Ермаков Дмитрий Васильевич - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
HSU

Ермаков Дмитрий Васильевич

Д.В.Ермаков

Родился 2 Ноября 1920 года в деревне Островлево, ныне Кувшиновского района Тверской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы в Дядино. С 1937 года учился в Торжокском техникуме механизаторов сельского хозяйства. Одновременно занимался в аэроклубе. С 1940 году рядах Красной Армии, два года спустя окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Апреля 1942 года. Был пилотом, командиром звена 159-го истребительного Таллинского авиационного полка.

К Ноябрю 1944 года командир звена 159-го истребительного авиационного полка ( 275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт )  Лейтенант Д. В. Ермаков совершил 322 боевых вылета. Из них 121 раз он прикрывал от вражеской авиации наземные войска и 84 раза сопровождал транспортные самолёты. Проведя 54 воздушных боя, лично сбил 25 самолётов противника.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны командовал авиационным полком. В 1958 году по состоянию здоровья уволен в запас. Полковник в отставке Д. В. Ермаков последние годы жил в городе Кувшинове Тверской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( трижды ); медали.

*     *     *

Этот удивительный лётчик отличался редкостным индивидуализмом: любимым видом его боевой работы была одиночная свободная "охота".

"Страсть к "охоте" по наземным целям у него порой граничит с недисциплинированностью", - записано о Лейтенанте Ермакове в историческом формуляре 159-го ИАП. В этом же документе отмечен и его стремительный прогресс в лётном деле: "Никто из лётчиков - героев полка не имел такого быстрого и бурного роста боевого мастерства, как Ермаков. В этом с ним не может сравниться даже В. Серов, который долгое время находился под твёрдым и неусыпным руководством таких лётчиков, как Булаев и Лихолетов".

Свою боевую деятельность на фронтах Великой Отечественной войны сержант Дмитрий Ермаков начал в Апреле 1942 года в составе 123-го истребительного авиационного полка.

Д.В.Ермаков

Уже в Мае 1942 года он оказался в 286-м ИАП, прикрывал "Дорогу Жизни" ( автомобильную трассу по льду Ладоги на Ленинград ). Там, летая на биплане И-153, он одержал первую победу.

В Апреле 1943 года был переведён в 159-й ИАП - один из лучших полков Ленинградского фронта, которым к тому времени командовал П. Покрышев, ставший впоследствии дважды Героем Советского Союза. Там летал уже на американском P-40, позднее пересел на Ла-5 и воевал на нём до конца войны.

В одном из наградных листов, командир полка так охарактеризовал качества талантливого лётчика - истребителя Дмитрия Ермакова:

"Страстный "охотник" не только по воздушным, но и по наземным целям, мастерством ударов по воздушному и наземному противнику приобрёл заслуженную славу истинного аса. В боях смел, решителен, настойчив. Личной отвагой и дерзостью увлекает за собой лётный состав, учит бить врага наверняка.

Является лучшим истребителем - охотником. Умеет навязывать противнику свою волю, взять инициативу боя, в результате чего выходит победителем".

Вот лишь несколько примеров, вошедших в историю 159-го полка.

2 Апреля 1944 года 8 истребителей Ла-5, в составе которых находился и Лейтенант Д. В. Ермаков, в районе южнее Пскова отражала крупный бомбардировочный налёт противника на наш передний край. 35 "Юнкерсов" плотным строем шли под прикрытием 10 истребителей FW-190. Дмитрий Ермаков первым врезался в строй бомбардировщиков и с короткой дистанции поджёг одного из них. Противник не выдержал стремительного натиска наших истребителей и, сбросив груз в расположение своих войск, повернул назад.

Воспользовавшись растерянностью в стане врага, наши экипажи нанесли ему большой урон: сбили 7 "Юнкерсов" и 1 FW-190. Так в неравном бою наши лётчики уничтожили 8 вражеских самолётов !

В.И.Веденеев (слева) поздравляет Д.В.Ермакова с победой, июнь 1944 год
В. И. Веденеев ( слева ) поздравляет
Д. В. Ермакова с очередной победой.

11 Июня 1944 года Дмитрий Ермаков вылетел на разведку в паре с Валентином Веденеевым. В районе Кивиниеми - Рауту  ( Карелия )  они были атакованы 6 финскими "Фиатами". Наши лётчики смело вступили в схватку. Используя своё превосходство в вертикальном маневре, отлично взаимодействуя, наша пара провела беспримерный по тактике бой, одержала блестящую победу - сбив 3 "Фиата". Два из них уничтожил Дмитрий Ермаков.

27 Июня 1944 года, на следующий день после гибели лучшего лётчика полка и всего фронта, обаятельнейшего весельчака Владимира Серова, Младший лейтенант Д. В. Ермаков атаковал над Выборгом большую группу бомбардировщиков Ju-88 и открыв огонь буквально в упор, уничтожил 2 из них.

Всего же, в Июне 1944 года, он уничтожил в боях над Карельским перешейком 8 вражеских машин.

