КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Алфеев Владимир Иванович |
Родился 15 июля 1923 года. Окончил 9 классов средней школы и аэроклуб. С 1941 года в рядах Красной Армии, весной 1944 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. До конца Великой Отечественной войны служил в 4-м запасном истребительном авиационом полку в качестве лётчика - инструктора. В ноябре 1946 года направлен в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, где проработал до марта 1950 года в той же должности. С марта 1950 года до ноября 1950 года служил в состае 32-го Гвардейского ИАП, после чего был переведён старшим лётчиком в состав 196-го ИАП. В составе этого полка с декабря 1950 года по февраль 1952 года находился в Китае в правительственной командировке. С апреля 1951 года по февраль 1952 года участвовал в боевых действиях на территории КНДР. В воздушных боях лично сбил 7 самолётов противника. 20 мая 1951 года группа старшего лейтенанта Н. К. Шеломонова с ходу вступила в бой со звеном "Сейбров". При этом, звено старшего лейтенанта П. А. Сосковца обнаружило новое звено F-86, которое намеревалось снизу незаметно атаковать самолёты звена Шеломонова, и перешло в атаку на это звено. В ходе своих поединков с пилотами "Сейбров" наши лётчики доказали, что они на этот раз лучше в мастерстве, чем американские пилоты, и сумели поразить 3 F-86 и вынудить остальных покинуть поле боя. При этом 2 победы одержали лётчики звена Сосковца - В. И. Алфеев и Ф. А. Шебанов. 20 мая 1951 года в 15 часов 5 минут поднялась в воздух группа из 8 экипажей 196-го ИАП под командованием командира полка подполковника Е. Г. Пепеляева, а ещё через несколько минут вслед за ней ушла в воздух восьмёрка "МиГов" из состава 3-й эскадрильи полка под командованием старшего лейтенанта Н. К. Шеломонова. В районе Тецузана группа обнаружила 2 звена F-86 и вступила с ними в бой. Пара звена под командованием капитана Б. С. Абакумова атаковала четвёрку "Сейбров", которые атаковали пару капитана В. А. Назаркина. Но на саму пару Абакумова навалились ещё 2 пары "Сейбров", и только мастерство и взаимовыручка наших лётчиков спасли их от опасности. При уходе от очередной атаки резко вверх в штопор сорвался самолёт Абакумова. При выходе из штопора его попыталась сбить пара "Сейбров", но их, в свою очередь, атаковал ведомый Абакумова, капитан Н. К. Кирисов, который так вцепился в эту пару, что, ведя периодически по ним огонь, вынудил уйти их в сторону залива. При этом Кирисов всё же достал ведущего этой пары и израсходовал весь свой боекомплект, но добился попаданий в самолёт противника с дистанции в 150 метров, после чего "Сейбр" задымил и резко ушёл вниз. В этом бою лётчиками 196-го ИАП было сбито 3 "Сейбра" и один подбит, но штаб полка засчитал победы всем 4-м пилотам. Отличились лётчики: командир полка подполковник Е. Г. Пепеляев, капитан Н. К. Кирисов, старшие лейтенанты Ф. А. Шебанов и В. И. Алфеев. В сражениях 11 декабря 1951 года участвовали все 5 полков 64-го ИАК. В первом бою сошлись лётчики 17-го ИАП с 18 F-86, бой закончился безрезультатно. Полк вылетал в составе ударной группы дивизии и первым принял на себя удар противника в виде группы F-86. Во втором сражении дня вновь участвовали лётчики всех 3-х полков 303-й ИАД, которые дрались в "Аллее "МиГов" с большой группой F-86. Лётчики 196-го полка в этом бою сбили 2 "Сейбра" - они на счету капитана В. И. Алфеева и капитана Б. В. Бокача. Кроме того, в этом же сражении в районе Ансю участвовали и 22 лётчика 17-го ИАП, которые провели удачный бой с 10 F-86, в котором капитан Н. Г. Докашенко подбил один "Сейбр". А вот лётчики 18-го ГвИАП в этом сражении сбили сразу 2 "Сейбра" - отличилась пара старшего лейтенанта И. И. Шавшы и его ведомого старшего лейтенанта В. А. Конева. 28 и 29 декабря 1951 года в "Аллее "МиГов" с F-86 из 4-го и 51-го ИАКР в основном сражались только лётчики уже изрядно уставшей 324-й ИАД. Но, несмотря на это, они в воздушных боях с "Сейбрами" за эти дни сбили 8 самолётов ( по 4 в каждый день ) без своих потерь. Вот как описывает бой 28 декабря его участник бывший лётчик 196-го ИАП старший лейтенант П. Г. Иовлев: "В этот день мы вылетели в составе полка, состоящего из 12 экипажей. Я летел ведомым у капитана В. И. Алфеева. Встреча с противником произошла на высоте 10 000 метров на встречном курсе. Мы вступили в бой с 48 F-86. Наша пара была атакована звеном "Сейбров". Не имея достаточной скорости для атаки, тройка "Сейбров" прошла ниже нас, а один F-86 отстал. Бой проходил в вертикальной плоскости, и, увлекшись погоней за своей целью, "Сейбр" не заметил нас. Капитан Алфеев не мог его атаковать, а у меня была выгодная позиция. Я довернул самолёт чуть вправо, вписал его в прицел и открыл огонь. Дистанция была около 200 метров, и я попал фугасным снарядом в стык плоскости с фюзеляжем, правая плоскость отвалилась, и "Сейбр", вращаясь вокруг своей оси, стал падать. Лётчик не выпрыгнул... В этом же бою сбил один "Сейбр" и капитан В. И. Алфеев". Вспоминает бывший командир 196-го ИАП Герой Советского Союза полковник Е. Г. Пепеляев: "Такие лётчики 196-го авиаполка, как заместитель командира полка майор А. Митусов, командиры эскадрилий Б. Бокач, Н. Шеламонов, командиры звеньев Л. Иванов, И. Заплавнев и В. Алфеев - настоящие труженники войны и мастера воздушного боя, остались в тени из - за своей скромности. Эти лётчики сделали по 150 - 180 боевых вылетов, провели до 50 воздушных боёв, сбили по нескольку американских самолётов. Некоторые из них, такие как А. Митусов, Б. Бокач, И. Заплавнев и Н. Шеламонов, были отмечены государственными наградами за бои в Великой Отечественной войне. Знаю, что командир 324-й истребительной дивизии трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб представлял меня к званию дважды Героя Советского Союза и 6 лётчиков моего полка к званию Героя Советского Союза: Алексея Митусова, Бориса Бокача, Владимира Алфеева, Ивана Заплавнева, Льва Иванова и Бориса Абакумова. Эти лётчики сбили по 7 - 8 американских самолётов, а некоторые и по 2 - 3 немецких самолёта в Отечественную войну. По прибытии из Кореи 324-ю авиадивизию передали из ВВС в состав ПВО страны. Начальство ПВО, защищая свои амбиции, все эти документы положило под сукно, где они и лежат до сих пор..." После возвращения в Советский Союз до мая 1953 года продолжал служить в 196-м ИАП, затем был направлен в состав 176-го ГвИАП ПВО, командовал эскадрильей. Осенью 1955 года был назначен заместителем командира 176-го ГвИАП по лётной подготовке, а через год - помощником командира 324-й ИАД ПВО по огневой и тактической подготовке. С августе 1958 года до апреля 1959 года был заместителем командира 205-го ИАП, после чего стал командиром 191-го ИАП. Весной 1960 года подполковник В. Н. Алфеев направлен в распоряжение Командующего войсками Московского округа ПВО и прикомандирован к ЦК ДОСААФ. С августа 1960 года до февраля 1963 года был заместителем по лётной подготовке начальника Калужского авиационного учебно - тренировочного центра ДОСААФ, после чего ушёл в отставку. Проживал в городе Иваново. Умер в 1986 году. Награждён орденами: Красного Знамени ( трижды ), Красной Звезды ( дважды ); медалью "За боевые заслуги". |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |