Кондратюк Александр Александрович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Кондратюк Александр Александрович

А.А.Кондратюк

Александр Кондратюк родился 14  ( 27 )  Августа 1916 года в Петрограде  ( ныне Санкт - Петербург ), в семье рабочего. Окончил 7 классов средней школы. Работал токарем на Ленинградском оптико - механическом заводе. С Сентября 1934 года в рядах Красной Армии. До Декабря 1934 учился в Качинской военной авиационной школе лётчиков, в 1937 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС Киевского военного округа.

С Мая 1939 года по Май 1940 года участвовал в боевых действиях в Китае в должности командира звена истребительной авиагруппы. В воздушных боях сбил один самолёт противника.

С Июня 1941 года Старший лейтенант А. А. Кондратюк на фронтах Великой Отечественной войны. По Июль 1941 года служил в составе 87-го ИАП   ( Юго - Западный фронт ), был помощником командира эскадрильи; с Июля 1941 года по Август 1942 года - в 129-м ИАП  ( с Декабря 1941 года - 5-й Гвардейский ИАП ), где был заместителем командира и командиром эскадрильи на Западном и Калининском фронтах.

Душным Июльским вечером 1941 года разведка донесла, что на аэродроме Ельня немцы сосредоточили изрядное количество самолётов. Вскоре в полк поступил приказ командования: произвести налёт.

Планом предусматривалось, что первыми к аэродрому подойдут на малой высоте Ил-2, за ними бомбардировщики Пе-2. Штурмовики должны подавить зенитки врага, чтобы через 2 - 3 минуты дать возможность бомбардировщикам прицельно отбомбиться. Дело истребителей - прикрыть действия как штурмовиков, так и бомбардировщиков.

Командир полка Майор Ю. М. Беркаль уточнил состав групп: Алексей Панов, Анатолий Соколов, Николай Романов, Николай Дмитриев, Борис Журин, Борис Суханов, Федор Дахов, Григорий Инякин, Захар Дзарминашвили, Александр Кондратюк, Николай Городничев. От согласованности между группами зависел успех всей операции.

На следующий день, задолго до рассвета, воздух над аэродромом наполнился мощным рокотом работающих моторов. В темноте переливались, чередуясь, вспышки выхлопов отработанных газов - это техники производили проверку материальной части, готовили её к боевой работе. В назначенное время истребители взлетели с аэродрома, вместе со штурмовиками и бомбардировщиками двумя группами направились к линии фронта. Там штурмовики прижались к земле. Маскируясь рельефом местности, через несколько минут первыми точно вышли на вражеский аэродром. Зенитки противника открыли огонь. В небе грозно распушили свои чёрные бутоны смертоносные разрывы снарядов. Они всё ближе, но строй Ил-2 твёрдо выдерживает курс.

Листовка с фото А.А.Кондратюка.

Ведущий штурмовиков сделал "горку", подал команду "Атака !". Сразу же из люков посыпались осколочные и зажигательные бомбы. Одновременно лётчики обстреляли зенитные точки и стоянки самолётов реактивными снарядами, пушечным и пулемётным огнём. Пока Ил-2 разворачивались для второго захода, подоспевшие Пе-2 прицельно сбросили бомбы по скоплению самолётов на земле. На аэродроме горели и взрывались заправленные бензином, начиненные авиабомбами фашистские бомбовозы.

Неожиданно появились 6 Ме-109. Они кинулись на Пе-2. Лётчики на "МиГах" преградили им путь. Меткие очереди наших истребителей сорвали замысел противника. Завязался скоротечный бой. Атака следовала за атакой. Пётр Ковац, Николай Романов и Алексей Панов сбили 3 Ме-109.

Пока вверху шёл воздушный бой и Пе-2 прицельно бомбили аэродром, штурмовики стали в круг, методично уничтожая одну цель за другой. От прямых попаданий пушечных снарядов загорелось бензохранилище. Взметнулся высокий столб чёрного дыма.

Подошло время возвращаться на свой аэродром. Повернули все 4 группы: штурмовики, бомбардировщики и 2 группы истребителей прикрытия. Возвращались без потерь.

Когда пересекали линию фронта, их пытались атаковать сверху 4 "Мессера". Однако находившийся поблизости комиссар эскадрильи Соколов успел почти в упор вонзить длинную пулемётную очередь в кабину вражеского самолёта. Перевернувшись несколько раз через крыло, тот рухнул на землю. Остальные ушли. Скоро воздушная разведка подтвердила, что на аэродроме Ельня уничтожено 12 самолётов противника, взорван склад горючего, выведена из строя взлётная полоса.

После удачного вылета был разбор. Командир полка Беркаль дал высокую оценку работы лётчиков.

К концу 1941 года заместитель командира эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( Калининский фронт )  Гвардии капитан А. А. Кондратюк совершил 193 боевых вылета, провёл 43 воздушных боя, в которых лично сбил 4 самолёта противника.

Группа лётчиков 5-го ГвИАП.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 Мая 1942 года Гвардии капитан Кондратюк Александр Александрович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 567 ).

9 Августа 1942 года четвёрка ЛаГГ-3 во главе с Гвардии майором Александром Кондратюком, прикрывая войска 31-й армии и переправы через реки Вазуза и Осуга в районе Зубцов и Гнездилово, завязала бой с 15 самолётами противника. Было сбито 2 бомбардировщика и Ме-109. Но один из вражеских истребителей подбил машину Бориса Журина. Лётчик покинул "ЛаГГ" с парашютом, но начавший было распускаться белый шелковый купол внезапно вспыхнул свечой и заполыхал...

А.А.Кондратюк

10 Августа 1942 года А. А. Кондратюк был тяжело ранен в воздушном бою и до Апреля 1943 года находился в госпитале. После излечения перешёл на лётно - испытательскую работу.

Всего за период своей боевой деятельности выполнил около 350 вылетов и одержал 12 воздушных побед, с учётом боёв в Китае.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных побед в ВОВ. ]

В 1943 - 1947 годах был лётчиком - испытателем военной приёмки авиазавода № 381 в Москве. Испытывал серийные истребители Ла-5, Ла-7, И-250 и их модификации. В 1947 - 1949 годах работал лётчиком - испытателем военной приёмки авиазавода № 82 в Тушино. Испытывал серийные учебно - тренировочные бомбардировщики УТБ.

В Июле - Октябре 1949 года был лётчиком - испытателем военной приёмки авиазавода № 381 в Москве. Испытывал серийные реактивные истребители МиГ-15. Во время одного из испытательных полётов с истребителя сорвало фонарь кабины. Кондратюк получил тяжёлые ранения головы и был вынужден уйти с лётной работы.

С Октября 1949 года Гвардии полковник А. А. Кондратюк - в отставке. Жил в Москве. Умер 23 Мая 1994 года. Похоронен на Кунцевском кладбище, на участке № 9-2.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора А. А. Кондратюка:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
120.09.1941 г.1  Ju-88аэродром Совхоз ДугиноИ-16, ЛаГГ-3.
201.03.1942 г.1  Ju-52Артеминки - Буцкино - Дубровка
302.08.1942 г.1  Ме-109сев. окр. Ржев
409.08.1942 г.1  Ju-88Векшино

      Всего сбитых самолётов - 7  [ 4 ]  + 0  боевых вылетов - 337;  воздушных боёв - 63.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz