Родился в 1912 году. Лётчик - истребитель.
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов в составе
7-го ИАП. Награждён орденом Красной Звезды.
С первого дня Великой Отечественной войны Старший лейтенант Г. С.
Жуйков в действующей армии. По Март 1942 года воевал в составе 191-го ИАП, летал
на И-16; с Августа по Сентябрь 1943 года - в 9-м ИАП, летал на "Харрикейне"; по
Май 1944 года - в 21-м Гвардейском ИАП, летал На "Аэрокобре"; с Июля 1944 года
по Март 1945 года - в 760-м ИАП, летал на Ла-5; по Май 1945 года - в 435-м ИАП,
где лелал так же на Ла-5.
К концу войны Майор Г. С. Жуйков уничтожил в воздушных боях 13
самолётов противника лично и 4 - в группе с товарищами.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды
(дважды); медалями.
* * *
Боевое крещение Григорий Жуйков получил в период Советско -
Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
Оценённая и вовремя подхваченная Е. Е. Ерлыкиным идея Старшего
лейтенанта 3-й эскадрильи 7-го ИАП Григория Сергеевича Жуйкова дала жизнь
"полевой модификации" И-16 тип 18 в варианте истребителя - бомбардировщика с
бомбой ФАБ-100. Сам рационализатор по итогам Советско - Финляндской войны был
награждён орденом Красной Звезды.
С первого дня Великой Отечественной войны Старший лейтенант Г. С.
Жуйков в действующей армии. По Март 1942 года воевал в составе 191-го истребительного
авиационного полка.
Летом 1941 года этот полк, во главе которого были Майор А. Ф.
Радченко и батальонный комиссар А. Л. Резницкий, базировался северо - западнее
Ленинграда, имея на вооружении самолёты И-153 и И-16. В полку было 3 эскадрильи
и около 60 лётчиков. Более половины из них - выпускники Качинского училища. В
Августе 1941 года полк частично был перевооружён на МиГ-3.
Уроки первых воздушных боёв сделали своё дело. Вскоре пришла
радость первой победы. Шестёрка наших истребителей во главе с командиром эскадрильи
Старшим лейтенантом Г. Жуйковым сбила 2 немецких самолёта - бомбардировщик Ju-87
и истребитель Me-109.
Весть о том, что сбиты 3 фашистских самолёта, сразу облетела весь
полк. Среди победителей были Николай Савченков, Пётр Олимпиев и Георгий Новиков
(настоящее имя Новикова - Егор, но товарищи звали его Георгием). Возле машин,
только что вернувшихся с боевого задания, собрались лётчики, техники, мотористы.
Оживлённо жестикулируя, Пётр Олимпиев подробно рассказывал о
воздушном бое:
- Мы полетели на прикрытие наших войск южнее Ленинграда. Высота
1500 - 2000 метров. Одно звено вёл Жуйков, другое - Новиков. Я держался справа
от Жуйкова. Смотрю, над станцией Вырица Новиков покачал крыльями: "Внимание !"
(в то время на самолётах И-16 ещё не было радиостанций). Что такое ?
Оказывается, с юго - запада на такой же высоте, как и мы, шла шестёрка Ju-87.
Жора с ребятами кинулся навстречу бомбардировщикам, а мы остались в заданном
районе. Вражеские бомбовозы шли, конечно, с прикрытием. Сверху на звено Новикова
бросились "Мессеры" и отсекли путь к "Юнкерсам". Начался бой. А бомбардировщики
тем временем изменили курс и через несколько минут показались над Вырицей с северо -
восточной стороны.
- Тут-то мы и ринулись на перехват, - тряхнул огненным чубом
Пётр. - Жуйков пошёл в атаку на ведущего "Юнкерса". Тот, видимо, струсил,
побросал бомбы не долетев до цели и повернул на юг. За ним поспешили остальные.
- А как же "Мессеры" ? - задал кто-то вопрос.
- Два из них бросились на выручку к бомбардировщикам, - ответил
Олимпиев. - Со снижением оторвались от своей группы, потом взмыли свечой и атаковали
самолёт Жуйкова. На какой-то момент они как бы зависли, и я рубанул по ближайшему.
Савченков помог. "Мессер" медленно перевалился через крыло, клюнул носом, задымил
и резко пошёл вниз. Второй Me-109 бросил напарника на произвол судьбы. Немцы,
оказывается, трусливы, когда у них нет численного превосходства. У нас бы никто
не позволил себе такого свинства. А у них - каждый за себя, если надо спасать
свою шкуру...
Пётр помолчал несколько секунд. Потом продолжал:
- Жуйков ударил по мотору удиравшего Ju-87. Крестоносец задымил,
потерял скорость. Новиков, подоспевший к нам со своим звеном, добил его над лесом.
- Одним словом, два - ноль в нашу пользу, - коротко подытожил
Савченков.
Комэск 191-го ИАП Старший лейтенант Г. С. Жуйков на фоне И-16 тип 17, оснащённого радиостанцией. Ленинградский фронт, Сентябрь 1941 года.
Батальонный комиссар Резницкий, уже давно подошедший к самолёту
Олимпиева, вместе со всеми слушал рассказ Петра. А когда тот умолк, обнял его и
расцеловал. С Николаем и Георгием тоже расцеловался.
- Спасибо, друзья, вы открыли боевой счёт полка. Верю, что о
наших лётчиках заговорит весь Ленинград, весь фронт.
Вечером на аэродроме появились корреспонденты газеты "На страже
Родины", и героям дня пришлось ещё раз повторить историю своего боевого вылета.
Одного из активных участников этого знаменательного боя - Петра
Олимпиева - некоторые лётчики 191-го истребительного авиаполка знали давно, ещё
по курсантской жизни в Ленинградском авиационно - техническом училище, в котором
он завоевал славу не только любителя - шахматиста, но и прекрасного футболиста,
знатока истории и философии, одним словом, всесторонне развитого человека. Друзья
любили этого замечательного парня - доброго, смелого, любознательного, неистового
спорщика и мечтателя.
Пётр Олимпиев погиб в конце Сентября 1941 года во время штурмовки
вражеских войск в районе Ижоры. Его самолёт взорвался в воздухе от прямого попадания
зенитного снаряда. К тому времени на счету лётчика числилось несколько сбитых
самолётов противника.
Осенью 1941 года, летая на истребителе И-16 тип 17 с двумя
крыльевыми пушками ШВАК, Капитан Г. С. Жуйков одержал несколько блестящих побед.
Величайшего мужества требовали лётчиков осенние бои в небе Ленинграда.
Они сражались с многократно превосходящим по численности врагом, и заставляли его
поворачивать назад. Конечно, были и потери - и в воздушных схватках, и на аэродромах
от артиллерийского обстрела и бомбёжек.
10 Сентября после полудня противник, сосредоточив на Красносельском
направлении основную массу своей авиации, главным образом бомбардировочной,
усилил атаки. На фронте шириной в каких - нибудь 15 км действовало около
200 вражеских танков и более 300 самолётов. Прикрывшись сильными истребительными
заслонами, "Юнкерсы" и "Хейнкели" яростно бомбили боевые порядки наших войск
и все дороги, ведущие к фронту.
В те дни в районе Коломенского и Ропши произошли 2 воздушных
боя, которые навсегда останутся одними из ярчайших героических страниц в истории
ленинградской авиации.
Под Коломенским 6 истребителей из 195-го ИАП вступили в схватку
с 50 немецкими бомбардировщиками, шедшими под сильным прикрытием "Мессеров". Наши
лётчики уже несколько раз поднимались в воздух и были очень утомлены, и все же
они выиграли эту схватку. Героями её были Лейтенант И. Д. Пидтыкан, Капитан В. Ф.
Абрамов, Старший лейтенант И. П. Неуструев, Младший лейтенант В. Н. Харитонов и
ещё двое лётчиков. Они уничтожили 5 вражеских самолётов и не допустили организованной
бомбёжки наших войск.
Сходная ситуация в воздухе сложилась и под Ропшей. 16 Сентября
дорогу к фронту 60 вражеским бомбардировщикам преградила четвёрка истребителей
из 191-го ИАП. В жестокой схватке советские лётчики сбили 6 самолётов. Героями
её были Старший лейтенант Г. С. Жуйков, Младшие лейтенанты В. А. Плавский, А. П.
Савченко и Г. А. Мамыкин.
На следующий день начальник политотдела 7-го истребительного
авиакорпуса доносил старшим начальникам, что в строю осталось только 54 самолёта.
И всё же защитники ленинградского неба наносили врагу огромный урон. В тот же день,
17 Сентября Совинформбюро сообщало:
"В воздушных боях на подступах к Ленинграду
авиачасть полковника Данилова сбила за один день 16 фашистских самолётов. Лётчики
части Неуструев, Пидтыкан, Абрамов, Харитонов, Жуйков и Плавский сбили в этот день
по 2 вражеских самолёта".
В Сентябре немецкая авиация совершили 23 групповых налёта на
Ленинград ! Особенно ожесточёнными были бомбёжки 19 и 27 Сентября. В
первый раз немцы предприняли 4 дневных и 2 ночных налёта с участием около
280 самолеёов, а во 2-й раз днём группы общей численностью до 200 самолётов
трижды обрушивали свои удары на город и близлежащие аэродромы...
Невыспавшиеся, хмурые, лётчики встали и, проглотив по сухарю с
кипятком, затемно отправились на аэродром, где техники и механики уже прогревали
моторы.
Готовность № 1 объявили группе Лейтенанта И. П. Грачёва. Лётчики
надели парашюты и сели в кабины. Те, кто были в готовности № 2, остались у машин,
остальные ушли в землянку.