10 Июля 1944 года 6 истребителей Ла-5, прикрывая боевые порядки наземных войск в районе Юяряия, вступили в бой с 10 "Юнкерсами" и прикрывавшими их 6 истребителями Ме-109. Наши пилоты были вынуждены вести бой в невыгодных условиях, производя атаки снизу. И всё - таки группа, ведомая Ермаковым, прорвалась через заслон вражеских истребителей и атаковала бомбардировщики, чем воспрепятствовала прицельному бомбометанию, сбив 2 Ju-88 и 3 Ме-109. Из них 2 машины  ( Ju-88 и Ме-109 )  отправил на землю Дмитрий Ермаков: уничтожив ведущего группы истребителей прикрытия он, на кабрировании открыв огонь, сбил ещё и один из бомбардировщиков.

Всего за годы Великой Отечественной войны он сбил 26 самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 25 личных побед. ]  Победы подчас давались большим трудом, напряжением всех физических и духовных сил, постоянным риском. В воздушных боях он дважды был тяжело ранен, но благополучно возвращался на базу. А сколько это ему стоило ?!

*     *     *

Список всех известных побед Майора Д. В. Ермакова в ВОВ:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.10.1942 г.1  Ме-109Ладожское озероИ-153, "Киттихаук",

Ла-5.
214.01.1943 г.1  Ме-109р-н Ладожского озера
302.04.1944 г.1  Ju-87Паничья Горка
420.04.1944 г.1  FW-190сев. Вивикона
521.04.1944 г.1  Ju-87юж. Пирьятсе
609.06.1944 г.1  "Фиат"зап. Хотока
71  "Фоккер"сев. Нурмиярви
811.06.1944 г.1  "Фиат"юж. Ракка - Ярви
91  "Фиат"сев. Саммерико
1012.06.1944 г.1  Ме-109вост. Куивала
1117.06.1944 г.1  Ме-109вост. Сумма
1219.06.1944 г.1  Ме-109юго - зап. Тирхьян
1322.06.1944 г.1  Ме-109юж. ст. Тали
1428.06.1944 г.1  Ме-109сев. Сарела
151  Ju-87юж. Ясиря
1609.07.1944 г.1  Ме-109юж. Пулккиля
1710.07.1944 г.1  Ме-109зап. Иаккола
181  Ju-88зап. мыза Вентеля
1925.07.1944 г.1  FW-190зап. Нарва
2028.07.1944 г.1  FW-190сев. Риканди
2130.07.1944 г.1  FW-190ст. Вайвара
2207.08.1944 г.1  FW-190Вайвара
2319.09.1944 г.1  FW-190ст. Педья
2422.09.1944 г.1  FW-190сев - зап. Ныме
2502.10.1944 г.1  Ju-88вост. мыза Выхксу

      Всего сбитых самолётов - 25 + 0;  боевых вылетов - 224;   воздушных боёв - 70.

После войны Дмитрий Васильевич остался в ВВС. В 1950 году успешно окончил Высшие лётно - тактические офицерские курсы.

С середины Июля 1952 года участвовал в войне в Корее в звании Подполковника, в должности командира 224-го ИАП 32-й ИАД из состава 54-й Приморской Воздушной армии. Полк базировался на аэродроме Мукден.

F-86 ВВС США
Истребитель F-86F-10 ВВС США.  Корея.

За время боевых действий одержал 2 личные победы.

10 Июня 1952 года во время прикрытия аэродрома Дапу в паре атаковал пару "охотников" F-86F и сбил 1 самолёт ( №51-2938 из 25-й АЭ, пилот Флойд Сальце попал в плен ).

14 Июня 1952 года ему засчитан F-86. В результате атаки сзади Ермаков пушечной очередью попал по правому крылу "Сейбра", от которого отлетела часть правой консоли. Пилот дотянул до залива, где и катапультировался.

Д.В.Ермаков

Всего в этом бою при отражении большого налёта ИБА 5-й ТВА США в районе Ансю лётчики 64-го ИАК заявили 6 сбитых F-86 при потере 1 МиГ-15 Старшего лейтенанта Пименова из 224-го ИАП  ( катапультировался ). США признали потерю 4 "Сейбров":

- F-86F-30 №52-4323 из 12-й аэ 18 ИБАКр, пилот Дж. Аллстон погиб;
- F-86F-30 №52-4486 из 80-й аэ 49 ИБАКр, пилот У. Хаммер погиб;
- F-86F-30 №52-4319 из 12-й аэ 18 ИБАКР, пилот Э. Диллон попал в плен;
- F-86F №51-2923 из 334-й аэ, пилот Р. Фрайлей катапультировался, подобран ПСС США.

После возвращения в Советский Союз, Дмитрий Васильевич Ермаков оставался на службе в ВВС до 1958 года, летал на реактивных самолётах.

В отставку ушёл в звании Полковник имея, в общей сложности за 2 войны, 28 воздушных побед  ( 26 - в Великую Отечественную и 2 - в Корее ).

Демобилизовавшись, он уехал к себе на родину, в город Кувшиново Тверской области.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz