КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Бахаев Степан Антонович |
Степан Бахаев родился 2 февраля 1922 года в селе Двуречки, ныне Грязинского района Липецкой области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества в 1940 году. Работал доменщиком на Новолипецком металлургическом заводе, учился в аэроклубе. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов. С июля 1943 года младший лейтенант С. А. Бахаев служил в составе 515-го истребительного авиационного полка, воевал в его составе до самого конца войны. К маю 1945 года старший лейтенант С. А. Бахаев выполнил 109 успешных боевых вылетов на истребителях Як-7 и Як-9. Проведя 26 воздушных боёв, сбил 12 самолётов противника лично и 3 в группе с товарищами ( 3-й результат в полку ). Летом 1950 года капитан С. А. Бахаев в составе 523-го истребительного авиационного полка ( 303-я ИАД ) убыл на Дальний Восток. В то время необходимо было переучить часть авиачастей 54-й Воздушной армии на новую реактивную технику и одновременно нести боевое дежурство на границах Приморья. Список известных побед старшего
лейтенанта С. А. Бахаева в ВОВ:
26 декабря 1950 года американский разведывательный самолёт RB-29 вторгся в советское воздушное пространство, и поднятая на перехват пара "МиГов" из состава 1-й эскадрильи 523-го ИАП ( ведущий - старший лейтенант С. А. Бахаев, ведомый - лейтенант Н. К. Котов ) получила приказ посадить нарушителя или уничтожить. Над мысом Сейсюра ( устье реки Тюмень - Ула ) наши лётчики после короткого боя сбили этот "Боинг". Весной 1951 года полк был направлен в Северную Корею. Там, с апреля 1951 по февраль 1952 года, Степан Антонович совершил 180 боевых вылетов, в 63 воздушных боях сбил лично 11 самолётов противника, ещё 3 победы не получили официального подтверждения. Удалось найти подтверждения 10 побед, из них: 1) Поистине настоящее сражение произошло 24 июня 1951 года между американскими лётчиками из 8-й и 49-й ИБАГ и советскими лётчиками. В этот день большая группа F-80 попыталась нанести бомбово - штурмовой удар по одному из железнодорожных узлов в районе Ансю. В 8:13 в районе Созан было обнаружено 16 самолётов F-80, которые на высоте 5000 метров следовали в район Ансю. В 8:22 по команде с КП дивизии 1-я эскадрилья в составе 10 МиГ-15 под командованием командира эскадрильи Гвардии майора А. П. Трефилова произвела боевой вылет на перехват штурмовиков противника в районе Ансю. В 8:29 Трефилов, следуя своей группой на высоте 6000 метров в боевом порядке левый пеленг звеньев, в 10 км юго - западнее Ансю, на высоте 1500 - 2000 метров увидел до 16 F-80, которые наносили бомбово - штурмовые удары по железнодорожной станции Ансю, и вступил с ними в бой. Капитан С. А. Бахаев, следуя за парой майора Трефилова, левее себя на удалении 1,5 - 2,0 км увидел пару F-80 и пошёл на сближение с ними. Проскочив противника на встречно - пересекающихся курсах, капитан Бахаев произвёл левый боевой разворот, а пара F-80 произвела правый разворот. Бахаев своей парой зашёл сзади сверху к паре F-80 и, сблизившись на дистанцию 500 метров, открыл огонь по ведомому самолёту. В результате атаки F-80 был сбит и упал в море в 15 км юго - западнее Ракоцин. Ведущий F-80 заметил атаку пары МиГ-15и переворотом с резким снижением ушел за береговую черту. Капитан Бахаев из атаки вышел левым разворотом с набором высоты, после чего продолжил поиск противника в заданном районе. В этом бою Бахаеву удалось серьёзно повредить F-80 пилота 36-й аэ 8-й ИБАГ Телмеджа Уилсона и ранить пилота. Уилсону удалось долететь до своей базы и посадить свой подбитый самолёт, который через 4 дня списали в утиль. 2) 19 августа 1951 года лётчики 18-го Гвардейского ИАП в составе 8 машин совместно с полковой группой в 28 экипажей из 523-го ИАП провели бой с 3 группами "Сейбров" общим количеством 24 - 30 машин, в 9 часов 15 минут в районе Тэйсю. Лётчики 18-го полка попали под удар большой группы "Сейбров" и, пока подоспели лётчики 523-го ИАП, понесли потери: были сбиты капитан В. А. Сохань и лейтенант В. Т. Кондратов. Причём обоих сбил лётчик 334-й АЭ 1-й лейтенант Ричард Беккер. Благо обоим нашим лётчикам удалось благополучно покинуть свои подбитые машины и вернуться в часть. Лётчикам 18-го ГвИАП удалось сбить только один "Сейбр", и сделал это капитан А. А. Калюжный. Подоспевшие лётчики 523-го ИАП дали возможность выйти из боя лётчикам 18-го полка и провели короткий, но ожесточённый бой с двумя десятками "Сейбров". По докладам вернувшихся после этого боя лётчиков полка, капитану С. А. Бахаеву и старшему лейтенанту В. П. Филимонову удалось сбить 2 "Сейбра", а капитану И. И. Тюляеву и старшему лейтенанту А. M. Шевареву удалось повредить ещё 2 "Сейбра", без своих потерь. Был только легко повреждён самолёт старшего лейтенанта А. А. Обухова, который благополучно вернулся на свой аэродром. Однако по какой-то причине эти победы не были засчитаны командованием корпуса. Американская сторона вновь не сообщает о каких - либо потерях своих F-86 в этот день, а вот повреждение одного "МиГа" записали на счёт 1-го лейтенанта Джилла Гарретта. 3) 19.09.1951 года. Засчитан F-84E. Всего в этот день пилоты корпуса заявили 7 побед, но противник признал лишь одну: F-84E №51-528 из 49-й ИБАГ. Является ли Бахаев "автором" этой победы можно пока лишь предполагать... 4) 25.09.1951 года. Засчитан F-86A. Сбит на встречных курсах, причём "Сейбр" взорвался в воздухе, а обломки упали в 30 - 40 км южнее Тайсена. Американцы вновь не признали потреи. Странно, чьи же тогда обломки нашил поисковые службы ?.. 5) 26.09.1951 года. Засчитан F-86A - упал в море в районе Дзюйсена. Вновь не подтверждается американцами. 6) 06.10.1951 года. F-86A из 336-й АЭ 4-го ИАКР. На сей раз признали... 7) 23.10.1951 года. B-29 №44-23347 из 372-й АЭ 307-й БАГ ( дотянул до базы в Кимпо, где был списан в утиль ). Это был так называемый "Чёрный вторник" ВВС США. В этот день 9 B-29 из 307-й БАГ под прикрытием 55 F-84 и 34 F-86 атаковали аэродромы Намси и Тайсен. на их перехват поднялись 58 МиГ-15 из 303-ей ИАД и 26 МиГ-15 из 324-й ИАД. В ходе боя помимо победы Бахаева было сбито ещё 7 B-29 и 1 ( последний из девятки ) повреждён. Так же был потерян и F-84E №50-1220 из 111-й АЭ 136-го ИБАКр, пилот которого Дж. Шеумекер погиб ( его сбил лейтенант Л. К. Щукин ). Только из состава экипажей B-29 55 человек погибло и пропало без вести и 12 было тяжело ранено... 64-й ИАК лишился 1 "МиГа" - старший лейтенант Хуртин из 523-го ИАП погиб от атаки командира 336-й АЭ майора Р. Крейтона. 8) 29.11.1951 года. Засчитан F-86, сбитый в районе Дзюнсена ( вновь не подтверждается американцами ). 9) 01.1952 года. F-86E №50-0635 из 16-й аэ 51-го ИАКр. Пилот Джон Логойда погиб. 10) 18.01.1952 года состоялась ещё одна встреча лётчиков 64-го корпуса со штурмовиками из 49-й ИБАГ. В этот день мелкие группы F-84Е действовали недалеко от Аньдуня, выходя в районы цели со стороны моря. В ходе боя Бахаевым был серьёзно подбит F-84Е с № 51-669 из состава 49-й ИБАГ. Американский пилот хоть и долетел до своей базы в Тэгу, но разбился при посадке. Старший лейтенант К. Т. Шальнов также сбил один F-84, который ему официально не засчитали. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, заместителю командира эскадрильи 523-го истребительного авиационного полка капитану С. А. Бахаеву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Вернувшись в Советский Союз продолжал служить в ВВС. С 1959 года инспектор потехнике пилотирования 523-го ИАП майор С. А. Бахаев - в запасе. Жил в городе Богодухов Харьковской области ( Украина ). Умер 5 июля 1995 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ); медалями. Мемориальная доска установлена в Липецке. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |