установить место гибели многих защитников Отечества, перевезти их прах на родину, дала возможность людям поклониться родным и близким. В конце Марта 1994 года в Красноярский краевой военкомат поступила телефонограмма от главного специалиста по поисковой работе Ленинградского областного комитета по делам молодёжи И. Г. Прокофьева: "В Тосненском районе Ленинградской области поисковой группой найдено место падения самолёта и останки Героя Советского Союза Тотмина Николая Яковлевича, уроженца села Усть - Яруль Ирбейского района Красноярского края. Просим разыскать родственников и передать эту информацию. Возможно, они захотят приехать или даже забрать останки для захоронения". К телефонограмме прилагался ответ Центрального архива Министерства обороны на запрос руководителя историко - поискового центра "Судьба", в котором сообщалось, что проведена работа по установлению фамилии лётчика, погибшего на самолете "Киттихаук" с мотором АС-42-35048. Место падения самолёта указали жители посёлка Гладкое. Оно представляло собой воронку диаметром 2 х 2 метра, заполненную водой. Рядом находились покорёженные части самолёта. Воронка была разрушена, так как после войны эта территория распахивалась тракторами для лесопосадок. Останки погибшего пилота встречались по всему периметру воронки. Всё указывало на то, что самолёт упал с большой высоты на твёрдый грунт с рабочим двигателем. Об этом же свидетельствует положение и состояние двигателя в воронке, а также оторванные лопасти от вала винта. Из личных вещей лётчика обнаружены: фрагменты офицерского ремня, крючки от парашюта, части кожаного реглана. В ходе тщательного исследования архивных документов установлено, что Старший лейтенант Тотмин Николай Яковлевич, пилот 158-го истребительного авиаполка ПВО на вышеуказанном самолёте сбит в воздушном бою в районе Тосно 23 Октября 1942 года. Приказом ГУФ КА № 01210 от 5 Декабря 1942 года Старший лейтенант Тотмин Николай Яковлевич исключён из списков Красной Армии. Извещение выслано в Красноярский краевой военкомат. Родился Николай Тотмин 19 Декабря 1919 года в селе Усть - Яруль, ныне Ирбейского района Красноярского края, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, 2 курса Канского сельскохозяйственного техникума и аэроклуб. Работал в колхозе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А. К. Серова. Служил в 15-м истребительном авиационном полку. С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Утром 4 Июля 1941 года лётчик 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Ленинградский фронт) старшина Н. Я. Тотмин первым поднялся в воздух на истребителе И-16 для отражения налёта вражеской авиации на аэродром Рожкополье. Набрав высоту, он обнаружил 8 бомбардировщиков Ju-88, которые уже заходили в атаку на стоянку наших самолётов. Николай Тотмин бросился им наперерез и с первой же атаки подбил ведущего. Строй "Юнкерсов" распался. Продолжая атаковать, Тотмин поджог второй бомбардировщик и хотел его добить, но в это время сзади появились истребители сопровождения Ме-109. Оставив повреждённый бомбардировщик, Тотмин развернулся и пошёл в лобовую атаку. В последний момент противник хотел отвернуть в сторону, но Тотмин, накренив свой истребитель, крылом срезал плоскость "Мессершмитта". Тот, кувыркаясь, упал на окраине аэродрома и сгорел. От удара И-16 потерял управления и вошёл в штопор. Тотмин попытался выпрыгнуть, но поток воздуха помешал этому. Тогда он руками выбросил купол парашюта за борт и тот вытащил его из кабины на высоте около 50 метров. 20 Июля 1941 года он сбил ещё один самолёт противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Июля 1941 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 539). Всего совершил 93 боевых вылета, в 26 воздушных боях сбил 7 самолётов противника. Родственники, узнав о судьбе Н. Я. Тотмина, обратились в крайвоенкомат с просьбой оказать помощь в перевозке останков для захоронения на родине - в село Усть - Яруль. Финансовую помощь оказала администрация Красноярского края. В Мае 1994 года через администрацию Ирбейского района племяннику Н. Я. Тотмина - Михаилу Анатольевичу- были выделены денежные средства для перевозки найденных в Ленинградской области останков Героя Советского Союза лётчика 158-го истребительного авиационного полка Тотмина Николая Яковлевича и захоронения их по месту рождения в селе Усть - Яруль Ирбейского района. Имя Н. Я. Тотмина, как и многих других земляков, отдавших жизнь в борьбе с врагом, навечно вписано в историю Красноярского края. В Усть - Яруле установлена мемориальная доска. Именем Героя названы улицы в Красноярске, Усть - Яруле и в селе Ирбейское, пионерская дружина средней школы, где учился Герой. Улица Тотмина в городе Красноярск является основной в Северо - Западном микрорайоне... Начинается от кинотеатра "Строитель" (в настоящее время неработающего). Улица магистральная с широкой очень загруженной транспортом дорогой. Под прямым углом напротив кинотеатра отходит ответвление улицы. Застройка представлена в основном пятиэтажными хрущевками и вставленными между ними девятиэтажками. Современная инфраструктура: школы, магазины, дворовые скверы, детские и спортивные площадки. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |