КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Чиж Василий Иванович |
Родился в 1917 году. В рядах Красной Армии с 1936 года, призван Полтавским РВК Украинской ССР. После окончания военной авиационной школы лётчиков служил в ВВС. С июля 1941 года лейтенант В. И. Чиж в действующей армии. С 7 июля по 11 декабря 1941 года сражался на Южном и Юго - Западном фронтах, с 10 декабря 1942 года по 15 марта 1943 года сражался на Северо - Западном фронте, с 7 октября 1943 года по 8 июля 1944 года - на Степном и 2-м Украинском фронтах, затем - на 1-м Украинском фронте. Боевую деятельность начал в составе 3-й эскадрильи 1-го авиационного полка авиационной дивизии Павлоградской авиационной школы, летал на устаревшем самолёте Р-5 ( ССС ). За 34 боевых вылета днём и 12 ночью на бомбардировку живой силы и техники противника награждён первым орденом Красного Знамени. Затем был командиром звена в 23-м ИАП ( 44-я ИАД ). С августа 1942 года - в составе 10-го истребительного авиационного полка ( позднее преобразован в 69-й Гвардейский ИАП ). Летал на "Киттихауках" и "Аэрокобрах". К маю 1945 года Гвардии майор В. И. Чиж выполнил 232 боевых вылета, в 53 воздушных боях сбил 12 самолётов противника лично и 1 - в паре. Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 - 1950 годов. Лично сбил 2 самолёта противника. Награждён орденами: Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями. 69-й Гвардейский истребительный авиационный полк, где помощником командира по воздушно - стрелковой службе в то время был Василий Иванович Чиж, по праву считался одним из лучших в соединении. Весной 1944 года наши войска вели наступательные бои на Кишинёвском и Ясском направлениях. Запомнилась жестокая схватка с противником в один из апрельских дней. С радиостанции наведения вызовы следовали один за другим. Группы наших истребителей садились, заправлялись горючим, лётчики уточняли задачу и вновь устремлялись в грозное фронтовое небо. В каждом вылете они встречались с "Мессершмиттами", "Фокке - Вульфами", "Хейнкелями", "Юнкерсами" и непременно выходили победителями. В тот день враг недосчитался 15 самолётов, не смог поддержать свои наземные части, а наши 12 машин остались целы. Многие из тех, кто обеспечивал боевую работу группы, задавали себе вопрос: случаен ли успех советских истребителей ? Может быть, в группу входили какие-то особые асы ? Нет, успех был вполне закономерен. Документы военной поры, рассказы очевидцев и участников воздушных схваток свидетельствуют: лётчики полка не раз сражались в небе с численно превосходившими силами врага, всегда проявляли невиданное мужество и отвагу, показывали высокое мастерство и снайперскую точность огня. Прикрывая наземные войска на Ясском направлении 2 мая 1944 года, группа из 4 самолётов, ведомая Гвардии лейтенантом Ф. И. Шикуновым ( он летел в ударной паре, а Гвардии капитан В. И. Чиж - в прикрывающей ), вступила в воздушный бой с 8 вражескими истребителями. Советские лётчики сбили 3 самолёта противника ( 2 - Шикунов, 1 - Чиж ) и, не потеряв ни одного своего, вынудили врага повернуть назад. А 5 мая ударная четвёрка Шикунова и прикрывающая четвёрка Чижа в том же районе встретили последовательно одну за другой 2 большие группы бомбардировщиков Ju-87. Вступив с ними в бой, Шикунов, Чиж и Антонов сбили по 2 самолёта, а Гвардии младший лейтенант Павлюк - один. Таким образом, 8 наших истребителей уничтожили 7 самолётов противника, опять же не потеряв ни одного своего. Как ни скупы строки боевых и политических донесений, но из них ясно, что боевой почерк полка, великое искусство лётчиков побеждать врага без потерь или с минимальными потерями вырабатывались непрерывной учёбой, напряжённым трудом. Большая заслуга в этом принадлежит Гвардии капитану В. И. Чижу. Будучи помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе, он обеспечивал боевую выучку лётного состава, особенно