Часа 1,5 - 2 было спокойно, подозрительно тихо. И вдруг в
настороженной тишине послышался нарастающий гул моторов, тяжёлый, зловещий,
надсадный гул. Дежурные лётчики запустили моторы, и те из них, чьи машины
стояли рядом с торцом взлетной полосы, тотчас взмыли в небо. Командир эскадрильи
Георгий Жуйков не сидел в кабине, однако успел выбежать из землянки и тоже взлетел.
К аэродрому подходили желтокрылые, с чёрными крестами Ме-110 и
Ме-109. На окраине лётного поля от вражеских снарядов закипели фонтанчики земли
и дыма. Кое - кто бросился в спасительные щели.
После взлёта Капитан Г. С. Жуйков шёл некоторое время над лесом,
и немцы не заметили его. Набрав высоту, Георгий развернулся и соколом бросился в
огненную круговерть. Короткая очередь - и "Мессер" перевернулся, камнем упал на
окраину аэродрома.
В схватку вступили Иван Грачёв и Василий Добровольский, успевшие
набрать скорость и высоту, необходимые для маневра. Бешено завертелся клубок самолётов -
11 вражеских и 5 наших. Вспыхнула машина Георгия Новикова, бесстрашного вожака
истребителей, боевого стража штурмовиков. Вслед за И-16 смерть швырнула с высоты
2-й "Мессер". Потом с борта, объятого пламенем, выпрыгнул раненый командир эскадрильи.
В этом бою мы потеряли 3 машины и 2-х лётчиков - Жору Новикова и
Колю Косаренко. Однако в последующих воздушных схватках однополчане с лихвой компенсировали
потерю.
В эти дни в полку работал замечательный советский художник
Яр-Кравченко. С раннего утра и до позднего вечера он был на самолётных
стоянках, на взлётно - посадочной полосе, заглядывал на командный пункт, в
землянки, общежитие лётчиков и рисовал, неустанно рисовал.
Яр-Кравченко отказывался от всяких привилегий. Жил в землянке
на аэродроме, питался тем же, чем и лётчики, - нередко одними сухарями. Он
делил с ними горечь неудач и радость побед. Может быть, поэтому его работы
были так выразительны и реалистичны.
Когда художник закончил в боевых полках серию авиационных рисунков
и портретов, журналист М. Жестев в одной из ленинградских газет написал о нём
тёплую корреспонденцию:
"Славой овеяны имена наших лётчиков -
истребителей, они любимы народом, и эта любовь привела художника Яр-Кравченко
к народным героям. Мастерской рукой портретиста он создал фронтовой альбом.
Когда рассматриваешь этот альбом, каждый штрих приобретает необыкновенное
значение. Тут нет сражений в воздухе. Героизм лётчиков дан через портрет. Вы
чувствуете его во взгляде глаз, повороте головы, в каждой черточке лица...
Альбом издан редакцией газеты "Атака". Вы перелистываете его от
начала до конца, от первого до последнего портрета, и вам не хочется расставаться
с близкими и дорогими вам людьми. Их бодрость, мужество и отвага заставляют усиленно
биться ваше сердце. Вас глубоко волнует образ героя лётчика, славного защитника
города Ленина. Он многолик, этот образ, он в сердце каждого советского патриота".
Весной 1942 года 191-й истребительный авиационный полк действовал
на Калининском фронте.
С Августа по Сентябрь 1943 года Г. С. Жуйков сражался в 9-м ИАП,
летая на"Харрикейне". С Октября 1943 года по Май 1944 года командовал 21-м Гвардейским
ИАП, где летал уже на "Аэрокобре". С Июля 1944 года по Март 1945 года сражался в
составе 760-го ИАП, летая на Ла-5. Затем, по Май 1945 года, в 435-м ИАП.
Всего за период своей боевой деятельности Майор Г. С. Жуйков уничтожил
в воздушных боях 13 самолётов противника лично и 4 - в группе с товарищами.
* * *
Список всех известных побед Майора
Г. С. Жуйкова: (Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских
соколов". Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя (одержанной победы) | Свои самолёты |
1 | 03.09.1941 г. | 1 Ме-109 | ст. Владимирская | И-16, "Харрикейн", "Аэрокобра", Ла-5. |
2 | 08.09.1941 г. | 1 Hs-126 | аэр. Троицкое |
3 | 10.09.1941 г. | 1 "Хе-113" | Красное Село - Пушкин |
4 | 1 Ju-87 | зап. ст. Дудергоф |
5 | 11.09.1941 г. | 1 Ме-109 | Ленинградская обл. |
6 | 12.09.1941 г. | 1 Ме-109 | юж. Большие Тайцы |
7 | 14.09.1941 г. | 1 Ме-109 | Пулково - Славянка |
8 | 21.10.1943 г. | 1 Ju-87 | Эрастовка |
9 | 08.08.1944 г. | 1 "Кертисс" | юж. Вяртсиля |
10 | 1 "Кертисс" | юго - вост. аэр. Вяртсиля |
Всего сбитых самолётов - 13 + 4 [ 10 + 0 ].
|
|