ведущих групп. - Василий Иванович использовал как положительные, так и отрицательные результаты воздушных боёв, - вспоминает его однополчанин Иван Ефремович Бабенко. - Учил правильно использовать солнце, облака и всё то, что помогало обеспечить внезапность нападения на противника. Он учил лётчиков ежедневно, ежечасно, на тренировках и в бою, в воздухе и на земле. И сам летал почти беспрерывно. Обладая всеми качествами, необходимыми лётчику - истребителю, Василий Иванович умел помочь каждому лётчику. Он учил их мужеству и мастерству, учил проявлять смекалку, инициативу в любой обстановке. Всё это обеспечивало победу над врагом и минимальные потери в бою, а также поднимало у лётчиков боевой задор и энтузиазм, вселяло веру, скрепляло дружбу и товарищество. До начала боёв на Кишинёвском и Ясском направлениях отважный воздушный снайпер имел уже на своём счету 8 сбитых самолётов противника, был награждён двумя орденами Красного Знамени. Первый орден он получил ещё осенью 1941 года, когда был командиром звена лёгких бомбардировщиков. В то время ему не раз приходилось летать днём и ночью в тыл врага, держать связь с партизанами, помогать окружённым частям пробиваться к своим. Вторым орденом Красного Знамени Василий Иванович был награждён уже за личные победы в воздушных боях. Когда на вооружение советских Военно - Воздушных Сил стала поступать новая техника, Василий Чиж переучился на истребитель. Верный своему правилу досконально изучить самолёт, его возможности, он отлично освоил машину. Вскоре за ним укрепилась слава воздушного снайпера и мастера воздушной радиосвязи. Эти качества давали ему право учить других и явились основанием для назначения его на должность помощника командира полка по воздушно - стрелковой службе. После боёв на Кишинёвском направлении к наградам были представлены все 12 лётчиков той группы. Гвардии капитан В. И. Чиж получил орден Александра Невского. В представлении к награде указывалось: "Тов. Чиж в бою проявляет взаимную выручку, смелость, мужество и отвагу. Обучая лётчиков снайперской стрельбе по самолётам противника из пушек и пулемётов истребителя, добился отличных успехов. В результате лётчиками полка за короткий срок ( с 5 октября 1943 года по 1 мая 1944 года ) сбито в воздушных боях более 100 самолётов противника". Отличились Гвардейцы - авиаторы во Львовской, Сандомирской и других операциях. На завершающем этапе войны характер боевой работы полка изменился. Ему была поставлена основная боевая задача - сопровождать бомбардировщики. Теперь на прикрытие наземных войск и переправ приходилось вылетать значительно реже, а при сопровождении в бой могли вступать только тогда, когда противник угрожал бомбардировщикам. Таким образом, сократились встречи с истребителями врага, воздушные бои. Лётчик - истребитель Василий Чиж обратился к командиру с предложением: основная задача остается прежней - сопровождение бомбардировщиков, но в зависимости от обстановки и истребителям принимать участие в ударах по наземным силам врага. Командование одобрило его. С большим подъемом уходил лётный состав полка на задания. Не обращая внимания на огонь зенитной артиллерии, Гвардейцы не отходили от сопровождаемой группы бомбардировщиков и вместе с ними наносили огневые удары по скоплениям вражеских войск. Так начал расти боевой счёт Гвардейцев - истребителей, уничтожавших живую силу и технику противника на земле. Они громили аэродромы, склады, железнодорожные станции, эшелоны, автоколонны и другие объекты, парализовывали действия вражеских войск, срывали железнодорожные и автомобильные перевозки, сеяли панику, наводили ужас на противника. Особенно возросла ненависть лётчиков к врагу, когда в полку узнали о фабриках смерти - концлагерях - на территориях Польши и Германии. Василий Иванович предложил тогда подвешивать к истребителям бомбу. Он первым в полку освоил бомбометание. Пригодился и прежний опыт. Почти ежедневно, а порой и по нескольку раз в день водил Гвардии капитан В. И. Чиж группы на сопровождение бомбардировщиков и штурмовку войск противника. Его фамилия в числе отличившихся упоминалась в каждом донесении. Так, в течение короткого времени он сбросил 30 бомб, в результате штурмовки уничтожил около 10 автомашин, 3 паровоза, поджёг 3 цистерны с горючим. Атаковал Василий Чиж дерзко, поражал цель с первого захода, без промаха, расстреливал фашистов в упор. Как-то, в марте 1945 года, он, взорвав вражеский паровоз, сам едва остался жив, так как в момент взрыва оказался на небольшой высоте и его самолёт сильно подбросило взрывной волной. Кроме того, фонарь кабины оказался настолько закопчённым, что довести самолёт до аэродрома и посадить его оказалось весьма трудно. Но и на этот раз выручили мастерство, опыт полётов на лёгких бомбардировщиках ночью. Приземлился отважный лётчик благополучно. В завершающих операциях по разгрому фашистской Германии лётчики полка сбили в воздушных боях 46 самолётов, уничтожили на земле штурмовыми действиями более 20 самолётов, 8 паровозов, 16 вагонов, 128 автомашин и до 430 солдат и офицеров противника. В то же время основная задача пo сопровождению бомбардировщиков решалась полностью и без потерь. Слава Гвардейцев - истребителей вышла за пределы дивизии. За отличие в боях полк получил наименование "Краковский" и был награждён орденом Александра Невского. Василий Иванович Чиж, как один из организаторов, вдохновителей и инициаторов успешных боевых действий личного состава, был сфотографирован у развернутого Боевого Знамени полка. Его заслуги командование отметило 3-м орденом Красного Знамени. Завершил свой боевой путь Василий Чиж в небе над Прагой в победном Мае 1945-го. К тому времени на его счету было 232 боевых вылета, 53 воздушных боя, 13 сбитых самолётов, много различной техники и живой силы противника, уничтоженных штурмовыми действиями. Список всех известных побед Гвардии
майора В. И. Чиж:
И в послевоенное время Василий Иванович продолжал служить в военной авиации. Совершенствовал боевое мастерство, овладел реактивной техникой, воспитал и обучил не одно поколение молодых лётчиков. Родина ещё не раз отмечала его ратный труд. Среди наград - 4-й орден Красного Знамени. В 1950-е годы ему довелось участвовать в Корейской войне. Там Гвардии подполковник В. И. Чиж был уже заместителем командира 726-го истребительного авиационного полка ( 133-й ИАД ). В воздушных боях уничтожил ещё 2 самолёта противника. 24 декабря 1952 года сбил F-86. Всего в этот день 3 советских пилота заявили о победах над "Сейбрами" - Гвардии подполковник В. И. Чиж, Гвардии старшие лейтенанты А. Н. Захаров и Л. И. Русаков. Американцы подтвердили потерю только одного F-86F-1 №51-2858 из состава 334-й аэ, о судьбе пилота не сообщается. 15 января 1953 года сбил F-84. В этот день в районе Ансю произошло крупное воздушное сражение. Командование 5-й ТВА предприняло крупный налёт ИБА в район Хичхон, в котором участвовало несколько десятков F-84G под прикрытием "Сейбров". В отражении налёта участвовали лётчики 133-й ИАД ( 726-й ИАП ) и 216-й ИАД ( 518-й ИАП и 878-й ИАП ). В итоге сбито 3 F-84G и подбито 3 F-84G, так же подбито 4 F-86. Потери корпуса - 1 МиГ-15бис ( старший лейтенант В. М. Мищенко, погиб. Его сбил капитан Д. Дэвидсон, 334-я АЭ ). Американцы признали потерю 2-х F-84G: №51-1139 из 69-й аэ 58-го ИБАКр, пилот которого Р. Уаррен попал в плен ( его сбил В. И. Чиж. ) и №51-10411 из 58-го ИБАКр. За этот бой В. И. Чиж и получил свой 4-й орден Красного Знамени. В запас Василий Иванович Чиж вышел в звании Гвардии полковника. Ветеран 2-х войн вел активную работу по военно - патриотическому воспитанию молодёжи. И на этом идеологическом фронте он также отдавал все силы и знания, весь жар души делу своего народа. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |